_______ - сталактитовые своды мавританской архитектуры
_______ направление архитектурных линий и масс внушает представление деятельности, роста
________ - династия английских королей, правившая в XVII в.
________ - пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее круглые, многоугольные, эллиптические в плане сооружения. Формы купола образуются кривыми, выпуклыми наружу. Возводятся из камня, стали, железобетона
________ - различная степень обработки каменных квадров – с более грубой, шероховатой и более гладкой поверхностью
________ - это поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (преимущественно стену с наружной стороны постройки. и воспринимающие главным образом горизонтальные усилия (распор от сводов, перекрывающих здание, давление грунта на подпорные стенки, гидростатическое давление на основание плотины и т.п.
________ - это художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению скульптуры
________ масштаб определяет общий силуэт здания и его отношение к окружению
________ направление архитектурных линий и масс символизирует покой, прочность, тяжесть
________ площадь обычно не имеет правильной, симметричной формы и часто раскалывается на несколько частей
________ свойственно преобладание вертикального направления
________ – это единица меры, принятая для вычисления отдельных элементов архитектурной конструкции
_________ - большая мужская зала с очагом
_________ - возрождение, эпоха становления культуры и искусства Нового времени, преимущественно в Италии в период XV–XVI вв.
_________ - треугольные поверхности фасадов, образуемые двускатной кровлей
_________ - это перекрытие помещений, основанных на арочной конструкции, как правило, криволинейной поверхности
_________ - это чердачное помещение, организованное как жилое. Введено впервые французским архитектором Мансаром при перестройке здания старого Лувра в XVII в.
_________ в архитектуре мы называем согласование отдельных частей здания между собой и в отношении к целому
_________ линии в архитектуре обычно воплощают движение, динамику
_________ симметрия - одинаковые формы расположены во все стороны от центрального пункта
_________ симметрия - одинаковые элементы расположены направо и налево от средней оси
_________ чрезвычайно богата вариантами; принципы ритма позволяют оперировать повторением сходных, но различных по форме элементов (чередование столбов и колонн), менять сочетание элементов в одном и том же ритмическом ряду и пользоваться комбинацией нескольких различно построенных рядов и т. д., до бесконечности усложняя и сочетания отдельных звеньев, и их соотношение в группе
__________ - древние племена, населявшие в первом тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова – область, называвшуюся Этрурия (современная Тоскана., и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской
__________ архитектура всегда складывается из несущих и опирающихся частей
__________ – это та стихия, которой в художественном воздействии архитектуры принадлежит, несомненно, первенствующая роль
___________ - особый вид перекрытия, образованный из четырех лотков и опирающийся на всю поверхность стены
___________ - это двояковыгнутые треугольные конструкции, представляющие собою часть сферической поверхности и используемые для перехода от опорных столбов подпружных арок к куполу
___________ масштаб регулирует отношения между отдельными частями здания
______________ - центральная часть древнегреческого, этрусского или древнеримского храма, огороженная стеной и доступная для посещения только жрецам
Анализ полихромии в архитектуре лишний разубеждает нас в том, что основная проблема архитектуры есть проблема образа и
Античные архитекторы в основу исчисления пропорций клали определенный модуль, а именно __________ ствола колонны
Арка может опираться на
Архитектор может извлекать своеобразные эффекты освещения, регулируя не только размеры и положение источников света, но и ________ света
Архитектура _______ последовательно придерживается принципа «additio»
Архитектура _________ воплощает борьбу между тяжелой, косной материей и преодолевающей ее энергией
Архитектурное пространство возникло из двух основных практических функций
Архитектурное пространство может возникнуть словно из глыбы снега, его можно выдолбить, вырезать, вынуть из массы – этот метод называется
Архитектурный интернациональный стиль эпохи зрелого Средневековья, основой конструкции которого становится нервюрный свод, называется
Архитектурный элемент, основанный на конструкции из клиновидных камней и служащий для перекрытия больших пролетов, – это
Архитектуру ________ характеризует тенденция сохранить по возможности неприкосновенной и сплошной первоначальную плоскость стены
Барокко любит длинные и _______ лестницы
В XIX веке, отчасти вследствие ошибочного представления о греческой архитектуре, была выдвинута теория, согласно которой архитектура тем ближе к совершенству, чем более она
В _____ архитектуре (то же самое относится к архитектуре Ренессанса) краска служит форме, разъясняет ее, подчеркивает основное расчленение стены в потолка – поэтому полихромия классических стилей выдержана в простых, чистых тонах и нанесена ясными, широкими плоскостями
В ______ первопричиной являются стены, а их следствием – пространство
В _______ нет никакой борьбы, никакие препятствия не останавливают победное устремление гибких вертикальных линий
В ________ первичным элементом является пространство, а стены – его следствием
В _________ архитектуре скелет здания совершенно лишен наружной оболочки, словно обнажен, и именно конструктивные части здания, его костяк являются носителем художественного выражения
В _________ архитектуре стены и потолок представляют собой единообразную, неотделимую массу
В архитектуре ______ тенденция к расчленению фасада приводит уже к чисто декоративному фасаду
В архитектуре _______ стена образует не переднюю, а заднюю плоскость, на фоне которой пластически лепятся выпуклые формы колонн, карнизов, порталов, люнет и фризов
В архитектуре ________ неограниченную популярность приобретает принцип «divisio»
В архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим формам (конструктивным и декоративным., а их ________, ________ и _______
В истории архитектурных стилей постоянно меняются две тенденции: к пространству ______ планов
В композиции лестницы архитекторы ________ последовательно пользуются уже знакомым нам методом «additio»
В народном зодчестве широкой популярностью пользуется __________ (четырехскатная с уступами) крыша
В полном согласии с общим развитием архитектуры от наружного к внутреннему пространству более ранние стили оказывают предпочтение _________ лестницам
В проблеме естественного света самое важное значение имеет _____ источников света
В романских церквах _______ является единицей меры, положенной в основу распределения пространства
В теории архитектуры различают два основных метода комбинации массы и пространства – ________ и ______
В тот самый момент, как пространство начинает господствовать над массой, главным тектоническим средством архитектора, естественно, делаются не колонны, но _________ между колоннами
Византийская архитектура, готика, ранний Ренессанс, трактуют детали тонко и мелко, жертвуя ими для __________ монументальности общего впечатления
Во многих дворцах Ренессанса высота карниза относится к высоте этажа так же, как высота венчающего карниза к ________ всего здания
Возведение телесных масс в архитектуре называется
Волюта есть чисто орнаментальный мотив, изображенный в ______ масштабе и в античном искусстве применявшийся, главным образом, для украшения ионийской капители
Впервые лишь в эпоху барокко просыпается потребность в более мягком и привольном ритме движения по лестнице и вырабатывается форма ______ ступеней, столь благотворных для человеческого шага
Главная цель греческой архитектуры – ___ масс
Говоря о количестве света, следует помнить, что архитектор может оперировать не только с естественным, но и с __________ светом
Говоря о ритме архитектурной композиции, нужно иметь в виду, что он может развертываться и в __________ направлениях
Группировка пространства последовательным прикладыванием одной пространственной ячейки к другой называется принципом «_____»
Декоративная стена, венчающая древнеримские постройки и предназначенная для памятных надписей, – это
Для восприятия архитектуры вместе с окружением, по мнению Мертенс, самой выгодной является точка зрения под углом в _______ градусов
Для лестниц в античной архитектуре характерно, что они построены ______ к плоскости фасада
Для освещения внутреннего пространства в распоряжении архитектора есть три главных приема, с помощью которых он может создавать и регулировать световые эффекты
Для средневекового архитектора, не имевшего в своем распоряжении современных оптических приборов, ________ была не столько идеальной нормой пропорции, сколько техническим средством проектирования здания
Если в византийской архитектуре купол возвышается как круглая и плоская чаша, непосредственно над изгибом арок, то архитекторы Ренессанса предпочитают между арками и куполом помещать еще одно промежуточное звено – так называемый ___________ – и увенчивать высокий купол фонарем
Если свод наиболее пригоден для перекрытия четырехугольного пространства, то самым естественным завершением круглого здания является _______, придающий внутреннему пространству идеальную замкнутость и спокойствие
Еще более тяжелый характер присущ плоской, приплюснутой арке и так называемой арке ___________, которую популяризировала поздняя английская готика
Живописная обработка стены может быть достигнута не только при помощи красочных изображений (например, украшение фасада фресковой росписью в эпоху раннего Ренессанса или в крестьянской архитектуре Баварии), но и всяческими _______ материала
Из прямоугольного скрещения стропил образуются так называемые ________ (кессоны, вид потолка, известный уже античной архитектуре
Излюбленной пропорцией в эпоху Ренессанса был(о) так называемое
Излюбленный вид площади во Франции XVII и XVIII веков – это так называемая ______ площадь
Как переход между горизонтальными и вертикальными направлениями, как их завершение и соподчинение архитектор вводит ________ линии (раскосы в деревянной конструкции, готические контрфорсы, тетивы лестниц, объединяющие изломы ступеней, в особенности же скаты крыши или фронтона)
Когда боковое давление арки столь мощно, что его не могут выдержать простые опоры, то на помощь должны приходить ________ и ________
Комбинация пространства посредством деления некоей большой пространственной единицы на ряд составных элементов называется принципом «_______»
Конструктивная идея _____ стиля требует созвучия наружных стен с внутренним пространством
Кривые линии обладают очень широким диапазоном эмоциональной экспрессии. При ________ кривые линии приобретают широкий размах, создают впечатление свободного витания пространства (Пантеон)
Кривые линии обладают очень широким диапазоном эмоциональной экспрессии. При ________ масштабе они служат смягчению или завершению контраста (мукарнат)
Линия или плоскость разделена по принципу золотого сечения тогда, если меньший отрезок относится большему так же, как
Любимый прием архитекторов ________ – затруднять путь свету, преломлять его или отводить в разные стороны, заставляя таким образом свет выхватывать из темноты как бы случайные куски пространства
Масштаб означает некую единицу меры, на которой основано
Методом _________ архитекторы раннего Ренессанса особенно охотно пользовались для придания фасадам дворцов массивности и суровой недоступности
Наиболее последовательно тектоническая система воплощена в
Наиболее яркое и последовательное применение метода снимания демонстрирует ________ стиль
Наряду с контрастом тектоники и стереотомии, некоторые теоретики архитектуры предлагают еще одну классификацию архитектурных стилей, а именно: _______________ архитектура
Наряду с модулем, античные архитекторы очень важное значение придавали также ________, то есть повторению в различных элементах здания одной и той же геометрической фигуры, но в различном масштабе
Наряду с пространственной композицией лестницы, очень важную роль играет также форма ее
Не подлежит никакому сомнению, что из всех изобразительных искусств архитектура наиболее тесно связана с ________, с числами и мерами, с геометрической схемой
Несущие ребра жесткости в каркасной готической конструкции называются
Один из самых ярких примеров тонко рассчитанной игры оптических линий являет собой композиция __________ в Париже
Определение пропорций здания (его плана, ширины и вышины его кораблей) с помощью системы треугольников называется принципом
Особенно важным фактором циркуляции в светской архитектуре является
Особенность подковообразной арки заключается в том, что главное ударение падает на _____, и тем самым перевес в конструкции получает горизонтальное направление
Очень важную роль в комбинации архитектуры с окружением (с точки зрения масштаба. играет так называемый принцип
Первая попытка применения волюты в крупном масштабе принадлежит флорентийскому архитектору
Перекрытие помещений, основанных на арочной конструкции, как правило, криволинейной поверхности, – это
Перекрытый крестовым сводом модуль романской или готической конструкции – это
Пластические контрасты поверхности получают путем
Площадь ________ по большей части имеет правильную, симметричную, четырехугольную форму
По мнению Мертенс, для общего обзора здания самой выгодной является точка зрения под углом в _______ градусов
По мнению Мертенс, для рассмотрения отдельных форм и деталей здания самой выгодной является точка зрения под углом в _______ градусов
Подковообразная арка получила наибольшее развитие в _______ архитектуре
Полуарки наружной системы погашения распора в готической конструкции – это
Полукруглые ниши с полукупольным завершением – это
При _________ членении фасад ведет существование как бы независимое от скрытого им пространства
Принцип группировки очень часто сочетается с ________ ритмом композиции (в три такта)
Принцип рядоположности обычно комбинируется с ______ ритмом композиции (в два такта)
Проблема масштаба становится еще более сложной, если принять во внимание, что произведение архитектуры мы воспринимаем обыкновенно вместе с его окружением и что наше впечатление от здания может самым радикальным образом меняться в зависимости от того или иного соседства, от
Простейший вид ________ обработки архитектуры – раскраска отдельных элементов, стены (цоколя, окон, фриза) в различные тона (метод, особенно популярный в крестьянском зодчестве)
Простейший вид арки и наиболее популярный в античной архитектуре, а также во все эпохи возвращения к классическим принципам (Ренессанс), – ___________ арка
Простейший вид ритмической группировки – это ________, то есть расположение элементов композиции вокруг средней оси
Различают два основных способа архитектурного членения
Разновидностью монастырского свода является ________ свод со срезанной в виде овала или четырехугольника верхушкой
Расчленение наружных плоскостей здания можно классифицировать и по другой системе: можно говорить о _________ и _______ трактовке фасада
Римская архитектура стремится, прежде всего, к созданию и организации
Римская архитектура, архитектура барокко стремятся усилить эффект отдельных элементов и, увеличивая их масштаб, тем самым часто ________ монументальность целого
Самые яркие образцы стереотомии дает
Самый элементарный вид _______ расчленения фасада – это так называемая рустовка, то есть различная степень обработки каменных квадров
Самым естественным завершением круглого здания является _________, придающий внутреннему пространству идеальную замкнутость и спокойствие
Самыми простейшими видами кровель являются _______, _______ и ________ крыши
Сводчатое перекрытие, образованное пересечением двух полуциркульных сводов, называется
Своего высшего напряжения принцип ритмической группировки достигает в архитектуре
Система перекрытий древнегреческого храма и построек на основе ордера называется
Способ _________ членения основан не на координации, а на субординации элементов
Способ _________ членения состоит в повторении одинаковых форм на одинаковом расстоянии
Способ украшения стены цветными изразцами и узорами письмен распространен в _________ архитектуре
Среди плоскостей, ограничивающих здание, переднюю и главную называют
Стереотомные стили являются по преимуществу стилями ________ пространства
Стиль барокко предпочитает _______, то есть ряд помещений, связанных сквозной перспективой и, следовательно, сливающихся в непрерывный поток общего движения
Стиль Ренессанса знает только _______ лестницу, поэтому она занимает очень мало места и не требует специального вестибюля
Стиль Ренессанса поощряет _______ систему, в которой каждое помещение имеет свой отдельный выход и представляет собой совершенно самостоятельную пространственную ячейку
Такое расчленение фасада, которое, обнаруживая структуру здания, органически связывает его наружный облик с внутренним пространством, называется
Тектонические стили главный акцент ставят на ______ здания
Тенденция превратить малое в большое, стремление из мелкого декоративного мотива создать элемент монументальной композиции вообще очень характерны для стиля
Тип мускульной архитектуры ярче всего воплощен в _______ стиле (архитектура Греции и итальянский Ренессанс)
Устремление кверху присуще ________ арке, излюбленному мотиву развитого готического стиля
Фасад выполняет две основные функции
Форма полуциркульной арки заранее предопределена размерами ____________ арки, поэтому полукруглой арке присущ как бы безличный характер покоя и равновесия
Характерный пример триангуляции – Sainte Chapelle в Париже, где на основе равносторонних треугольников проведенные параллельные линии связывают целый ряд важных пунктов и плоскостей в гармоническую игру пропорций; при этом между вышиной цоколя и окон образуются простейшие отношения
Эмоциональный, или символический принцип полихромии свойствен _______ архитектуре
Эффект метрического членения элементов мы оцениваем по аналогии с функциями нашего собственного тела – _______, – и поэтому рядоположность элементов кажется нам воплощением порядка, дисциплины, закономерности