«Амбивалентный» - это
«Имманентный» - это
«Непосредственное познание» (и чувственный, и духовный опыт) Самарин называет
А.С.Хомяков полагал, что гармония веры и рассудка дает
Агиография - это
Аскеза - это
Атрибут - это
Бердяев выделяет основные признаки объективированного мира, которые и определяют условия существования человека:
Бердяев называл свою философию
Бердяев полагал, что христианство возможно только как религия
Бытие у Бердяева - это
В историософской концепции «Москва - третий Рим» выявляются аспекты:
В переводе с греч. «лицо, сущность», в христианском вероучении - название каждого лица Троицы - это
В православии святой - это
В работе «Философские начала цельного знания» Соловьев вводит понятие
В русской гносеологии коррелятом мышления выступает
В своей «Семирамиде» Хомяков отмечает, что человеческий дух опирался на два начала: принципы
В своем учении Г.С.Сковорода разделяет человека на
В.Соловьев во все периоды своих философских построений различал основные источники познания:
В.Соловьев определял три вида бытия:
Взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом, - это
Внимание - это
Всеединство - это
Всеединство, в трактовке С.Булгакова, предполагает единство
Г.С.Сковорода всю совокупность бытия делит на онтологические уровни:
Главная цель интуитивизма состоит в том, чтобы
Главные сферы деятельности при рассмотрении Абсолютного В.С.Соловьевым:
Гносеологическая категория, обозначающая принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого, - это
Гносеологическое учение, базирующееся на принципе непосредственного знания, - это
Господствующая аскеза русских святых:
Для Бердяева существует три вида свободы:
Для Лосева, посредником между человеком и миром, между человеком и Богом является:
Для юродства характерно презрение всех земных удобств, действие вопреки здравому рассудку - во имя
Древнерусский философ Иларион в «Слове о законе и благодати» указывает на смену
Идеи софиологии развивали в русской философии:
Интеллигибельный - это
Иррациональный - это
К первичным и основным формам соборности относятся, согласно Франку:
Категория «святость» является категорией
Конститутивный - это
Концепция, усматривающая в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию, - это
Крупнейшими представителями интуитивизма как направления русской философии являются:
Л.С.Франк под соборностью понимал
Лежащее за границами эмпирического познания - это
М.К.Мамардашвили полагал, что существовательной стороной знания является
Макрокосм у Г.С.Сковороды - это
Метод объяснения и описания действительности в ее противоречивости, цельности и развитии - это метод
Методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины, - это
Н.О.Лосский насчитывал три основных вида «актов знания»:
На Руси добровольное принятие образа безумного, нищего, всеми презираемого скитальца вполне психически и умственно здоровым человеком рассматривается как средство преодоления «корня всех грехов» или
Наиболее важные, коренные черты в образе святого:
Направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия; искусство толкования текстов, - это
Направление в философии, использующее для решения проблем мироздания методы естественных наук и данные конкретных опытов, называемые «позитивными», - это
Направление в философии, признающее, в противоположность материализму, первичность сознания по отношению к бытию, духа - по отношению к материи, - это
Направление в философии, усматривающее в качестве основания бытия материальное начало, материю, - это
Наряду с трезвым рассудочным знанием, как считал С.Л.Франк, существует знание
Научная теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, - это
Непосредственное, без логического обоснования постижение истины, - это
Онтологическая основа мира, по Булгакову, заключается в
Основная особенность философского творчества А.С.Хомякова состоит в том, что
Основное положение вероучения, обязательное для всех верующих, признаваемое непреложной истиной, не подлежащее критике, - это
Основоположником философии Всеединства как самостоятельного и оригинального направления русской философской мысли считается
П. Флоренский полагал, что истинная любовь формирует новую реальность, которая состоит из трех абсолютных ценностей:
Период средневековой религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам - это
По Бердяеву, духовная субстанция, которая не является объектом, - это
По Бердяеву, исторический процесс развития общества - это
По И.В.Киреевскому, главный характер верующего мышления заключается в
По И.В.Киреевскому, познание есть функция
По Мамардашвили, метафизическим элементом в нашем сознании являются явления, которые можно назвать
По мнению Бердяева, вторничными продуктами рационалистической рефлексии являются:
По мнению Бердяева, есть эпохи:
По мнению Г.Г.Шпета, философия существует в следующих формах:
По мнению Голубинского, в круг проблем философии входят:
По мнению И.В.Киреевского, познание должно быть неразрывно связано с
По мнению Сковороды, Библия состоит из двух натур:
По мнению Шпета, содержание знания есть результат действия трех видов интуиции:
По Н.А.Бердяеву, через всю человеческую жизнь проходят два разума:
По определению Бердяева, личность существует на пересечении двух миров:
По преданию, с падением Римского царства должен был явиться
По представлению Г.Г.Шпета, предметом философии является
По Соловьеву, настоящим предметом метафизики является:
По формуле Киреевского, познание реальности есть функция
По Шпету, эмпирическая и рациональная интуиции формируют мир сознания, называемый
Под философией Голубинский понимал
Познание - это
Понятие «соборность» было выработано
Представителями либерального направления среди западников являются:
Представителями революционно-демократического направления среди западников являются:
Представление об историческом процессе как реализации божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества, - это
Приписывание отвлеченным понятиям самостоятельного существования, рассматривание общих свойств, отношений и качеств как самостоятельно существующих объектов - это
Произведение религиозной литературы, запрещенное церковью, - это
Псевдофилософией Шпет называет
Раздел богословия, в котором содержится набор аргументов о святости, соборности, непогрешимости и апостольской верности церкви и ее решающей роли в деле спасения верующих, - это
Раздел философии, в котором человек выступает в качестве специального предмета познания; разработка философских проблем человека, - это
Размышление, полное сомнений, противоречий, принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, - это
Реалистическое понимание процесса познания, по Бердяеву, выражается в тезисах:
Редукционизм - это
Религиозная сакральная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих своей задачей концептуализацию и регулирование этой практики, - это
Религиозно-философское течение раннего христианства, представляющее собой соединение христианских догматов с греческой философией и восточными религиями, - это
Религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира - это
С.Н. Булгаков рассматривает соборность как
Свободное единство членов Церкви в деле совместного понимания ими правды и свободного отыскания пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности, - это
Святые имеют различные названия:
Система взглядов на мир и место человека в этом мире - это
Славянофилы говорили, что цельная истина раскрывается только
Славянофилы утверждали, что познание реальности является
Собственно процесс познания, согласно интуитивизму, начинается с
Согласно А.С.Хомякову, свобода выражается в
Согласно Бердяеву, Бог сотворил мир из
Согласно Булгакову, София - идеальная основа мира, находящаяся между
Согласно Г.Г.Шпету, философия в своем историческом и диалектическом развитии проходит три ступени:
Согласно Г.С.Сковороде для познания человеку
Согласно Г.С.Сковороде первый шаг на пути самопознания - это
Согласно представлению Шпета, предметом философии как знания выступает:
Согласно представлениям В.С.Соловьева, через интеллектуальную интуицию мы воспринимаем
Согласно представлениям Ю.Ф.Самарина, единственное, чему личность должна и может подчиниться целиком, - это
Согласно С.Л.Франку, соборность может иметь следующие формы своего проявления в качестве объединяющего начала:
Согласно Шпету, предметом человеческого мнения являются вопросы
Соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений или понятий, - это
Сотворение мира Богом означает, по Франку:
Спецификой европейской цивилизации Киреевский считал единство трех начал:
Способ существования и выражения какого-либо содержания - это
Среди западников выделяются два направления:
Суть феноменологического сдвига заключается, по Мамардашвили, в
Термин православного богословия, выражающий существо святости и конечной цели человеческой жизни: стяжание Духа Святого, преображение христианина, - это
Трансрациональный - это
У В.С.Соловьева бытие имеет следующие модусы:
У славянофилов в основе концепции «цельного человека» лежит идея
Учение о действиях Бога по сотворению, промыслу и спасению мира - это
Учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов ХIХ-ХХ вв., - это
Ф.А.Голубинский подразделяет знание на
Феномен юродства на Руси был заимствован из
Философская дисциплина, изучающая возможности познания, исследующая источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности, - это
Философско-этический принцип, утверждающий приоритет и автономию личности перед любой формой социальной общности, - это
Философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины, - это
Философское направление, признающее разум решающим источником истинного знания, противоположное эмпиризму, - это
Философское понятие для обозначения такой основы, которая ни на что не делится, существует сама по себе, не нуждаясь ни в чем для своего существования, - это
Философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях - это
Философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира, - это
Философское учение, постулирующее наличие двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций, объекта и субъекта, добра и зла, - это
Философское учение, признающее единственным источником познания ощущение, - это
Философской основой учения Сковороды является концепция:
Флоренский полагает, что цельность личности состоит не в эгоизме, а в
Центральной идеей философской системы Ф.А.Голубинского является идея
Центральным понятием в антропологии Киреевского является понятие
Церковь, по Хомякову, - это
Человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств - это
Шпет полагал, что содержание положительной философии есть знание о
Экзистенция - это
Эмпирическое и рациональное познания, согласно В.Соловьеву, дают нам свидетельства только о
Ю.Ф.Самарин полагал, что моральное начало, порожденное личным религиозным опытом, богопознание, независимое от внешнего мира, - это