Верны ли утверждения?
А) Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность)
В) Социальная мобильность - не есть зло или неприятность, она означает случайные движения внутри определенной области параметров системы
Верны ли утверждения?
А) Американский социолог Э. Эриксон является основателем теории идентичности
В) Английский психолог Э. Гидденс в работе «Современность и самоидентичность» выделяет три основных черты современности, которые одновременно являются и причинами обострения проблемы самоидентичности
Верны ли утверждения?
А) В обществах, которые называются традиционными, люди склонны жить так, как жили их предки, как заповедано богами, в соответствии с устойчивыми верованиями, по обычаям старины
В) В обществах, которые называются стратифицированными, люди склонны жить так, как жили их предки, как заповедано богами, в соответствии с устойчивыми верованиями, по обычаям старины
Верны ли утверждения?
А) В работах последователей идей А. Шюца - П. Берга и Т. Лукмана - получила развитие классическая феноменологическая концепция идентичности
В) В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода
Верны ли утверждения?
А) В.А. Ядов дает определение социальной самоидентификации как способа соотнесения себя с группами и общностями, которые индивид воспринимает своими, близкими, способен сказать и почувствовать: «это - мы»
В) Феноменологическая социология, в трактуемой ею интерсубъектности, значительную роль отводит собственным представлениям индивида об обществе и социальных нормах, осмыслению его деятельности как информационного процесса социального взаимодействия
Верны ли утверждения?
А) Впервые термин «идентификация» был введен в 1921 году австрийским психологом З. Фрейдом в работе «Психология масс и анализ Я»
В) Теория психоанализа З. Фрейда объясняла любое самоотождествление с социальной группой как результат функционирования постоянного и универсального психологического механизма, подсознательно выделяющего различные группы как «свои» и «чужие»
Верны ли утверждения?
А) Геокосмические факторы представляют собой флуктуирующую систему, вариабельный аттрактор
В) Впервые термин «глобализация» употребил в 1983 году Т. Левит
Верны ли утверждения?
А) Идентификация личности - процесс отражения (рефлексирования) индивидом своих характеристик в такой форме, которая воспринимается обществом, группами, к которым субъект себя причисляет
В) Традиция применительно к культуре - действия, строго определенные обычаем, сопровождающие какие-либо ключевые моменты в жизни людей
Верны ли утверждения?
А) Интеракционисты определяют личностную идентичность как изначально социальное образование, детерминируемое, главным образом, символическими интеракциями
В) Центральной идеей интеракционизма является понятие множественной идентичности, согласно которой каждый индивид обладает определенным набором социальных идентичностей
Верны ли утверждения?
А) Культура как ценностно отобранный опыт жизнедеятельности множества людей обычно предстает в виде символико-знаковой системы
В) Типовым социальным отношением Г. Тард признавал отношение «учитель - ученик»
Верны ли утверждения?
А) Л.Уорнер выдвинул "репутационную" теорию, поскольку определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими членами общности, т.е. их репутации
В) Сложная система - наличие в ней источников и каналов обмена веществом, энергией с окружающей средой
Верны ли утверждения?
А) М.Вебер ввел единственное основание вертикального рассмотрения структуры общества - обладание собственностью
В) Объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов - информатизация
Верны ли утверждения?
А) Община - минимальный уровень формирования этнических различий
В) Община - действия, строго определенные обычаем, сопровождающие какие-либо ключевые моменты в жизни людей
Верны ли утверждения?
А) Основа стратификационной структуры (социальной структуры общества) - естественное и социальное неравенство людей
В) Социологи едины во мнении, что основа стратификационной структуры (социальной структуры общества) - естественное и социальное неравенство людей
Верны ли утверждения?
А) Рабство - это первая историческая система стратификации
В) Социальные типы стратификации можно отличить друг от друга по общему числу статусов, необходимых обществу для воспроизводства себя
Верны ли утверждения?
А) Ритуал - исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей
В) Обычай - исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей
Верны ли утверждения?
А) Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни, как ее нормативно-ценностное регулирование
В) Информатизация - сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения
Верны ли утверждения?
А) Синергетика предлагает с позиции своего научного аппарата изучать организм как целостную открытую систему, характеризующуюся особым типом взаимодействий ее частей
В) Примером применения методологической функции синергетики являются исследования процессов взаимодействия систем человеческого организма с геокосмическими факторами
Верны ли утверждения?
А) Социализация сопровождается воспитанием, т.е. целенаправленным воздействием воспитателя на воспитуемого, ориентированным на формирование у него желаемых черт
В) И.С. Кон выделяет в европейской культуре три образа, направляющих воспитательный процесс в обществах
Верны ли утверждения?
А) Т. Парсонс определял категорию «социальная идентичность» в виде системы кодов, посредством которых индивидуальные значения символизируются (через язык, ценности и т.п.) и детерминируют социальные действия субъекта
В) Известный представитель интеракционизма И. Гоффман - в своей теории социальной драмы выделил два вида идентичностей
Верны ли утверждения?
А) Термин «община» в современных социальных науках часто употребляется как синоним общества, группы населения, государства и ассоциации государств
В) Стратифицированные общества характеризуются отсутствием резких различий в рамках статусов и благосостояний
Верны ли утверждения?
А) У О.Конта идея глобализации освобождается от религиозной терминологии и принимает социально-экономические и классовые очертания
В) Глобализация означает, что современное человечество рассматривается как единое целое, принципиально новая всемирная, глобальная система, все структурные элементы которой находятся в теснейшей и неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости
________ - наличие в ней источников и каналов обмена веществом, энергией с окружающей средой
________ - складывающийся на интернет-ресурсе информационный обмен равноправных пользователей-соавторов.
_________ - возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных
_________ - группообразующий фактор, помогающий выйти за пределы «Я» и почувствовать переживание других
_________ - действия, строго определенные обычаем, сопровождающие какие-либо ключевые моменты в жизни людей
_________ - жанр интернет-сообщества, который часто принимает форму компьютерно-моделированной среды
_________ - иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени
_________ - исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей
_________ - исходный, наиболее простой тип социальной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте
_________ - количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени
_________ - комплекс ожиданий, исходящих от его социального окружения; осознаваемая - формируется в процессе рефлексирования личностью своего «Я», своего поведения
_________ - культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени
_________ - минимальный уровень формирования этнических различий
_________ - не есть зло или неприятность, она означает случайные движения внутри определенной области параметров системы
_________ - объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов
_________ - описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни
_________ - особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо “наследует” социальный статус семьи, либо характеризуется “будущим” социальным статусом
_________ - период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение, становясь современником событий эпохи, оказавших влияние на его духовный облик
_________ - признание человека общественным животным, а общества - носителем и воспроизводителем в своем устройстве инстинктов животного мира
_________ - разделение труда естественное распределение видов труда среди населения по полу и возрастам
_________ - результат нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия
_________ - сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения
_________ - совокупность повторяющих друг друга мелких структурных единиц, любое число которых может составлять социальную структуру
_________ - совокупность черт характера, присутствующая у большинства членов данной группы и возникшая в результате общих для них переживаний и общего образа жизни
_________ - социально-профессиональная, этническая, наследственно-замкнутая общность, члены которой связаны определенными социальными нормами, традициями взаимопомощи, а также имеют ряд культурных признаков, набор, специфические характеристики материальной культуры, одежды, пищи
_________ - степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе
_________ - целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия
_________ - чувство органической принадлежности индивида к его исторической эпохе и типу межличностного взаимодействия, свойственному данной эпохе
_________ - явление равного доступа к чему-то
_________ видит причину агрессивности людей в «конфликте интересов», несовместимости целей
_________ все свое внимание до недавнего времени обращал(а) лишь на нарушителей уголовного кодекса
_________ идентичность - идентичность как субъективное восприятие индивидом своей жизненной ситуации и собственного своеобразия - «рефлексивное Я»
_________ идентичность - уникальный комплекс индивидуальных признаков данного человека, характеризующих его как объект во времени и пространстве - «физическое Я»
_________ идентичность отражает типизацию личности другими на основе атрибутов ее групп принадлежности - «социальное Я»
_________ личность - индивид, который, усвоив многие ценности двух или более конфликтующих социокультурных систем, «типически испытывает дискомфортные чувства и часто проявляет поведение, превращающее его в своего рода анафему для всех систем»
_________ называются ценности, которые не зависят от сферы жизнедеятельности
_________ насилие - насилие против свобод, интересов, здоровья и жизни кого-либо
_________ общества - сегментарные, в которых существует равенство структурных подразделений общества, которые признаются равными вне зависимости от властной дифференциации общества
_________ объясняет агрессивность человека как результат фрустрации отчужденной личности
_________ относится к обществам, в которых нет любых признаков и форм дифференциации
_________ представляет собой противоречивое единство множества согласованно действующих элементов, соединенных в определенную структуру, выполняющих определенные функции.
_________ разделение труда есть распределение видов труда (результатов технологического разделения труда и разделения труда человека) между социальными группами в обществе
_________ различает осознаваемую и неосознаваемую идентичности
_________ считает, что агрессивность человека есть результат «когнитивного диссонанса», т.е. несоответствия в познавательной сфере субъекта (Л. Фестингер).
_________ ценности - ценности, усвоенные поколением родителей
«Стультус» - это
Американский историк античности _________ назвал древнегреческую цивилизацию пайдевтической, так как целенаправленное воспитательное воздействие общества на гражданина пронизывает всю жизнь древнегреческого полиса: этому подчинена школа, религия, искусство, театр, спорт, сфера гражданской жизни
В XVII веке _________ в духе естественного права Т. Гоббса впервые противопоставил "естественное состояние" человека "культурному состоянию", и с тех пор собственно человеческое состояние, отличное от природного состояния, которое свойственно всем живым существам, а также и неживым, стали называть культурой
В(во) _________ языке эпохи Древнего Рима слово "культура" означало "возделывание, обработка (земли)"
Зарождение жизни с точки зрения _________ - развитие неустойчивости, соответствующей нелинейной среды, но эта неустойчивость приводит к свойствам живого
Исследователи выделяют два вида агрессии: _________ и антисоциальное насилие
К _________ ценностям, которые являются стержневыми практически в любой сфере деятельности, можно отнести трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, милосердие и другие
К основным формам стратификации не относятся
Невроз _________ - погоня за престижем и обладанием
Невроз _________ - поиски любви и одобрения любой ценой
Невроз _________ - самоидентификация с харизмой лидера, религиозное поклонение, мазохистские отклонения)
Под _________ понимаются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности - это то, ради чего люди живут и что ценят
Синергетика разработана _________ и его коллегами в рамках брюссельской школы
Существует _________ и неформальный виды контроля