______________________- исходит из того, что любому ощущению, чувству должна была предшествовать "ощутимость" как некое первосвойство, некая аксиома
____________________волновала не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческого творчества, он вдохновлялся антроподицеей - оправданием человека в творчестве и через творчество
________ рассматривает познавательную роль понятий, стремится произвести реконструкцию традиционной философии, чтобы помочь человеку в решении жизненных проблем, соединив воедино познание и действие
__________ сознательно проводит общий принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий
____________ основал свою философию, исходя из понятия опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, заложив тем самым основы эмпиризма
______________ крайний иррационалист, приходил к выводу об абсурдности и иррациональности человеческого мышления, отвергал научные и философские теории, выступал против рациональных начал жизни, против силы разума во имя религиозной веры и сверхчеловеческой свободы
______________ критиковали существующий строй, отстаивали идеалы социализма, говорили о необходимости просвещения народа, в философии находились преимущественно на позициях материализма
______________ разработал первую в истории философии систему объективного идеализма
______________ создают философскую систему, важнейшими частями которой выступают диалектический и исторический материализм
__________________________ в центр внимания поставил вопросы смысла жизни. Его не интересуют ни методология науки, ни природа искусства или морали, он отказывается от ориентации на теоретическое знание, обращаясь, прежде всего, к переживаниям и настроениям человека современной эпохи
________________________рассматривал огонь как основную субстанцию: все, подобно пламени в костре, рождается благодаря чьей-либо смерти
______________________функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания
___________________удалось сформулировать основные принципы и законы диалектики как учения о развитии
___________________функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность
«Бог как бы сливается с природой, а природа представляется единым целым, в котором все взаимосвязано», - утверждает
«В действительности человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется; человеком он становится впоследствии, и таким делает себя сам», - считает
«Все происходит из апейрона (с греч. "беспредельное"), т.е. безграничного, неопределенного, но материального», - считал
«Все происходит из воды», - считал
«Всеми мировыми событиями, в том числе историей, судьбой отдельных людей, управляет Божественное провидение», - утверждает принцип
«Вся деятельность человека есть деятельность символическая, но символ не отражает окружающий мир, он его конструирует», - считает
«Догматы христианского вероучения составляют незыблемую истину, но требуют определенного осмысления. Поэтому диалектика необходима верующему человеку для укрепления его веры», - считал
«Если число есть порядок, то все - это порядок», считали
«Личность - это непроницаемый для других, свой, особый мир, он доступен, открыт только для Бога», - утверждает принцип
«Наилучшее состояние государства достигается в том случае, если им управляют мудрецы, охраняют его - стражники, а прочие заняты производством материальных благ», - считал
«Полнота идеала святости требует, чтобы святая Русь возжелала «святого дела», а именно: соединения церквей, духовного примирения Востока и Запада в Богочеловеческом единстве вселенского христианства», - считал
«Предметом научно-философского знания должен быть внешний мир, а не Бог, постигаемый посредством откровения», - утверждал
«Различия между вещами зависят от различий в их материальной основе. Ее же можно постигнуть не разумом, а только при помощи чувственного восприятия», - считал
«Суть познания окружающего состоит в постижении скрытого в священных писаниях смысла божественного откровения, которое делает другие способы познания лишними», - утверждает принцип
«Существует два мира: мир истинной действительности - идеи, т.е. предмет понятийного познания, а другой мир - мир возникающих и преходящих вещей, т.е. предмет чувственного восприятия», - считал
Аскетическое учение о внутренней духовной сосредоточенности с помощью определенных приемов медитации - это
Бесплодные, оторванные от жизни и практики закостенелые суждения, умозаключения называют
В 30-е - 40-е годы XIX в. начала культивироваться теория «официальной народности», которая была сформулирована министром просвещения
В XVI в. складывается доктрина «Москва - третий Рим», ставившая целью возвеличивание московских царей. Окончательно эта идея была сформулирована в посланиях
В __________________________функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации
В качестве первоначал всего сущего ___________ вводит два новых понятия: неделимые атомы и пустота.
В координировании методов в процессе научного исследования заключена сущность_____________________ функции
В милетской школе впервые был поставлен вопрос о(об)
В своем развитии позитивизм прошел ________________этап (а)
В центре греческой философии стоит ____________________ как способ мыслительного связывания в единое целое внешне несовместимых сторон предмета или явления, противоречий, содержащихся в них
Введя различия между сущностью власти и ее формой, _________________ доказывает, что институт Государства необходим, он вечен, он - от Бога
Вводит понятие «парадигма» для обозначения научной теории
Второй период античной философии - классический - датируется периодом
Второй формой материализма был ______________ материализм
Выражения: "В одну реку нельзя войти дважды" и "Все течет, все изменяется" принадлежат
Главное место в философии __________________________принадлежит идее о трех мирах: макрокосме, микрокосме и мире символов
Главным представителем реализма в период ранней схоластики был
Главным философским достижением ______________ считается создание формальной логики - учения о законах и формах правильного мышления.
Духовным лидером старообрядчества был _____________________, который в своих произведениях истово верил в Русь как образец благочестия
Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. В этом проявляется______________________ функция философии
Идеализация русских самобытных начал, проповедь национальной исключительности России, принадлежит
Известный немецкий философ, представитель Марбургской школы неокантианства, являющийся одним из наиболее видных представителей культурологического течения философской антропологии, - это
Историческое значение ____________ философии состоит в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития; в переориентации философских исследований на сущность человека, его разум
К элейской школе мы может отнести
Крупным теоретиком ортодоксального марксизма, который уделял много внимания пропаганде марксистских взглядов в России, особенно материалистическому пониманию истории, был
Метод мышления, который основан на понимании многообразия мира, закономерностей этого многообразия, взаимодействии различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся, - это
Метод мышления, склонный к абсолютизации отдельных сторон познания и экстраполированию закономерностей части бытия на весь мир в целом, рассматривает вечно изменяющийся мир как устойчивый - это
Мир «тленный» сотворен Богом из ничего и превращается в ничто - это принцип
Наиболее ранняя форма духовной культуры человечества - это
Начала научной жизни лежат в философии
Начало материалистической традиции в русской философии положил
Наш современный язык и современное мировоззрение проникнуты выводами _______________философии
Неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям называют
Обосновывает такое понимание мира, в котором источником и причиной всего существующего выступает Бог, принцип
Обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения - это
Один из основателей государственной школы в историографии России, усматривающий существо российского исторического процесса в создании и упрочении государства - это
Одним из первых проповедников утопического социализма в России был
Освободить философию о человеке от антисциентизма, присущего экзистенциализму, и объединить философский и конкретно-научный подход к человеку - задача
Основателем американского персонализма был
Основателем современного индуктивного метода и зачинателем логической систематизации научной деятельности был
Основной принцип всей античной философии - это
Основным принципом средневековой философии является
Основоположником немецкой классической философии был
Основоположником экзистенциализма является философ
Основы рационалистической традиции были заложены
Основы философии русского либерализма были заложены в работе «Философические предложения»
Оспаривает возможность исчерпывающего, достоверного познания сущности мира - это
Отцом диалектики можно считать
Первая философская школа, основателем которой был Фалес, появилась в городе
Первой формой материализма был _____________ материализм
Первоначалом был воздух как бесконечная и неопределенная «материя», - считал
Первые представления о философии на Руси сложились после
Первый этап античной философии - ранняя классика или досократическая философия - датируется периодом
Познавательно-интеллектуальную основу мировоззрения называют
Положили начало развитию философской антропологии
Представители скептицизма - это
Представители стоицизма - это
Представители эпикуреизма - это
Преодолеть крайние позиции реализма и номинализма попытался в своем учении, получившем название «концептуализм», попытался
Признание первичности бытия, природы и вторичности сознания, идеального - это
Признание первичности мышления, духа и вторичности, производности материального - это
Принцип________________ заставил философов ХХ в. более требовательно отнестись к доказательности философских положений, к четкости и определенности мышления, к проблеме функции знаков, к изучению формально-логической структуры науки
Пытается защитить избранность, индивидуальность личности, её причастность к творению мира культуры - философия
Разработал систему доказательств божественного существования
Родоначальником прагматизма является американский ученый и философ
Скептическое, а чаще откровенно непочтительное, отношение философии к церкви является главной отличительной чертой эпохи
Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, - это
Совокупность теолого-философских, политико-социологических взглядов и доктрин христианских богословов, мыслителей II-VIII вв., представляет собой
Согласно теории_____________________ народы, превосходившие остальные, создали десять культурно-исторических типов, или цивилизаций. Все они представляли собой осуществление определенной формы культурного творчества - научного, правового, религиозного и художественного
Содействие приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий заключена сущность_____________________ функции
Специфика освоения русичами греческой патристики определялась, в первую очередь, наследием правоучителей славянства
Способ построения и обоснования системы знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности - это
Среди оригинальных древнерусских произведений на первое место следует поставить _______________ митрополита Илариона
Средневековая философия, пришедшая на смену античной, занимает длительный период истории, охватывающий _____________ вв.
Те из писателей и общественных деятелей, кто называл западноевропейскую культуру последним словом мировой цивилизации и считал дальнейшее движение России вперед невозможным без усвоения европейского образования и буржуазных форм жизни, примкнули к
Термин «эмпириокритицизм» был введен _____________________ и буквально означает «критика опыта»
Третий период античной философии - римско-эллинистическая философия -представлена периодом
Третьей формой материализма был ____________________ материализм
Три принципа - православие, самодержавие, народность - сформулированы в теории
Учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий, - это
Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней - без внутренней критичности, собственного анализа - называют
Философ, который верил в законы разума, находящие истину, - это
Философия неотомизма основывается на философском учении
Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух, в этом проявляется ее _____________________ функция
Философия является способом____________________ деятельности людей
Философское направление, провозгласившее и выразившее веру в научный и технологический прогресс, - это
Центральной темой неотомизма является вопрос о соотношении
Центральным понятием прагматизма является _______________, который(ая) понимается в духе субъективного идеализма
Человек ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя в эпоху
Экзистенциализм, или философия существования, сформировался в
Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют