Верны ли определения?
А) «Дизайн» в экспериментальной психологии – это конструирование экспериментальных групп
В) «Дизайн» в экспериментальной психологии – это эксперимент с одним испытуемым
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Базисная переменная – это независимая переменная
В) Базисная переменная – это внешняя переменная
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Время от момента предъявления сигнала до начала выбора ответа – это скорость действия
В) Время от момента предъявления сигнала до начала выбора ответа – это латентное время
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Геометрическое представление распределения признаков – это график
В) Геометрическое представление распределения признаков – это таблица
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Гипотезы о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта – это классификационные гипотезы
В) Гипотезы о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта – это структурные гипотезы
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Гипотезы, раскрывающие побочные, но важные для решения проблемы связи объекта, – это основные гипотезы
В) Гипотезы, раскрывающие побочные, но важные для решения проблемы связи объекта, – это неосновные гипотезы
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Гипотезы-следствия – это гипотезы, выводимые из основных и доказываемые в ходе анализа эмпирических признаков
В) Гипотезы-следствия – это гипотезы, доказываемые с помощью выводимых гипотез
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Дополнительные переменные – это переменные, на которые нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при формировании экспериментальной и контрольной групп
В) Дополнительные переменные – это переменные, на которые можно воздействовать и свободно изменять их
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Контроль независимой переменной – это активное варьирование независимой переменной или знание закономерности её изменения
В) Контроль независимой переменной – это управление внешними «прочими» переменными эксперимента, сводимое к эффекту смешения
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Лабораторный эксперимент и квазиэксперимент – это активные методы получения материала
В) Наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности – это активные методы получения материала
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Организация психологического исследования – это единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых обеспечивает координацию деятельности всего коллектива, эффективное и качественное выполнение задач
В) Основное назначение организации психологического исследования – это обеспечение согласованности научно-теоретических, методических и организационно-технических процедур в соответствии с его целями
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Основная идея, которая определяет порядок проведения, организацию исследования, его этапы – это замысел исследования
В) Основная идея, которая определяет порядок проведения, организацию исследования, его этапы – это план научно-исследовательских работ
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Ошибки, допущенные при регистрации признаков, на основе которых оценивается репрезентативность выборки, - это процедурные ошибки
В) Ошибки, допущенные при регистрации признаков, на основе которых оценивается репрезентативность выборки, - это случайные ошибки
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Пространственно-временные параметры зависимой переменной, достаточно легко регистрируемые с помощью аппаратуры, – это формально-динамические параметры поведения
В) Пространственно-временные параметры зависимой переменной, достаточно легко регистрируемые с помощью аппаратуры, – это содержательные параметры поведения
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых
В) Экспериментальное общение – это процесс, организующий и регулирующий совместную деятельность в ходе эксперимента
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Связи взаимодействия, обнаруженные в ходе исследования, - это функциональные связи
В) Связи взаимодействия, обнаруженные в ходе исследования, - это структуральные связи
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Ситуация эксперимента с внешней стороны – это «вход» и «выход» из ситуации
В) Ситуация эксперимента с внешней стороны – это то, что случилось за время проведения эксперимента
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Скрытность протекания психических процессов для внешнего наблюдателя – это латентность
В) Отношение числа ошибок или качества выполнения действия ко времени выполнения – это продуктивность
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Цель исследования – это решение определённой проблемы, желаемый конечный результат
В) Задачи исследования – это конкретные пути, средства достижения цели исследования
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Чистый эксперимент – это эксперимент, в котором соблюдаются условия выделения независимой переменной и её изоляция от других переменных
В) Чистый эксперимент – это эксперимент, в котором, варьируя одну переменную, экспериментатор изменяет другую
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) «Эффект потолка» встречается тогда, когда предъявляемая задача так проста, что уровень её выполнения много выше всех уровней независмой переменной
В) «Эффект пола» возникает тогда, когда задание настолько сложно, что уровень его выполнения много ниже всех уровней независмой переменной
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Влияние экспериментатора возможно полностью устранить – это не противоречит сути психологического эксперимента
В) Влияние экспериментатора полностью неустранимо, так как это противоречит сути психологического эксперимента
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Высокая внутренняя валидность – главный признак хорошего эксперимента
В) Низкая внутренняя валидность – главный признак хорошего эксперимента
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Дисперсионный анализ применяется при факторных планах эксперимента для оценки влияния независимых переменных на зависимую
В) Дисперсионный анализ применяется при планах экспериментов для двух групп для оценки различий
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Достижение полной внешней валидности невозможно в принципе
В) Полная внешняя валидность достигается логическими и математическими средствами
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Если исследователь манипулирует независимой переменной, а зависимая не изменяется, то она сензитивна по отношению к независмой
В) Если исследователь манипулирует независимой переменной, а зависимая не изменяется, то она несензитивна по отношению к независмой
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Если объём генеральной совокупности будет дробиться (мужчины – женщины), то объём выборки будет пропорционально частям дробления увеличиваться
В) Если объём генеральной совокупности будет дробиться (мужчины – женщины), то объём выборки будет пропорционально частям дробления уменьшаться
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Задача экспериментального варьирования условий – это выявление единственной психологической интерпретации действий испытуемого
В) Задача экспериментального варьирования условий – это выявление множественных вариантов интерпретации действий испытуемого
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Идеальным объектом в исследовании является генеральная совокупность
В) Идеальным объектом в исследования является выборка
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Изменение зависимой переменной в экспериментальной группе при балансировке обусловлено совместным действием внешних и независимых переменных
В) Изменение зависимой переменной в экспериментальной группе при балансировке обусловлено действием одних внешних переменных
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Методика каждого конкретного психологического исследования уникальна
В) Существует методика исследования вообще, применимая к любому психологическому исследованию
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Модель «злонамеренного испытуемого» предполагает, что испытуемые враждебно настроены по отношению к экспериментатору и исследованию и делают всё, чтобы разрушить гипотезу эксперимента
В) По модели Л.Б.Кристиансена, все варианты поведения испытуемого в эксперименте объясняются мотивом к позитивной репрезентации
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Модель процедуры экспериментального исследования представляет собой систему взаимодействия исследователя и испытуемого в экспериментальной ситуации
В) Объект воздействия в ходе эксперимента изучается на входе и на выходе из него
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) На проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В направлено поисковое исследование
В) На проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В направлено пилотажное исследование
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Норма эксперимента – это схема его проведения, которая в идеале должна быть объективна
В) Процедура проведения эксперимента константна, вариативные элементы – это экспериментатор и испытуемые
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Общепсихологический эксперимент проводится тогда, когда идеальным объектом исследования выступает отдельный индивид
В) Социально-психологический эксперимент проводится тогда, когда идеальным объектом исследования выступает группа
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Первоначальный психофизиологический эксперимент В.Вундта – это регистрация физиологических реакций, сопутствующих психическим процессам
В) По Г.Эббингаузу, суть эксперимента – это направленность на изучение протекания самого психического процесса
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По Л.С.Выготскому, схема S–R рассматривает психику человека как реактивную и применима для изучения низших психических функций
В) По Л.С.Выготскому, схема S–R рассматривает психику человека как активную и применима для изучения высших психических функций
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Предвидением обладают описательные гипотезы
В) Предвидением обладают объяснительные гипотезы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Способ балансировки используется при исследовании независимых групп
В) Способ контрбалансировки применяется в исследованиях с повторяющимися воздействиями
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Термин «переменная модератор» обозначает промежуточную переменную
В) В экспериментальной психологии существует два вида законов: «стимул – ответ» и «организм – поведение»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Характеристика эксперимента, определяющая возможность переноса результатов на различные время, место, условия и группы людей (или животных) – это внешняя валидность
В) Характеристика эксперимента, определяющая возможность переноса результатов на различные время, место, условия и группы людей (или животных) – это операциональная валидность
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Чем больше влияние на зависимую переменную неконтролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя валидность
В) Чем больше влияние на зависимую переменную неконтролируемых исследователем условий, тем выше внутренняя валидность
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Эксперимент в психологии «с позиции испытуемого» - это часть его личной жизни, которую он проводит в общении с экспериментатором для решения своих проблем
В) Эксперимент в психологии «с позиции испытуемого» - это организованная экспериментатором деятельность по выполнению поведенческой задачи
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Эксперимент, который не имеет внешней валидности, всё равно можно считать верным
В) Эксперимент, который не имеет внешней валидности, считается неверным
Подберите правильный ответ
В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать
В классическом психологическом эксперименте устанавливается зависимость R = f (S), где S – ситуация (стимул, задача), а R – _________
В одном предложении инструкции для испытуемых должно быть не более ___ слов
В экспериментальной психологии «естественный эксперимент» называют ещё «________ исследование»
Вариантами проявления несензитивности зависимой переменной являются: «эффект___»
Вероятностное, обоснованное предположение, предвидение хода исследования – это ...
Виды графиков – это
Внешние переменные, порождаемые систематическим смешением, ведущим к появлению неожиданных данных (факторы времени, задачи, индивидуальные особенности), - это _________ переменные
Внешняя переменная, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием, - это ___________ переменная
Все ошибки психологов-исследователей при формировании выборки подразделяются на
Второе название эффекта Пигмалиона – это
Г.Зайонц выделял такие особенности появления эффекта аудитории
Г.Зайонц выделял такие особенности появления эффекта аудитории: влияние
Гипотезы, выражающие предположения о характере связей между элементами иследуемого предмета и об их взаимодействии, - это _____ гипотезы
Гипотезы, требующие обязательной экспериментальной проверки и направленные на вскрытие причинных связей, - это ... гипотезы
Для математической обработки данных применяются такие пакеты программ, как пакеты
Дополнительная переменная, которая в факторном эксперименте становится второй основной, - это _________ переменная
Дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, - это ________ переменная
Желаемый конечный результат психологического исследования может быть
Знаково-символический план описания эксперимента – это
Из этапов общенаучного исследования иногда может отсутствовать такой этап, как
Интервью, проводимое с испытуемыми после окончания экспериментальной серии с целью выяснения трудностей в выполнении заданий и причин отклонения от инструкции, - это __________ интервью
Испытуемый-доброволец отличается от испытуемого, привлечённого принудительно более
Испытуемый-доброволец отличается от испытуемого, привлечённого принудительно более
К дополнительным переменным относятся
К зависимым переменным принадлежат
К описательным принадлежат гипотезы
К систематическим ошибкам формирования выборки принадлежат
К формально-динамическим параметрам зависимой переменной принадлежат
К формально-динамическим параметрам зависимой переменной принадлежат
Конечным продуктом исследования являются
Конфирматорный эксперимент – это ___________ эксперимент
Концепция «естественного эксперимента», по которой он занимает среднюю позицию между строгим экспериментом и менее строгим наблюдением, - это концепция
Метод организации исследования, при котором не удаётся полностью реализовать схему экспериментального исследования, в связи с чем в качестве частичной компенсации используются особые квазиэкспериментальные планы, - это
Многоступенчатая выборка бывает таких видов: ___ выборка
Множество объектов, являющихся предметом изучения в пределах программы психологического исследования и территориально-временных границ, называется ... совокупностью
Модель генеральной совокупности, результат извлечения части её объектов, выступающих в качестве объектов наблюдения, - это __________ совокупность
Модель психологического описания наблюдаемого поведения в отечественной психологии характеризуется
Мотив позитивной саморепрезентации испытуемого в эксперименте означает
Набор специально разработанных исследователями методических документов, которые служат средством выполнения отдельных задач психологическогоисследования, – это
Наиболее простой способ контроля экспериментальной ситуации, заключающийся в том, чтобы исключить присутствие в ней внешней переменной, - это ___________
Наиболее сильно влияют на испытуемого такие неосознанные параметры поведения экспериментатора, как
Немецкий учёный-психолог, заметивший, что в экспериментальную ситуацию «стимул – реакция» вмешивается исследователь (инструкция, общение с испытуемым), – это
Одна из зависимых переменных, на которую оказывает влияние независимая переменная, - это __________ переменная
Ортогональная гипотеза означает «___»
Основной способ сбора, обработки и анализа данных психологической информации – это
Основоположником изучения социально-психологических аспектов психологического эксперимента стал
Особенности естественного эксперимента – это
Особенности экспериментального общения детей в психологическом исследовании таковы
Особенностями критического эксперимента являются
Особенностями пилотажного эксперимента являются
Параметры вербального и невербального поведения испытуемого в эксперименте, на которые направлено влияние, вызванное изменением независимой переменной, - это ____________ переменная
По Д. Кэмпбеллу, валидным и универсальным способом уравнивания групп является
По классификации М.Матлин, испытуемые разделяются на
По Л.С.Выготскому, применяемый в эксперименте метод, состоящий во введении новых стимулов и активном вмешательстве в ситуацию, – это _____ метод
По своей сути полевой эксперимент принадлежит к
Подготовка эксперимента в психологическом исследовании включает
Показатель устойчивости регестрируемости переменной при изменении условий эксперимента в течение времени – это
Понятие «идеальный эксперимент» ввёл в употребление
Последовательность приёмов, действий с использованием инструментария и технических средств для достижения определённой цели - это
Предварительная апробация инструкции проводится на группе из ____ человек
Предписание определённых действий, их разъяснение – это ...
Проблема качества психологической информации решается путем
Процедура отбора, которая гарантирует каждому члену популяции равную возможность стать участником эксперимента, - это __________
Различают такие типы привлечения испытуемых в группу
Рандомизация, как способ контроля внешних переменных, отличается
Расположите возрастные периоды человека, учитываемые при определении возрастных отличий, начиная с наиболее раннего
Расположите возрастные периоды человека, учитываемые при определении возрастных отличий, начиная с наиболее раннего
Расположите имена учёных, внёсших вклад в теоретическое и практическое развитие экспериментальной психологии, в хронологическом порядке (основание – год рождения)
Расположите имена учёных, внёсших вклад в теоретическое и практическое развитие экспериментальной психологии, в хронологическом порядке (основание – год рождения)
Расположите имена учёных-психологов, внёсших вклад в разработку проблем экспериментальной психологии в хронологическом порядке (осование – год рождения)
Расположите ступени общей модели экспериментального исследования в последовательном порядке
Расположите фазы планирования психологического исследования в порядке их очерёдности
Расположите шаги процесса контроля внешних переменных последовательно, в порядке их очерёдности, по одной из ветвей схемы Мак Гигана
Расположите шаги процесса контроля внешних переменных последовательно, в порядке их очерёдности, по одной из ветвей схемы Мак Гигана
Расположите шаги процесса контроля внешних переменных последовательно, в порядке их очерёдности, по одной из ветвей схемы Мак Гигана
Расположите шаги процесса контроля внешних переменных последовательно, в порядке их очерёдности, по одной из ветвей схемы Мак Гигана
Расположите этапы общенаучного исследования в соответствии с его замыслом в порядке их очерёдности
Расположите этапы экспериментального исследования в порядке их очерёдности
С социально-психологической точки зрения, испытуемый в психологическом исследовании выступает в роли
С социально-психологической точки зрения, экспериментатор в психологическом исследовании выступает в роли
С точки зрения Д.Кэмпбелла, хороший эксперимент должен
Свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования, – это
Свойство зависимой переменной поддаваться регистрации в ходе эксперимента - это
Совокупность специальных приёмов для эффективного использования того или иного метода – это
Совокупность способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов – это ________
Создание константных условий в процессе контроля внешних переменных предполагает
Создание константных условий в процессе контроля внешних переменных предполагает
Способ балансировки отличается такими особенностями, как
Способ контроля дополнительной переменной, заключающийся в том, что каждый испытуемый получает более одного варианта воздействия, применяющийся в многосерийных экспериментах, - это
Способами контроля внешних переменных являются
Способами контроля внешних переменных являются
Среди внешних переменных выделяют переменные
Среди дополнительных переменных выделяют ___ переменную
Средства (препятстия, цели и т.п.), которые предъявляются испытуемому и являются причиной изменения зависимой переменной (состояний объекта), - это _________ переменная
Стратегию рандомизации впервые предложил
Теоретическое обоснование психологического эксперимента, данное немецким психологом В.Вундтом, заключалось в формуле: S (стимул) – R (...)
Техника балансировки в процессе контроля внешних переменных может осуществляться
Требования к инструктированию испытуемых таковы
Требования к процедуре эксперимента таковы
Требованиями к организации психологического исследования являются
Требованиями к организации психологического исследования являются
Устойчивость информации ещё называют
Фасилитация означает «___»
Целостный подход (по С.Л.Рубинштейну) применительно к экспериментальной психологии означает следующее
Часть исследования, заключающаяся в манипулировании переменными и наблюдении эффекта воздействия на другие переменные, – это
Четвёртая составляющая в структуре «теория – эксперимент – интерпретация – ______.» - это
Чувствительность зависимой переменной к изменениям независимой переменной – это
Эксперимент по своей сути опирается на методологию
Эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда
Экспериментально установлено, что влияние личности экспериментатора максимально в экспериментах
Экспериментально установлено, что среднее влияние личности экспериментатора наблюдается
Экспериментальный метод предполагает
Эксплораторный эксперимент – это ___ эксперимент
Элементами структуры методики психологического исследования являются
Элементами структуры методики психологического исследования являются
Этические проблемы возникают у экспериментатора при применении метода
Эффект аудитории был обнаружен