В числе значимых выделяется методологический уровень педагогической компетентности:
Высказывание "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени" принадлежит Я. А. Коменскому:
Гностические умения педагога - состояние, характеризующее сформированность личностно-профессиональных качеств педагога, в том числе и руководителя образованием, находящих свое выражение в созидательном выполнении им образовательных функциональных обязанностей:
Искусство педагога, в том числе и руководителя образованием, включает творчество, мастерство и культуру:
К. Д. Ушинский подчеркивал, что деятельность педагога (учителя) является "искусством искусств":
Направленность - сущностный компонент мастерства педагога, в том числе и руководителя образованием, характеризующий его интересы, убеждения, идеалы, ценностные ориентации в контексте решаемых образовательных задач:
Организаторские способности - умения излагать образовательный материал ясно, кратко, логично, доступно, системно, заинтересованно, научно обоснованно и практически значимо:
Организация коллектива и педагогически целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива на протяжении всего курса обучения - одно из организаторских умений педагога, в том числе и руководителя образованием:
Педагогическая этика - сущностный компонент мастерства педагога, в том числе и руководителя образованием, находящий свое выражение в морально-нравственном построении общения, поведения и деятельности в решении образовательных задач:
Педагогическое искусство - умение, мастерство, знание дела на уровне творческого отражения действительности, реализации ее в реальных делах:
Педагогическое мастерство - сущностный элемент искусства, свидетельствующий о высоком уровне профессионализма педагога, в том числе и руководителя образованием, проявляющегося в его образовательной деятельности, общении и поведении:
Проектировочные и конструктивные умения - профессиональные качества, необходимые педагогу для планирования и проектирования различных видов педагогической и учебной деятельности, для построения преподавателем содержания учебной информации и образа конечного результата образовательной деятельности:
Профессиональные знания - сущностный компонент мастерства педагога, в том числе и руководителя образованием, его профессионально значимые, социально-психологические свойства и умения, способствующие достижению успеха в решении задач образовательной деятельности:
Результаты деятельности преподавателя - профессионально-психические новообразования, возникающие в личности обучаемого под влиянием системы работы и поставленных целей:
Умение хорошо учиться - коммуникативное умение педагога: