А. Панарин утверждал, что в случае технологического прогресса в роли потерпевшего выступает природа, а в случае исторического прогресса его тяготы перекладываются на наиболее обездоленную часть общества:
Августин Блаженный утверждал, что в прошлом существовал золотой век человечества - безмятежное состояние, которое потом было утрачено и на смену которому пришли заботы и печали людей:
Автором теории "исторического круговорота", согласно которой народ проходит в своём развитии три эпохи - божественную, героическую и человеческую, является Дж. Вико:
В докладах Римского клуба у многих ученых, мыслителей, общественных деятелей прозвучало оптимистическое убеждение в том, что научно-технический прогресс приведет человечество к обществу всеобщего благоденствия:
Г. В. Ф. Гегель является сторонником теории антиисторицизма, созданной в рамках его системы абсолютного идеализма:
Ж. Кондорсе связывал прогресс с массовым движением индивидов, народов, наций, которые могут достигнуть высокой ступени развития благодаря применению техники:
К. Поппер рассматривал прогресс как очень долгий и сложный путь человечества, выступающий в спиралевидной форме:
Критериями общественного прогресса могут выступать темпы роста производства, производительности труда; степень свободы работников производства от эксплуатации; уровень демократизации общественной жизни:
Н. А. Бердяев подчеркивал, что научно-технический прогресс влечет культуру к гибели, поскольку в современную эпоху вещь становится выше человека:
Угроза глобальной катастрофы, нависшая над человечеством, приводит сегодня к убеждению в том, что высшей целью общественного прогресса должен стать приоритет выживания человечества: