СГА ответы Комбат бесплатно
Главная   Главная   Ответы   Ответы Комбат   Материалы   Скачать   Поиск   Поиск   Форум   Форум   Чат   Чат

   
Навигация

· Главная
· Новости

Общение

· Форум для студента
· Чат для студента
· Связь с нами

К прочтению

· Правила сервиса
· FAQ / ЧаВО
· Как правильно искать
· Как скачивать материалы
· Ответы к ЛС Интегратор
· Как помочь сайту
· Для вебмастеров


Инструменты

· Ответы Комбат
· Скачать материалы
· Поиск по сайту
· Поиск кода предмета



   


Детали файла
Имя файла:1046.03.01;Т-Т.01;1
Размер:109 Kb
Дата публикации:2015-03-09 03:29:17
Описание:
Философия и методология науки - Тест-тренинг

Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):
_________ выделял качественно различные этапы в непрерывном развитии науки. Его «закон трех стадий» касался развития науки
__________ как направление истории и философии науки начинает формироваться в 30-е годы ХХ в. в Англии как реакция на позитивистскую концепцию науки
__________ предполагает выбор направления, стратегии, опираясь как на особенности исследуемых объектов, так и на особенности социокультурной среды развития науки
___________ отмечал, что «наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения»
____________ считает, что не существует трех способов мышления, противоположных друг другу, а есть только один – положительный, или научный
____________, анализируя социальные факторы развития науки, не претендуют на анализ самого научного знания
_____________ считает, что цели и установки научного сообщества носят исторический характер, т.е. меняются на различных этапах развития науки, в различные периоды этого развития
_______________ рассматривает развитие науки как процесс, детерминированный внешними для познания социокультурными факторами
_______________ считает, что развитие науки управляется и определяется внутренне присущими ей закономерностями, внутренней логикой познавательного процесса
«В каждом знании столько истины, сколько есть математики», – считал
«Жесткое ядро» окружено «защитным поясом» – совокупностью вспомогательных теорий, предохраняющих ядро от опровержения, фальсификации. Защитный пояс меняется вместе с переходом от теории к теории, согласно методологии
«Каждый шаг в развитии науки опирается на предшествующие достижения, делая научное знание все совершеннее, адекватнее, а поэтому предшествующее развитие выступает лишь подготовкой современного состояния науки», - это основные положения
«При прочих равных условиях та теория считается более корроборированной, которая: 1) имеет более широкий класс фальсификаторов; 2) прошла более строгие проверки, т.е. подтверждена более трудными, более неожиданными эмпирическими свидетельствами – свидетельствами, связанными с принятием гипотез, фальсифицирующих признанные теории», – пишет К. Поппер в работе
«Я смотрю на непрерывность науки сквозь «попперовские очки». Поэтому там, где Кун видит «парадигмы», я вижу еще и рациональные «исследовательские программы», – писал
А.Койре, Р.Холла, Дж.Агасси можно отнести к сторонникам
Акцент на рациональность научного познания, поиск общих универсальных норм, логики познавательной деятельности, заявленные в концепции К.Поппера, подвергаются критике
Большая заслуга в развитии истории науки принадлежит
В 70-е гг. ХХ в. известность приобрел историцистский вариант нормативного подхода к науке, предложенный
В завершенном виде идея кумулятивного поступательного развития науки была сформулирована Э.Махом и П.Дюгемом в _________ в. (вв.)
В закономерном ходе развития науки нужно выделить два типа закономерностей:
В истории и культурологии для обозначения компонентов духовной культуры, которые выражены в форме неявного знания, но существенно определяют лицо конкретного народа или эпохи, используется термин «__________»
В истории развития естествознания можно обнаружить четыре революции. Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление
В качестве основной движущей силы развития науки ___________ рассматривает внутренние, связанные с природой познания факторы – объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций
В конкретную науку приходит человек из другой области знания, не будучи связанным с традициями данной науки, он и совершает открытие. В этом заключается суть концепции
В концепции И. Лакатоса, отрицательная ___________ запрещает в процессе проверки исследовательской программы использовать отрицающий модус условно-категорического умозаключения для положений, входящих в «жесткое ядро» научно-исследовательской программы в случае обнаружения аномалий и контрпримеров
В основании концепции Карла Поппера лежит принцип критики и принцип
В отечественной философии науки наиболее развернутая классификация традиций и новаций представлена в работах
В отрицании связи социально-экономической и политической структур общества с состоянием науки какой-либо исторической эпохи состоит суть __________ программы
В работе «Физическая теория» __________ пишет: «Физическая теория не есть продукт мгновенного творчества, а она всегда есть медленный и прогрессивно развивающийся результат известной эволюции»
В развитии научно-исследовательских программ И.Лакатос выделяет две стадии – прогрессивную и
В рамках микросоциологических исследований когнитивной социологии научное знание начинает отождествляться с
В результате пролиферации теорий, являющихся несоизмеримыми, происходит рост знания, считал
В русском переводе работы Стивена Эделстон Тулмина были изданы под названием
В середине ХХ в. начала формироваться специальная дисциплина, изучающая системы с обратной связью, –
В современной науке интеграция научного знания стала
В структуре научно-исследовательской программы И.Лакатоса центральное место занимает ее жесткое
В ходе решения проблем познания новых сложных, системных, развивающихся объектов в 70-е гг. ХХ в. возникла
В центре теоретического анализа ___________ находится исследование собственно познавательных процессов, а личностным, социально-экономическим, культурным и прочим аспектам отводится роль факторов, ускоряющих или тормозящих развитие научного познания
В широком социокультурном аспекте закономерностью развития науки выступает ее оформление в качестве самостоятельного, целостного, необходимого для существования человечества вида
Важной закономерностью развития науки является
Верификация – это
Внутренние факторы развития науки будут иметь сложную структуру, так как наука, выступая формой совместной предметной деятельности людей, включает и продукт этой деятельности –
Воздействие внешних социальных факторов на развитие научного познания трактуется интерналистами и экстерналистами как
Все новации делятся на два класса: преднамеренные и
Вторая глобальная научная революция, определившая переход к дисциплинарно организованной науке, произошла в ______ в. (вв.)
Главное внимание ____________ уделяет моменту обоснования знания, а не его возникновению
Главную движущую силу развития науки ________ видит в стимулах, мотивации индивидуальной деятельности ученого
Двойственность науки стала основанием для формирования к середине ХХ в. в философии науки двух методологических направлений:
Демаркация науки и ненауки позволяет освободить научное знание от мифологических и идеологических наслоений, иррациональных и псевдонаучных положений, по мнению
Демаркация – это
Джеральд Холтон изложил свою концепцию в работе
Динамику научного познания по аналогии с биологической эволюцией рассматривает
Дифференциация и интеграция – это
Для выявления степени правдоподобия теорий К.Поппером вводится понятие
Если историк желает понять историю человечества как закономерный процесс, он должен открыть законы развития научных идей, считали
Если на рубеже ХVIII–ХIХ вв. численность ученых в мире едва достигала 1000 человек, то в конце ХХ в. – более ______ млн человек
И.Лакатос является оппонентом концепции __________, восстанавливая в правах рациональную компоненту научного познания
Идею «черных ящиков» – таких компонентов опосредованного научного наблюдения, которые воспринимаются как безусловно истинные, не вызывающие сомнения, выдвинул
Идею исторического характера, релятивности стандартов рациональности подхватывает в своей концепции один из родоначальников эволюционной эпистемологии ХХ в.
Идея исторического формирования и функционирования «стандартов рациональности и понимания», лежащих в основе научных теорий, является центральной в концепции
Идея кумулятивного поступательного развития науки была сформулирована в конце XIX – начале ХХ вв.
Идея, согласно которой объективность и предметность научного знания, его истинность достигается только при условии исключения из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности, является фундаментальной идеей ____________ науки
Интернализм и экстернализм, выступая противоположными концепциями, имеют общее основание – единое понимание феномена
Искусственно и предельно формально подразделяет историю науки на пятидесятилетние периоды, используя в качестве критерия их выделения, время творческой деятельности одного поколения ученых
Исторический контекст перехода к неклассической науке был связан с изменением структур духовного производства, с
История науки есть последовательность периодов кумулятивного развития, прерывающаяся некумулятивными скачками (научными революциями), считает
История науки – это, прежде всего, ее интеллектуальная история, в ней ничего нельзя понять и объяснить, исследуя внешние факторы, - считает
К фундаментальным принципам построения современной научной картины мира относятся:
К.Поппер критерием разграничения науки и ненауки считает _________ знания в опыте
К.Поппер критикует принцип, используемый позитивистами в качестве критерия научности, - это принцип
Книга П.Фейерабенда, которая содержит утверждения о хаотичности, отсутствии закономерностей в развитии науки, принципиальной нерегулируемости познавательного процесса, - это
Конкретизируя свое представление о парадигме и под влиянием критики, Кун вводит понятие
Концепцию П.Фейерабенда называют
Концепция К.Поппера называется
Концепция развития научного познания, сформулированная Т.Куном, находится в оппозиции к критическому рационализму
Любые явления общественной жизни, оказывающие влияние на рост, углубление теоретического, объективно-истинного знания о мире, понимают как факторы развития
Массив исторических источников является __________ материалом истории науки
Модель развития научного познания, согласно которой процесс развития науки предстает как череда эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами, предложил
Модель, в которой история науки понимается как совокупность индивидуальных, частных ситуаций, называется
Н.Винер опубликовал в 1948 г. книгу
На вербализованные и невербализованные, явные и неявные можно подразделить в науке традиции по способу
Наиболее известной работой М.Полани является
Наиболее полно свои базовые идеи А.Койре изложил в работе
Наука - это
Наука в ХХ в. превратилась в сложный социальный организм, включающий социальные структуры, сообщества различного типа; происходит ___________ научного знания, которая меняет его дисциплинарную структуру и содержательные характеристики
Наука об управлении сложными системами с обратной связью, возникшая на стыке математики, техники и нейрофизиологии, называется
Научное открытие должно изображаться как событие, в котором смешались идеи, содержание и цели предшествующей науке культуры, социальные условия времени совершения этого открытия, - считает представитель “кейс-стадис”
Научное познание лишено универсальности, демаркация науки и ненауки невозможна, научный метод не гарантирует получения истинного знания, утверждал
Не общество влияет на изменение научного знания, а скорее наука своими достижениями воздействует на общество, приводя к его изменениям, считал родоначальник позитивизма
Невербализованное знание М.Полани назвал знанием
Неявным знанием назвал невербализованное знание
Область нашего целеполагания, планирования познавательной деятельности, неявная традиция, использующая уже имеющееся знание в функции образцов, – это
Общество воздействует на развитие науки как внешняя сила, стимулирующая или тормозящая ее изменения, но не отвечающая за законы этого движения. Механизмом такого воздействия выступает социальный
Одной из центральных тем концепции К.Поппера выступает проблема
Определенные виды специализированной человеческой деятельности и соответствующие им социальные институты, способные оказывать влияние на изменения, динамику, рост научного знания, относятся к _________ факторам развития науки
Опровержение теории ссылкой на противоречащий ей эмпирический факт - это
Пересмотрев свои методологические установки, __________ разработал универсальную концепцию развития науки, базирующуюся на идее конкурирующих научно-исследовательских программ
По данным ЮНЕСКО, в последнее пятидесятилетие ежегодное увеличение числа научных работников составляло примерно _____%
Подтверждение, повышающее степень правдоподобия, но не степень вероятности теории и не портящее ее фальсифицируемость, – это
Положительное содержание концепции И.Лакатоса заключается в том, что он единицей развития науки считает более крупную, чем теория, единицу – ____________ программу
Послемертоновская социология науки (70–80 гг.) попыталась преодолеть дихотомию «внутреннего» и «внешнего» за счет сведения к ___________ всего содержания научного знания, полного включения в социологию проблематики философии и логики науки
Появление постпозитивизма связывают с выходом в 1959 г. работы К.Поппера
Предпосылки критики позитивистской философии науки заложил Э.Барт в работе
Предпосылки критики позитивистской философии науки заложил Э.Барт в своей работе «Метафизические основания современной классической науки» в _______ г.
Признание невозможности существования мира, Вселенной и всех ее подсистем вне изменения и развития составляет сущность принципа
Примером первого типа перестройки в истории естествознания может служить переход от механической к электродинамической картине физической реальности, осуществленный в __________ в.
Принцип самоорганизации фиксирует способность материи, природы, мира к
Принцип, который позволяет представить наблюдаемую Вселенную как самую крупную и сложную из всех известных человечеству систем, состоящую из множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности, называется принципом
Проведенный Койре анализ научной революции XVII в. показал, что переход от аристотелевской физики к естественной науке Нового времени означал
Р.Мертон, А.Кромби, Э.Цильзель, Дж.Нидам, С.Лилли были известными приверженцами
Работа Т.Куна ___________ послужила толчком для микросоциологических исследований науки
Радикальные изменения в основаниях науки начали осуществляться и в последней трети ХХ в. Это явление можно оценить как начало четвертой глобальной научной революции, знаменующей переход к
Разделение внутренних и внешних факторов, участвующих в приращении научного знания и жесткое их противопоставление друг другу является характерной чертой
Различение терминов «фальсификация» и «фальсифицируемость» принадлежит
Реконструируют логику развития научных идей, отвлекаясь от изучения внешних социальных факторов,
Родоначальником кибернетического подхода является
С конкуренцией исследовательских программ в отдельной дисциплине или отрасли науки связан
С опорой на идеи прагматизма и инструментализма решается проблема истины в концепции
С точки зрения методологии __________, рост сформировавшейся науки представляет собой смену научно-исследовательских программ
С.Тулмин - один из родоначальников эволюционной
С.Тулмин сформулировал эволюционистскую программу развития науки в _________ в.
Свою задачу видит___________ в реконструкции социокультурных условий и ориентиров научного познания, которые выступают факторами, непосредственно определяющими динамику науки
Свыше 90% всех научных открытий и технических достижений приходится на _____ в.
Синергетика - это междисциплинарная форма исследования, по мнению
Системный подход является отражением двух ведущих тенденций в развитии современной науки:
Совокупность конкретно-научных и онтологических допущений (фундаментальных для программы), сохраняющихся без изменений во всех теориях программ, - это
Совокупность специалистов в определенной области знания, получивших сходное образование, сформировавших однотипные профессиональные навыки, усвоивших одну и ту же учебную литературу и отвечающих за реализацию определенных целей, называется Т.Куном
Согласно И.Лакатосу, нормативные правила, задающие пути модификации и развития опровергаемых программ, уточнения гипотез «защитного пояса», пути разработки новых моделей, расширяющих область применения программы, содержит __________ эвристика
Согласно И.Лакатосу, серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов – это
Специально-научные и общенаучные традиции можно выделить по такому критерию, как
Специфический аспект нелинейности научного прогресса демонстрирует история квантовой механики. Методологической основой ее построения явилась идея __________ о необходимости введения представлений о физическом мире через экспликацию операциональной схемы, выявляющей характеристики исследуемых объектов
Среди общенаучных средств логично выделить некоторые подходы и методы, имеющие особое значение для современной науки. К ним относятся системный подход, синергетика и
Статус междисциплинарного научного направления, претендующего на выявление движущей силы эволюции, усложнения любых объектов, приобретает
Сутью теории Большого взрыва выступают представления о ___________, историчности, развитии Вселенной
Существенный удар был нанесен в начале 20-х гг. ХХ в. в физике открытием эффекта расширения Вселенной. Поиск причин данного явления привел к формулировке теории
Сфера неопределенного, относительно которой нельзя сформулировать «что же именно я не знаю», называется
Т.Кун отвергает _________, считая, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения
Тематический анализ, по мнению ______________, позволяет локализовать научное событие в историческом пространстве и времени, понять его как результат борьбы и сосуществования противоположных тем
Тенденцию превращения науки в непосредственную производительную силу («производительную силу капитала») впервые зафиксировал
Теория является продуктом конструирующей деятельности ученых в лаборатории и не может быть понята без анализа процедуры ее конструирования, считает
Теория, из которой удалось вывести какие-либо эмпирические свидетельства, считается
Термин «популяции понятий» ввел
Третий скачок, знаменующий становление неклассической науки, охватывает период с
Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием классической науки, становлением __________. Этот переход охватывает период с конца XIX в. до середины ХХ столетия
Фальсифицируемость предполагает
Фундаментальную роль философии в истории научных идей подчеркивает в своих работах А.Койре – представитель
Ценностные ориентации, образцы способов решения задач относятся к __________ виду знания
Центральным понятием концепции И.Лакатоса выступает понятие
Э.Барт обосновывает идею о том, что научное знание в принципе не может быть отделено от знания философского, в работе
Экстернализм начинает формироваться в_________в. в Англии
Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой --->


ВНИМАНИЕ:
Нажимая на кнопку "Скачать бесплатно" Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с "Правилами сервиса"


.