Верны ли утверждения?
А) Б. Алмонд пишет, что «политическая философия в прошлом интересовалась, главным образом, проблемой принуждения, обязанностями индивида подчиняться и правом государства добиваться согласия».
В) По мнению американского философа А. Гевирта, основные вопросы философии политики – это вопросы относительно того, что должен человек делать по отношению к обществу и государству
Верны ли утверждения?
А) В основе неогегельянской концепции государства и общества лежит понятие «сообщества».
В) Немецкие неогегельянцы использовали рассуждения Гегеля о монархии и республике против демократии и социализма, требуя подчинения индивида обществу, государству
Верны ли утверждения?
А) В основе политической философии Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778) находится положение, согласно которому любое государственно-политическое устройство – это реализация хитроумного плана богатых, а не естественный продукт исторического развития.
В) Главная идея Ж.Ж.Руссо заключается в том, что справедливое и отвечающее природе людей государственное устройство должно основываться на общественном договоре
Верны ли утверждения?
А) В своих произведениях Д. Локк анализировал вопросы сущности мира политического, государства и власти, условия и факторы их возникновения, жизнеспособности и исчезновения, формы, в которых они могут существовать.
В) Поэтому Д.Локк считается одним из авторов идеи правового государства и основателей политической философии.
Верны ли утверждения?
А) Ведущими концепциями религиозной политической философии русской эмиграции стали теории социального иерархизма и христианского социализма.
В) Теория модернизации – теория перехода от традиционного к современному высокоорганизованному обществу, при котором современность отождествляется с западным эталоном развития.
Верны ли утверждения?
А) Власть, согласно М. Фуко, есть порождение самой природы человеческой рациональности, заложенной в ней неискоренимого стремления к доминированию, подчинению как окружающего мира, так и себе подобных: «в сущности власти нет ничего материального, она есть не что иное, как манера мыслить».
В) М. Фуко полагал, что власть можно понять, лишь выявив технологию властвования.
Верны ли утверждения?
А) Возникновение политических идей в Древнем мире связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциации общества, возникновением и функционированием государства
В) Политико-философские взгляды Платона изложены в его трактатах «Государство», «Законы», диалогах «Политик» и «Критий».
Верны ли утверждения?
А) Воля к власти (по Ф.Ницше) – это общий знаменатель и базовая мотивация всей человеческой деятельности; Ницше понимает власть как нечто тотальное, врожденное, определяющее.
В) Согласно Ф.Ницше, нет людей, которые не стремились бы к власти, есть люди, которые стремятся к ней плохо, мало или недостаточно эффективно. Соответственно, Ницше воспринимает власть как квинтэссенцию политики.
Верны ли утверждения?
А) Государство, по Г.Гегелю, есть высшая форма нравственности
В) К концу XX в. политическая философия окончательно выделилась в самостоятельную науку.
Верны ли утверждения?
А) Деспотия – это система, в которой властвует один человек, строго придерживающийся установленных законов
В) Монархия – это система, при которой правит один человек на основе произвола, не признающий фиксированных законов
Верны ли утверждения?
А) Иррационализм - в узком смысле – философское течение XIX - начала XX вв., отвергающее разум как единственную основу человеческого бытия; в широком смысле – характеристика различных философских концепций, авторы которых существенно ограничивают место разума в мире и в человеческой жизни и предлагают в связи с этим изменить основные способы человеческой познавательной деятельности.
В) Иррационализм - направление политико-философской мысли, возникшее еще в Древнем Риме; основными идеями политической философии республиканизма являются республика как конституционно ограниченное пространство публичной жизни, народ как источник республиканского правления, общественные добродетели как основа республиканского гражданства, единство прав и обязанностей
Верны ли утверждения?
А) Иррационализм – философия Фомы Аквинского и его последователей, которая представляет собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением; представители учения проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.
В) Основателем толкования политического через стихию власти был Фридрих Ницше
Верны ли утверждения?
А) Исторически сложились две либеральные традиции: англосаксонская и континентально-европейская.
В) Роулс рассматривает политическую философию как такую область знания, в которой осуществляется поиск ответов на фундаментальные вопросы, порождающие политические противоречия, и на этой основе создаются условия для политической кооперации общества
Верны ли утверждения?
А) Любое государство, по Марксу, представляет собой орудие господства одного класса над другими классами, то с исчезновением классовых различий и сосредоточением всех средств производства в руках рабочего класса сама потребность в государстве исчезнет
В) В XX в. на основе марксизма сформировались социал-демократизм, австромарксизм, неомарксизм, еврокоммунизм, отдававшие предпочтение реформистскому пути преобразования общества, а также левые разновидности тоталитаризма (большевизм, троцкизм, маоизм), выступавшие за радикальный способ изменения существующего общественного строя.
Верны ли утверждения?
А) Общество, согласно Платону, возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворять лишь совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда
В) Основателем древнегреческой и европейской политической науки и политической философии считается Аристотель, который выделил политику в качестве самостоятельной области изучения.
Верны ли утверждения?
А) Объект власти – агент власти, на который направлено властное воздействие (индивид, социальная группа, массы, класс, общество и т.д.).
В) Одна из современных типологий, которая использует смешанные критерии, была разработана американским социологом К. Марксом
Верны ли утверждения?
А) Основным содержанием и магистральным направлением развития общественно-политической мысли в Новое время стали формирование и разработка идеи государства вообще и национального государства в частности
В) Согласно Т.Гоббсу, естественное право и гражданский (положительный) закон совпадают по содержанию и объему
Верны ли утверждения?
А) Основными направлениями современной политической философии являются постпозитивизм, либерализм, консерватизм, марксизм, тоталитаризм, республиканизм, неогегельянство, гандизм.
В) Классический либерализм начал складываться в первой половине XIX в. как идейное оружие буржуазии, боровшейся за победу и установление в европейских странах нового, капиталистического строя
Верны ли утверждения?
А) Основоположником реализма считается выдающийся итальянский историк и политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, который пользуется славой циничного теоретика политики и даже апологета насилия
В) По мнению Моргентау, дипломатия — это искусство совмещения различных элементов национальной мощи вокруг достижения внешнеполитических целей», это — качество правительства, т.е. его способность обеспечить поддержку своей внешней политики со стороны общественного мнения.
Верны ли утверждения?
А) По Р. Арону, для внешней политики государств характерны две символические фигуры – дипломата и солдата, поскольку отношения между государствами «состоят, по существу, из чередования войны и мира».
В) Г. Моргентау выдвинул известную формулу о четырех парадоксах стратегии ядерных государств.
Верны ли утверждения?
А) По Тоффлеру, власть, основанная на силе, представляет собой низший тип властвования и практически изжила себя, несмотря на ее использование в прошлом и настоящем. Власть среднего качества связана с богатством, а власть высшего порядка основывается на знаниях, которые становятся в настоящее время решающим ресурсом власти
В) По мнению Тоффлера, современное общество развивается в направлении “антибюрократических форм власти”.
Верны ли утверждения?
А) Политико-философские взгляды Г. Гегеля (1770–1831) наиболее полно изложены в его книге «Философия права».
В) Гражданское общество, по Г.Гегелю, представляет собой особую ступень в диалектическом движении от семьи к государству в ходе длительного и сложного процесса исторической трансформации от Средневековья к Новому времени
Верны ли утверждения?
А) Политическое бытие – категория философии политики, охватывающая собой всю совокупность политических институтов, политических феноменов, политических процессов и политических отношений.
В) Объект власти – любой непосредственный носитель, агент власти, воплощающий активное, направляющее начало власти.
Верны ли утверждения?
А) Политическое учение Аристотеля изложено, главным образом, в работе «Политика».
В) Методом политики как науки у Аристотеля является анализ
Верны ли утверждения?
А) Постмодернистская интерпретация власти французским мыслителем М. Фуко (1927—1984) осуществляется в терминах постструктурализма
В) По мнению М. Фуко, власть нуждается в стратегическом исследовании.
Верны ли утверждения?
А) Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
В) Рационализм - политико-философское течение русской эмиграции, в основе которого лежит глубокая антипатия к Западу, к европеизму и проблема исторической судьбы и предназначения России.
Верны ли утверждения?
А) Согласно К.Марксу, производительные силы и производственные отношения в совокупности образуют способ производства
В) Согласно К.Марксу, государство и гражданское, т.е. буржуазное, общество составляют исторически предопределенные образования, характеризующиеся особыми формами и отношениями производства, классового разделения и классовой борьбы и защищаемые соответствующими политико-правовыми механизмами
Верны ли утверждения?
А) Т. Гоббс попытался сформулировать свое понимание государства с точки зрения причин и условий его возникновения
В) Государство, по Д.Локку, это результат договора и чисто земное дело
Верны ли утверждения?
А) Философия политики имеет своей задачей выяснение природы политических вещей со всеми их атрибутами, такими как добро и зло, реальное и идеальное, сущее и должное, совершенное и несовершенное, справедливое и несправедливое, подлежащее сохранению или изменению, одобрению или осуждению в политике
В) Известный немецкий философ К. Ясперс не случайно настаивал на том, что всякая подлинная наука представляет собой знание, включающее знание о методах и границах этой науки
Верны ли утверждения?
А) Философия политики располагается на точке пересечения философии и политической науки.
В) Традиции философского осмысления проблем политики были заложены еще в античности, развивались в трудах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, Дж. С. Милля и других мыслителей
_____ – это политико-философское направление и общественно-политическое течение, возникшее в конце XIX – начале XX вв. в Индии
______ – понятие, которое характеризует: 1) процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; 2) превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение в сознании людей их реальных отношений.
_______ - учение о политическом бытии.
_______ – течение в политической философии, представители которого признают верховное начало в самой природе власти, а не в ее юридическом оформлении и привязке к ограничительным системам легитимации.
_______ – это возникшее в 70-е годы XX в. политико-философское направление и политическое течение среди коммунистических партий Западной Европы, представители которого пытались отмежеваться от установок на революционное преобразование общества и сформулировать теорию «марксизма с человеческим лицом».
_______ – это идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящее социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков
_______ – это наиболее заметное политико-философское течение русской эмиграции, в основе которого лежит глубокая антипатия к Западу, к европеизму и проблема исторической судьбы и предназначения России.
_______ – это направление политико-философской мысли, возникшее еще в Древнем Риме; основными идеями политической философии этого течения являются республика как конституционно ограниченное пространство публичной жизни, народ как источник республиканского правления, общественные добродетели как основа республиканского гражданства, единство прав и обязанностей.
________ - массовое политическое движение, сложившееся в Западной Европе после Первой мировой войны в условиях острейшего социального кризиса и угрозы революции
________ - система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
________ - сформировавшееся во второй половине XIX в. направление политико-философской мысли, ключевыми моментами которого являются теория общественных формаций, теория классов и классовой борьбы, теория пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу
________ – обозначение глобальных изменений в социокультурной реальности: признание многомерного образа реальности, неустранимости плюрализма описаний и точек зрений, преодоление тотального господства одной доктрины, направления в искусстве, единственной системы ценностей и критериев.
________ – это одно из направлений левого тоталитаризма, основателем которого являлся Лев Давыдович Троцкий (Бронштейн) (1879 – 1940), один из руководителей партии большевиков, позднее высланный из СССР
_________ - направление политико-философской мысли, выражающее интересы социал-демократического направления в политической жизни государств
_________ - совокупность различных философских и социологических школ и течений, возникших в 50–70-е годы XX в. под лозунгом критики неопозитивизма
_________ - совокупность течений западной политической и политико-философской мысли, по разному интерпретирующих учение К. Маркса
_________ считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души
_________ – направление в психологии и социальных науках, в основе которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов на воздействия внешней среды
_________ – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.
_________ – социально-политическое и политико-философское течение, для которого характерно стремление к уменьшению государственного регулирования и увеличению свободы, частного предпринимательства, возрождению авторитетов традиционных социальных институтов, национального самосознания, индивидуальной свободы и единства нации.
_________ – теории, рассматривающие власть не как изначальную стихию социального бытия человечества, но как рудиментарное проявление человека, требующее укрощения, детального правового оформления, ограничения и, в конечном счете, равномерного распыления по количеству индивидуумов, составляющих социальный коллектив
_________ – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
_________ – это возникшее в начале XX в. политико-философское направление и социально-политическое течение в западноевропейской социал-демократии, представители которого (К. Реннер, О. Бауэр, Ф. Адлер) считали, что теоретические взгляды не имеют прямой связи с политической практикой.
_________ – это особое социально-политическое направление, которому присуще стремление обосновать необходимость сочетания государственного регулирования с осуществлением свободной конкуренции
_________ – это политическая философия левого тоталитаризма, получившая распространение в начале XX в. в России
_________ – это составная, относительно самостоятельная часть системы социально-философского знания, которая изучает наиболее глубокие общие основания политической деятельности, власти, политической морали, природы и сущности.
_________ – это философское направление конца XIX – первой половины XX вв., характеризующееся стремлением к созданию целостного мировоззрения на основе развития учения Г. Гегеля, понимаемого в духе «философии жизни».
_________- одна из форм деятельности по урегулированию и управлению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе их совместной деятельности.
__________ - искусство и философская теория истолкования текстов.
__________ - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
__________ - совокупность определенных представлений и определений, каких-либо терминов, а также ценностных установок, которые принимаются и разделяются научным сообществом.
__________ - часть философии политики, которая изучает то, как мы получаем знание о политических феноменах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.
__________ – это основанное на традиции и воле утверждение единства общественного организма с рядом присущих только ему характерных черт.
__________ политики – то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия самой политики, политических ценностей и целей.
__________ – сведение качественных характеристик к количественным для следующего этапа – измерения, т.е. придания результату численного значения.
__________ – согласие народа с властью, когда он добровольно признает за ней право принимать обязательные решения.
__________ – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное «позитивное» знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического соединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование
__________ – это взаимодействие разнообразных информационно-коммуникативных систем, т.е. совокупность связей и отношений, которые формируются вокруг того или иного устойчивого потока сообщений, связанных с решением определенного круга задач.
__________ – это политико-философское направление, утверждающее ценность личности в противовес ценности коллектива.
___________ (1689 – 1755) является представителем того направления французской политико-философской мысли, которое выступало за либерализацию и демократизацию монархической формы правления
___________ - общественно-политический строй, который характеризуется всеобъемлющим «командным» вмешательством государства во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных личностей
___________ – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира.
___________ – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Классическая матрица европейской культуры покоилась на таких принципах, как гуманизм, историзм, оптимизм, рационализм и объективность познания
___________ – это идейно-политическое течение радикального толка, в основе политической философии которого лежит идея, что человек как единоличный хозяин своей жизни вправе поступать с ней по своему усмотрению до тех пор, пока он насильственно не вмешивается в жизнь другого человека.
___________ – это учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, отвергая в то же время всякий авторитет и государственный строй.
_________– это одно из направлений левого тоталитаризма, сложившееся под влиянием марксизма, сталинизма и традиционной китайской философии.
Аристотель среди правильных форм государства наилучшей считает
Виднейшими представителями итальянского неогегельянства являются Б. Кроче и ____
Виднейшими представителями теории социального иерархизма стали Н.А. Бердяев (1874 – 1948), С.Л. Франк (1877 – 1950), П.А. Сорокин (1889 – 1968), ______ (1886 – 1970).
Видными представителями христианского социализма были С.Н. Булгаков (1871 – 1944) и ________ (1886 – 1951).
Г.Гегель выделял законодательную, правительственную и __________ власть.
Государственную власть __________ рассматривал как результат воли Бога
Для _________ и Т. Гоббса отправной точкой служило положение о том, что представления о социальных и политических изменениях находят не только отражение в сознании, а затем и в языке, но и создаются сознанием с помощью языка
Ключевыми проблемами консерватизма являются три кардинальные проблемы: 1) проблема понимания рационального в социально-историческом процессе; 2) проблема отношения к обществу; 3) проблема революций.
Наилучшей формой государства, по Гегелю, является _______, как единственно разумная форма правления
Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего Средневековья является
Основателем евразийства считается
Политическая _____ - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организации с помощью средств, которыми обладает государство.
Политическая философия более успешно развивалась в 50-х – 60-х годах XX в. Существенный вклад в разработку ее важнейших положений внесли Л. Страус, Э. Вогелин и ________
Политическое проявляет себя через: 1) власть; 2) цель, проект общества; 3) иерархию, оперирование с неравенством, распределение общественных функций; 4) правовую систему; 5) коллективную идентификацию; 6) насилие, легитимацию насилия, защиту от насилия (коллективную безопасность); 7) ценностную систему
Родоначальником социал-демократизма считается ________- (1850–1932), который открыто выступил с теоретическим обоснованием курса на постоянное реформирование буржуазного общества.
Создателями политической философии фашизма являются Бенито Муссолини (1883 – 1945) в Италии, Адольф Гитлер (1889 – 1945) и _______ (1893 – 1946) в Германии.
Философские основы постмодернизма заложили английский философ Р. Рорти и французские мыслители М. Фуко и _______