«Диалектика всегда есть непосредственное знание... сама непосредственность... Диалектика есть просто глаза... хорошие глаза», - считал
«И вот сегодня, когда я поставлен перед угрозою не иметь возможности принести на ужин картошку моим собственным детям, я все-таки говорю: не верю, чтобы остатки моих сил не могли найти применения в нашей стране», - писал о себе
«И ныне нам, более чем когда-нибудь, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений, ее творческую идею», - призывал
«Истина - ...Отец, Сын, Дух... Истина есть единая сущность о трех ипостасях...» - утверждал
«Мы вступаем… в новый стихийный геологический процесс - в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы…» - такую характеристику дал В.И. Вернадский, описывая
«Нравственность есть любовь к отцам и вытекающая из нее братская любовь...», - утверждал
Биофизик, основоположник гелиобиологии, биологической космологии и биоорганоритмологии - это
Будущее евразийское государство характеризовалось евразийцами как
Будущее человечества, согласно учению Н.Ф. Федорова, связано с сознательным объединением народов в осуществлении
В космической экспансии К.Э. Циолковский видел залог
В разрабатывавшейся К.Э. Циолковским «космической философии» центральное место занимал
В учении Н.Ф. Федорова поклонение идолам, т.е. внешним религиозным обрядам, называется
В учении Н.Ф. Федорова, поклонение идеям, например, в гуманизме, социализме, - это
В целом философские исследования в постсоветский период в России связаны с отказом от устаревших подходов в методологии и теории, поисками идей, которые в перспективе привели бы к обновлению мировоззренческих позиций. Важное место в этих поисках занимает
В.И. Ленин разработал учение о
Важную роль в «общем деле», согласно Н.Ф. Федорову, призвано сыграть
Ведущий представитель феноменологии в России - это
Второй признак «революционной ситуации», согласно В.И. Ленину, - это
Второй этап своего творчества П.А. Флоренский назвал
Выдающийся русский философ и богослов, математик, физик, музыкант, один из ярчайших представителей русского религиозно-философского Ренессанса начала XX в. - это
Выдающийся русский философ и политический мыслитель, правовед, исследователь философии Гегеля, теоретик и историк религии и культуры - это
Выход человека в космос К.Э. Циолковский расценивал как исторический скачок, новое качество цивилизации, которое должно характеризоваться, наряду с высокой технологической базой, совершенством
Выявление принципов феноменологии должно начаться, согласно Г.Г. Шпету, с методического
Г.Г. Шпет выступал за строгую научность философии и утверждал, что признает философию только в качестве
Главной категорией нравственной онтологии М.М. Бахтина стало понятие
Дополните высказывание В.Я. Брюсова о К.Э. Циолковском: «Поистине только русский ум мог поставить такую грандиозную задачу - заселить человечеством…»
Евразийцами понимался «истинный» национализм ка
Если Истина есть, - пишет П.А. Флоренский, - то она - реальная разумность и разумная реальность; она есть конечная бесконечность и бесконечная конечность, или
Естествоиспытатель и мыслитель, один из основоположников геохимии, радиогеологии, генетической минералогии, создатель биогеохимии, основатель учения о ноосфере - это
И.А. Ильин замечает, что для подлинного патриотизма нужны зоркость, гражданское мужество и
И.А. Ильин призывал научиться обретению Родины, научиться духовному
И.А. Ильин приходит к выводу, что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был не только политический и не только хозяйственный, но и
И.А. Ильин считает, что глас Божий в душе человека - это
Идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому, - это
Иногда И.А. Ильин употребляет понятие «национализм» и в ином смысле, по существу отождествляя его с
К ленинскому пониманию диалектики не относится то, что
К ленинскому пониманию истины не относится то, что
К.Э. Циолковский называл себя
К.Э. Циолковский разработал свою «космическую этику», согласно которой добром признаются
Как фактор соборного единения людей, соборного сознания у П.А. Флоренского выступает
Категорией, не характерной для творчества М.М. Бахтина, является
Коммунизм, по мнению И.А. Ильина, осуществим только при помощи системы
Красота мира, по Флоренскому, доступна лишь тому, кто освобождается посредством любви от замкнутости
Мыслителем, которого В.В. Зеньковский характеризует следующми словами: его «философские интересы… сосредоточивались почти исключительно на вопросах философии истории - все остальное его интересовало лишь в той мере, в какой те или иные учения и теории могли влиять на философию истории. Но и в философии истории <он> раз и на всю жизнь принял построения Маркса - и уже ничто вне их его не интересовало. Эта внутренняя узость… превращает его философские писания в своеобразную схоластику (в дурном смысле слова). Все, что «соответствует» позиции диалектического материализма, укрепляет ее, - приемлется без оговорок; все, что не соответствует, отбрасывается только по этому признаку», является
Мыслитель и ученый-изобретатель, основоположник учения о космической жизни; стремился соотнести микромир человеческого существования с космическими измерениями бесконечно большого и бесконечно малого, - это
Н.Ф. Федоров называл цивилизацию
На философское и богословское учение П.А. Флоренского постоянно оказывала влияние философия
Направление в теории познания, которое обосновывает значение разума в качестве единственного источника и критерия познания, - это
Направленность сознания на предмет называется
Настоящий патриот видит не только духовные пути своего народа, но и его соблазны, слабости и несовершенства, - отмечал
Настоящий ученый, по мыли И.А. Ильина, знает, доколе простирается его знание, и потому он духовно
Немецкий философ, основатель феноменологии - это
Одно из главных направлений в европейской философии XX в., основным содержанием которого является исследование значения и смысла, сознания, созерцающего сущность, - это
Оправдание Бога, попытка примирить существование зла и несовершенства в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием Творца называется
Основным положением ленинской теории отражения не является то, что
П.А. Флоренский постоянно возвращается к мысли, что лишь в религии человек обретает смысл
П.А. Флоренский разделил свое творчество на три этапа. Первый этап он назвал
П.А. Флоренский различает истину, относящуюся ко времени, и истину
П.А. Флоренский считал, что Истина, Добро и Красота - эта метафизическая триада - есть не три разные начала, а одно. Это - одна и та же
П.А. Флоренский устанавливает решительное отличие «русской», вообще православной философии, от западной и видит это отличие в том, что Запад в философии ограничен
П.А. Флоренский утверждает, что истина - это то, что
Первый признак «революционной ситуации», согласно определению В.И. Ленина, - это
По мнению М.М. Бахтина, основной порок «теоретизма» состоял в
По мысли И.А. Ильина, частная собственность научает человека творчески любить труд и землю, а значит - свои очаг и Родину. Она - основа оседлости, и без нее невозможна
Позиция: России и русской культуре выпадала объединительная, интегративная миссия: она призвана возглавить единство ряда восточных, прежде всего азиатских, культур и цивилизаций, характерна для
Познание истины, согласно воззрениям П.А. Флоренского, возможно лишь как результат связи
Положение о том, что российская цивилизация предстает в контексте новоевропейского развития не столько как европейская «периферия», «провинция» мировой культуры, - сколько как «магистраль» всемирно-исторического культурного развития, представляющая собой своего рода «равнодействующую» европейского и неевропейского факторов мировой культуры, характерно для:
Положение, не свойственное для евразийства - это то, что
Положение, не характерное для философии Г.Г. Шпета, - это то, что
Положение, не характерное для философии истории Л.П. Карсавина - это то, что
Положение, не характерное для философии личности Л.П. Карсавина - это то, что
Положение, нехарактеризующее ленинское понимание революции - это то, что
Положения о том, что в основе человеческого лежит межчеловеческое, интерсубъективное, т.е. социальное; необходимость взаимосвязи человеческих существ обнаруживается в простом акте восприятия одного человека другим; будучи единством двух аспектов - внутреннего и внешнего, души и тела, - сам себе я дан только внутренне и не могу увидеть самого себя извне; для этого мне нужно либо зеркало, либо взгляд другого человека, его «кругозор» или «избыток видения», который завершает, восполняет меня до целого; два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия; быть для человека - значит общаться, быть для другого и через него - для себя, характерны для
Положения о том, что: религиозная мораль противостоит западному экономизму; живые интуиции и прозрения - сухому рационализму; «вертикаль» напряженных духовных исканий православия - «горизонтали» властных амбиций католичества; коллективизм и «соборность» общественного - разлагающему индивидуализму и эгоизму Запада; душевная стойкость и верность национальной традиции - космополитической размытости и неопределенности; государствоцентризм и идеократия - аморфному демократическому плюрализму и идейному либерализму, - характерны для
Понятие, обозначающее сферу взаимодействия природы и человека, в которой последний играет решающую роль; а также новое состояние земной оболочки, характеризующееся пронизанностью научной мыслью и сознательно организуемой на основе ее целенаправленной деятельностью человека, называется
Представителем евразийства не является
Религиозный опыт, по мнению И.А. Ильина, открывает особое видение мира, согласно которому самая ткань мироздания во всей его сопринадлежности, многожизненности, закономерности и динамичности есть великое Божие
Решение проблемы, как «найти доступ к научному знанию о сущности Бога и человека», главной целью современной философии считает
Русский философ, литературовед, эстетик, лингвист, культуролог, внесший существенный вклад в разработку философских проблем диалога и герменевтики, - это
Сначала быть, потом - действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть и опасного, и даже мучительного делания - философствовать, - считает
Согласно К.Э. Циолковскому, в познании Вселенной ведущую роль играет
Согласно Н.Ф. Федорову, конкуренцию, спекуляцию, социальные смуты, революцию и даже внешние войны уничтожит
Содержание некоторых религиозно-философских учений, пытающихся объяснить противоречие между богоподобием человека и наличием несовершенства и зла в нем, и от него, доказывающих ценность существования и смысла человеческой жизни, выявляющих пути исправления человека, называется
Специфическое мировосприятие и мироощущение, утверждающее внутреннее органическое единство бытия и рассматривающее все происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами, - это
Тезис, неопределяющий содержание диалектико-материалистической теории познания, - это то, что
Тезисом, наиболее точно выражающим ленинское понимание демократии, является то, что
Тезисом, не свойственным взглядам М.М. Бахтина, - это то, что
Третий признак «революционной ситуации», по Ленину, - это
Третий этап своего творчества П.А. Флоренский назвал
У П.А. Флоренского к пониманию истины как некоего единства приводит синтез
Усматривая ведущую роль духовного содержания личности, И.А. Ильин пишет, что ум без сердца - это
Учение о постоянном влиянии меняющейся космической обстановки на людей - это
Учение о сверхчувственных принципах и началах бытия
Феноменология для Г.Г. Шпета - это переход между между
Философ и религиозный мыслитель, историк античной эстетики, исследователь мифологии и лингвистики, переводчик и комментатор античных и средневековых авторов - это
Философ, богослов и историк-медиевист, один из идеологов евразийства, стоявший у истоков «Новой исторической науки», один из предшественников того ее направления, которое сегодня называют исторической антропологией, или - «культурной историей», автор работ: «Восток, Запад и русская идея», «О свободе», «О добре и зле», «Глубины сатанинские», «София земная и горняя», «Достоевский и католичество», «Святые отцы и учители. Раскрытие православия в их теориях», «Церковь, личность и государство» - это
Философ, литературовед, эстетик, лингвист, культуролог, один из создателей философии диалога, автор работ: «К философии поступка», «Проблемы творчества Достоевского», «Эстетика словесного творчества» - это
Философский термин, употребляемый для обозначения всякого рода бытия, поскольку оно обнаруживается в своей изменчивой или кажущейся сущности; явление, данное нам в опыте чувственного познания, - это
Философско-мировоззренческая установка, интерпретирующая феномен воли как высший принцип бытия и сознания, - это
Философское направление, основным содержанием которого является исследование значения и смысла, сознания, созерцающего сущность, а также понятие интенциональности, называется
Философское учение Федорова обладает двумя очень существенными для него атрибутами: христианским характером и
Философское учение, в соответствии с которым развитие рассматривается как осуществление предопределенной цели, - это
Формула основной закономерности полета ракеты в среде, свободной от силы тяжести и сопротивления воздуха, принадлежит
Христианский мыслитель, создатель учения «Общего дела», родоначальник русского космизма - это
Родоначальником русского космизма является
Философ, который задачу русского народа и русской культуры видел в том, чтобы «проявить», принять «актуализированные» Западом возможности христианства и восполнить их началами, содержащимися в православии, - это
Ведущий представитель феноменологии в России - это
«Сфера разума», новое состояние земной оболочки, характеризующееся пронизанностью научной мыслью и сознательно организуемой на основе ее целенаправленной деятельностью человека, называется