Верны ли утверждения?
А) Введенное энциклопедистами понятие цивилизации первоначально несло в себе отпечаток мышления классицизма
В) Понятие цивилизации ассоциировалось у энциклопедистов с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством «универсализма»
Верны ли утверждения?
А) А. Тойнби понимает рост цивилизации не как географическое распространение общества, природная экспансия ведет не к росту, а к задержке развития и разложению
В) По А. Тойнби, рост цивилизации выражается в прогрессивном аккумулирующем сублимировании ценностей общества, т.е. в переходе от грубых форм религии к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры
Верны ли утверждения?
А) В начале ХХ века рационалистически ориентированные социологи верили, что новая техника углубит и расширит человеческое общение, механизмы демократии
В) В начале ХХI века, приглядываясь к политической жизни, многие философы пишут об угрозе тоталитаризма, об опасности массовых психозов и непредвиденных страхов, чреватых губительными последствиями
Верны ли утверждения?
А) Во многом слова «культура» и «цивилизация» выступали первоначально как синонимы
В) А.фон Гумбольдт в своих сочинениях часто пользуется словом «культура» наряду со словом «цивилизация», не заботясь о том, чтобы развести эти понятия
Верны ли утверждения?
А) Ж. Эллюль утверждает, что развитие техники превратилось в самоцель, что она уничтожила традиционные ценности всех без исключения обществ, создала единую «выхолощенную» культуру
В) Ж. Эллюль приходит к убеждению что в условиях современного общества не произошел распад системы ценностей
Верны ли утверждения?
А) История, которую знали люди во времена античной древности, не имела направления
В) После зарождения христианства под «историей» понимали борьбу городов и империй, хороших и плохих правителей, но не было последовательного изменения в одном направлении, которое могло бы составить смысл истории
Верны ли утверждения?
А) Книга Освальда Шпенглера «Закат Европы» стала одним из самых значительных и противоречивых шедевров в области социологии культуры, философии истории и философии культуры
В) Его идеи гибели культуры и прорыва в новое духовное пространство оказались весьма созвучными социализму
Верны ли утверждения?
А) Культура не обнаруживает себя в истории
В) Вне истории говорить о развертывании культуры не представляется возможным
Верны ли утверждения?
А) Н.А. Бердяев подчеркивал, что демократия повысила качественный уровень культуры и умела не только распределять, но и творить культурные ценности
В) Социалистическое движение, как считает Н.А. Бердяев, повысило этот уровень еще более
Верны ли утверждения?
А) По мнению К. Ясперса, монументальность в религии, в религиозном искусстве и в соответствующих им огромных авторитарных государственных образованиях была для людей осевого времени предметом благоговения и восхищения, подчас даже образцом
В) К. Ясперс считает, что смысл этих образцов в новом восприятии совершенно не менялся
Верны ли утверждения?
А) Согласно К. Ясперсу, вначале осевое время ограничено в пространственном и историческом отношении
В) По К. Ясперсу народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования, их жизнь неисторична
Верны ли утверждения?
А) Термин «массовое общество» не обозначает нечего подлинно нового в истории человеческого общества
В) Термином «массовое общество» определяют общественный строй, складывавшийся между двумя мировыми войнами и по окончании Второй мировой войны ставший осязаемой реальностью
Верны ли утверждения?
А) Шпенглер по существу привносит деструктивность в истолкование исторического процесса
В) Ссылаясь на Шпенглера, современные славянофилы, толкующие об особом предназначении России, фактически видят в истории сугубо деструктивные процессы
"Открытие" ценности природы радикально изменило сенсорную доминанту ренессансной культуры – акустической ориентации религиозной культуры средневековья она противопоставила _______ ориентацию
XX век довел раскол культуры до уровня _______ автономности двух сфер духовного производства: элита и масса стали адресатами противоположных плодов идеологической, художественной, коммуникативной деятельности
_______ изменяло сознание и самосознание первобытного человека, динамизируя в конечном счете все пространство культуры – ее материальной, и духовной, и художественной сторон
_______ первобытного коллектива обусловливала характер и динамику его культуры, при всей органически-синкретической связи ее с духовной и художественной деятельностью
_______ подчеркивает желание использовать завоеванную Модернизмом свободу формообразования не для эстетской игры, а для выражения определенного мировоззрения, невыразимого средствами классического искусства
_______ проявился(ась) на всех уровнях культурного бытия и во всех его разрезах, ибо сложная система еще не может быть структурно расчлененной в своем эмбриональном состоянии
_______ субкультуры сосуществовали в средние века и причудливо пересекались, противоборствуя и воздействуя одна на другую; духовной основой обеих остается мифологическое сознание
Английский историк А. Тойнби избирает объектом исторического исследования цивилизацию, под которой подразумевает
Античный _______ стал концентрированным носителем ремесленного производства во всем многообразии его форм и организатором торговых связей
Буржуазная культура противопоставила растворению индивидуального в общем, столь характерному для всех доренессансных типов сознания и еще не преодоленному Возрождением, _______ индивидуума во всех формах общности
В XX в. актуализировалась специфическая тематика нелинейного общественного развития, широкое распространение получили схемы _______, обоснованные в трудах О. Шпенглера, П. Сорокина, А. Тойнби
В культуре эстетическое сознание имеет антиномический характер – в элитарной и массовой субкультурах оно диаметрально противоположно, выражая господство индивидуализма на одном полюсе и господство _______ – на другом
В отношения культуры и человека модернизм внес _______ – это вытеснение человека из эпицентра культуры машиной, апология его биофизиологических качеств, "потеря" человека господствующими направлениями модернистской философии
В последние десятилетия за рубежом и в нашей стране предпринято немало усилий для организации интегративных процессов в науке и философии и для служащего этой цели внедрения _______ в практику социально-организационных действий
В средневековом городе полезность, истинность, нравоучительность решительно оттесняли и религиозную веру, и
В феодальном замке и королевском дворце доминировали не религиозные, а вполне земные интересы – с одной стороны, политически-репрезентативные, а с другой –
В ХIХ в. высокая степень теоретического и практического овладения материальным миром, привели к "переоценке ценностей" в соотношении материального и духовного, которую закрепил и обосновал
В эпоху _______ стали создаваться различные теории цивилизации
В эстафете культурного развития человечества жезл был передан _______, и передан безвозвратно
Видный отечественный востоковед Григорьева плодотворно применила боровский принцип дополнительности для объяснения культурной _______ "Запад–Восток"
Власть _______ – этого культурного заменителя утраченного человечеством генетического способа передачи поведенческих программ – была абсолютной благодаря ее способности быть мощным социальным регулятором поведения людей
Внутренний аспект противостояния Модернизма _______ выразился в том, что в нем произошло распадение тех моментов сознание и деятельности, которые в прошлом были аспектами целостного мировосприятия и практики
Древние греки в своих философских трудах допускали теоретическую возможность восходящего биологического и культурного развития человечества, но не верили в
Земледельческий тип бытия был более прогрессивен, нежели скотоводческий, потому что открывал возможность совершенствования _______ сельскохозяйственного производства
Идея О. Шпенглера _______ культур своим острием направлена против ограниченного в своей провинциальности верховенства Запада
Исходные формы первобытного мышления, _______ сознания преобразовывались особенным образом, порождая существенно различные типы культуры
Как полагает Н.А. Бердяев, когда рождается напряженная воля к самой «жизни», к практике «жизни», к могуществу «жизни», к наслаждению «жизнью», к господству над «жизнью», – возникает смерть
Культ научного знания – так называемый _______ – исключил из поля зрения ученых эстетический аспект их отношения к миру как субъективно-ценностный
Культура _______ племен оказалась в общей перспективе истории человечества тупиковой формой
Культура земледельческих обществ при всех своих завоеваниях оставалась _______ культурой
Н. Данилевский выдвинул свою теорию структуры и динамики _______ для того, чтобы объяснить гораздо более узкую проблему – почему Европа (Запад) относится к России враждебно
Н.Я. Данилевский обосновал идею о том, что между формами органической жизни и культурой можно провести _______ аналогию
На рубеже XIX и XX столетий развитие буржуазной культуры вступает в новую фазу, названием которой является
Наиболее сильным проявлением контакта культуры и природы стало невиданное движение _______, которое вышло за пределы эстетического, нравственно-религиозного и медико-гигиенического осмысления диалога культуры и натуры
Научное познание природы, философское умозрение, искусство, оторвавшееся от сцепленности с утилитарными – реально или иллюзорно – вещами и действиями, возникает тогда, когда на авансцену истории выходит
Начавшийся в конце ХХ в. научный, философский, художественно-творческий поиск сопряжения научного и ценностного подходов к пониманию сущности человека и его места в бытии говорит о вызревании культуры _______ типа
Начало выхода города на арену истории культуры было положено в
Немецкий философ К. Ясперс пытается рассмотреть противостояние истории и культуры как отражение внутренних
Нерасчлененно-целостное мышление первобытного человека связывает, а не разделяет, отождествляет, а не противопоставляет, и потому мощь _______ превосходит во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления
О. Шпенглер развивает идею о пробуждении души культуры, ее безграничном одиночестве и о стремлении подчинить себе враждебность мира, пространства путем создания _______, которые являются ее материальным выражением
О. Шпенглер стремился к такому пониманию сущности современной ему европейской культуры, которое послужило бы толчком к раскрытию и завершению сохранившихся в ней
Обретение сознания и самосознания явилось еще неизвестной человечеству основой культуры, выраженной в тезисе _______: "Человек есть мера всех вещей"
Огромный этнографический материал, собранный исследователями после О. Шпенглера, свидетельствует: культура – это
Осевое время, по Ясперсу, знаменует собой исчезновение _______ культур древности, существовавших тысячелетиями
Первым отличительным признаком типа организации жизни феодального общества является неизвестная прошлому _______ форм жизни и сознания разных социальных слоев, лишившая культуру былой однородности
По мнению В.И. Полищука, _______ – враг культуры, потому что лишает ее плодотворных и неожиданных духовных сдвигов
По мнению Н.А. Бердяева, все достижения культуры _______, а не реалистичны
По мнению Н.А. Бердяева, всякая культура имеет _______ основу – она есть продукт работы духа над природными стихиями
По мнению Н.А. Бердяева, когда в массах человеческих распространяется жадность к «жизни», цель перестает полагаться в высшей духовной культуре, которая всегда в качествах, а не в количествах; культура перестает быть
По мнению Н.А. Бердяева, феномен цивилизации типичен для осмысления
По мнению Н.А. Бердяева, цивилизация в противоположность культуре
Превращение охоты и собирательства в системообразующие силы _______ процесса стало возможным потому, что изготовление и совершенствование орудий труда позволило радикально преобразовать способы добывания пищи
Примитивность технологии труда _______ обрекает их на существование, близкое к жизни животных, косное, застывшее в изначально сложившихся простых формах
Пространственная ориентация культуры феодального общества и ее неспособность ценить время вследствие неподвижности, застойности практической жизни и традиционности всех форм бытия сменились в буржуазной культуре _______ ориентацией
Процесс развития европейской культуры Нового времени привел к формированию в послеренессансной Европе такого типа культуры, который словно вывернул наизнанку _______ культуры феодального общества
Ремесленно-торговому городу необходима была новая, неизвестная государствам кочевых скотоводов и воинов, как и оседлых земледельцев, _______ организация общественной жизни
С утверждением этики модернизма _______ стали взаимоотношения культуры и общества – ярчайшим проявлением этого явились социальные революции
Слово _______ означало, по Аристотелю, "единство опыта и знания", то есть охватывало всю преобразующую природу созидательную активность людей, осуществляемую умело, мастерски, искусно
Согласно К. Ясперсу, предшествующие осевому времени древние культуры как бы скрыты под некоей своеобразной пеленой, будто человек того времени еще не достиг подлинного
Согласно О. Шпенглеру, философия, искусство существуют лишь в культуре, в _______ они невозможны и не нужны
Средневековая религиозная эстетика не считала деятельность художника творчеством – в нем видели разновидность
Средневековый фольклор зиждется на синкретизме _______ деятельности
Теоретики Модернизма заговорили о "конце философии", о "смерти искусства", об исчерпанности возможностей "классической" науки добывать объективные истины и о нарождении новой, _______ науки
Тип культуры земледельческих обществ не вырывается за пределы мифологического сознания, более того – остается
Только в _______ земледельческой культуре появляется портретное изображение конкретного человека – либо царствующей персоны, либо умершего, согласно догмам заупокойного культа
У Шпенглера обнаруживается острое чувство неотвратимого процесса победы _______ над культурой
Человечество сегодня идет к осознанию _______ культуры и человека, "ставя на свое место" машину, как бы ни была она полезна для него сейчас и еще более совершенна в будущем