Верны ли утверждения?
А) «Эффект эха» (или галло-эффект) - это многократное повторение одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем
В) Согласно наблюдениям С.И. Григорьева и Ю.Е. Растова, логика построения вопросника строится от «общего к частностям», благодаря чему последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим
Верны ли утверждения?
А) В альтернативном и шкальном вопросах респондент выбирает несколько вариантов ответов
В) В «вопросе-меню» и в вопросе с задачей ранжирования респондент выбирает только один ответ
Верны ли утверждения?
А) В условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов
В) В преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой
Верны ли утверждения?
А) В широком смысле опрос включает в себя как интервью, так и анкетирование
В) В узком смысле термин «опрос» подразумевает только устную беседу, а потому сводится к нескольким видам интервью и анкетирование сюда не входит
Верны ли утверждения?
А) Выделение и оценка инструментальной функции вопроса связана с освоением традиций психологической практики тестирования и психодиагностики, представления об инструментальной функции вопроса возникли в связи с адаптацией к социологии принципов метрологии (науки о качестве измерения), сложившейся в рамках естественных и технических наук
В) Критерием оценки коммуникативных возможностей вопроса выступает однозначность понимания его смысла респондентами, искренность и достоверность ответов
Верны ли утверждения?
А) Закрытые варианты вопросов предпочтительнее формулировать для выявления фактов и отношений, предполагающих заранее известный и единообразный перечень возможных вариантов ответов
В) Заранее предлагаемый набор ответов принадлежит исследователю и это освобождает отвечающих от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов
Верны ли утверждения?
А) Закрытые вопросы легче составлять, но труднее обрабатывать
В) Открытые вопросы легче составлять, но труднее обрабатывать
Верны ли утверждения?
А) Закрытый вопрос может содержать набор суждений, предметов, фактов, из которых респондент выбирает заданное (или неограниченное) число наименований по какому-либо основанию, предложенному автором анкеты
В) Закрытые вопросы не выполняют своего назначения, если не соблюдается главное требование: необходимо максимально предусмотреть возможные варианты ответов
Верны ли утверждения?
А) Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания
В) По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы представляют собой один вид - открытые вопросы
Верны ли утверждения?
А) Известные специалисты в области методики Дж. Мангейм и Р. Рич предлагают нам на выбор два основных типа опроса: очное интервьюирование, телефонное интервьюирование
В) Известные специалисты в области методики Дж. Мангейм и Р. Рич предлагают нам на выбор четыре основных типа опроса: очное интервьюирование, телефонное интервьюирование, анкетирование по почте и опрос через прессу
Верны ли утверждения?
А) Искусство применения опросного метода - и в этом сходятся все специалисты - состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам
В) В зависимости от того, в какой форме вы проводите опрос - личное интервью или заочное либо групповое анкетирование, - вопросник будет называться бланком интервью или анкетой
Верны ли утверждения?
А) Любой опрос представляет собой монолог интервьюера
В) Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез
Верны ли утверждения?
А) Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования
В) Социологический опрос не теряет смысл, даже если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик
Верны ли утверждения?
А) Опрос незаменим в тех ситуациях, когда изучаются содержательные характеристики массового или индивидуального сознания, социальных или межличностных отношений, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению
В) С помощью опроса получают информацию о потребностях, интересах, мотивации, настроениях, ценностях, убеждениях людей
Верны ли утверждения?
А) Опрос применяется в качестве контрольного (дополнительного) метода, т.е. для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами
В) Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователей к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, - регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию
Верны ли утверждения?
А) Основными преимуществами телефонного опроса является большое количество отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам
В) Участников массовых опросов называют респондентами
Верны ли утверждения?
А) Полустандартизированное интервью проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем
В) Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы, по форме проведения оно может быть прямыми или опосредованным, например, по телефону
Верны ли утверждения?
А) Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе "ловушек") освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль
В) Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, менее удобные для обработки и дают гарантии учета полноты респондентских оценок
Верны ли утверждения?
А) При определении числа вопросов следует руководствоваться правилом: чем их больше, тем меньше шансов получить на них ответы
В) Социологическая анкета, помимо всего прочего, - это еще текст, изложенный по определенным грамматическим и стилистическим нормам
Верны ли утверждения?
А) Психологу, оперирующему тестами, опросная процедура социолога кажется очень надежной
В) В социологии опрос вообще, включая обе его разновидности (устный и письменный), является абсолютным рекордсменом популярности
Верны ли утверждения?
А) Разрабатывая проект анкеты, социолог должен тщательно продумать все нюансы: сократить длинные формулировки, устранить редко употребляемые или иностранные слова, узкоспециальные термины, расшифровать или вовсе заменить наречия
В) Чем удачнее сконструирована анкета и лучше сформулированы ее вопросы, тем меньше отказов и пропусков при ее заполнении, и наоборот
Верны ли утверждения?
А) Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки
В) Открытые вопросы предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать
Верны ли утверждения?
А) Специалисты считают, что психологическая основа ответа на закрытый вопрос существенно иная, чем при ответе на открытый вопрос
В) Открытый вопрос является незаменимым инструментом, если познавательная задача - получение данных о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме, об особенностях словарного запаса их языка, о круге ассоциаций в связи с предметом опроса, о вербальных навыках, связанных со способностью формулировать свое мнение и аргументировать его
Верны ли утверждения?
А) Способность вопроса изучать измеряемую характеристику, а не какую-либо другую, называется обоснованностью вопроса
В) Обеспечение индикаторной функции связано с обоснованием формулировки вопроса относительно измеряемой характеристики (индиката)
Верны ли утверждения?
А) Участников экспертных опросов называют респондентами
В) Участников массовых опросов называют респондентами
Верны ли утверждения?
А) Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрестки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты
В) Вопросы анкеты могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам, при этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями" внимания
Верны ли утверждения?
А) Экспертом признается респондент, компетентный в проблемах, непосредственно связанных с предметом исследования
В) Выявление экспертных оценок необходимо при анализе наиболее существенных аспектов исследуемой проблемы, особенно в ситуациях дискуссионности их трактовок или фактического отсутствия определенности в их осмыслении наукой
_________ - вид интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным
_________ - вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или расшифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, дополнительная информация, необходимые пояснения
_________ - вопросно-ответная форма организации текста
_________ - интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них
_________ - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ
_________ - модель блока вопросов - очень распространен в зарубежных опросах общественного мнения, но редко применяется у нас, такой прием отвечает и требованиям логики, и практике исследования
_________ - определенным образом организованная исследовательская, познавательная ситуация
_________ - опрос, в котором источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных)
_________ - опрос, в котором источником информации являются компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им делать авторитетные заключения
_________ - очень удобная и наглядная форма построения классификации или типологии чего-либо, например методов опроса
_________ - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом
_________ - проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует его ответы
_________ - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати, основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе
_________ - редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром
_________ - специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии и все чаще используемый ею
_________ - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта
_________ - учёный, основавший в XX в. свой знаменитый институт изучения общественного мнения и заложивший такие высокие нормы методической культуры, которые до сих пор считаются эталоном науки
_________ - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект
_________ - это вопрос, затруднения при ответе на который связаны со спецификой опосредованного общения и прежде всего с восприятием печатного текста, доля трудных вопросов колеблется от 10 до 40%.
_________ - это вопросы, позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку
_________ - это вопросы, являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов
_________ - это разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе
_________ - это систематизированный сбор информации, которая извлекается из ответов на вопросы, задаваемые респондентам
_________ - это соответствующая исследовательскому замыслу и логически выстроенная система вопросов - адресованных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответа
_________ - это соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований
_________ - это социологический метод получения информации, при котором людям (их называют респондентами) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них
_________ - это такой анкетный вопрос, который затрагивает щекотливые темы, касается интимно-личных сторон жизни респондента, вопросов, которые не принято обсуждать либо в его узком кругу, либо в обществе в целом
_________ - это форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом
_________ анкетного вопроса обусловлена природой социально-психологического общения, в опросе данная функция обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов
_________ анкетного вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формируемых на базе блоков вопросов
_________ анкетного вопроса состоит в том, что вопрос обеспечивает получение именно искомой информации, а не какой-либо другой
_________ анкеты знакомит опрашиваемого с целями научного исследования, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах заполнения анкеты, призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв участие в анкетировании
_________ вопросы - это вопросы, нацеленные на оптимизацию хода опроса
_________ вопросы - это вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты
_________ вопросы - это вопросы, непосредственно вытекающие из исследовательской программы
_________ вопросы - это вопросы, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию
_________ вопросы - это вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет")
_________ вопросы - это вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов
_________ вопросы - это вопросы, сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению
_________ вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля
_________ вопросы используются для управления психологической ситуацией интервью, для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос
_________ вопросы предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов, поэтому общая сумма удельных весов ответов может превышать 100%.
_________ задаются специально для того, чтобы выделить в общей массе тех, кто обладает изучаемой характеристикой
_________ заключается в том, что последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам, до их полного исчерпания
_________ используется при изучении состояния и уровня развития общественного мнения, социально-психологических факторов
_________ называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента
_________ относятся к классу не основных вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса
_________ предполагают выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предлагаемых, в результате при статистической обработке сумма ответов на все вопросы (включая варианты «нет ответа») всегда будет составлять 100% (т.е. точно совпадать с объемом выборки)
_________ представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам
_________ представляет собою формализованный набор вопросов, предназначенный для получения информации от респондентов
_________ представляют набор суждений, предметов, фактов, из которых респондент выбирает несколько позиций либо может указать неограниченное число их
_________ содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах, иначе ее называют «паспортичкой»
_________ состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования, вопросы следуют с нарастанием степени трудности
_________ специалисты называют такие вопросы, на которые в вопроснике приведены полные (завершенные) наборы всех возможных вариантов ответов
_________ считаются такие вопросы, в которых перечислены все без исключения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведена если не к минимуму, то к очень жестким границам
Анкетирование, охватывающее всех членов изучаемой общности, называется _________
В отечественной социологии самым популярным является индивидуальный(ое)
Во второй половине 1970-х гг. за рубежом, по преимуществу в США, стали разрабатываться различные методики, при этом традиционные интервью получили название _________ / (Paper and Pen /interview), т.е. «интервью с карандашом и бумагой»
Вопросы в анкете по _________ - это вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента
До сих пор большинство исследований в США, Германии, Франции проводится посредством
Золотое правило_________ - поставить всех респондентов в условия равного выбора. Оно относится как к закрытому, так и к открытому вопросу
Метод _________, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию
Методы эмпирического исследования в социологии непропорционально делятся на две группы - опросные и неопросные. К опросным методам относятся только
Один из специальных подходов к проектированию вопросников - _________, заключается в постепенном переходе от широких, общих вопросов к более узким, частным
Опросный лист является _________ частью анкеты и разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений
Основное предназначение _________ опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания
Под _________ специалисты понимают все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также и предлагаемые варианты ответов
Результатом _________ выступает совокупная оценка ее качества, характеризуемая числом полученных замечаний, те вопросы анкеты, которые содержат очевидные методические просчеты, заменяются другими, имеющими методическое решение
Существует вариант построения блока вопросов - «_________», когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления, равнозначных друг другу, например, вопросы, посвященные различным элементам рабочей ситуации респондента с целью получить ее целостное описание
Существует практика объединения в одной анкете различных тематических блоков - так называемые _________, это как бы сборник вполне самостоятельных коротких анкет, где предусматриваются специальные переходы от одной темы к другой
Существуют две формы наводящего вопроса, проистекающие из разных целей, которые преследуют их авторы, первую форму можно назвать _________ наводящим вопросом, его задача - ввести респондента в курс дела
Цель _________ вопросов - выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме
Цель _________ состоит в том, чтобы правильно измерить мнения, установки и поведение людей, задавая им вопросы