В наводке по рельефу эмалью покрывается чеканная металлическая поверхность, на которую предварительно наносится гравировка, способствующая закреплению эмали на металле при обжиге:
В северных городах Русского государства (Сольвычегодск, Новгород) эмаль выполнялась преимущественно по скани и по оброну:
В ХVII веке в декорировке одного предмета могли применяться все разновидности эмали одновременно:
Русская эмаль ХI-ХII веков известна в двух ее видах - эмаль по скани и перегородчатая эмаль:
Северная эмаль ХVII века отличается от московской тем, что роспись производится по грунтовой эмали белого цвета:
Техника выемчатой эмали, более древняя по происхождению, чем перегородчатой:
Техника перегородчатой эмали сводится к заполнению эмалевой массой углублений (выемок) в металлической поверхности изделия, соответствующих тому или иному изображению или узору:
Техника эмали по скани - внутренняя поверхность узоров, образованных сканью на изделии, заполняется разноцветной эмалевой массой, которая после обжига образует рисунок с рельефным контуром из скани:
Эмали Старой Рязани отличались от киевских более сдержанным колоритом: