В 1780 году московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок:
Во второй половине 19 века существовало две линии развития русского пейзажа: эпическая и лирическая:
И. И. Левитан пренебрегал работой над этюдами:
Именно в конце 1860-х - начале 1870-х гг. в русской реалистической живописи происходило становление нового пейзажа:
Картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели" была признана манифестом нового этапа в развитии русской пейзажной живописи:
Метод работы И. И. Левитана свидетельствует о его предпочтении абстракционизма:
Пейзаж Саврасова - пейзаж лирический, камерный, интимный - лирическая линия развития пейзажа второй половины 19 в.:
Пейзажи И. И. Шишкина представляют эпическую линию развития жанра:
Продолжателем традиций А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева в русском пейзаже стал Исаак Ильич Левитан (1860-1900):
Путь работы над пейзажем у И. И. Левитана - это путь от этюдов к картине: