_______ определяется как материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоего другого предмета и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации
_________ - метод перехода от частного к общему; умозаключение от фактов к некоторой гипотезе
__________ - форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения
___________ - область науковедения, занимающуюся статистическими исследованиями структуры и динамики научной информации
___________ методология - это сфера деятельности, как правило, профессионального философа, в рамках которой вырабатываются схемы и принципы решения общих для многих наук методологических проблем (разработка методологии системных исследований, методологии типологии и классификации, формализации, теоретизации науки и т.д., т.е. разработка теоретических средств, с помощью которых решаются методологические проблемы конкретных наук)
___________ науки - это способ объективированного выражения содержания науки
___________- специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, не совпадающее с познанием или самопознанием
___________- философское направление, противопоставившее науку философии и признавшее единственно возможным знанием только знание специально-научное, которое претендует на познание не сущностей, а явлений
____________ - аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т.п.
____________ - историческое развитие тех или иных языковых явлений и языковой системы в целом как предмет лингвистического изучения
____________ - метод познания с помощью замещения оригинала сходными (подобными) системами (моделями), сохраняющими некоторые особенности объекта исследования, что дает возможность представлять этот объект в определенных отношениях и давать о нем новое знание
____________ - сосуществование, совпадение во времени элементов какой-либо системы; метод исследования отношений между элементами в лингвистике, других гуманитарных и социальных науках
____________ - способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, поступки; «вчувствование», сопереживание; восприятие с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков
____________ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях)
____________ - это и система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и, в то же время, учение об этой системе
_____________ - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта
_____________ - метод эмпирического исследования, заключающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии исследуемого объекта (без вмешательства исследователя в исследуемый процесс), это сознательное (осмысленное) изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления)
_____________ - нахождение в связи, согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов
_____________ - философская концепция, исходящая из понимания научных положений как результата конвенции (соглашения) ученых
_____________ мышление предметно, т.е. встроено в четкие рамки предмета науки
_____________ науки занимается разработкой представлений о фактическом ходе формирования и развития конкретной науки или ее фрагментов
_____________, в отличие от науки, видит в мире не объекты, а смыслы и их отношения
______________ - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.)
______________ - научный метод, основа которого - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов
______________ - процесс установления общих свойств и признаков предметов
______________ - система взглядов, выражающая определенное понимание явлений (способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения); определяющий (ведущий) замысел в конкретном исследовании; конструктивный принцип различных видов деятельности) - экстерналистской и интерналистской
______________ знание - знание, основывающееся на опыте
______________- распространение выводов, полученных из наблюдений над одной областью действительности, на другую ее часть
_______________ - метод познания посредством отображения содержания предметной области в знаковой форме на основе искусственных языков
_______________ - методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их проверки; эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом; результат многопланового взаимоотношения между соперничающими теориями и данными их экспериментальных проверок.
_______________ - принцип подхода к действительности как развивающейся во времени; предполагает рассмотрение объекта как динамичной системы и выявление закономерностей и этапов его развития
_______________ знание - как знание, относящееся к теории - системе основных идей в определенной области знания - есть самая развитая форма организации знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности
_______________ картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат. Основным условием становилось требование исключения всего того, что относилось к субъекту познания, к возмущающим факторам и помехам
_______________ суждения выражают нормы права, этики
________________ - как диалектическое мышление есть высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия)
________________ - концепция, объясняющая причины развития науки ее внутренней логикой
________________ - соответствие между объектами, выражающее тождество их строения
________________ - это научный опыт в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; это активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых обстоятельствах
________________ картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики
________________ науки в настоящее время является формой познания, в которой концентрируются теоретические представления о науке (демаркации науки и ненауки (лженауки), взаимодействия науки и культуры, специфики научного познания по сравнению с другими видами познания)
________________ понимается как система взглядов на мир в целом и предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок
________________ является самым первоначальным элементом, свидетельствующим о непосредственно чувственном контакте человека с миром
________________- способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности
_________________ - методологическая установка, отрицающая всеобщий характер причинности
__________________ задает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений
__________________ мышление осуществляется на базе сопоставлений, сравнений, переходов из одной предметной области в другую
____________________ - форма мышления (мыслительный процесс), посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения)
_____________________ - методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории
_____________________ метод - метод познания и способ организации знания, при котором исходные общие положения имеют форму аксиом, т.е. утверждений, истинность которых принимается без доказательств; способ построения научной теории в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), позволяющих путем дедукции получать утверждения (теоремы) данной теории; способ построения научной теории, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения, называемые аксиомами, а все остальные положения теории (вспомогательные - леммы и ключевые - теоремы) получаются как логические следствия аксиом
А.Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий
Анализируя развитие науки на ее современном уровне, выделяют такие общие закономерности развития науки как
Благодаря «тематическому анализу науки» известен Американский философ науки
Буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых капиталистических отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы произошла в конце _______ - начале_______ в.
В Англии буржуазная революция развертывается с середины ______ в.
В истории науки в собственном смысле обычно выделяют
В истории преднауки, как правило, особо выделяют
В мировоззрении следует различать его
В отличие от гносеологии «вообще», _____________ изучает не любые характеристики познавательного процесса, а только такие, которые приводят к получению знания, описывающего реальное положение дел в мире и в этом смысле обладающего признаком истинности
В развитии исследовательских программ выделяют две стадии
В случае, когда философское мышление взаимодействует с научным, философия выступает в функции
В случае, когда философское мышление взаимодействует с научным, философия выступает в функции
В случае, когда философское мышление предшествует научному исторически и логически, философия выступает в функции
Важной особенностью постнеклассической стадии эволюции научной картины мира является применение постаналитического способа мышления, сочленяющего сразу три сферы анализа
Ведущим представителем конвенционализма в период его оформления стал французский математик, физик и методолог
Вторую волну позитивизма - эмпириокритицизм, представляли
Выработкой средств «запуска» в работу представляемых теоретической общей методологией решений проблем занимается ____________ методология
Вырождающиеся теории заняты в основном
Глубокое качественное изменение (переворот) в развитии науки; смена научной парадигмы называется
Говоря об истории науки, обычно различают
Диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы, называется логикой
Для Пуанкаре объективность означает
Жесткое ________ представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических принципов, сохраняющихся без изменения во всех теориях научной программы
Идею плюрализма теорий Фейерабенд расширил до плюрализма
Иногда прообраз синергетики видят в работе отечественного ученого А.А.______________ «Тектология. Всеобщая организационная наука»
Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием «______________________», которое достаточно устойчиво, так как опирается на систему точных знаний о мире
Искусство толкования (разъяснения) текстов и учение о принципах их интерпретации - философская дисциплина, занимающаяся выявлением смысла текстов, называется (два названия)
Истина является основным конституирующим компонентом
История науки свидетельствует, что научное развитие предполагает ломку и смену оснований науки, что отражено ___________ моделью развития науки
Исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, служащая эталоном для научного сообщества; на определенном этапе развития науки единая (образцовая) для группы специалистов точка зрения на проблему; совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции, называется
Исходным материалом истории науки выступает история
Исходными материалами общей методологии служат
Исходными материалами частной методологии являются
К постпозитивизму относят
К числу основных функций теории можно отнести следующие функции
К числу проблем методологии науки могут быть отнесены проблемы
Количественная мера (степень) возможности появления некоторого явления, события при определенных условиях, называется
Концепцию Фейерабенда называли «_______________ эпистемологией»
Концепция критического рационализма английского философа, логика и социолога австрийского происхождения Карла Раймунда Поппера (1902-1994) стала разновидностью так называемого __________________ - неоднообразного направления (скорее даже не направления или течения философии, а множества концепций философии, методологии и истории науки), пришедшего на смену логическому позитивизму
Мах рассматривал познание как процесс прогрессивной адаптации к среде. В основании научного познания он усматривал глобальный факт ___________ (как отражения свойств реальности, возникающего в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга)
Метод перехода от общего к частному; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования; вывод по правилам формальной логики, при котором заключение истинно, если истинны посылки, называется
Методологическая теория включает в себя следующие типы работы
Методологическая установка на признание закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений называется
Методологический принцип, требующий обязательного признания и поиска необходимых причин любого явления, называется
Методология - это
Методология науки - это
Наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, называется
Наука как особая форма общественного сознания - это
Научная _________________ - это предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки
Научно-исследовательская _____________ по Лакатосу суть основная единица развития научного знания, она предстает как совокупность и последовательность концепций, связанных непрерывно развивающимся теоретическим основанием, общностью базисных идей и принципов, это есть и теоретическая база любого научного исследования, и конкурентоспособная научная теория, способная защитить себя в ситуации столкновения с противоречащими эмпирическими данными
Научный ____________ - развертывание мышления в понятиях и суждениях, основанных на предшествующих понятиях и суждениях
Начиная с самой общей или широкой по объему и простой по содержанию науки - математики, - Конт располагает все прочие области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук
Непрерывная совокупность также называется
Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «_______________ закономерность»
Область исследований паранормальных психофизических явлений: экстрасенсорного восприятия, происходящего без участия органов чувств (телепатия, ясновидение, лозоискательство, парадиагностика и т.п.), воздействия человека на внешние физические процессы без посредства мышечных усилий (телекинез, парамедицина и т.д.) - это
Образ постнеклассической картины мира - древовидная ветвящаяся графика - разработан с учетом достижений бельгийской школы
Общая методология выступает в двух формах _________________ общая методология
Один из основателей науки о науке Дж. Бернал отмечал, что дать определение науки по существу невозможно, можно лишь наметить пути, следуя которым мы приближаемся к пониманию того, чем является наука. В таком контексте наука предстает как
Описанием фундаментальных методологических проблем занимается ____________ методология
Основанием научного познания в логическом позитивизме считалась фиксация «непосредственно данного», т.е. установление _______________ предложений (исходных элементарных утверждений). Им приписывались многообразные достоинства: они выражают чистый чувственный опыт субъекта; нейтральны по отношению ко всему остальному знанию; гносеологически первичны; абсолютно достоверны; в их истинности нельзя сомневаться
Основными типами высказываний являются
Основоположником позитивизма считают французского философа
Особая научная дисциплина, изучающая закономерности развития и функционирования науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества, называется
Особая общность между познающими субъектами, условие передачи знания, значимость опыта одного субъекта для другого называется
Осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.), - это
Парадигму считал основанием науки американский историк и философ
Поворот к фиксированию оснований в сфере языка науки был осуществлен в русле третьей волны позитивизма - неопозитивизма - в первую очередь Венским кружком, основанным в 1922 г. на базе философского семинара руководителем кафедры философии индуктивных наук Венского университета
Под методикой (в зависимости от контекста) понимаются
Позитивная философия, по Конту, есть только обобщенный и приведенный в систему здравый смысл. Ее характерными чертами, в отличие от теологии и метафизики, являются
Познавательная процедура, заключающаяся в сравнении измеряемой величины с эталоном; совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах называется
Положительная эвристика стимулирует образование вспомогательных гипотез, расширяющих сферу применения программы, а также ее эмпирическое и теоретическое содержание на ________________ стадии
Понятие «парадигма» в дальнейшем трансформируется в понятие «_______________________ матрица», учитывающее как принадлежность ученых к определенной дисциплине, так и систему правил научной деятельности
Построение единого языка науки при помощи символической логики называется ____________ языка
Появлению конвенционализма способствовали различные системы аксиом геометрий
Представитель эволюционной эпистемологии американский философ Стивен ___________ (1922-1997), опираясь на идею идентичности биологической эволюции и познавательного процесса, кладет в основания науки «идеалы естественного порядка»
Признание чувственного опыта единственно достоверным источником знаний называется
Принцип _________________ теорий разрешает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми, даже если последние достаточно подтверждены и общепризнаны
Принцип подверженности ошибкам называется принципом
Принцип, предложенный Поппером в качестве критерия демаркации (разграничения) науки от метафизики как альтернативы принципу верифицируемости, получил название
Принято считать, что как своеобразная форма познания (специфический тип духовного производства и социальный институт) наука возникла в Европе в (во)
Приоритеты методологического плюрализма (или эпистемологического анархизма) защищает американский философ и методолог
Программа логического анализа языка науки в логическом позитивизме стала доминирующей и получила название
Продукт истории науки предназначен
Продукт общей методологии предназначен
Продукт частной методологии предназначен
Продуктами общей методологии служат
Продуктами частной методологии являются
Продуктом истории науки является
Процедура, осуществляемая в соответствии с правилами, является
Работами австрийского физика и философа Эрнста Маха являются
Раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности, называется
Разработкой средств занимается _________________ методология
Редукционизм - это
Решением проблем методологического характера конкретной науки или родственной группы (наук о земле, биологических наук и т.д.), например таких, как: границы и возможности математизации в конкретной науке, границы и возможности формализации в математике, соотношение классической и конструктивной математики, соотношение физических и химических методов исследования в конкретной науке и т.д., занимается ____________ методология
Родоначальником синергетики которой признан
Сама наука в собственном смысле слова как указанное «целостное триединство» возникла в процессе отпочкования науки от традиционной философии только в
Свою концепцию умеренного конвенционализма А.Пуанкаре изложил в двух произведениях
Синергетику характеризуют, используя следующие понятия
Система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, называется
Система строгих правил вывода называется
Современная наука доказала, что закономерности могут иметь
Соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания называются
Способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения, называются (два названия)
Структура исследовательской программы включает в себя
Структура парадигмы включает
Существуют различные уровни методологического анализа
Теоретический подход, согласно которому прогресс в науке трактуется как количественное накопление знаний, совершающееся путем добавления к приобретенному ранее знанию нового, называется
Теоретический подход, согласно которому развитие науки объясняется влиянием лишь внешних социальных факторов, называется
Теория познавательной деятельности, изучающая науку как особую форму познавательной деятельности, механизмы ее функционирования и развития, называется
Теория самоорганизации называется
Термин, входящий в основание науки, - «__________», означает подтверждение, не повышающее вероятности теории, не портящее ее фальсифицируемость
Тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; господствующее направление философско-богословской мысли в средневековой Европе, отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся на авторитет канонизированных текстов и на формально-логическую правильность словесных рассуждений, называется
Укажите соответствие между критериями «научности» знания и их описанием
Укажите соответствие между основными историческими типами научной рациональности и их описанием
Укажите соответствие между подходами и их описаниями:
Укажите соответствие между понятиями и их описаниями
Укажите соответствие между понятиями и их описаниями
Укажите соответствие между понятиями о науки и их описаниями
Укажите соответствие между стадиями философии и состояниями человеческого ума (по Конту)
Укажите соответствие между терминами и их определениями
Укажите соответствие между философами науки и моделями, которые ими закладываются в основания науки
Укажите соответствие между функциями теории и их описаниями
Укажите соответствие между языками науки и их описаниями
Укажите соответствие между языками науки и их описаниями
Укажите соответствие между языками науки и их описаниями
Упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения (а также уменьшение, ослабление чего-либо) называется
Устойчивая, регулярная связь называется
Учение о прерывистом, дискретном строении материи называется
Учение о продуктивном творческом мышлении; искусство изобретения; специальные методы, используемые в процессе открытия нового, при решении проблем в условиях неопределенности, называется
Форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать, называется
Формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание и развитие, называется логикой
Характерные черты нового стиля мышления, складывавшегося в XVI-XVII вв., -это
Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями
Это одно из основных понятий древнегреческой философии, обозначающее одновременно и «Слово» («предложение», «высказывание», «речь»), и «Смысл» («понятие», «суждение», «учение», «основание», «мера»). В античной философии это понятие введено Гераклитом как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихия огня, некая «собирающе-раскрывающая» сила. Это понятие
Этот критерий «научности» знания заключается в том, что на основе открытия законов и закономерностей наука пытается осуществлять предвидение, она нацелена на изучение не только объектов дня сегодняшнего, но и тех, что могут стать предметом практического освоения в будущем. Этот критерий называется
Этот критерий «научности» знания заключается в том, что наука представляет собой совокупность знаний, приведенных в порядок на основе определенных теоретических принципов, которые объединяют отдельные знания в целостную систему. Этот критерий называется
Этот критерий «научности» знания заключается в том, что наука претендует на устранение субъективистских моментов и провозглашает непосредственной целью и высшей ценностью объективную (независимую от человеческого сознания, свободную от предвзятости) истину. Этот критерий называется
Этот критерий «научности» знания заключается в том, что научное познание как изучение тех или иных конкретных объектов постоянно сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. Этот критерий называется