Верны ли утверждения?
А) Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет; и «вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная».
В) Свои размышления о судьбе России и ее месте в историческом процессе Бердяев изложил в книге «Истоки и смысл русского коммунизма», опубликованной в 1937 г.
Верны ли утверждения?
А) В 30-х годах ХХ века в силу исторических обстоятельств евразийство потерпело крах как общественно-политическое движение, но его идеи оказались весьма плодотворными.
В) Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятийные начала и свои определенные в истории последствия.
Верны ли утверждения?
А) В общественно-экономической формации есть два главных компонента – базис и надстройка.
В) Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения.
Верны ли утверждения?
А) В работах Ильина значительное место занимают этические взгляды.
В) Социокультурой Сорокин называет тот суперорганический мир, ту новую вселенную, которая создана человеком.
Верны ли утверждения?
А) Веховцы призывали интеллигенцию, которую они обвиняли в смуте 1905–1907 годов, отказаться от мировоззрения, построенного на коллективизме, народопоклонничестве (народничестве), нигилизме («отщепенстве от государства»), безрелигиозности и проповеди политического радикализма.
В) Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Верны ли утверждения?
А) Византийская цивилизация утрачивает с этого века из своего круга все обширные и населенные страны Запада, но зато приобретает своему гению на Северо-Востоке югославян, а потом и Россию.
В) Ве́ховство, ве́ховцы – философское и общественно-политическое направление в русской интеллектуальной среде в начале XX века, получившее своё название по программному сборнику «Вехи» (1909).
Верны ли утверждения?
А) Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций.
В) Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
Верны ли утверждения?
А) Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах.
В) В начале XX века в российской исторической науке четко обозначилось направление так называемого «евразийства».
Верны ли утверждения?
А) Дедукцию и индукцию следует рассматривать как взаимодополняющие способы логического анализа и поиска истины.
В) Источником знаний И.А. Ильин считает “предмет”.
Верны ли утверждения?
А) Духовная эволюция Николая Александровича Бердяева прошла путь от “легального марксизма”, когда он (наряду с другими марксистами) выступал против идеологии народничества, к религиозному миросозерцанию.
В) Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и в связи с ним - смысл бытия в целом.
Верны ли утверждения?
А) Задача истории, с точки зрения позитивизма, - исследование и обобщение фактов.
В) Европейский антропоцентризм обособляет и возвеличивает социальную среду над остальным миром.
Верны ли утверждения?
А) Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация.
В) Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Верны ли утверждения?
А) Концепция мировой истории, развиваемая Сорокиным, чрезвычайно схематична.
В) В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленного тем, что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географо-климатических условиях.
Верны ли утверждения?
А) Любое общество характеризуется присущей ему системой ценностей.
В) Сорокин полагает, что, исследуя культурные качества (значения, нормы, ценности), скрытые в сознании индивидов и выявляющиеся в их деятельности (в культурных образцах), можно выявить длительные, опирающиеся на одни и те же ценности периоды человеческой истории, т.е. разные культуры.
Верны ли утверждения?
А) Основой и фундаментом всякой социокультуры являются, по Сорокину, ценности, определяющие ее центральный принцип.
В) Понятие ценности Сорокин разъясняет на примере культуры Запада средних веков.
Верны ли утверждения?
А) Панарин отмечает, что сегодня усиливается дуальность «Запад-Восток».
В) Основная установка структурализма - поиск объективных закономерностей функционирования социально-исторических систем.
Верны ли утверждения?
А) Платон, по мысли Поппера, отождествляет всякий альтруизм с коллективизмом.
В) Пересечение причинных рядов приводит к возникновению необходимого события.
Верны ли утверждения?
А) По Дильтею, понимание – главное средство достижения знания об уникальном.
В) По Дильтею, для объяснения явлений природы используются каузальные законы.
Верны ли утверждения?
А) По мнению Панарина, модернизация на первых стадиях способствует вестернизации.
В) По мнению Броделя, «опорой и препятствием исторического движения» являются «кратковременные структуры».
Верны ли утверждения?
А) По мнению русского философа Г.П. Федотова, «четыре понятия, взаимно связанных, в сущности разные аспекты одной идеи, определяют религиозную тему Бердяева: Личность, Дух, Свобода и Творчество».
В) Философия Бердяева носит персоналистический характер; он сторонник ценностей индивидуализма.
Верны ли утверждения?
А) По мнению Ф. Броделя, любая «современность» включает в себя «различные движения, различные ритмы».
В) По мнению Поппера, государство – гарант свободы.
Верны ли утверждения?
А) По Фромму, историю можно определить как прогресс свободы.
В) По Фромму, историю можно определить как историю конфликта и разлада.
Верны ли утверждения?
А) Появление каждого нового типа рациональности допускает сосуществование предшествующих.
В) Появление каждого нового типа рациональности ограничивает поле действия предшествующего.
Верны ли утверждения?
А) Русофобия (от русский и др.-греч. φόβος – страх) – предвзятое, подозрительное, неприязненное, враждебное отношение ко всему, связанному с Россией или/и русскими; частный случай ксенофобии.
В) Впервые термин «русофобия» был применён русским поэтом Фёдором Тютчевым в связи с появлением в Европе враждебности к России после подавления русскими войсками венгерской революции 1848–1849 годов в Австрийской империи, после чего Российскую империю стали называть «жандармом Европы».
Верны ли утверждения?
А) Славянофобия – одна из форм ксенофобии, болезненная неприязнь или даже ненависть к славянским народам, или ко всему славянскому, созданному славянами.
В) Русофильство (от греч. rossos – русский и греч. philos – друг) – любовь ко всему русскому и России.
Верны ли утверждения?
А) Согласно А. Шопенгауэру, первая формационная инициатива принадлежала Востоку.
В) Различие между плюралистическим и системным подходами к истории находит свое выражение в понимании субъекта исторического процесса.
Верны ли утверждения?
А) Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности.
В) Оновные идеи В.Соловьева:. 1) идеи поиска социальной правды; 2) утверждение веры в прогресс; 3) утверждение правды на земле.
Верны ли утверждения?
А) Сорокин выделяет три основных типа культуры, или типа мировосприятия в истории человечества: идеационалъную (ideatiional), идеалистическую (idealistic) и чувственную (sensate).
В) Сорокин подробно останавливается на кризисе современной, материалистической культуры.
Верны ли утверждения?
А) Степень возрастания ответственности человека за судьбу мира прямо пропорциональна степени его свободы.
В) Социальные изменения способствуют совершенствованию общества.
Верны ли утверждения?
А) Субъектом истории у Поппера выступает критически мыслящая личность.
В) Субъектом истории у Поппера выступает государство.
Верны ли утверждения?
А) Существенный поворот в осмыслении исторического процесса произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс предложили концепцию материалистического понимания истории.
В) Материалистическая концепция устраняет все сверхъестественное, трансцендентальное, внеисторическое.
Верны ли утверждения?
А) У Шпенглера движение истории рассматривается как развитие и закономерное превращение (юность, расцвет, упадок) культурно-исторических форм.
В) Культура, по Шпенглеру, - это отличающее эпоху и, более того, создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.
Верны ли утверждения?
А) Ф.Бэкон считал, что историческое познание основывается скорей на фактах, чем на памяти.
В) А. Шопенгауэр рассматривал историю как знание, но не как науку.
Верны ли утверждения?
А) Философия Нового времени вырабатывает рациональные объяснения хода исторических процессов.
В) В современной философии истории концепции линейного развития общества подвергаются критике (у Шпенглера, Тойнби).
Верны ли утверждения?
А) Философия Нового времени вырабатывает рациональные объяснения хода исторических процессов.
В) Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер.
Верны ли утверждения?
А) Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства.
В) Соловьев отталкивается от славянофильной идеи соборности, но придает этой идее онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение.
Верны ли утверждения?
А) Человек, говорит Сорокин, морально деградировал до уровня усложненного животного, оправдывающего с помощью напыщенных идеологий наихудшие из своих действий.
В) Сорокин выводит общую формулу перехода от материалистической к религиозной культуре: кризис – крушение – очищение – переоценка ценностей – возрождение.
Верны ли утверждения?
А) Шпенглер, один из основоположников современной философии культуры, был представителем "философии жизни", которую он и стремился воплотить в своей историко-философской системе (морфологии культуры).
В) Шпенглер выдвинул новую концепцию культуры и развития истории (ее периодизации - жизни).
Верны ли утверждения?
А) По Марксу, люди сами творят историю, будучи одновременно и актерами, и авторами своей всемирно-исторической драмы.
В) Средневековая христианская философия истории (Августин) видит в истории прежде всего теологическую проблему.
Верны ли утверждения?
А) Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
В) Философия истории как светская наука формируется в XVIII -XIX вв., и в это время она становится теорией исторического развития.
Данилевский считал,
Данилевский утверждал, что Россия
Достоевский называл русский народ
Леонтьев был апологетом
__________ - религиозно-мистическое учение о достижении единства человека с Богом путем глубокой аскезы молчания, направленной на очищение сердца слезами и безмолвной молитвой
__________ - русское литературно-общественное направление, возникшее в 60-е гг. XIX в., главной идеей которого была идея о «национальной почве как основе социального и духовного развития России»
__________ называл «художественным портретом России в целом» Троице-Сергиеву лавру
__________ писал, что результат Октябрьской революции - это «отрицательная селекция», убивающая лучших
__________ принадлежал к общественному движению почвенников
__________ считал сугубо русским символ Троицы
В первый период своей деятельности В.С. Соловьев называл «третьей силой», лавирующей между крайностями тоталитаризма и анархизма
В период татаро-монгольского ига молитвенником за Русь, душой ее возрождения стал
В своем труде «Просветитель» Иосиф Волоцкий пишет, что власть царя
В.О. Ключевский определял предмет истории как
В.О. Ключевский относил к «искусственным союзам»
В.О. Ключевский считал, что история России
В.О. Ключевский считал, что личность
В.С. Соловьев мечтал о воссоединении
В.С. Соловьев утверждал, что историческая миссия России заключена в
Взгляды Достоевского на русскую историю близки к
Вяч. Иванов строит свою трактовку истории на противопоставлении
Г.П. Федотов считал, что беда русских революционеров в том, что они
Достоевский видел историческое предназначение русского народа в
Евразийцы считали средоточием русской культуры
Еврозийцы считали современную европейскую культуру
Истоки русского коммунизма Н.А. Бердяев видел в
Леонтьев предлагал перенести столицу Российской империи в
Леонтьев считал образцом для России
Многие размышления Достоевского о России выражены в его речи о
Национальное должно быть подчинено вселенскому - так утверждал
Оценивая историческую роль Петра I, __________ утверждал, что он заслуживает восхищения, так как приобщил слабый, бедный народ к цивилизации
Первым русским историком, обратившимся к осмыслению прошлого России в эпоху Просвещения, был
Политическое направление, основанное на абсолютизации роли государства и власти, основанной на силе, называется
С точки зрения Вяч. Иванова, синтез интеллигенции и народа должен осуществляться
С точки зрения Леонтьева, все культуры проходят _______ стадии развития
С точки зрения Леонтьева, современная ему Европа находится на стадии
С точки зрения Леонтьева, стремление к всеобщему равенству и демократизации - характерная черта периода
С точки зрения Мережковского, Россия - это арена борьбы
С.М. Соловьев не принимал взгляды на русскую историю
С.М. Соловьев считал, что исторический прогресс состоит в совершенствовании
Флоренский и Трубецкой видели выражение русской идеи в