Верны ли утверждения?
А) Благодаря тому, что деятельность опредмечивания получает в качестве симметричного ее дополнения деятельность распредмечивания, креативная энергия культуры оборачивается ее рецептивной энергией
В) Деятельностный потенциал, выявляющийся в способах созидательной активности человека, обретает вторую ипостась в способах его художественного творчества
Верны ли утверждения?
А) Диалогический тип языка уже в бытовом, политическом, религиозном употреблении насыщается художественными элементами, которые обладают особой способностью организовывать общение людей, связывая человека с человеком
В) Оптимальным способом общения становятся чисто художественные языки, складывающиеся на базе всех осваиваемых в семиозисе культуры средств — словесных, жестомимических, звукоинтонационных, пластических
Верны ли утверждения?
А) Идеальный диалогический язык многозначен и потому принципиально терминологичен
В) Язык искусства метафоричен – метафора по сути своей однозначна
Верны ли утверждения?
А) Искусство реализует свою функцию самосознания культуры в той или иной конкретной форме в изображении искусством деятельности людей в сфере труда, общественной жизни, познания
В) Искусство реализует функцию самосознания и по отношению к самому себе — т. е. быть собственным самосознанием
Верны ли утверждения?
А) Каждый язык культуры идиоматичен, непереводим адекватно ни на один другой язык
В) Каждый язык культуры является наилучшим средством связи людей в той конкретной ситуации, для обслуживания которой он "изобретен" и усовершенствован культурой
Верны ли утверждения?
А) Объект в искусстве ведет себя как субъект — по классическому описанию ситуации Ф. Тютчевым, природа выступает в художественном образе не как "слепок", не как "бездушный лик", а как обладатель "души"
В) Это позволяет нам определить художественный образ как субъект
Верны ли утверждения?
А) Одежда священнослужителей и военнослужащих, обрядовая утварь и средства дорожной сигнализации отчетливо выявляют семиотические возможности абстрактных геометрических и стереометрических формо- и цветосочетаний
В) При этом система значений может быть только жестко регламентированной
Верны ли утверждения?
А) Особенностью мифа было построение модели мироздания в целом, в нерасчлененном единстве бытия природы, общества, человека, культуры
В) Потребность в таком глобальном проектном воспроизведении мира не сохранилась на постмифологической ступени развития культуры
Верны ли утверждения?
А) Потребность выхода за пределы традиционного, разрыва с прошлым, преодоления стереотипов поведения не является атрибутивным качеством человека как субъекта деятельности
В) Культура устанавливает необходимое ей разделение труда — между теми, кто по преимуществу создает новое, и теми, кто главным образом воспроизводит, сохраняет это новое, превращает его во всеобщее достояние
Верны ли утверждения?
А) Полисемия культуры складывается исключительно благодаря реализации всех возможностей, предоставляемых коммуникации и общению людей их собственными, биологическими данными
В) Имманентная искусству целостность духовного освоения мира постепенно вела его к образованию художественных структур, в которых разные художественные языки образовывали сложные семиотические структуры, необходимые для адекватного выражения
Верны ли утверждения?
А) Развитие культуры потребовало выработки новых, выходящих за пределы практического сознания специализированных способов проектирования необходимых человечеству предметов "второй природы"
В) Их создание становилось самостоятельной формой деятельности, которую можно было бы назвать практически-художественной
Верны ли утверждения?
А) Силой, непосредственно созидающей искусство, является человеческое воображение, творческая фантазия
В) Теоретические философские конструкции создаются силой абстрактного мышления, привлекающего воображение на помощь в той мере, в какой это ему необходимо
Верны ли утверждения?
А) Социальное проектирование существенно отличается от проектирования вещей тем, что создает модели особого рода объектов — экономического и одновременно художественно-эстетического качества
В) Проектирование новых форм общественной жизни осуществляется общественными деятелями и философами, практиками и теоретиками, утопистами и учеными; такова духовная основа политической культуры
Верны ли утверждения?
А) Подлинное свое бытие художественный образ получает в воображении художника, и в реальном воплощении, т.е. выйдя из воображения в художественное произведение
В) Подлинное предметное бытие художественная деятельность обретает как в самих образах, так и в образах, воплощенных в произведениях искусства
Верны ли утверждения?
А) Создание моделей человека осуществляет педагогическое проектирование
В) Педагогическое проектирование выражается в создаваемых родителями и учителями идеальных образах своих детей и учеников
"Продуктивное воображение", творящее "субъективную реальность", идеальный мир прообразов, формируется в древности в трех сферах — в обыденном, практическом сознании первобытных людей, в их мифологическом сознании и в
Аксиология осознала и теоретически исследовала _______ отличие ценностного отношения от познавательного
В информационном комплексе, заключенном в древнейших вещах, зарождалось и их _______ значение, неотрывное от утилитарного и символического
В истории производства орудий труда и всех других полезных вещей складывалось чувство _______, которое вело изготовителей к тщательной обработке поверхности, приданию вещам гармоничных пропорций
В ритуале соединилось реальное с _______, но в разных соотношениях: если первое можно определить как "реальную ирреальность", то второе — как "ирреальную реальность"
Вхождение тела в культуру начинается логически и генетически с его _______ функционирования
Выработка идеологии должна была стать отраслью духовного производства, основной целью которой является теоретическое обоснование, формулирование, защита и распространение определенной системы
Диалектика _______ проявляется в жизни и деятельности человека и делает его одновременно носителем качеств индивидуального субъекта (личности), совокупного субъекта и родового субъекта
Знание воплощалось в мифе, в художественных образах, которые возвышали единичное до уровня общего, превращали реальное в идеальное силой _______, изменявшей формы реальности
Из мифологии вырастет искусство, откровенно признающее _______ выстраиваемой им "художественной реальности", но сохраняющее от мифа способность вызывать к себе отношение как к реальности
Изображение человеческого тела в искусстве становится носителем культуры на двух уровнях —
Красота бесполезного стала принципом производства многочисленных вещей, призванных подчеркивать богатство их владельцев и приобретавших поэтому _______ характер в не меньшей степени, чем эстетический
Культура в корнях своих двухосновна — она опирается на повторяющееся в жизни человечества и проявляется в неповторимом обновлении, она требует взаимодействия
Культуре нужны были сверхбиологические способы сохранения и трансляции (из поколения в поколение) формировавшихся в ней систем
Модальности культуры исчерпывает все возможности использования практики, ирреального вымысла и разных сочетаний той и другого, что доказывает _______ характер осуществленной в этой плоскости декомпозиции культуры
На раннем этапе развития культуры познавательное и ценностное сознание вообще не отделилось друг от друга, представляя собой различимые лишь в _______ анализе стороны единого, синкретического духовного целого
Нельзя не согласиться с образным, но точным выражением _______: “Человек "приговорен к свободе"”
О зарождении практического познания общественных отношений говорят первоначальные _______, которые оформляли эти отношения
Отвлеченно-теоретическим способом на высшем уровне рационального обобщения философия осмысляла, упорядочивала, обосновывала и формулировала основные принципы ценностного сознания человека — его
Пифагорейцы сделали красоту предметом специального анализа, признав ее
Поскольку реальность имеет уровни единичного, особенного и общего, постольку ее специализированное познание вылилось в форму логографии, в форму частных наук — физики, медицины, этики, риторики и в форму наук об общих законах
Превращение тела в культурный предмет начиналось в(во)
Предметное бытие культуры является ее _______ слоем, связующим фазы человеческой деятельности
Психика человека является не чисто природным, а _______ феноменом
Работа психики первобытного человека неотрывно от его практической деятельности неизбежно становилась
Радикальные изменения в ценностном сознании произошли в историческом процессе распада мифологической праидеологии и развитии его продуктов
Религия заимствовала у художественной культуры _______ архитекторов, иконописцев, музыкантов, мастеров художественного ремесла
Рядом с ролевыми играми с самых отдаленных времен культура изобрела _______ игры
Секуляризация культуры, начавшаяся в эпоху _______, все шире развертывавшаяся в буржуазном обществе, породила широкий спектр мирских организаций, необходимых для развития науки, техники, просвещения, искусства, спорта, развлечений
Серьезной _______ проблемой первобытной культуры стало формирование каждого нового вступающего в жизнь поколения людей
Третья изначальная сфера окультуривания человеческого тела — _______ — сохраняла в ансамбле своих культурных функций во всей последующей истории культуры функцию формирования тела растущего человека
Уникальность является существенным атрибутом _______, поэтому историческая наука, искусствознание, экспериментальная психология, психиатрия так резко отличаются от всех других наук
Уровень культуры каждого человека и всего человечества на каждой стадии онтогенеза и филогенеза определяется в большой степени характерным(и) для него _______ знаний
Устойчивость и разнообразие средств, жанров, способов получения документального знания говорят о том, что культура испытывает потребность в знании единичного в такой же мере, как в знании
Функционирование тела человека в обряде, ритуале, культе существенно отличалось от его действий в трудовых процессах — отличалось тем, что здесь его "физические действия" были не продуктивными, а
Характеристику предметного бытия культуры начинают с рассмотрения основных форм
Человека с самого начала истории вытеснение наследственно-программируемого поведения поведением _______ поставило в такие условия, в которых он должен определять каждый свой шаг, выбирая оптимальный вариант из нескольких возможных
Человеческая жизнь и деятельность по природе своей _______ и потому предполагают взаимодействие между участниками данных процессов
Человечеству необходимо дополнение его реальной жизни _______ жизнью; таким образом он обретает способность раздвигать границы жизненного опыта опытом воображаемой жизни в мифологической, а затем в художественной реальности
Чем более сложна структура общественной жизни, тем большую роль играет в ней _______ фактор как носитель культурной энергии
Чрезвычайно важное значение _______ — развитие способности человека к творческому акту, к свободному преобразованию реальности — способность эта рождает у человека ощущение своей силы и свободы
_______ вещь — изначальная форма существования вещи в культуре
_______ есть способ познания всеобщего, при том, что в отличие, например, от математики она сопрягает знание бытия с осознанием интересов и устремлений человечества
_______ знание, в отличие от научного и документального, зависит от позиций социального субъекта, ценности которого оно помогает обосновывать и защищать
_______ имеют такой психологически-интегративный характер, что рождаются они в обыденном сознании личности, принимая свойственные ему нерасчлененность и аморфность
_______ необходима человеку как способ компенсации дефицита знаний во всех областях его жизни и деятельности — в быту, в труде, в научном исследовании, в политической активности
_______ обозначает новый этап в аксиологическом развитии культуры, характеризующийся распадом мифологического сознания и формированием новых способов воплощения и трансляции ценностей
_______ произведения определяется его духовным содержанием, предстающим в идеальном слое ирреальных образов, а затем уже и адекватностью их материального воплощения во внешней форме произведения
_______ стала результатом превращения накопленного опыта осознанного поведения и рационализированной деятельности в неосознаваемые, как бы автоматические, импульсы действия
_______ человека – это пусковой механизм любой деятельности
_______, выходящая за пределы художественной образности, функционирует не только в "чистых" семиотических формах, но и "прикладываясь" к материальным предметам, которые становятся ее носителями
В ансамбль внебиологических, культурных потребностей человека включена потребность в _______, удваивающих реальность
В деле познания человека человеком и в его самопознании роль _______ незаменима ничем — ни наукой, ни искусством
В основании всех способностей человека лежат данные ему _______ специфические качества — от строения тела, рук, черепа до структуры двухполушарного мозга
В первобытности познавательная деятельность была _______ с другими формами духовной активности людей — ценностно-осмысляющей и преобразовательно-проектирующей
В спектре культурных форм жизни человеческого тела в ходе истории вырисовывается "полоса" — "красивое тело"; она включается в воссоздающую реальную жизнь _______ реальность
В ходе развития культуры эстетическая функция вещи все более выделялась из изначального полифункционализма вещи, начинала осознаваться как самостоятельная ее
В ходе исторического развития проектирование должно было стать специализированной и автономизированной формой активности
В эпоху цивилизации стал развиваться процесс _______ функций вещи в связи с распадом изначальной материально-духовно-художественной синкретичности деятельности
На уровне первобытного мышления психическая деятельность оказывалась иррациональной и могла достигать своих целей лишь художественно-образными средствами, которые оборачивались фантастически-мистифицирующей трактовкой реальности
Постепенно полезная вещь представала перед людьми и как _______ вещь, т.е. оказалась не только сама собою, но и знаком чего-то иного
Прикладные искусства составляют вместе с архитектурой единый _______ комплекс
Развитая способность воображения оказывается в высшей степени полезной для человека
С точки зрения проективной игра была, остается и всегда будет наиболее эффективным инструментом _______, предназначенным для формирования человеческого сознания ребенка как культурного существа
Связь общения с предметной деятельностью является
Суть спорта как специализированной деятельности заключается в том, что он делает _______ жизнь человеческого тела, доставляет человеку радость от выявления огромных, кажущихся чуть ли не беспредельными, возможностей