Верны ли утверждения?
А) В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема измерения качеств личности, формируемых в педагогическом процессе.
В) Многие исследователи отмечают, что отсутствие эффективных методик, направленных на количественное измерение свойств личности, сильно снижают результативность педагогических исследований.
Верны ли утверждения?
А) В.И. Андреев считает, что «педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.
В) Понятия «закон» и «закономерность» противопоставляются.
Верны ли утверждения?
А) Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности.
В) Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе.
Верны ли утверждения?
А) Вне практики, прямо или хотя бы косвенно отражаемой системой научных знаний, не могут существовать даже самые фундаментальные, сугубо теоретические или прогностические науки.
В) Первая функция любой науки – функция описательная, констатирующая, ориентированная на объективное изложение доступных для данной науки реальных фактов образовательной деятельности, эмпирических данных опыта, практики.
Верны ли утверждения?
А) Временной аспект прогнозирования нашел отражение в принятой классификации прогнозов (в основном – научно-технических) на краткосрочные (с периодом упреждения от одного месяца до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (от пяти до пятнадцати лет) и дальнесрочные (свыше пятнадцати лет).
В) Методологический принцип непрерывности образовательно-педагогического прогнозирования должен служить важным ориентиром в организации исследований стратегического характера, предшествующих принятию решений в сфере образования.
Верны ли утверждения?
А) Дедуктивный метод имеет большое значение на стадии накопления фактического материала и его обобщения.
В) Индукция в рамках прогностического научного исследования должна пониматься как основное средство эмпирического обобщения, средство перехода от систематизированных данных опыта к эмпирическим законам, на основе которых могут быть сделаны относительно достоверные заключения о предполагаемом развитии тех или иных явлений и процессов в будущем.
Верны ли утверждения?
А) Дошкольная педагогика – предполагает исследование критериев, способов и форм образования.
В) Общая педагогика занимается вопросами изучения закономерности воспитания детей дошкольного возраста.
Верны ли утверждения?
А) Знания об объекте могут быть выражены в виде точного описания фактов, в виде гипотез, законов или теорий, но в любом случае к этим знаниям должны быть предъявлены требования максимальных для данного уровня развития наук об образовании объективности, достоверности и точности.
В) Принципиальной особенностью объектов прогнозно-стратегических исследований в образовании является их сложность и иерархическая соподчиненность.
Верны ли утверждения?
А) Изучение педагогического опыта, организационных форм обучения, формирование эмпирического базиса принятия каких бы то ни было управленческих решений – изначальный этап любых прогнозно-стратегических исследований.
В) Повышение достоверности образовательно-педагогических прогнозов возможно лишь на основе системного, комплексного подхода к использованию дополняющих друг друга методов прогностических исследований и использования опытно-экспериментальных методик верификации тех или иных аспектных результатов прогнозно-стратегических разработок.
Верны ли утверждения?
А) Используемые в качестве исходных предпосылок прогностического исследования общие принципы и законы помогают ученому правильно понять и интерпретировать отдельные явления действительности, предсказать наиболее вероятные перспективы их развития.
В) Во многих педагогических исследованиях сравниваются разнообразные методы и приемы обучения, различные варианты учебных планов или программ, виды учебных планов и упражнений, технические средства обучения и т.п.
Верны ли утверждения?
А) К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы — наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент, исторический и логический методы.
В) К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относятся только эмпирические методы.
Верны ли утверждения?
А) К.Д. Ушинский, например, утверждал, что науки вообще только открывают факты и законы и не занимаются разработкой их практической деятельности и приложения. В то время как педагогика отличается в этом отношении.
В) Практические задачи педагогики заключаются в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (Ушинский К. Д., «О народности в общественном воспитании» (1857)).
Верны ли утверждения?
А) Критериально-оценочная функция науки образования занимается разработкой критериев и оценкой состоявшихся преобразований
В) Коррекционная функция науки образования обеспечивает непрерывное развитие образовательно-педагогической деятельности, определяет сферу человеческой деятельности, ее задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности
Верны ли утверждения?
А) На уровне прогнозирования развития собственно педагогических и дидактических объектов речь преимущественно идет о прогностическом обосновании целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся на разных ступенях образования.
В) Результаты прогнозирования находят свое отражение в профессионально-квалификационных характеристиках и моделях выпускников образовательных учреждений разного типа, в содержании учебных планов и образовательных программ, учебников и учебно-методических пособий, в разрабатываемых средствах, методах и организационных формах предстоящей педагогической деятельности.
Верны ли утверждения?
А) Науковедение как специфическая область научных исследований самопознающего, рефлексивного характера в последние годы получило достаточно широкое развитие.
В) Чрезвычайно важная функция любой науки - выразить свое отношение к этому опыту, к решенным и особенно к нерешенным проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения.
Верны ли утверждения?
А) Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.
В) Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе.
Верны ли утверждения?
А) Образовательно-педагогическое прогнозирование – это не разовое мероприятие, рассчитанное на жесткий период упреждения, а, прежде всего, специально организованное междисциплинарное исследование, которое должно проводиться непрерывно, систематически, в целях получения непрерывно обновляющейся информации о развитии образовательных систем.
В) Педагогическое прогнозирование, будучи связанным с целеполаганием, своим конечным итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач.
Верны ли утверждения?
А) Образовательные учреждения – организации, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание учащихся.
В) Образовательно-педагогическая прогностика - это область научных знаний, в которой рассматриваются принципы, закономерности и методы прогнозирования применительно к специфическим объектам, изучаемым науками об образовании.
Верны ли утверждения?
А) Описательный уровень теоретической функции педагогической науки – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучают основы новаторского педагогического опыта.
В) Диагностический уровень теоретической функции педагогической науки – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей.
Верны ли утверждения?
А) Педагогика высшей школы – занимается вопросами обучения и воспитания студентов вузов.
В) Педагогика, как самостоятельная научная дисциплина, не может развиваться, не взаимодействуя с другими науками.
Верны ли утверждения?
А) Педагогика общеобразовательной школы – занимается изучением содержания, форм, методов обучения и воспитания школьников.
В) Специальная педагогика (дефектология) – особая наука, которая изучает развитие и закономерности обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические отклонения в развитии.
Верны ли утверждения?
А) Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования – занимается изучением и разработкой вопросов обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных заведений.
В) Исправительно-трудовая педагогика изучает проблему перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Верны ли утверждения?
А) Педагогическая теория - это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие педагогических процессов и явлений.
В) В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».
Верны ли утверждения?
А) Педагогический принцип выражает суть закона в его нормативной форме, т. е. указывает, как нужно действовать наилучшим образом в соответствующих педагогических условиях.
В) Принцип сознательности и активности личности в обучении основывается на понимании того, что обучение эффективно, если ученики являются активными субъектами познавательной деятельности, т. е. осознают цели урока, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение.
Верны ли утверждения?
А) Педагогическое наблюдение, как основной источник накопления знаний, фактов и сведений, применяется в любой исследовательской деятельности.
В) Педагогический эксперимент – это научный метод исследования, который позволяет подтвердить или отвергнуть какие-либо теоретические выкладки опытным путем.
Верны ли утверждения?
А) Первым и главным принципом образовательно-педагогического прогнозирования следует считать принцип исследовательской доказательности предпринимаемых прогнозных разработок.
В) Методологическое знание, независимо от иерархического уровня его рассмотрения, выступает как знание о целесообразной деятельности в той или иной предметной области, приводящей, в конечном итоге, к оптимальным, наиболее продуктивным результатам.
Верны ли утверждения?
А) Постоянные задачи педагогики не могут быть решены до степени исчерпаемости.
В) Возникновение временных задач педагогики диктуется потребностями практики и самой науки, они отражают необозримое богатство педагогической действительности.
Верны ли утверждения?
А) Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
В) Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс.
Верны ли утверждения?
А) Принцип научности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности.
В) Принцип гуманистической направленности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с опытом, накопленным мировой цивилизацией, уровнем развития науки и техники.
Верны ли утверждения?
А) Принцип систематичности обучения предполагает преподавание и усвоение знаний в определенной системе, структурирующей весь изучаемый материал на основе родовидовых, причинно-следственных связей, с позиции выделения общего и частного, отдельных фактов и обобщающих выводов.
В) Принцип последовательности обучения требует логического построения содержания изучаемого материала и методики его подачи, при котором осуществляется динамика продвижения мыслительных и практических действий учащихся: от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Верны ли утверждения?
А) Принципы вариативности и многокритериальности оценки стратегических решений в образовании сказываются и на организационных формах проведения прогнозно-стратегических разработок, предполагая конкурентность представляемых прогностических проектов, их коллективную разработку на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и пути их преодоления.
В) Прогнозно-стратегические разработки в сфере образования по самой своей сути ориентированы на широко понимаемую практику.
Верны ли утверждения?
А) Прогностическая экстраполяция в большинстве случаев производится на основе статистически установленных тенденций изменения количественных характеристик прогнозируемого объекта, подчиняющихся той или иной функциональной зависимости и описываемых соответствующими кривыми графически.
В) К методам экспертных оценок относят методы получения прогностической информации на основе выявления и специализированной обработки мнений специалистов, входящих в репрезентативную группу экспертов.
Верны ли утверждения?
А) Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения.
В) На прогностическом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.
Верны ли утверждения?
А) Роль измерений в процессе педагогического прогнозирования заключается в том, что они позволяют находить и формулировать эмпирические законы и даже могут служить источником формирования научных теорий.
В) В результате измерений могут быть установлены такие факты, сделаны такие эмпирические открытия, которые приводят к коренной ломке устоявшихся в науке представлений
Верны ли утверждения?
А) Статистические законы педагогики отражают определенные тенденции изменения педагогической системы, которые выявляются на основе применения статистических методов научно-педагогического исследования.
В) Педагогический принцип, по мнению В.И. Андреева, – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования практики в целях повышения ее эффективности.
Верны ли утверждения?
А) Стратегия любой масштабной и многоплановой деятельности - это система концептуально доказательных предполагаемых действий, направленных на решение иерархизированных по значимости и эшелонированных по времени задач, позволяющих добиться желаемых промежуточных и конечных результатов.
В) Разработка стратегии развития образования – сложная комплексная задача прогностического характера, иными словами, – это полноценное прогностическое исследование, которое, как и любое другое исследование, ориентированное на решение перспективных задач, подчиняется определенной логике, требует использования специальных подходов и методов, разрабатываемых в образовательно-педагогической прогностике.
Верны ли утверждения?
А) Сфера приложения прогностики, включающая в себя все без исключения профильные системы научного знания, в соответствии с классификацией наук может быть разделена на отдельные области.
В) Интегративная сущность образовательно-педагогической прогностики (образование и педагогика плюс прогностика), однако, вовсе не означает механического приложения подходов, принципов, методов и методик, используемых в общей прогностике или в ее отдельных предметных областях к решению специфических образовательно-педагогических проблем.
Верны ли утверждения?
А) Теоретический анализ позволяет выяснить, из каких дискретных, относительно самостоятельных структурных единиц и связей складывается качественная природа изучаемого объекта, и какие из них оказывают решающее влияние на все остальные стороны данного объекта, детерминируют его поведение.
В) Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности и их признаков. Обнаруживая сходные черты у ряда объектов определенного класса, можно сделать вывод о присущности этих черт всем предметам данного класса.
Верны ли утверждения?
А) Управление образованием – вид социального управления; поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих процессов в системе образования.
В) Прогноз-педагогика - общее понятие, охватывающее дидактико-методическую систему по выявлению скрытых и развитию явных мотивов и компетенций человека в процессе работы в проектной команде, а также формированию непосредственно самих коллективов, способных решать комплексные проектировочные задачи.
Верны ли утверждения?
А) Учебные пособия – в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках.
В) Специфика представлений об оптимальности функционирования образовательно-педагогических объектов существенно зависит от особенностей самого объекта, а также от сложившихся на уровне существующей парадигмы взглядов на нормативно заданные возможности организации наиболее продуктивной образовательной деятельности.
Верны ли утверждения?
А) Чтобы сформировать педагогический закон или закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (закономерности); выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме.
В) На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы.
Верны ли утверждения?
А) Эмпирический базис науки может претендовать на определенную (хотя бы промежуточную) завершенность лишь в том случае, если данные практического опыта получили собственно научное объяснение.
В) Оставаясь на эмпирическом уровне, невозможно рассчитывать на то, что тот или иной, даже самый передовой и прогрессивный опыт, может быть с таким же успехом повторен в иных условиях, в деятельности других педагогов или педагогических коллективов.
Верны ли утверждения?
А) Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.).
В) Объект (от лат. objecio – противопоставляю) – это то, что противопоставляется субъекту, на что направлена его познавательная или иная деятельность.
_______ науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изучения на основании открываемых законов.
_______ – модель, которая носит явно выраженный прогностический характер, ее задача состоит в том, чтобы отразить желаемое состояние того или иного объекта или явления и обеспечить их развитие именно в этом направлении.
_______ – это метод исследования, состоящий в разложении целого на его составные элементы (части, стороны, свойства).
________ принцип – руководящая норма деятельности, направленная на достижение поставленных целей в теории и практике.
________ разрабатывает теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей
________ – это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.
________ – это метод исследования, состоящий в соединении (сочетании) отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое.
_________ (в педагогике и психологии) – метод научного познания, направленный на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами.
_________ изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста
_________ разрабатывает закономерности воспитания и образования умственно отсталых людей
_________ функция науки – функция, которая состоит в установлении непрерывной обратной связи в системе цель-результат, в динамизации всего образовательного процесса, придании ему «жизненной энергии» самосовершенствования.
_________ – количественные методы определения качеств.
_________ – модель, которая носит констатирующий характер, она отражает существующие реалии и рассчитана на то, чтобы вместо ответственных манипуляций с реальными объектами предварительно те или иные акции отрабатывались на модельном уровне.
_________ – область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной специфики.
_________ – совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.
_________ – это логически упорядоченная система знаний о сущностных объективных и закономерных свойствах и связях педагогических объектов, выполняющая функции описания, объяснения, предвидения и преобразования соответствующих сторон педагогической действительности.
_________ – это метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному.
_________ – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.
_________ – это научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов, предметом которой являются законы и методы прогнозирования.
_________ – это руководящее положение, касающееся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения
_________- изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей
__________ (от лат. principium – основа, первоначало) – это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности, поведению, вытекающее из установленных наукой законов.
__________ метод прогнозирования - анализ публикаций экспертов, в которых отражены их суждения об исследуемых объектах
__________ – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самоорганизации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.
__________ – это распространение каких-либо закономерностей или тенденций, наблюдавшихся в определенном временном интервале (его называют базовым), на другой временной интервал (прогнозный).
___________ (в педагогике и психологии) – метод исследования, состоящий в целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания.
___________ - раздел возрастной педагогики, находящийся на пути своего становления и развития, изучающий закономерности обучения и воспитания детей до их рождения
___________ в педагогических исследованиях прогностического характера может быть использован на стадии планирования реальных педагогических экспериментов созидательного типа, которые направлены на активное изменение содержания и форм учебно-воспитательного процесса и являются важным этапом проверки гипотез, выдвинутых в процессе педагогического прогнозирования.
___________ изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. В настоящее время в связи с кризисом профессионально-технического образования в России опыт данной отрасли науки не получает должного развития.
___________ науки – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.
___________ обучения – варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе.
___________ – отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказания.
___________ – это область научных знаний, в которой рассматриваются принципы, закономерности и методы прогнозирования применительно к специфическим объектам, изучаемым науками об образовании.
____________ изучает вопросы воспитания и образования людей с расстройствами речи, исследует проявления и природу недостатков речи, причины и механизмы отклонений в развитии речи, разрабатывает принципы и методы их преодоления
____________ называется установление сходства или различия двух или ряда явлений (процессов, событий, предметов) в целом или в каких-либо признаках.
____________ науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.
___________изучает теоретические и практические основы воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых
В __________ все идеализировано: объект, экспериментальная ситуация и результат, который проверяется опосредованно – применимостью на практике той теории, которая создана на основе идеализации и мысленного экспериментирования.
В отличие от эксперимента с материальными объектами, __________ проводится с воображаемыми образами и моделями, оперирует ими в воображаемых условиях, абстрагируясь от посторонних факторов.
Метод ________ относится к числу количественных методов исследования, цель которых состоит в том, чтобы наиболее полно отобразить в научном знании объективные количественные отношения, выраженные в числе и величине.
Метод _________ - непосредственный обмен мнениями между специалистами с учетом возможности использования каждым отдельным экспертом мнения коллег
Метод __________ - последовательное анкетирование мнений экспертов и выявление преобладающего суждения специалистов
Метод ___________ или коллективной генерации идей (в этом случае этап генерирования идей и этап их критической оценки отделены друг от друга по времени, что создает благоприятные условия для свободного изъявления мнений)
Научно-педагогическая _________ – система сведений об объектах и явлениях, используемых для организации и управления учебно-воспитательным процессом, образованием и педагогической наукой и распространяемых с помощью специальных изданий и технических средств.
Образовательные __________ – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.
Оптимальное функционирование образовательно-педагогического ______ – это такое его состояние, которое желательно и достижимо в заданном прогнозном периоде, т.е. периоде упреждения соответствующих прогностических и стратегических разработок.
Оптимизация образовательной деятельности в ___________ смысле – научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта учебно-воспитательной, управленческой и научно-исследовательской работы в сфере образования с точки зрения достижения поставленных целей и задач и рациональности затрат времени и других ресурсов.
Под ________ в общественных явлениях (в данном случае в учебном процессе) понимается объективно существующая, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывают определенные изменения других явлений, характеризующие их поступательное развитие.
Под __________ понимают такой метод изучения объекта, когда исследователь активно вмешивается в обычный ход явлений, стремясь выделить в чистом виде исследуемые закономерные зависимости, проанализировать роль различных факторов, меняя их соотношение или даже исключая некоторые из них совсем.
Под ____________ понимают определенную систему фиксации и регистрации объективных свойств и связей изучаемого объекта, находящегося в естественных условиях или в условиях научного эксперимента.
Применение метода______ в процессе педагогического прогнозирования позволяет получить исходную фактическую основу для разработки прогнозов.
Принцип __________ обучения предполагает, что отбор дидактического материала надо проводить на основе оптимального соотношения сложности и занимательности, а при выборе методов его освоения учитывать возраст учащихся и уровень их реальных мыслительных и практических действий.
Содержанием _________ как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.
Способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели, и результаты исследования переносятся с модели на объект, называется методом ___