Верны ли утверждения?
А) А.Тойнби говорил, что цивилизации — это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии
В) Н.Я.Данилевский утверждал о цивилизации, что главное должно состоять в различении культурно-исторических типов
Верны ли утверждения?
А) В государствах на Древнем Ближнем Востоке или в Древней Индии, гибель политического режима могла означать исчезновение целого народа вместе с его религией
В) В индуистской, буддийской или исламской цивилизациях существовали возможности для поддержания автономии и специфичности экономических форм деятельности, этнических, национальных, культурных и религиозных общностей
Верны ли утверждения?
А) Для цивилизациологии проблема многозначности выражений или двойного смысла является узко методологической
В) Для цивилизациологии проблема многозначности выражений или двойного смысла — это эвристическая проблема, фокусирующая более общие проблемы определенности исторического познания, соотношения истинностного и понимающего значения
Верны ли утверждения?
А) Ключ к пониманию распада цивилизаций обнаруживается в расколе и разногласиях, исходящих из самых глубин социального организма
В) Основной критерий и фундаментальная причина надлома цивилизаций заключены в росте внутренних разногласий, в результате которых общество утрачивает способность к самоопределению
Верны ли утверждения?
А) Особый тип цивилизационных изменений получил развитие в особых городах-государствах в Древней Греции и Риме, в особых племенных федерациях, таких, как древний Израиль, и некоторых ранних исламских государствах
В) Этот тип отличается очень высокой степенью совместимости различных движений протеста и политической борьбы и особенно высокой степенью самосознания и символизации идеологии политической борьбы
Верны ли утверждения?
А) Предпосылкой формирования цивилизации является способ производства, достижение значительного уровня эффективности в производстве продуктов питания
В) Развитие технологии, включающее в себя не только орудия труда и ремесел, но и, что еще более важно, управленческих навыков, функционально привязано к процессам формирования цивилизации
Верны ли утверждения?
А) Присутствие в цивилизационных исследованиях герменевтического круга привносит в них особую эвристическую логику — логику двойного смысла, отличную от формальной логики
В) Логика двойных смыслов включает в себя, наряду с ограниченным количеством эксплицированных посылок, бесконечное число имплицитных предпосылок, вводя важный эвристический принцип нефиксируемости границ достоверной экстраполяции
Верны ли утверждения?
А) Присущая историческим цивилизациям, по сравнению с примитивными обществами, способность к трансформации проявлялась в форме движений повстанческого характера, религиозного протеста, а также на более высоком уровне идеологизации политической борьбы
В) Относительно самостоятельные и долговременные повстанческие и протестные движения могли быть организованы носителями принципов культурного порядка или идеологами, выражающими интересы различных слоев
Верны ли утверждения?
А) Расцвет цивилизации происходит в условиях культурной и политической независимости и представляет собой полное развития творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, общественного и индивидуального благополучия
В) Этот период заканчивается, когда исчерпаны все творческие силы цивилизации
Верны ли утверждения?
А) С эволюционной точки зрения достижение цивилизации означает определенную ступень в развитии общества и культуры
В) По своей сущности цивилизация противостоит дикости и варварству — тем уровням социальной реальности, которые предшествовали цивилизации в ходе развития человечества
Верны ли утверждения?
А) Современный цивилизационный подход формирует свое предметное содержание на классическом (гносеологическом) эвристическом основании
В) Современный цивилизационный подход формирует свое предметное содержание на двух эвристических основаниях: классическом (гносеологическом) и жизненном (культуралистском)
Верны ли утверждения?
А) Согласно концепции О.Шпенглера, культура национальна, аристократична
В) Согласно концепции О.Шпенглера, цивилизация – интернациональна, демократична
Верны ли утверждения?
А) Социум ориентирован на динамическое равновесие своих основных элементов, на их функционирование внутри системы
В) Цивилизация неравновесна, что и проявляется на структурном уровне, когда одни части изменяются, а другие нет, одни элементы изменяются в одном направлении, другие - в ином, третьи деградируют
Верны ли утверждения?
А) Цивилизация представлена общественным сознанием людей в его отношении к индивидуальному сознанию
В) Социум репрезентирует на уровне повседневности ментальность, то есть сплав бессознательных и полуосознанных намерений, желаний и предпочтений, а на высшем уровне - ценностное сознание
Верны ли утверждения?
А) Ясперс полагает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития, несмотря на различия в жизни отдельных народов и культур
В) Согласно Тойнби, выделение цивилизации как определенных целостностей является ценным, но при условии, что оно не противоречит концепции универсальной истории
______ - социальная идентичность, характеризуемая наличием метафорического или воображаемого родства: когда культурные различия постоянно влияют на отношения членов групп, тогда социальные взаимоотношения включают в себя этнический элемент
_______ - высший этап эволюции системы «общества - природа», когда разумная деятельность человека приобретает планетарный характер и определяющую роль в существовании биосферы
_______ - действительность, сотворенная человеком на основе преобразования природы и включения её предметов и свойств в социальное содержательное функционирование
_______ - значимость объектов для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, социальных отношений
_______ - изначальные психические структуры, образцы, фантазии, содержащиеся в коллективном бессознательном; выявляются в мифах, сновидениях, произведениях искусства
_______ - искусство толкования; изначально возникла как искусство толкования Библии, литературных текстов и т.д.; в XVIII-XIX вв. рассматривалась в качестве учения о методе познания гуманитарных наук
_______ - материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности, идеи, признанные способы поведения, принятые в общностях (группах), передаваемые из поколения в поколение
_______ - междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах разной природы
_______ - международный исследовательский центр, изучающий перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем
_______ - методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ
_______ - механическое копирование западного опыта
_______ - многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и другой деятельности
_______ - наиболее общая логическая модель постановки и решения познавательной задачи, принятая научным сообществом
_______ - наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя
_______ - неоднородный, состоящий из различных по своему составу частей
_______ - новые области знания, системно представляющие и исследующие его во всех аспектах получения, хранения, переработки как человеком, так и машиной
_______ - область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы
_______ - общественно-экономическая формация, где главное средство производства (земля) находится в собственности класса феодалов, а хозяйство ведётся силами и техническими средствами крестьян
_______ - общество в самом широком понимании, социальная реальность вообще, выступающая как антитеза природы и природного
_______ - общество как суперсистема, обладающая свойством самовоспроизводства, которое осуществляется посредством ряда необходимых дифференцированных функций
_______ - общество на определённой ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи
_______ - одно из основных направлений философии ХХ века, занимающееся проблемами, специально – научного знания и анализом языковых форм знания, при отказе от решения традиционных философских вопросов как спекулятивных
_______ - однородный, обладающий одними и теми же свойствами, не обнаруживающий различий старения
_______ - подход, признающий объективную многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определённого темпа эволюции
_______ - понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств, осуществляемого в формах исторически определенных общественных отношений
_______ - производственные отношения, то есть отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил
_______ - рассмотрение мировых регионов или же мира в целом как исторически складывающихся систем взаимодействия, в которых отдельные страны, общества и цивилизации выявляются только как временный результат соединения тех или иных системных факторов
_______ - религиозно-мистическое учение о тысячелетнем земном царствовании Христа, которое должно наступить перед концом мира
_______ - сведение социально-политических и экономических проблем современности к инженерно-техническим
_______ - свойство этнического сознания рассматривать жизнь других народов, их нравы и обычаи через призму традиционных установок своей этнической общности как «эталона»
_______ - синоним культуры; уровень или ступень общественного развития материальной или духовной культуры; ступень общественного развития, следующая за варварством
_______ - сложная природная система, объединяющая на основе обмена веществ и энергии совокупность живых организмов (биоценоз) с неживыми компонентами
_______ - совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений
_______ - совокупность фактов, законов, теорем и научных понятий, накопленных в процессе познания мира
_______ - совокупность явлений и предметов живой и неживой природы, вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественной жизни
_______ - согласно Ясперсу, историческая эпоха, начинающаяся в VII в. до н.э. и продолжающаяся вплоть до начала нашей эры, до явления Христа
_______ - социальная группа, для которой характерно использование знаний
_______ - сравнительно-исторический метод в литературоведении, установление сходства, путей миграции и исторического развития образцов сюжетов в произведениях литературы и фольклора разных народов
_______ - универсальный способ освоения мира (опыт), процесс поиска смысла (сути дела), неотделимый от самопонимания интерпретатора
_______ - функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определённой структуры
_______ - характерные для ряда самобытных цивилизаций общие черты их исторической эволюции, общие для них признаки воспроизводства и развития социальной жизни
_______ - целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений
_______ значимой мутацией в истории традиционных культур, которая впоследствии оказала воздействие на становление техногенной культуры, было возникновение христианской традиции
_______ мутация традиционных культур произошла в античную эпоху и была связана с культурой античного полиса
_______ общество - докапиталистические общественные уклады аграрного типа, для которых характерны высокая устойчивость и способ социокультурной регуляции, основанный на традиции
_______ общество - историческая стадия развития общества, в которой основные социальные структуры складываются под воздействием высокоразвитых информационных технологий
_______ общество - мир корпораций, быстро развивающихся в техническом отношении, обладающих огромными капиталами и сложной организационной структурой, противостоящих сфере деятельности тысяч мелких традиционных собственников
_______ общество - общество, для которого характерно подавляющее преобладание доли занятых в производстве информации и услуг
_______ уровень этнической идентичности - классификация и собственно идентификация, являющиеся основанием для формирования оппозиции «мы - они»
_______ уровень этнической идентичности - сфера формирования образов, т.е. приписывание этническим общностям или группам определенных культурных и статусных характеристик
_______уровень этнической идентичности - уровень этнической идеологии, под которой понимается более или менее связный взгляд на прошлое, настоящее и будущее своей собственной группы по отношению к иным этническим группам
«Осевое время», как показал _______, это исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями, оно растворяет их, вбирает в себя, обрекает на погибель
В _______ культурной традиции долгое время доминировал идеал истинного знания как самоценности, не нуждающегося в дополнительных этических обоснованиях
В философии русского космизма можно найти критику свойственного западной, техногенной цивилизации идеала _______, нацеленного на эксплуатацию природы
Для культуры _______ характерна приоритетная ценность активной, суверенной личности
К основным критериям типологизации цивилизации следует отнести
К основным критериям типологизации цивилизации следует отнести
К основным критериям типологизации цивилизации следует отнести
К основным критериям типологизации цивилизации следует отнести
К характерным чертам восточной цивилизации относится
К характерным чертам восточной цивилизации относится
Как считает _______, раскол в человеческой душе,— это эпицентр раскола, который проступает на поверхности общественной жизни
Наиболее значимым среди культурных компонентов этничности
Основными ценностями западного типа цивилизации, по М.Веберу, являются следующие:
При «_______» типе раскола общество распадается на ряд локальных государств, что порождает нарастающую серию войн между формальными членами одного и того же когда-то единого социального организма
Структурным продуктом «_______» раскола становится выделение в гибнущем обществе трех групп: правящее меньшинство, внутренний пролетариат и внешний пролетариат
Этнические стереотипы существуют практически во всех полиэтнических обществах, отличается _______ их проявления
Этничность может быть определена как особая характеристика _______, состоящая в ощущении, переживании индивидом своей принадлежности к определенной группе или общности людей