«В каждом знании столько истины, сколько есть математики» - считал
«Закон трех стадий» применял к развитию науки
«Как и природа, наука не делает резких скачков» - писал
«Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения» - писал
«Нельзя ошибаться только в том, что все теории ошибочны» - полагал в своей концепции
«Принцип непрерывности», который позволяет включить феномен научного открытия в непрерывный ряд развития, сформулировал
«Прогресс науки подчиняется (как и все в мире) универсальному закону эволюции» - так считал
Абсолютно истинная картина природы выступала идеалом
Абсолютно необходимыми, обязательными личные контакты ученых являются в рамках
Автором работы «Кибернетика» является
Ампер и Фарадей работали в эпоху
Английский вариант «Логики научного открытия» К.Поппера впервые был издан в
В завершённом виде кумулятивистская модель развития науки была сформулирована
В завершенном виде кумулятивистская модель развития науки была сформулирована в
В каждом социальном институте (в том числе в науке) выделял «жесткое ядро» и изменчивую сферу мотивации
В конце ХХ в. в науке работало более ___________ человек
В конце ХХ в. число научных журналов начинает приближаться к
В непрерывном поступательном характере развития науки убеждены
В отечественной философской литературе наиболее развернутая классификация научных традиций и новаций дана в работах
В работе «Доказательства и опровержения» обосновывается концепция
В развитии научно-исследовательской программы И. Лакатос выделяет следующие стадии
В развитии сильнонеравновесных и открытых систем с точки зрения синергетики можно выделить фаз
В рамках «второго позитивизма» специально обсуждает проблему научного открытия
В современной науке объем научной деятельности удваивается примерно каждые
В течение ХVII-ХVIII вв. идеалы и нормы научного исследования выражали установки
Влиятельным направлением западной философии, ядро которого составляют методологические идеи К.Поппера и его последователей, является
Все существующие научные дисциплины можно условно объединить в
Вторая глобальная научная революция произошла в
Галилей и Ньютон являются выдающимися представителями
Дарвин и Менделеев являются представителями этапа
Дж.Холтон, Ст.Тулмин, П.Фейерабенд являются представителями
Дисциплинарные научные сообщества начинают оформляться в
Единственным принципом, не препятствующим прогрессу науки, является принцип «допустимо все» - так считал
За все время существования философии науки как особого направления ею было выработано следующее количество основных моделей развития научного познания
Идеал исторической реконструкции внедряется в естествознание на этапе
Идею «черных ящиков» выдвинул в рамках концепции «кейс стадис»
Идею о необходимости систематизации знаний о взаимодействиях организма со средой обитания высказал
Идею фридмонов в современной физике выдвинул
Идею, что научное знание не может быть отделено от философского, одним из первых в философии науки обосновал
Идея П.Фейерабенда, в рамках которой утверждается, что опыт всегда является теоретически нагруженным, а принятие той или иной теории обусловливает систему восприятия, в философии науки обозначается как
Из всех научных открытий и изобретений на долю науки ХХ в. приходится свыше
Из всех ученых, когда-либо живших на земле, практически являются нашими современниками
Из перечисленного: 1) системность; 2) самоорганизация; 3) глобальный эволюционизм; 4) историчность; 5) механистический детерминизм; 6) принцип наблюдаемости; 7) принцип дополнительности; 8) верификация - к фундаментальным принципам построения современной научной картины мира относятся только
Из перечисленных этапов: 1) теологический; 2) допарадигмальный; 3) позитивный; 4) метафизический; 5) парадигмальный; 6) научная революция - развитие науки, по Куну, характеризуют только следующие
Известность среди философов П.Фейерабенду принес его
Интегративные тенденции в развитии научного познания оказываются доминирующими, начиная с
Интерпретирует как диалог, общение, связи между событиями в истории научного познания концепция
История науки выглядит как совокупность отдельных индивидуальных неповторимых событий, происходящих в определенном месте и в определенное время, с точки зрения концепции
История науки есть последовательность периодов кумулятивного развития, прерывающаяся некумулятивными скачками, - считает в своей концепции
К основаниям науки из перечисленного: 1) идеалы и нормы исследования; 2) научные картины мира; 3) философские основания; 4) научные открытия; 5) научное предвидение; 6) парадоксы - относится
К основным закономерностям развития науки из перечисленного: 1) ускорение темпов развития; 2) непрерывность эволюции; 3) дифференциация и интеграция; 4) управление и обратная связь; 5) математизация; 6) поступательность; 7) диалектизация - относятся только
К представителям «когнитивной социологии» относятся
К родоначальникам эволюционной эпистемологии относится
Как источник заблуждений рассматривала субъективность
Качественный скачок в научном познании, предполагающий коренную перестройку исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, - это
Кибернетика и теория систем оформляются в качестве общенаучных подходов на этапе развития науки
Компоненты опосредованного научного наблюдения (наблюдения в науке преобразуются в изучение целой цепочки искусственных, замещающих подлинный объект, явлений), которые воспринимаются как безусловно истинные, не вызывающие сомнения, т.е. не требующие специального анализа и обсуждения, называются в концепции Т.Пинча
Концепцию «личностного знания» в философии науки сформулировал
Концепцию развития науки как конкуренции научно-исследовательских программ сформулировал
Концепция Дж.Холтона, направленная на поиск черт постоянства, непрерывности, инвариантных структур познания, которые воспроизводятся даже в ситуациях научных революций, была названа
Концепция научно-исследовательских программ была сформулирована в
Концепция тематического анализа науки была предложена
Критический рационализм К. Поппера опровергает следующий принцип развития науки
М.Малкей, Р.Телнер, Т.Пинч являются представителями методологии
М.Полани является ____________ ученым
Методологическая установка, противоположная кумулятивизму, делающая акцент на прерывности, качественной изменчивости научного познания называется
Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной на этапе
Механическая картина природы выступала в качестве общенаучной в эпоху
Модель научного знания и его развития, предложенная Т.Куном, носит название
Модель развития науки, в которой история науки понимается как совокупность индивидуальных, частных ситуаций, называется
Модель развития науки, интерпретирующая ее историю как поступательный прогрессивный процесс, называется
Монография «Против метода» принадлежит перу
Монография «Структура научных революций» написана
На рубеже ХVIII-ХIХ вв. численность ученых достигала __________ человек
Названием концепции П.Фейерабенда (в силу отрицания им наличия единого универсального метода, убеждения в господстве принципа «все дозволено» в деятельности ученого) является
Наиболее простым объяснением возникновения новаций в науке является концепция
Направление социологии науки, пытающееся социологически объяснить не только нормы науки как социального института, но и содержание научного знания в любых его формах - это
Направление философии и истории науки считающее, что развитие науки управляется и определяется внутренне присущими ей закономерностями, внутренней логикой познавательного процесса - это
Наука оформляется в качестве особого социального института, особой сферы духовного производства в
Наука понимается не как система знаний, а как деятельность научных сообществ в концепции
Науку от других форм теоретического познания, прежде всего от философии, отделяет
Научное знание отождествляется с идеологией (совокупностью утверждений и верований) в рамках
Начало постпозитивистского этапа в развитии философии науки чаще всего относят к
Начало формирования классической науки относится к
Начало четвертой глобальной научной революции можно отнести к
Не общество влияет на изменение научного знания, а скорее наука своими достижениями воздействует на общество, приводя к его изменениям, считал:
Невербализованное знание (к нему относятся ценностные ориентации, образцы способов решения задач), передающееся в научном сообществе на уровне демонстрации, «социальной эстафеты» - называется
Нормативные правила, задающие пути модификации и развития опровергаемых программ, пути уточнения гипотез «защитного пояса», фиксируются понятием
Общенаучная картина мира начинает интерпретироваться учеными как система относительно истинного знания о мире на этапе
Объект, который может быть осмыслен и использован в нескольких научных традициях, называется
Объективным основанием для отказа от конкретной научно-исследовательской программы служит
Окончание («закат») постпозитивистского этапа развития философии науки чаще всего относят к
Опираясь на анализ типологии научных традиций, логично новации в науке разделить на
Основная методологическая работа К.Поппера (на раннем этапе его творчества) называется
Основное произведение П.Фейерабенда «Против метода. Очерк анархистской теории познания» вышло в свет в
Отрицает в своей концепции существование границы между философией и наукой, наукой и религией, мифом
Отрицает связь социально-экономической и политической структур с состоянием науки какой-либо исторической эпохи
Парадигмальный период развития науки, в рамках которого история науки реализуется в форме совершенствования оформившейся традиции (парадигмы), - это
Первая глобальная научная революция привела к становлению
Первая глобальная научная революция происходила в
Первой завершенной формой классической науки является
Первыми науками, столкнувшимися со сложными развивающимися системами, были
Перестройка оснований науки может осуществляться
Переход к стадии дисциплинарно-организованной науки происходил в
Переход к этапу дисциплинарно организованной науки происходит в результате
Подтверждение, повышающее степень правдоподобия, но не степень вероятности теории и не портящее ее фальсифицируемость, в концепции К.Поппера называется
Подход в гносеологии, базирующийся на признании равноправности множества типов знания, методов, называется
Позитивистская концепция научного познания в различных ее модификациях просуществовала в качестве ведущей в западной философии науки до
Понимание научного сообщества, как совокупности специалистов в определённой области знания со сходным образованием, однотипными профессиональными навыками, усвоившими одну и ту же учебную литературу и реализующих определённые цели, принадлежит
Понятие «дисциплинарная матрица» сформулировано
Понятие «научно-исследовательской» программы ввёл в научный оборот
Понятие информации фиксирует меру
Понятие парадигмы в научный оборот ввёл
Понятие, предполагающее открытость научной теории для фальсификации, - это
Представить Вселенную в качестве самой крупной и сложной системы, состоящей из множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности? позволяет принцип
Преобразование классической науки, становление неклассического естествознания происходит в ходе глобальной научной революции
Признание невозможности существования мира, Вселенной и всех ее подсистем вне изменения и развития в современной науке выражает принцип
Признание равноправности процессов усложнения и деградации во Вселенной, признание наличия сходных черт в процессах роста порядка в любых системах характеризует
Принцип подтверждаемости знания в опыте, используемый позитивистами в качестве критерия научности, называется
Принцип саморазвития становится фундаментальным в рамках
Принцип фальсификации научного знания сформулировал
Принципиальную незавершенность мира, находящегося в стадии становления, неокончательный характер любой формируемой картины мира современная наука фиксирует принципом
Природа в общенаучной картине мира, выработанной на неклассическом этапе развития науки, понимается как
Проблемы комплексного характера, междисциплинарные методы и подходы, построение «объединительных теорий» - это формы реализации
Процесс дифференциации научного познания преобладал до
Р. Мертон, А. Кромби, Э. Цильзель, Дж. Нидам, С. Лилли были преверженцами
Работа «Доказательства и опровержения» была написана
Работа «Личностное знание» была написана и издана в 1958 г.
Работа «Логика научного открытия» принадлежит перу
Работа «Метафизические основания современной классической науки» принадлежит перу
Работа «Методология научно-исследовательских программ» принадлежит перу
Работа «Наука и социология знания» написана
Работа «Принципы геологии» принадлежит перу
Работа «Реализм и цель науки» принадлежит перу
Работа «Тематический анализ науки» написана
Работа «Физическая теория» написана
Работа «Шаги за горизонт» написана
Работу «Галилеевские этюды» написал
Радикальные изменения в основаниях науки, происходящие в последней трети ХХ в., являются признаками начала ___________ глобальной научной революции
Развитие науки имеет объемный, нелинейный, многосубъектный и многособытийный характер согласно концепции
Развитие науки уподобляется биологической эволюции в постпозитивистской концепции
Разделение внутренних и внешних факторов, участвующих в приращении научного знания, и жесткое противопоставление их друг другу является характерной чертой
Разделение науки и ненауки, позволяющее освободить научное знание от мифологических и идеологических наслоений, иррациональных и псевдонаучных положений, обозначается термином
Разновидность постпозитивистских концепций философии науки, рассматривающая динамику научного познания по аналогии с биологической эволюцией, называется
Разработкой методологии ситуационных исследований из перечисленных ученых занимались
Рассматривает развитие науки как процесс, детерминированный внешними для познания социокультурными факторами
Революция в физике, связанная с открытием делимости атома, становлением теории относительности и квантовой теории, произошла в
Родоначальником кибернетического подхода в науке является
С появлением кибернетики в естественные науки вводится подход
Сборник научных работ под названием «Человеческое понимание» принадлежит перу
Свойства, являющиеся следствием эффекта целостности системы, отсутствующие у ее частей, называются
Синергетика (теория самоорганизации) начинает формироваться в
Синергетика - это
Ситуационные исследования выдвигаются на передний план в философии науки в
Сложные саморегулирующиеся системы попадают в поле зрения ученых на этапе
Собрание, совокупность специалистов в определенной области знания, получивших сходное образование, сформировавших однотипные профессиональные навыки, усвоивших одну и ту же учебную литературу и отвечающих за реализацию определенных целей, называется в концепции Т.Куна
Совокупность вспомогательных теорий, предохраняющих ядро научно-исследовательской программы от опровержений, фальсификации, - это:
Совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции, - это
Современная «большая наука» включает в себя научных дисциплин более ________ тысяч
Согласно И. Лакатосу, главным источником развития науки является
Согласно И. Лакатосу, методологический анализ выявления научности исследовательской программы проходит следующие этапы из перечисленных: 1) выдвижение рациональной реконструкции истории науки; 2) критика рациональной реконструкции; 3) сравнение реконструкции с реальной историей; 4) научная революция; 5) парадигмальный; 6) теологический
Согласно И. Лакатосу, совокупность сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов, - это
Согласно И. Лакатосу, центральное место в научно-исследовательской программе занимает
Согласно концепции Дж.Сартона, критерием выделения периодов в развитии науки является
Создателем историко-эволюционистской концепции развития науки является
Создателем концепции критического рационализма в философии науки является
Создателем отечественного почвоведения является
Сосредоточенность анализа не на итоге научного познания, а на конкретном событии в науке (малом по объему, локальном), на связи этого события с предшествующими и последующими - характерная черта методологии
Способ понимания социальности в науке как совокупности отношений внутри лаборатории, складывающихся в процессе конструирования нового знания, характерен для
Способность материи, природы, мира к самоусложнению (возникновению все более упорядоченных структур в процессе эволюции) фиксирует принцип
Становление науки в качестве непосредственной производительной силы начинается с
Степень правдоподобия теории выявляет, согласно К. Попперу
Сторонником интернализма из перечисленных мыслителей был
Суть механизма перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние выражает в современной научной картине мира принцип
Считал, что «в самом сердце науки существуют области практического знания, которое через формулировки передать невозможно»
Считал, что «история науки является, прежде всего, интеллектуальной историей, что в ней ничего нельзя понять и объяснить, исследуя внешние факторы»
Считал, что «…наиболее весомый вклад в рост научного знания, который может сделать теория, состоит из новых проблем, порождаемых ею…»
Тенденцию превращения науки в непосредственную производительную силу капитала впервые зафиксировал
Тенденция к становлению науки в качестве социальной силы проявляется в
Теологическую, метафизическую и позитивную стадии в развитии интеллекта (в том числе научного) выделяет
Теорию дрейфа континентов выдвинул
Теорию образования коралловых островов сформулировал
Теория Большого взрыва в современной космологии создается в
Теория эрозионных циклов была создана
Термин П.Фейерабенда, означающий размножение теорий, являющихся несоизмеримыми (за счет чего и происходит рост, развитие знания) - это
Термин синергетика (буквально «совместное действие») в научный оборот ввел
Термин Ст.Тулмина, обозначающий научные теории, рассматриваемые не как логические конструкции, а по аналогии с биологическими объектами - это
Термин, означающий (в концепции К.Поппера) опровержение теории ссылкой на противоречащий ей эмпирический факт, - это
Термином, уточняющим понятие парадигмы, выступает в концепции Т.Куна
То, что главная движущая сила развития науки лежит в мотивации индивидуальной деятельности ученого считает
То, что задачей истории науки является изучение социальных, культурных, психологических и прочих обстоятельств, сопровождающих открытие, считал
Третья глобальная научная революция произошла в
Учитывает соотнесенность знаний об объекте не только с особенностями средств познания, но и с ценностно-целевыми структурами (внутри- и вненаучными) тип рациональности
Феномен неявного знания исследовал в конце 50-х гг. ХХ в.
Формирование концепции нестационарной Вселенной происходило в рамках этапа
Число глобальных научных революций в истории науки достигает (согласно В.С.Степину)
Эволюционистскую программу развития науки Ст.Тулмин сформулировал в
Эйнштейн и Гейзенберг являются представителями
Экстернализм и интернализм как направления истории и философии науки начинают формироваться в
Явления общественной жизни, оказывающие влияние на рост, углубление теоретического, объективно-истинного знания о мире (к этому разряду будут относиться все предпосылки, условия, причины, стимулы, обеспечивающие изменение и развитие научного познания) - называются