Верны ли утверждения?
А) В качестве конечного элемента первой системы Р.Барт называет означающее смыслом, в плане мифа — формой
В) Раскрывая коннотативные механизмы мифотворчества, Р.Барт подчёркивает, что миф выполняет различные функции: он одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер
Верны ли утверждения?
А) Возникновение массовой культуры подготовили промышленная и научно-техническая революции, а также сопутствующие им существенные изменения в системе коммуникаций
В) Основными функциями массовой культуры на современном этапе развития общества являются адаптационная, коммуникативная, социализирующая, рекреативная, идеологическая, ценностно-ориентационная
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Духовная культура – часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты
В) Духовная культура включает сознание, нравственность, воспитание и просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Она характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Затрагивая проблему разоблачения мифа, Р.Р.Барт считает лучшим средством против мифа мифологизацию его самого или создание искусственного мифа
В) Одна из наиболее блестящих работ Р.Р.Барта «Мифологии» была задумана как серия разоблачительных очерков мистифицированного сознания массового общества
Верны ли утверждения?
А) Массовая коммуникация – форма коммуникации, развившаяся на основе использования технических средств размножения и передачи сообщений
В) Массовая коммуникация осуществляется специальными организациями: издательствами, агентствами, редакциями, студиями
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Массовое в культуре порождено не трудом, а сферой и потребностями досуга и развлечений, это все, что специально создается для рынка
В) Элитарная кулътура ориентирована на особую группу людей (элиту), обладающую особой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Мид-культура обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включает в себя черты массовой культуры
В) Арт-культура рассчитана на самую образованную часть публики. Главной задачей арт-культуры является приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Модерн (франц. moderne – новейший, современный) – стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX-XX вв.
В) Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) На развитие структурализма в ряде наук оказали влияние создание семиотики, идеи Ф.Соссюра в лингвистике, К.Леви-Строса в этнологии, Л.С.Выготского и Ж.Пиаже в психологии, а также разработка металогики и метаматематики (Фреге, Гильберт)
В) Идеи структурализма играют определенную методологическую роль и в объединении междисциплинарных исследований явлений культуры, в сближении гуманитарных и естественных наук при сохранении их специфики
Верны ли утверждения?
А) Оппозиция бинарная – структуры, к которым сводимы все отношения между знаками (в теории структурализма)
В) В основе оппозиции бинарной лежит наличие или отсутствие признака. Члены оппозиции приобретает значение по отношению друг к другу
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основные уровни массовой культуры: кич-культура, мид-культура, арт-культура.
В) Кич-культуре присущи упрощенность проблематики, опора на стереотипы, ориентированность на обывателя
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основу структурной методологии составляют понятия структуры, системы и модели, которые тесно связаны между собой и часто не различаются
В) Система предполагает структурную организацию входящих в нее элементов, что делает объект единым и целостным
Верны ли утверждения?
А) Переход от текста к экрану приводит к превращению целостного абстрактного мышления в дискретное
В) Мощным идеологическим оружием и средством манипуляции массовым сознанием является массовая культура
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По мысли Р.Барта, семиология должна служить для разрушения господствующих идеологических языков, выполнять критическую функцию.
В) Проблема мифа и его функционирования в культуре занимает особое место в творчестве Р. Р.Барта
Верны ли утверждения?
А) Разрыв между специализированными и обыденными формами знания обусловлен научно-техническим переворотом последних веков
В) Феномены массовой культуры, обычно, создаются профессиональными людьми, преднамеренно редуцирующими сложные смыслы к примитиву
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Свойство системности означает примат отношений над элементами, в силу чего различия между элементами либо нивелируются, либо растворяются в соединяющих их связях
В) Опираясь на структурно-системный подход, представители структурализма разрабатывают реляционную теорию смысла, называя ее «коперниковской революцией» в решении вопроса смысла и значения
Верны ли утверждения?
А) Согласно Р.Барту, миф не скрывает свои коннотативные значения, он «натурализует» их
В) Для структурализма характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния исследуемых объектов, выяснению внутренне присущих им вневременных свойств, стремление к четкому различению исследуемых объектов и исследовательских средств и соответственно отказ от приоритета изолированных фактов и фиксирование отношений между фактами или элементами изучаемой системы
Верны ли утверждения?
А) Согласно Р.Р.Барту, в мифе мы обнаруживаем ту же трёхэлементную систему, однако, специфика его в том, что миф представляет собой вторичную семиологическую систему, надстроенную над первой языковой системой или языком-объектом
В) При исследовании семиологической структуры мифа Р.Барт вводит свою нетрадиционную терминологию
Верны ли утверждения?
А) Согласно Р.Р.Барту, все культурные феномены, все виды коммуникации кодируются в знаковых системах, которые являются продуктом мифотворческой деятельности
В) По мнению Р.Р.Барта, любое культурно значимое явление представляет собой речевое высказывание, дискурс, являющиеся носителями мифического сообщения
Верны ли утверждения?
А) Согласно Р.Р.Р.Барту «прочтение» мифа совершается мгновенно, поскольку он производить непосредственный эффект
В) По мнению Р.Р.Барта, все продукты социально-языковой практики, различные типы коммуникации можно представить как совокупность разнообразных видов «идеологического письма»
Верны ли утверждения?
А) Структура бытия в масскульте задается человеку как набор стандартных ситуаций, выбранных журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса
В) Труд в обществе масскульта перестает определяться потребностью, а становится лишь средством для удовлетворения других потребностей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Структурализм – ряд направлений в социо-гуманитарном знании, связанных с рассмотрением объекта исследования как структуры
В) Для структурализма характерно большое внимание к языку
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Существование элитарного и массового в культуре обусловлено социально-историческими факторами
В) В мифологических обществах складывается противостояние массового и элитарного, и это получает отражение в мифологии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Язык – в общем смысле – определенный класс знаковых систем. Обладает внутренней целостностью и единством
В) Язык является полифункциональной системой
Подберите правильный ответ
Качественный рост материального благосостояния людей, освобождение человека XX века от помех и ограничений, получение им комфорта и общественного порядка
– это __________ предпосылки появления человека массы
Среди представителей Франкфуртской школы следует назвать такие имена, как
X.Ортега-и-Гассет указывал, что масса как безликая стихийная сила формируется лишь только в (во)
_______ – направление в искусстве последней трети ХХ в., сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Живопись и графика зачастую уподобляются фотографии
________ предпосылками возникновения человека массы явился качественный рост материального благосостояния людей, получение человеком комфорта и общественного порядка
________ является результатом сложных обобщающе-мыслительных операций, в которых соединяются материальное и идеальное, конкретное и абстрактное. Это «единственный известный человечеству универсальный язык»
________ – определенная область использования языка, единство которой обусловлено наличием общих для многих людей установок
________ – общество, характеризующееся сферой спонтанного самопроявления индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая защищена от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти
_________ - термин, обозначающий одно из явлениймассовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов
_________ культуры выражается в стандартизации, управлении массовым производством из-за океана, в проникновении массовых вкусов во все области массовой культуры - прессу, рекламу, вещание, кино
_________ рассматривает массовую культуру как выражение универсальных и неизменных социальных и ментальных структур
_________ – включение одного текста в другой, связь текстов разных эпох и жанров
_________ – концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации
_________ – метод музыкальной композиции, возникший в XX в. и использующий случайность как основной формообразующий принцип сочинения и исполнения музыки
_________ – наделение продуктов труда сверхъестественными свойствами, порождаемыми способностью товаров обмениваться в определенных пропорциях, т.е. иметь стоимость
_________ – направление в российском искусстве последней четверти ХХ в. В его названии понятие социалистического реализма было иронически соединено с поп-артом
_________ – социальное явление, характеризующееся выдвижением потребления и потребительских благ в качестве высших ценностей, господствующих над другими ценностями человеческой жизни
_________ – передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов
__________ - конкретно-научная методологическая ориентация, выдвигающая в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов
__________ - социологическое явление, здесь действуют не столько эстетические факторы, сколько внеэстетические, в частности, огромную роль играет реклама
__________ - это ряд направлений в философии и социо-гуманитарном знании, получивших распространение в 70-80гг. ХХв.
__________ позволяет осуществлять массовый психологический контроль над аудиторией
__________ представляют систему коммуникации, состоящую из различных дискурсов: продуктов кино, спорта, фотографии, рекламы, телевидения и письменных текстов
__________ связана с музыкой американских негров (стили ритм-энд-блюз, биг-бит, соул, госпел), с сельским блюзом (кантри-блюз), с коммерческим вариантом ритм-энд-блюза - рок-н-роллом середины 1950-х гг.
__________ соединил, с одной стороны, элементы негритянских духовных гимнов - спиричуэлсов, лирических блюзов и регтаймов, исполнявшихся в североамериканских кафе негритянскими музыкантами, а с другой - традиции европейской музыки, сохраняемые эмигрантами-европейцами
__________ – восприятие рецепторами энергии раздражителей и преобразование ее в нервное возбуждение
__________ – любой инструмент коммуникации, например, телефон, радио, телевидение и пр.
__________, стандартность масскульта - расчет его на любой вкус любого потребителя масскультовского искусства
___________ - это общая теория знаков: системы сигнификации, способы знаковой коммуникации между людьми или группами людей – язык, жесты, реклама, пища, одежда, музыка и т.д.
___________ школа имеет противоположный взгляд на роль массовой культуры в обществе
___________ – бегство от реальности в мир грез и вымысла
___________ – бесструктурное скопление людей, лишенных осознаваемой общности целей, но связных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания
___________ – в семиотике осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации: обряд, танец, ритуал и т.д.
___________ – общедоступное искусство, модернистское художественное течение, возникшее во второй половине 1950-х гг. в США и Великобритании
___________ – отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы
___________ – сведенные воедино означающее и означаемое
____________ – активное проникновение в какую-либо сферу
____________ – смысловое содержание в знаке, переданное означающим как посредником
____________ – совокупность отношений между элементами целого, базовая форма материального артефакта - здания, машины, одежды и т.д.
____________ – то, что в знаке доступно восприятию (зрению или слуху)
________культура - область культуры, которая понятна большинству населения, обладает своими эстетическими особенностями и взаимодействует с другими культурными пластами
Авангардизм – это
Англо-американский поэт Томас Элиот, рассуждая о культуре, вводит понятие
Аура произведения искусства, по В.Беньямину, - это его
Бессознательное – это
Бидермайер - это
Брутализм – это
В Античности массовость проявлялась в такой форме, как
В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство, но исключением в этой области является
Взаимодействие постмодернистской практики, высокого искусства и масскульта порождает формы, которые трудно причислить к той или иной культурной ________
Взгляды Ф.Ливиса основываются на высокой оценке роли ________ культуры в жизни общества
Д.Белл относил к заслугам массовой культуры то, что она
Декларацией неприятия массовой культуры стала работа
Идея К.Маркса относительно того, что в капиталистическом обществе меновая стоимость всегда преобладает, становится центральной в концепции(ях)
К элитарной форме культуры относилась культура
К.Леви-Стросс является представителем
К.Маркс и Ф.Энгельс подчёркивали роль
К.Маркс определил товарный фетишизм как социальное(ый, ую)
Катарсис - это
Культура этноса, отличающаяся традиционностью, коллективностью, консервативностью, концентрированным отражением психологии нации, - это
Культура, созданная для масс, а не массами – это культура
Культура, характеризующаяся невысокими вкусовыми и ценностными ориентациями толпы, по мнению Х. Ортеги-и-Гассета, - это культура
Культурой, так сказать, «средней руки» является
Люди, ориентированные на исключительные, выходящие за рамки обыденных представлений идеи, часто связанные с художественными и философскими творческими «озарениями», - это
М.Маклюэн, описывая современную социокультурную реальность, отмечал разрушительное воздействие на сознание человека культуры
Маргинальность – это
Массовая культура - понятие, которое в современной социологии связывается с такими социальными группами, которым свойственен _________ уровень духовных потребностей
Массовая культура символизирует
Массовая культура, человек массы - явления, которым противопоставляет(ют)ся
Массовое в культуре, по мнению современного западного социолога Дугласа Макдональда, - это все, что специально
Методологический коллективизм – это
Многие из областей высокой, элитарной культуры остаются недоступными для большинства людей в условиях
Мысль о том, что «культура может называться высокой, если даже она не создала техники или скульптуры, но ее так не назовут, если ей не хватает милосердия», принадлежит
Мысль о том, что «проблема производства отступила на второй план перед проблемами потребления», принадлежит
Направление в изо-искусстве последней трети ХХ в., в рамках которого живопись и графика зачастую уподобляются фотографии скульптура, представляющее собой натуралистические тонированные слепки с живых фигур, - это
Направление, в рамках которого массовая культура рассматривается как выражение универсальных и неизменных социальных и ментальных структур, - это
Неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом культура
О двух тенденциях в духовной культуре: элитарно-исключительной и «омассовляющей» говорится в работе
Одним из авторитетных представителей Бирмингемской школы является С. ____
Одной из важнейших особенностей массовой культуры становится стремление к эскапизму, то есть
Одной из распространенных точек зрения на массовую культуру является такая точка зрения, при которой под массовой культурой понимается культура
Основной идеей теорий «культурного модернизма» является идея противопоставления
Отличие идей Франкфуртской школы от марксизма заключается в перемещении акцента в исследованиях с
По В.Беньямину искусство механического воспроизведения является
По замечанию Збигнева Бжезинского, родиной массовой культуры являет(ют)ся
По мнению Герберта Маршалла Маклюэна, массовое в культуре порождено не трудом, а сферой и потребностями
По мнению Йохана Хейзинги, критерием оценки культуры является _________ развитие общества
По Ф.Ливису, кинофильм, использующий влияние эмоциональных приемов на зрителя, представляет форму
Постановка и развитие идеи «сверхчеловека» принадлежит
Постмодернизм - совокупность тенденций в художественной культуре ___ в.
Противопоставление массового и элитарного уже имело место в эпоху
Р.Р.__________ рассматривает миф как семиологическую систему, обращаясь при этом к известной модели знака Соссюра, выделявшего в ней три основных элемента: означающее, означаемое и сам знак, выступающий как результат ассоциации первых двух элементов
Равенство перед законом, отсутствие правовых привилегий, отмену каст, сословий, укоренение ценностей материальной демократии Х.Ортега-и-Гассет относил к ____________ предпосылкам появления человека массы
Развитие научно-технического прогресса, индустриализацию производства, его стремительное расширение Х.Ортега-и-Гассет относил к ________ предпосылкам появления массового человека
Размышление о том, что люди делятся на два типа: «люди пользы» и «люди гения» принадлежит
Роль _________ в создании духовных ценностей в марксизме нивелирована. К.Маркс и Ф.Энгельс подчёркивали, что именно массы творят историю в соответствии со степенью собственной зрелости
Ряд представителей Франкфуртской школы переезжает в США в ____ годах
Снижение общего уровня требований к искусству в масскульте затронуло не столько сферы эстетическую и художественную, сколько сферу _________
Согласно Р.Р.Барту, ___________ элемент семиологической системы — значение или собственно миф — создаётся за счёт деформации отношения между концептом и смыслом
Социология __________ исходит из признания того, что художественное явление получает массовое распространение, если удовлетворяет определенным человеческим потребностям
Структуралистские исследования культуры стремятся
Теории массовой культуры заняли прочное место в социологической мысли Запада, начиняя с ___ г.
Термин «потребительская культура» появился в (во)
У.Эко первым обратил внимание на проблемы культуры
Условия, в контексте которых массовидные формы существования культуры оформляются собственно в феномен масскульта, вызревают в конце _____ столетия
Усредненность духовных ценностей, их тождественность материальным ценностям, в равной степени выступающих как продукты массового потребления, утверждает культура
Утверждение, что «как только мир и жизнь широко открылись заурядному человеку, душа его для них закрылась. Духовный труд чужд человеку толпы», принадлежит
Ф.Ливис под культурой подразумевает культуру
Франкфуртская школа социальных исследований создана в ____ г.
Франкфуртцы отошли от традиционного маркистского подхода, утверждая
Французский социолог Ж.Бодрийар, совершивший путешествие по США с научной целью, подчеркнул
Х.Ортега-и-Гассет утверждал, что благодаря школам, которыми так гордился XIX век
Э.Тоффлер подчеркивал, что