______________ аналогия (эмпатия), или персональная аналогия, рассматривает возможность отождествления исследователя с объектом (процессом). Решая задачу, исследователь вживается в образ объекта, тем самым пытается прочувствовать задачу; этим можно добиться лучшего ее понимания
__________ аналогия основывается на введении в задачу фантастических средств и персонажей, которые направлены на выполнение требований задачи. Например, можно рассматривать решение технической задачи при отсутствии тяготения
__________ аналогия рассматривает объект (процесс) в сравнении с аналогичным объектом (процессом) из другой научной области или даже из живой природы. На этой основе предпринимается попытка применить готовое решение из другой области
____________ аналогия - аналогия обобщения, когда требуется кратко сформулировать фразу, которая отражает суть явления
____________ индукция - вид индуктивного умозаключения, результатом которого является общий вывод относительно всего класса на основании знания обо всех объектах этого класса
____________ мышление - принципиальное желание пользоваться стереотипными способами решения задач
____________ функция индукции - функция отдельных фактов индукции, выполняющих наводящую роль
____________, или развернутое высказывание одного лица, обращенное к реальной или вымышленной аудитории, выступает как естественная форма обучения эвристической деятельности
_____________ индукция - умозаключение, в котором общий вывод относительно всех объектов рассматриваемого множества выражается на основании знания необходимых признаков или связей части объектов этого множества
_______________ индукция - вид индуктивного умозаключения, результатом которого является общий вывод обо всем множестве объектов на основании знания лишь некоторых объектов этого множества
_______________ умозаключение - умозаключение, в котором подтверждается следствие некоторого другого высказывания
_________________ умозаключение - умозаключение, в котором при подтверждении следствия исходное высказывание становится более правдоподобным
Верны ли определения?А) Инерционное мышление - принципиальный отказ от признания общепринятой позиции или взгляда В) Инверсионное мышление - принципиальный отказ от признания общепринятой позиции или взгляда
Верны ли определения?А) Решение на основе выявленной закономерности - метод, использующий максимально последовательные индуктивные умозаключения В) Решение на основе алгебры - метод, использующий максимально последовательные индуктивные умозаключения
Верны ли определения?А) Синектика - это методика, которая реализует системный подход к процессу технического творчества и основана на учении о противоречиях В) Синектика - система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы
Верны ли определения?А) Стратегия последовательных приближений - термин, характеризующий комплекс эвристических действий применительно к многообразию процессов во всех областях действительностиВ) Решение путём подбора - метод серии проб, в каждой из которых предпринимается попытка исправления ошибки предыдущей пробы
Верны ли определения?А) Умозаключения по аналогии - это эвристический вывод, в результате которого достигается вероятное знание о признаках одного объекта на основании знания о сходстве данного объекта с другими В) Тождество - полное сходство предметов по связям, признакам и отношениям; пропорция - параметр структурной упорядоченности системы, характеризующий числовым образом определенное взаимоотношение ее частей
Верны ли утверждения?А) «Функциональная фиксированность» - феномен, при котором определенные функции предметов, составляющих проблемную ситуацию, оказываются жестко закрепленными, «фиксированными» для испытуемого, что значительно затрудняет нахождение правильного решения В) Явление «функциональная фиксированность» впервые экспериментально было обнаружено К. Дункером
Верны ли утверждения?А) Монологическое изложение может быть устным (в этом случае имеет место нормативный педагогический процесс) или письменным В) Монологическое изложение может быть только устным (в этом случае имеет место нормативный педагогический процесс)
Верны ли утверждения?А) На основе анализа-синтеза невозможна эвристическая стратегия двух направлений В) Эвристическая стратегия двух направлений - это стратегия, объединяющая идеи прямого и обратного продвижения
Верны ли утверждения?А) Первый («случайный») класс мыслительных механизмов - механизмы, под воздействием которых решение задачи происходит случайно на основании неожиданного совпадения каких-то элементов проблемной ситуации и элементов прошлого опыта или собственных действий решателя В) Второй («телеологический») класс мыслительных механизмов - механизмы, под воздействием которых после появления цели ненаправленный поток ассоциаций оказывается жестко подчинен логике движения к ней
Верны ли утверждения?А) Психологическая «доступность» - феномен, являющийся прямой противоположностью функциональной фиксированности; доступность предметов или, точнее, их функций и свойств, необходимых для решения В) Психологическая «доступность» - феномен, при котором определенные функции предметов, составляющих проблемную ситуацию, оказываются жестко закрепленными, «фиксированными» для испытуемого, что значительно затрудняет нахождение правильного решения
Верны ли утверждения?А) Психологический механизм - закономерное и необходимое сочетание явлений и процессов, устойчиво приводящее к определенному результату В) Психологический механизм - внутреннее устройство какого-либо прибора, приводящее его в действие, или систему, определяющую порядок какого-нибудь вида деятельности
Верны ли утверждения?А) Транспозиция - в исследованиях восприятия термин введен Д. Пойа (1934) для обозначения возможности переноса «перцептивных целых» (гештальтов), несмотря на существенные различия в их сенсорных «составляющих» В) Перенос найденных ранее методов решения на другие проблемные ситуации - термин В. Келера (1930)
Верны ли утверждения?А) Флюидный (или «текучий») интеллект отвечает за скорость и точность текущего оперирования информацией В) Кристаллизованный интеллект заключает в себе разноплановые слои устойчивых знаний
Верны ли утверждения?А) Этапы индукции - наблюдение сходства, обобщение, подкрепляющие экспериментыВ) Этапы индукции - понятие, суждение, умозаключение
Взаимообусловленность, связь, определенная зависимость элементов - это
Вид отношения между некоторыми объектами или частями целого, которое меняет значимость при перестановке объектов или частей, - это
Вид отношения между некоторыми объектами или частями целого, которое не меняет значимости при перестановке объектов или их частей, - это
Вымышленная или реальная беседа двух и более собеседников, направленная на выяснение истины или решение проблемы, - это
Классический метод «рассуждения вслух» был предложен _____________ в 1917 году, позже модифицирован К. Дункером и получил очень широкое распространение
Критерии (в предельном случае количественные) успешного результата, необходимые для его достижения; альтернативой в случае личностных проблем могут быть «размытые» показатели, включая даже смутные ощущения, - это
Логическая операция, тесно связывающая одни объекты с другими, - это
Логический эквивалент грамматического союза «и»; операция, формализующая логические свойства этого союза - это
Любая задача, «доступная пониманию» (термин К. Дункера), является в решенном состоянии целостной структурой сознания, а именно
Метод ___________ - это метод активизации мыслительных процессов с помощью системы вопросов, наводящих на решение
Метод ___________ - это методика поиска аналогов, переноса знаний об объекте из одной области в другую
Метод ____________ - методика активизации мыслительных процессов, основанная на разделении во времени выдвижения гипотезы и ее критической оценки
Метод ____________ - целенаправленный поиск новых технических решений на основе анализа результатов систематического применения эвристических приемов к показателям технической системы
Метод _____________ - это методика переноса признаков случайно выбранных объектов на объект, находящийся в фокусе переноса
Метод ________________ - близкая к оптимальной эвристическая стратегия, решение задач на основе кибернетики, эвристического программирования, информатики и психологии мышления
Метод выделения частного случая в задаче с целью доказательства при посредстве общего случая - это
Метод научного исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно или фактически расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется самостоятельно, - это
Метод научного исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно соединяет в единое целое части предмета или его признаки, - это
Методологический подход в научном познании и социальной практике, основанный на рассмотрении объектов как систем, называется
Модель интеллекта, предложенная ___________, включает в себя, помимо прочего, разделение «флюидного» и «кристаллизованного» интеллекта
На основании факторного анализа оценок испытуемыми более шестидесяти различных видов реакций на неблагоприятные события, Р. Лазарус и его сотрудники выявили _________ устойчивых стратегий
Наименование как процесс соотнесения языковых элементов с обозначаемыми объектами - это
Наличие у субъекта сознательных стратегий или правил принятия решения; альтернативой выступает полная неизвестность, в которой пребывает человек по поводу того, как он осуществляет поиск ответа, - это
Наличие у субъекта средств, позволяющих удерживать определенные параметры процесса решения и его результаты в заранее заданных границах; альтернативой является полная стихийность - это
Научное направление, занимающееся разработкой и созданием сложных систем, - это
Недоверие к собственным интеллектуальным (и самым разным другим) возможностям - это
Необходимость, без которой проблема не может быть решена; в альтернативном случае (личностные проблемы) формулировка вообще не требуется - это
Неспособность снять внутренние запреты по поводу содержания или формы собственных идей - это
Нетождественная пропорция, соответствие, сходство, соразмерность предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, причем таких объектов, которые в целом различны, - это
Один из типов умозаключения и метод исследования, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к обобщающим выводам, - это
Одним из самых известных и авторитетных современных вариантов телеологического подхода выступает так называемая теория задачного пространства
Первичными интерактивными формами, в которых находит свое выражение эвристическая деятельность в процессе обучения или нахождения решения, является _____________ общение
Перенос в данную отрасль техники новых для нее значений основных показателей технических объектов
Переход от рассмотрения данного множества объектов к рассмотрению подмножества объектов исходного множества - это
Переход от рассмотрения менее емкого множества объектов к более емкому, содержащему исходное множество, - это
Положение, принимаемое без логического доказательства в силу очевидности, - это
Постоянные разноплановые усилия человека (когнитивные, эмоциональные и поведенческие), направленные на регулирование условий, из которых складывается проблемная ситуация, включая и его собственные эмоции, - это
Построение упорядоченной последовательности этапов решения на основе эвристических стратегий, операций, правдоподобных рассуждений и логики - это
Приближение показателей технического объекта (системы) к идеальным - это
Приспособление известных процессов, конструкций, форм, материалов и их свойств к данным конкретным условиям - это
Процесс происхождения человека - это
Различает несколько вариантов подобия: эквивалентные задачи (если решение одной вытекает из решения другой), результативные и косвенные (аналогичные)
Реструктуризация системы элементов по новому алгоритму - это
Свойство интеллекта, которое проявляется и как личностная черта, отчетливо противостоящая гибкости и препятствующая появлению новых решений, - это
Стратегия совладания, сфокусированная на _________, - стратегия, нацеленная на сбор информации, принятие решений и совершение конкретных действий, направленных на разрешение сложившейся ситуации
Стратегия совладания, сфокусированная на __________, - это стратегия, направленная на понимание происходящих негативных процессов и оценку их возможных последствий, а также на поиск каких-либо конструктивных деталей или преуменьшение угрозы
Стратегия совладания, сфокусированная на _____________, - стратегия, связанная с управлением чувствами, которые вызваны негативными событиями, и направленная на поддержание эмоционального равновесия
Трансфер - термин, введенный ___________ (1939) для обозначения переноса клиентом на психотерапевта эмоционального отношения к значимым для него людям (в первую очередь отцу или матери)
Умножение, увеличение основных показателей - это
Установка, исходящая из желания быть похожим на других и в максимальной степени скрывать различия между своими идеями (мнениями) и суждениями окружающих или общепринятыми идеями, - это
Этап ________ - мгновенное («подобное вспышке») понимание основных связей и отношений проблемной ситуации; приводит к формулированию идеи решения или готового ответа
Этап ___________ - проверка адекватности результатов предыдущего этапа условиям задачи; если в результате проверки найденное решение отвергается, то субъект возвращается на первый или второй этап
Этап ________________ - в значительной степени неосознаваемый процесс, в ходе которого без целенаправленных усилий со стороны субъекта происходит разработка или поиск основных идей решения
Этап __________________________ - принятие и усвоение условий и требований задачи (проблемы); первые попытки найти решение на основании приемов и способов, присутствующих в прошлом опыте решателя