«Глазеющей» культурой является культура общения у
Автором «Этнографического атласа» является
Быстрое ознакомление с новым для человека окружением, основными нормами, ценностями, убеждениями инокультурной группы является целью
В западной культуре альтернативой эгоизму является
В роли транслятора современного научного знания в национальных школах советской России выступил(и)
В фольклоре разных народов словесная формула, якобы имеющая магическую силу, - это
В ходе этнических конфликтов межгрупповая дифференциация протекает в форме
В языке ацтеков для обозначения снега, льда и холода имеется
Важнейшей отличительной чертой этноса является наличие
Взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности называется
Взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности:
Взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка - это
Возраст, выражаемый количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения, называется
Возраст, измеряемый путем соотнесения уровня социального развития индивида с тем, что статистически нормально для его сверстников, называется
Возраст, который определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, называется
Возраст, определяемый путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим уровнем, называется
Возраст, определяемый путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественых признаков, называется
Возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности, лежит в основе
Возрастные слои населения, занимающие особое место в системе возрастной структуры данного общества и соответственно выделяемые и символизируемые культурой, - это возрастные
Вопросы воспитания детей этнография включает в общее описание народного быта с
Восприятие двух классов явлений как тесно связанных между собой, хотя связь между ними либо вообще отсутствует, либо намного слабее, чем воспринимается, - это
Динамические особенности проявления национального характера, психических процессов у большинства представителей той или иной нации, народности
Для «классической» первобытности характерна принадлежность детей
Единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок, ценностных ориентации и самосознания личности - лежит в основе
Единство и преемственность определенной системы социальных характеристик (норм, ролей и статусов), позволяющих дифференцировать индивидов по их общественному положению и групповой принадлежности - лежат в основе
Единство и преемственность физиологических и психических процессов организма лежит в основе
Занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, - это
Игра, в которой ребёнок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую каким-либо действиям взрослых, называется
Игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного этноса и признаются таковыми национальным сознанием, - это
Из перечисленного: 1) беспокойство о качестве пищи, воды, чистоте; 2) стремление к контакту с другими людьми; 3) тревожность, раздражительность, недостаток уверенности в себе; 4) злоупотребление алкоголем и наркотиками; 5) психосоматические расстройства, депрессия - к симптомам культурного шока относятся
Из перечисленного: 1) византийское христианство; 2) германское рыцарство; 3) эллинская эстетика и философия; 4) римская муниципальность; 5) христианский аскетизм - основными началами для характеристики Запада являются
Из перечисленного: 1) исходной концепцией исследования; 2) представлениями исследователя о сущности и структуре изучаемого; 3) особенностями материальной и духовной культуры этноса; 4) общей методологической ориентацией исследования; 5) целями и задачами конкретного исследования - система методов исследования определяется
Из перечисленного: 1) когнитивная сложность; 2) тенденция использовать при категоризации более крупные категории; 3) низкая оценка по тесту авторитаризма; 4) принадлежность к высококонтекстной культуре - на успешность межкультурной адаптации позитивно влияют
Из перечисленного: 1) кормилец; 2) персонификация власти и высший дисциплинатор; 3) пример для подражания 4) участник игр и забав - в традиционной патриархальной семье отец выступает как
Из перечисленного: 1) культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; 2) традиции культуры осваиваются в общении со сверстниками; 3) обучение осуществляется в школах, вузах, у родственников, соседей; 4) обучение осуществляется самостоятельно - к вертикальной культурной трансмиссии относится
Из перечисленного: 1) культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; 2) традиции культуры осваиваются в общении со сверстниками; 3) обучение осуществляется в школах, вузах, у родственников, соседей; 4) обучение осуществляется самостоятельно - к горизонтальной культурной трансмиссии относится
Из перечисленного: 1) культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; 2) традиции культуры осваиваются в общении со сверстниками; 3) обучение осуществляется в школах, вузах, у родственников, соседей; 4) обучение осуществляется самостоятельно - к опосредованной культурной трансмиссии относится
Из перечисленного: 1) материальная культура народов; 2) ритуалы, обычаи, верования различных народов; 3) системы родства у различных народов; 4) содержание образования в школах различных стран; 5) системы жизнеобеспечения различных народов; их адаптация к природной среде; 6) поведенческие системы, присущие разным народам - этнография и этнология исследуют
Из перечисленного: 1) мимика; 2) жесты; 3) взгляды; 4) прикосновения; 5) пространственно-временная организация - для высококонтекстных культур при общении значимы
Из перечисленного: 1) мифологические, фольклорные и иные тексты; 2) данные социологического опроса и анкетирования; 3) археологические находки следов материальной культуры; 4) результаты психологического тестирования, психолого-педагогические исследования когнитивных процессов и психологии эмоций - к источникам, позволяющим судить о нормативных образах человека в разных культурах
Из перечисленного: 1) модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением; 2) релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства; 3) установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил; 4) ребенок слушается, чтобы избежать наказания - к конвенциональной морали как этапу развития морального развития ребенка относятся
Из перечисленного: 1) наличие или отсутствие конфликтов между двумя народами; 2) степень знакомства с особенностями чужой культуры; 3) компетентность в чужом языке; 4) наличие или отсутствие общих целей при межкультурных контактах; 5) расовая принадлежность мигранта - на восприятие степени сходства между культурами влияют
Из перечисленного: 1) национальное самосознание и сознание; 2) национально-психологические особенности; 3) психофизиологические особенности; 4) традиции, обычаи, национальные ценности и представления этноса о добре и зле; 5) склад ума и темперамент; 6) привычки, чувства, вкусы, этнические и социальные стереотипы; 7) расовые признаки - в структуру национального характера входят
Из перечисленного: 1) не противопоставлять себя явно воздействию со стороны воспитателя; 2) постепенно завоевывать воспитателя на свою сторону; 3) постепенно свести воспитательную работу к приемлемым формам и способам; 4) неприятие и сопротивление воспитательному воздействию - реакцией на воспитательное воздействие, характерной для представителей этносов Кавказа, является
Из перечисленного: 1) независимость; 2) ответственность; 3) послушание; 4) самостоятельность - в обществах земледельцев и животноводов детей в воспитании ориентируют на
Из перечисленного: 1) независимость; 2) ответственность; 3) послушание; 4) самостоятельность - в обществах охотников и рыболовов детей в воспитании ориентируют на
Из перечисленного: 1) обучение в системе ценностей этноса; 2) приобщение к характерным для этноса обычаям, религии, обрядам, социально-этическим нормам, быту; 3) воспитание чувства исключительности собственной культуры; 4) формирование чувства уважения к совместно проживающим и соседним народам, их языку и культуре; 5) адаптация к условиям жизни в индустриальном и постиндустриальном обществах - к задачам национальной школы в современных условиях относятся
Из перечисленного: 1) общественно-исторический продукт, в котором находят отражение культура, система социальных отношений, традиции, история этноса; 2) соотносимость со специфичностью вербального отражения бытия; 3) форма существования сознания (и индивидуального, и общественного через индивидуальное); 4) отражение особенностей артикуляционной базы у большинства представителей этноса; 5) важнейшее средство общения - к методологическим характеристикам языка относятся
Из перечисленного: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы национального характера; 3) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 4) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 5) материальная культура этноса - этнопсихология осмысливает и объясняет с точки зрения психологии
Из перечисленного: 1) особенности языка; 2) особенности быта; 3) однонациональный состав учащихся; 4) особенности любых элементов традиционной культуры учащихся - признаками национальной школы являются
Из перечисленного: 1) осознание родства по крови и браку с преобладанием представления о горизонтальном родстве и единстве людей в настоящем времени; 2) осознание общности происхождения; 3) формирование понятия о вертикальном родстве и единстве предков, современников, потомков; 4) становление идеи территориальной общности - первой формой этнической идентичности, возникшей у людей первобытного общества, было
Из перечисленного: 1) послушание; 2) ответственность за порученное дело, за свое пропитание или домашние дела; 3) заботливость; 4) психофизиологическое развитие; 5) стремление к достижениям; 6) самостоятельности; 7) общая независимость - к основным измерениям воспитания детей в этнических культурах относятся
Из перечисленного: 1) просвещение; 2) ориентирование; 3) инструктаж; 4) принуждение - при подготовке к межкультурному взаимодействию используют
Из перечисленного: 1) просьба; 2) совет; 3) намёк; 4) благословение; 5) клятва; 6) труд - средствами словесного воздействия на ребенка в народной педагогике являются
Из перечисленного: 1) процесс интеграции индивида в человеческое общество; 2) приобретение человеком опыта, который требуется для исполнения социальных ролей; 3) целенаправленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства; 4) спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества - раскрывает содержание понятия «социализация»
Из перечисленного: 1) различия между современными подходами к интерпретации этноса; 2) представляют ли этносы изначальную характеристику человечества или они обязаны своим существованием заинтересованным в этом политикам; 3) признание этнической идентичности одной (или даже единственной) из характеристик этноса - для этнопедагогики значимо
Из перечисленного: 1) расплывчатость и неконкретность речи; 2) изобилие некатегоричных форм высказывания; 3) конкретность формулировок; 4) подчеркнуто вежливый тон общения - высокая зависимость коммуникации от контекста, характерная для многих восточных культур, проявляется в
Из перечисленного: 1) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды - послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения; 2) установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил; 3) релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства; 4) ребенок слушается, чтобы избежать наказания - к доморальному уровню развития морального развития ребенка относятся
Из перечисленного: 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) человек осознает условность нравственных правил и требует их логического обоснования; 3) релятивизм сменяется признанием существования высшего закона, соответствующего интересам большинства; 4) ребенок слушается, чтобы избежать наказания - к автономной морали как этапу развития морального развития ребенка относятся
Из перечисленного: 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) человек осознает условность нравственных правил и требует их логического обоснования; 3) релятивизм сменяется признанием существования высшего закона, соответствующего интересам большинства; 4) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, - к заключительной стадии развития морального развития ребенка относятся
Из перечисленного: 1) результаты социализации и воспитания; 2) цели и задачи социализации и воспитания; 3) материальные условия содержания детей; 4) средства и методы социализации и воспитания; 5) агенты социализации и воспитания - сравнительно-историческое изучение воспитательных систем западного и восточного типа на разных стадиях развития предполагает анализ
Из перечисленного: 1) религиозный догматизм; 2) деятельное отношение человека к миру; 3) способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта других людей; 4) секуляризация сознания - активность личности определяется
Из перечисленного: 1) родители; 2) природа; 3) труд; 4) религия; 5) игра - к факторам воспитания в народной педагогике относятся
Из перечисленного: 1) родной язык и фольклор; 2) имя собственное; 3) самоутверждение, притязание на признание; 4) половая идентификация; 5) бытие во временной перспективе жизни личности; 6) бытие в социальном пространстве - национальное сознание ребенка определяют
Из перечисленного: 1) семья; 2) непосредственное социальное окружение; 3) страна; 4) этническая группа; 5) национальность родителей - при формировании этнической идентичности у ребенка 6-7 лет наиболее значимыми являются
Из перечисленного: 1) семья; 2) этническая группа, национальность родителей; 3) место проживания; 4) родной язык; 5) непосредственное социальное окружение - при формировании этнической идентичности у ребенка 8-9 лет в качестве основания идентификации выдвигаются
Из перечисленного: 1) серьезные болезни; 2) энтузиазм, желание учиться; 3) чувство полной беспомощности; 4) стремление вернуться - к симптомам культурного шока на третьем этапе межкультурной адаптации относятся
Из перечисленного: 1) соотнесение индивида с предметной действительностью через ее номинацию, индикацию; 2) обобщение в процессе формирования понятийного, категориального аппарата человека; 3) вхождение в социальную общность; 4) удовлетворение коммуникативной и познавательной потребности; 5) осознание человеком собственного «Я» - раскрывают интеллектуальную функцию языка
Из перечисленного: 1) соотнесения индивида с предметной действительностью через ее номинацию, индикацию; 2) общение как форма социального взаимодействия; 3) вхождение в языковую общность, идентификация, отождествление; 4) приобщение индивида к культурным, историческим ценностям - раскрывают социальную функцию языка
Из перечисленного: 1) специфика традиционной бытовой культуры; 2) семья;3) этническая группа, национальность родителей; 4) место проживания; 5) уникальность истории; 6) родной язык; 7) непосредственное социальное окружение - при формировании этнической идентичности в возрасте 10-11 лет в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает
Из перечисленного: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и пр.; 2) особенности построения жилищ у различных народов; 3) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностной ориентации народной культуры; 4) исследования этнического сознания и самосознания; 5) исследования этнических особенностей социализации детей - направлениями исследований в этнопсихологии являются
Из перечисленного: 1) страх; 2) стыд; 3) чувство долга; 4) ответственность; 5) честь и совесть; 6) чувство вины, собственного достоинства - на уровне индивидуального сознания мотивами, побуждающими человека соблюдать социальную и нравственную норму, могут выступать
Из перечисленного: 1) творчество взрослых для детей; 2) литературные произведения, заученные наизусть в школе; 3) творчество взрослых, перешедшее к детям; 4) собственно детское фольклорное творчество - к детскому фольклору не относятся
Из перечисленного: 1) традиции сопротивляются новациям; 2)традиции и новации сосуществуют; 3) традиции и новации смешиваются, образуя компромиссные формы; 4) новации превращаются в традиции; 5) традиции отмирают - к стадиям взаимодействия новаций и традиций относятся
Из перечисленного: 1) физиологические особенности различных рас и этносов; 2) системы родства у различных народов, системы родственных кланов; 3) политическая структура народов; 4) системы воспитания, которых придерживаются разные народы; 5) системы жизнеобеспечения различных народов, их адаптация к природной среде - этнография детства изучает
Из перечисленного: 1) энтузиазм; 2) приподнятое настроение, надежды на будущее; 3) стремление учиться; 4) страх перед преступностью - на первом этапе межкультурной адаптации проявляются
Из перечисленного: 1) язык; 2) народное искусство;3) площадь занимаемой территории; 4) традиции; 5) обычаи; 6) нормы поведения - к признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от другого этноса, относятся
Из перечисленного: 1) языковая ситуация в этнической группе; 2) стили и методы воспитания; 3) эмоциональные отношения родителей к ребенку; 4) политическое устройство общества - тесно связаны с национальными особенностями и традиционно-бытовой культурой
Из перечисленного: 1) самоназвание; 2) территориальная целостность 3) наличие антропологических (расовых) признаков; 4) проявление особенностей материальной и духовной культуры; 5) единые антропологические (физические) показатели - характерными показателями этноса являются
Из перечисленного:1) преобладание русского языка в профессиональных и высших учебных заведениях; 2) неразработанность национальных литературных языков; 3) давление государства - на предпочтение обучению на русском языке влияли
Из перечисленных агентов социализации и воспитания: 1) родители; 2) дедушки и бабушки; 3) товарищи по играм; 4) старшие братья и сестры; 5) члены детских возрастных групп и общностей - к сиблингам относятся
Из перечисленных дисциплин: 1) русский язык; 2) родной язык; 3) математика; 4) информатика; 5) физика; 6) химия - ядро федерального компонента в образовании составляют
Из перечисленных дисциплин: 1) этнография; 2) педагогика; 3) социология; 4) история; 5) этнопсихология; 6) этика; 7) эстетика - этнопедагогика связана с
Из перечисленных исследовательских методов: 1) анкетирование; 2) метод экспертной оценки; 3) беседа; 4) научно-педагогическая экспедиция; 5) анализ письменных источников; 6) наблюдение - в этнопедагогике применяются
Из перечисленных конфликтов: 1) политические; 2) семейные; 3) этнические; 4) социально-экономические; 5) межличностные - к межгрупповым относятся
Из перечисленных культур: 1) русская; 2) североамериканская; 3) китайская; 4) японская; 5) западноевропейская - к высококонтекстным относятся
Из перечисленных культур: 1) русская; 2) североамериканская; 3) китайская; 4) японская; 5) западноевропейская - к низкоконтекстным относятся
Из перечисленных мнений: 1) новорожденный несет на себе печать первородного греха; 2) ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу; 3) ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества; 4) характер и возможности ребенка предопределены до его рождения - утопически-гуманистическим взглядам соответствует
Из перечисленных мнений: 1) новорожденный несет на себе печать первородного греха; 2) ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу; 3) спасти ребенка можно только беспощадным подавлением его воли; 4) характер и возможности ребенка предопределены до его рождения - взглядам социально-педагогического детерминизма соответствует
Из перечисленных мнений: 1) новорожденный несет на себе печать первородного греха; 2) ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу; 3) спасти ребенка можно только беспощадным подавлением его воли; 4) характер и возможности ребенка предопределены до его рождения -традиционному христианскому взгляду соответствуют
Из перечисленных народов: 1) индонезийцы; 2) американцы, 3) японцы; 4) англичане; 5) итальянцы; 6) китайцы; 7) русские - одобряют уступчивость, конформность
Из перечисленных недостатков: 1) требуется привлечение значительных материально-технических средств; 2) трудности охвата большого количества явлений; 3) вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц; 4) излишняя идентификация наблюдателя со средой - для метода наблюдения характерны
Из перечисленных особенностей типов общества: 1) в раннем и в позднем детстве дисциплина слабая; 2) в раннем и позднем детстве дисциплина строгая; 3) в раннем детстве дисциплина строгая, а в позднем - слабая; 4) в раннем детстве дисциплина слабая, а в позднем - строгая - европейская модель дисциплинирования предполагает
Из перечисленных параметров: 1) внутренний или внешний локус контроля; 2) активное или пассивное начало; 3) время; 4) психофизиологическая сущность человека; 5) пространство - описание личности в различных этнических культурах осуществляется по
Из перечисленных проблем: 1) изучение организации школьного обучения и воспитания в различных странах; 2) исследование содержания, целей, задач, методов, средств, приемов и способов воспитания и обучения в традиционных культурах различных народов; 3) анализ влияния национальной культуры на обучение и воспитание детей; 4) изучение форм и механизмов взаимодействия традиционных систем воспитания и современных образовательных институтов - этнопедагогикой решаются
Из перечисленных терминов:1) туземная; 2) сельская; 3) церковно-приходская; 4) инородческая - для обозначения национальной школы в дореволюционный период использовались
Из перечисленных факторов продолжительности межкультурной адаптации: 1) демографические характеристики; 2) степень сходства или различия между культурами; 3) личностные особенности культуры мигранта; 4) жизненный опыт индивида; 5) личностные характеристики - к групповым относятся
Из перечисленных факторов продолжительности межкультурной адаптации:1) демографические характеристики; 2) степень сходства или различия между культурами; 3) личностные особенности культуры мигранта; 4) жизненный опыт индивида; 5) личностные характеристики - к индивидуальным относятся
Из перечисленных характеристик языка: 1) осознание человеком собственного «Я»; 2) обобщение в процессе формирования понятийного, категориального аппарата человека; 3) рефлексия, самовыражение и саморегуляция, средство внутреннего диалога в структуре самосознания личности; 4) присвоение общественно-исторического, социального опыта, т. е. социализации и воспитания - раскрывают личностные функции человека
Из перечисленных целей: 1) успокоить, унять ребенка; 2) продолжить уход за ребенком; 3) развить собственную активность ребенка; 4) развить силовые качества ребенка - в процессе игры реализуются отцом
Из перечисленных явлений, исследуемых этнографией детства, - 1) фольклор; 2) игра; 3) одежда; 4) пища; 5) общение - изучаются этнопедагогикой
Иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего,- это
Инфантицид стали считать преступлением в
Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях
Исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре
Исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и уродливому у большинства представителей той или иной этнической общности, которое находит отражение в сознании, нормах морали, нравственности и формах общественного поведения
Исторически установившиеся, во многом стереотипичные способы поведения лиц определенной национальности, которые воспроизводятся в данной национальной среде и являются привычными для носителей конкретной национальной культуры
К середине 30-х гг. XX в. в национальных школах обучались _______ детей
Категория этнопедагогики, характеризующая с качественной стороны мудрость народа или конкретного человека, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве наставлений, заповедей, нравоучений о “должном”, нравственном поведении, - это
Коллективное самоописание, включающее в себя свойства, которые индивид считает вообще присущими себе и черты, которые он считает специфическими, отличающими его от других
Коллективное самоописание, включающее в себя свойства, которые индивид считает вообще присущими себе, и черты, которые он считает специфическими, отличающими его от других, называется
Комплекс воспитательных целей, людей их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками, освоенной ими среды и управленческой деятельности, - это
Комплекс репродуктивных общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или как девочку, мужчину или женщину
Комплексный исследовательский метод, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между этнопедагогическими факторами, условиями, процессами за счёт планомерного манипулирования одним или несколькими переменными факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы
Конфликт, в котором противостоящая сторона воспринимается с точки зрения этнической принадлежности ее членов, - это
Краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение - это
Лицо или группа, осуществляющие сознательное влияние на формирование личности ребенка, его социализацию и воспитание и несущие определенную ответственность за результаты своей деятельности в данной области, - это
Личность, занимающая по своему социальному статусу промежуточное, переходное положение между двумя нациями или народностями, - это
Место, занимаемое людьми определенного возраста в данном обществе, их потенциальные возможности лежат в основе
Механизм, с помощью которого этническая группа передает основные элементы своей культуры своим новым членам
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание были делом
Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон, - это
Наличие у мужчин и женщин более или менее резко отличающихся психофизиологических реакций, когнитивных процессов, мотиваций, способностей и интересов
Направление в этнологических, этнопсихологических и этнопедагогических исследованиях, акцентирующее внимание различий между культурами
Направление в этнологических, этнопсихологических и этнопедагогических исследованиях, представители которого полагают, что базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура
Направление в этнологических, этнопсихологических и этнопедагогических исследованиях, представители которого считают незначимыми различия между культурами
Направление в этнопедагогике, изучающее педагогическое содержание пословиц, поговорок, загадок, благопожеланий, проклятий, клятв, других видов народных изречений, - это
Направление в этнопедагогике, состоящее в выделении из совокупности воспитательных (педагогических) фактов педагогических идей (знаний), значимых для конкретного народа, - это
Направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства
Нарушение божественных заповедей - это
Наука, изучающая народы-этносы и другие этнические сообщества, их этногенез, быт, культурно-исторические связи
Наука, изучающая систематические связи, закономерности между внутренним миром человека и этнокультурными переменными, их сходство и различия на уровне этнической общности
Научное направление в этнопедагогике, обосновывающее педагогическое значение словесных средств воспитания, сохранившихся в устном народном творчестве представителей той или иной этнической общности, - это
Нацеленность какой-либо информации на поучение, наставление - это
Национально-психологические особенности, которые обусловливают специфику функционирования и проявления мотивации поведения и направленности деятельности представителей конкретных этнических общностей, называются
Национально-психологические особенности, охватывающие сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоциональных и волевых процессов представителей конкретных этнических общностей, называются
Национально-психологические особенности, характеризующие национальное своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп, называются
Национальные культуры, в которых при общении наиболее ценится беглость речи, точность использования понятий, логичность высказываний, развитые речевые навыки, называются
Национальные культуры, в которых при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации, с какой интонацией и скрытым смыслом происходит общение
Обеспечение широкого взгляда на возможные проблемы или его фокусирование на отдельных аспектах приспособления мигранта к новому окружению является основной задачей
Область народной педагогической культуры и специализированный словесный инструмент социализации ребёнка - это
Обряд убийства родителями собственных детей
Обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых
Обучение тому, каким образом представители разных народов и культур интерпретируют причины поведения и результаты деятельности друг друга, осуществляется в рамках
Обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к усваиваемому учебному материалу, называется
Объективно-закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности связи поколений, осуществляющейся в соответствии с целями народной педагогики, - это
Обычай воспитывать ребенка вне родительской семьи
Один из жанров народного поэтического творчества, соединяющий в себе словесное и музыкальное искусство, - это
Один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел - это
Одновременная принадлежность к двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое самосознание
Одновременное пользование двумя языками, один из которых родной, другой - язык внесемейного общения с иноязычным окружением, называется
Определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка называется
Определяющим признаком национальной школы в нашей стране был(а)
Основным предметом исследования в этнопедагогике является
Особенности мышления большинства представителей этноса, относящиеся к национальному своеобразию мыслительной деятельности
Осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений
Осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов, основанное на переживании своего тождества с какой-либо этнической общностью и отделении от других этнических групп
Осознание себя представителем группы или культуры осуществляется в рамках
Относительно автономная часть содержания образования, основу которой наряду с родным языком и литературой составляют знания, умения, навыки, отражающие особенности конкретной этнической культуры, - это компонент
Относительно устойчивое разделение социальных ролей между мужчинами и женщинами, когда одной из сторон отводится ведущая, главенствующая роль, а вторая становится зависимой, подчиненной, называется
Относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей
Отражение в общественном сознании представителей конкретной этнической общности наиболее общих представлений об окружающем их мире и социальной действительности, своей роли во взаимоотношениях с другими народами
Отрасль лингвистической науки, которая в качестве одного из главных факторов формирования этнической психики и этнического сознания рассматривает язык, -
Отрасль науки, занимающаяся исследованием эмпирического опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации
Педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности, составляет
Первобытное представление о существовании родственной связи между человеком и животным или растением - это
Переживание индивидом негативных эмоций и чувств при вхождении в новую культурную среду - это
Поведение личности, которое, выражая типовые программы данной культуры, регулирует поведение в стандартных для этнической общности ситуациях, освобождает индивида от принятия индивидуальных решений, называется
Понятие, принятое в этнопедагогике для обозначения результатов совместной жизнедеятельности представителей одной этнической общности, отражающих их национальное своеобразие
Понятие, характеризующее этническую принадлежность человека по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре
Постоянная совокупность людей, основанная на общности хронологического и условного возраста своих членов, имеющая специфическую структуру, функции и знаковые средства и соответственно воспринимаемая и символизируемая культурой
Поэтические произведения с простейшим драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки малыша, руки того, кто его забавляет, называют
Практическое, ориентированное на непосредственное взаимодействие с членами других групп обучение обеспечивается
Представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли лежит в основе
При регуляции поведения в качестве типичной «культуры стыда» является культура
При этнопедагогическом изучении и трактовке этнических особенностей личности, общения, деятельности наиболее распространенным является соотношение
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий историко-культурный и социокультурный анализ педагогических явлений, - это принцип
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий отбор только тех этнокультурных знаний, которые являются типичными для этноса, - это принцип
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий сочетание регионально-этнического компонента образования с базовым компонентом, - это принцип
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий учет специфики организации включения этнокультурного материала в учебные планы, программы, сетку учебного времени, - это принцип
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий формирование этнокультурных знаний на основе максимального их соответствия сегодняшним и завтрашним запросам и потребностям государства, общества и личности, - это принцип
Принцип отбора регионально-национального образовательного компонента, предполагающий хронологический и стадиальный анализ этнокультурных явлений, - это принцип
Приобретение знаний о культуре этнической общности является основной целью
Приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия, лежит в основе
Приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков
Произведение фольклора, которое носит шуточный характер и может иметь поучительный смысл, - это
Произведения фольклора, являющиеся частью календарной обрядности, связанной с явлениями природы, годовым кругом солнца, земледельческим трудом, называют
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит ориентация на раздельное развитие групп, называется
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит постепенное добровольное или принудительное принятие человеком или группой обычаев, верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней, называется
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит потеря человеком или группой своей культуры, но без полного вхождения в другую культуру, называется
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в сообщество на новом значимом основании, называется
Процесс и результат межэтнического взаимодействия, в основе которого лежит уничтожение противостоящей группы, называется
Процесс неосознаваемого отождествления себя с субъектом или объектом общения, деятельности (личностью, социальной общностью, нацией и т. п.)
Процесс освобождения различных сфер общества, индивидуального, группового и общественного сознания от религиозных убеждений лежит в основе
Процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями рассматриваемой культуры
Процесс осмысления, усвоения и воспроизводства представителями конкретной этнической общности существующих национальных отношений, традиций, культуры, языка, проявляющийся в сознательном выборе и поддержании системы ценностей своего ближайшего этнического окружения, определение по отношению к нему своей собственной позиции
Процесс осмысления, усвоения и воспроизводства представителями конкретной этнической общности существующих национальных отношений, традиций, культуры, языка, проявляющийся в сознательном выборе и поддержании системы ценностей своего ближайшего этнического окружения, определение по отношению к нему своей собственной позиции:
Процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей
Процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте:
Процесс, при котором этническая группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой
Психологическое и социальное привыкание людей к новой культуре, в ходе которого согласовываются требования и ожидания сторон межэтнического взаимодействия, - это
Раздел этнографии, который занимается сравнительным изучением традиционных способов воспитания детей и самого мира детства, включая игры, фольклор и т. д.
Ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематические знания о своей этнической принадлежности в
Ребенок четко идентифицирует себя со своей этнической группой уже в
Религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые якобы наделены сверхъестественной магической силой, называется
Религия, признающая многобожие, связанное с олицетворением конкретных сил природы, называется
Реформирование национальной школы на основе развития национально-регионального компонента в содержании образования и воспитания положено в концепцию
Реформирование национальной школы, основанное на введении носителя одной культуры сначала в другую, более развитую, а затем в мировую культуру, положено в концепцию
Свойственная данной этнической общности система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения, а также стиль жизни, культуры этноса
Система ориентации этнической группы в мире, оценки места своей и другой группы в мире - это
Система представлений и образов, в которых общество воспринимает, осмысливает и освящает жизненный путь индивида и возрастную стратификацию, лежит в основе
Сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого, - это
Склонность воспринимать и оценивать женский мир сквозь призму мужского восприятия называется
Склонность человека как индивида и как представителя определенной культуры приписывать ответственность за важнейшие события собственной жизни самому себе либо внешним факторам
Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации
Совместная целенаправленная деятельность учителя и обучаемого, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание
Совокупность знаний и навыков в области воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми
Совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением
Совокупность различных видов и форм массового словесного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа, - это
Совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности
Создание этнопсихологии как специальной дисциплины было провозглашено в
Сознательная уступчивость человека реальному или воображаемому мнению большинства
Социальное явление, суть которого заключается в формальном уравнивании людей с разным социально-экономическим положением, но одинаково знатным происхождением, - это
Соционормативные представления о том, чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины, лежат в основе социально-психологических стереотипов
Способ мышления, характеризующийся безусловным, некритическим принятием некоторых положений, мнений, учений или норм в качестве постулатов или практических принципов, лежит в основе
Сравнительная дисциплина, описывающая культурные и физические различия между народами и объясняющая эти различия посредством реконструкции истории их развития, миграций и взаимодействий
Степень соответствия досуга подростка соответствует тому, что статистически типично для его возраста, называется
Стремление быть в обществе других людей называется
Субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями - это
Сфера материальной и духовной культуры, непосредственно связанная с воспитанием детей, - это
Сформировавшиеся в ходе исторического развития этнической общности устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей
Схематизированные образы представителей своего или иного этноса
Теоретический образ личности, подразумеваемый, но не сформулированный явно, называется
Термин, обозначающий специфическую цивилизацию, фундаментом которой является романо-германская культура, - это
Термин, широко применяемый для обозначения обширного культурного региона, расположенного географически восточнее России, - это
Тип поведения, которое строится на приоритете интересов группы над личными интересами и при котором социальная идентичность является более значимой, чем личностная
Тип поведения, которое строится на приоритете личных интересов над общественными, а личностная идентичность является более значимой, чем социальная
У детей этническая идентичность формируется в полном объеме к
У эскимосов для обозначения разновидностей снега есть
Универсальное, широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности, - это
Универсальный биологический процесс разделения функций представителей различных полов, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями
Упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений
Уровень эротических интересов и поведения, который может и не соответствовать уровню индивидуальной физиологической половой зрелости подростка, лежит в основе
Устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (язык, территория, мифология и т.д.)
Устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национально осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности
Учение о вселении в тело новорожденного умершего предка (или его души), представление о ребенке как вернувшемся и повторяющее свою жизнь предке и характерным для архаического сознания смешением социально-возрастных категорий с генеалогическими
Характерные для каждой культуры способы, с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения
Элементы социально-культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени
Эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям
Этнопедагогические проблемы встали перед российской массовой школой в
Явления материального и социального бытия, которые оказывают существенное влияние на содержание и методы воспитания и социализации ребенка в традиционной этнической культуре, становятся его движущей силой, - это
Ядром направленного воспитания является