Верны ли утверждения?
А) В гегелевской традиции ведущим и определяющим элементом социальной структуры считается класс
В) Главный классобразующий признак у Г.Гегеля — различное отношение к собственности на средства производства, вытекающее из места классов в исторически определенной системе производства
Верны ли утверждения?
А) В качественном отношении и количественно производство и потребление противопоставлены друг другу
В) Решающая роль в возобновлении производительной деятельности принадлежит «обратной связи» между потреблением и производством: используя средства из фонда произведенных продуктов, люди получают возможность включиться в новые акты производства
Верны ли утверждения?
А) В конце XX в. А. Тойнби выдвинул представление о «конце истории» как следствии ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств
В) В концепции А. Тойнби гражданское общество определялось социально-экономическими отношениями капиталистической формации; исчезновение классовых антагонизмов должно было привести к исчезновению насилия и государства
Верны ли утверждения?
А) В России развитие государства и гражданского общества существенно отличалось от аналогичных процессов на Западе
В) В нашей стране примат государственности в различных ее формах на долгие годы затормозил развитие гражданского общества и его институтов, сделав человека винтиком огромной государственной машины
Верны ли утверждения?
А) Важнейшим условием обеспечения стабильного существования человеческих обществ является продуктивность труда
В) Продуктивность труда - способность совместно действующих индивидов произвести достаточное для жизнеобеспечения при данных условиях количество средств производства
Верны ли утверждения?
А) Концепция А. Тойнби основана на представлении о трех типах фундаментальных культур в истории человечества: религиозной, промежуточной и материалистической
В) В концепции истории Ф. Броделя основное значение в детерминации общества придается морально-религиозному, духовному совершенствованию общества, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей
Верны ли утверждения?
А) Под теорией и практикой понимается чувственно-предметная деятельность человека, выражающая специфику его бытия в мире
В) Практическое отношение человека к природе воплощается в производстве, а теоретическое — в познании мира
Верны ли утверждения?
А) Понятие социальной структуры общества является предметом изучения разных сфер социально-гуманитарного знания, в том числе социологии, политологии, экономической теории и других
В) Историософское содержание этого понятия сводится к тому, что принцип структуризации общества, выделение в нем тех или иных элементов и их иерархии во многом определяет положение и роль человека в историческом процессе
Верны ли утверждения?
А) Право как система законов и правосознание как важнейший элемент правовой культуры общества не зависят от социальной структуры общества, отношений собственности
В) Право как система законов и правосознание как важнейший элемент правовой культуры общества исторически изменчивы и зависят от морали, общественной психологии, религии, традиций
Верны ли утверждения?
А) При относительном уменьшении числа занятых непосредственно в земледелии продуктивность труда можно увеличить, просто наращивая интенсивность труда
В) При относительном уменьшении числа занятых непосредственно в земледелии продуктивность труда можно увеличить, повысив его производительность, изобретая новые технологии
Верны ли утверждения?
А) Реальный ход исторического процесса в XX в. внес определенные коррективы в понимание сути классов и классовой структуры общества
В) Стало очевидно, что рассмотрение этого феномена как главного двигателя истории и возложение на один класс (рабочий) миссии всемирно-исторического масштаба нарушают принцип объективности рассмотрения
Верны ли утверждения?
А) Рука об руку с технологической специализацией возникает экономическое обособление, утверждается новая форма собственности на средства и продукты труда, а именно частная собственность
В) Породившее ее разделение труда затрагивает только область непосредственного производства, но не сферу социального управления
Верны ли утверждения?
А) Современная теория биологии исходит из того, что ни один вид не является бессмертным, не может существовать вне зависимости от других видов и соответственно не может достичь абсолютного господства
В) Наивный антропоцентризм, считающий человека «царем» животного царства, а точнее чем-то вроде восточного деспота, которому позволено все, уходит в историю, сменяясь так называемым биоцентризмом
Верны ли утверждения?
А) Сократ назвал человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество
В) Л. Фейербахом разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, и определяет в основном способ бытия «социального организма»
Верны ли утверждения?
А) Социобиология исходит из биологической, эволюционной обусловленности морали, полагая альтруистическое поведение функцией естественного отбора
В) Слабой стороной социобиологии является попытка объяснения многих феноменов социокультурного бытия человека исходя из ее включенности в природно-естественные процессы
Верны ли утверждения?
А) Человек, создавая новые средства овладения силами природы, утратил не только цель и смысл этого процесса, но и во многом инстинкт самосохранения
В) Следствием этого является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида; необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше
Верны ли утверждения?
А) Э. Дюркгейм создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма»
В) М. Вебер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию
_______ - группа, племя, народ
_______ - историческая стадия развития общества, в которой основные социальные структуры складываются под воздействием высокоразвитых информационных технологий
_______ - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях
_______ - исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему
_______ - материальная, чувственно-предметная деятельность человека, преобразующая природные и социальные объекты на основе познания
_______ - механизмы самоорганизации или самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения упорядоченных структур
_______ - модель исторического развития, в которой прослеживается единство генезиса, расцвета и упадка социальной системы и развитие представляется в виде движения по кругу
_______ - модель, представляющая историческое развитие не в виду замкнутого круга, а как линейное восхождение по ступеням прогресса
_______ - научное представление, выраженное в форме системы законов о разворачивании исторического процесса, развития человечества и отдельных обществ, которое можно представить как их усложнение, совершенствование
_______ - нормы, которые выполняют функции регулирования отношений человека и общества
_______ - основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходимости
_______ - особый класс ролевых и статусных связей между людьми, возникающих в процессе неслучайного взаимодействия и выражающих устойчивый, воспроизводимый характер зависимости между ними
_______ - отношения между людьми, возникающие в процессе производства
_______ - отрасль знания, в основе которой лежит идея о самоценности феномена жизни как такового, о формах духовно-практической защиты жизни на Земле
_______ - отрасль знания, включающая в себя попытки применения биологических подходов, методов и данных в политологических исследованиях
_______ - понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств, осуществляемого в формах исторически определенных общественных отношений
_______ - постепенное целенаправленное восхождение общества, человечества в целом, переход от несовершенного к совершенному
_______ - поток слабых энергетических воздействий-сигналов, идущих извне воспринимающей системы, выделенных и упорядоченных на основе ее внутреннего строения
_______ - появление определенной культурной общности у существенного различающихся по своим языково-культурным параметрам основных этнических единиц в результате их взаимодействия
_______ - принцип, суть которого заключается в том, что любая сложная система, в том числе и человек, возможна потому, что в эпоху Большого взрыва элементарные процессы и фундаментальные физические константы имели очень узкий диапазон
_______ - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении
_______ - простейшее целостное проявление общественной жизни; «клеточка» деятельности
_______ - процесс происхождения человека
_______ - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества
_______ - процесс формирования и развития личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах и системой общественных отношений
_______ - свойство субъекта, выражающее его отношение к необходимым средствам удовлетворения потребности
_______ - свойство субъекта, раскрывающееся в его отношении к необходимым условиям существования
_______ - системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный
_______ - ситуация, когда одно свойство, событие, явление оказывают определяющее влияние на все другие свойства, события, явления
_______ - совокупность орудий труда, а также людей, использующих их и обладающих определенными трудовыми навыками, знаниями, способностями
_______ - содержание эпохи перехода к новой, более прогрессивной ступени развития общества
_______ - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование
_______ - способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой в связи с технико-технологическими особенностями производства
_______ - термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности
_______ - территориальная часть этноса, отличающаяся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеющая иногда самоназвание и как бы двойственное самосознание
_______ - тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему
_______ - уровень или ступень общественного развития материальной или духовной культуры
_______ - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами структурой личности
_______ - этнос в узком смысле слова, исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, сознанием своего единства и отличия от других
_______ общество - общество, для которого характерно подавляющее преобладание доли занятых в производстве информации и услуг
_______ общество - первичная общественно-экономическая формация, структура которой характеризуется взаимодействием общинных и родственных форм общности людей
_______ радикально отличает деятельность людей от всего того, что происходит в природе
_______ рассматривает интерес не в качестве идеального мотива, но как объективный фактор регуляции деятельности, необходимо участвующий в формировании основных инвариантов субъективной мотивации
_______ результатом деятельности является возобновляемое во все новых и новых ее циклах существование социокультурного мира
Антропогенез сопрягается с активно на него влияющим социогенезом, в итоге основным содержанием общественных отношений становятся _______ в труде и систематический взаимообмен его результатами
В социальном знании XX века идеи социального договора нашли свое новое и разносторонне аргументированное выражение в концепции одного из создателей современной социологии
В сфере обществознания основным «инструментом исследования» была и остается сила
Важнейшая отличительная особенность человека состоит в том, что свои потребности он удовлетворяет посредством _______ деятельности
Интегрирующим началом, образующим единство всех возможных элементов социальных процессов, т.е. их «субстанцией», можно считать _______ организованных в устойчивые сообщества человеческих индивидов
Интересы входят в число _______ причин, направляющих человеческую деятельность определенным образом
Используя мысль _______, определявшего «субстанцию» как causa sui (причина самой себя), субстанциальный анализ позволяет исследовать особый класс объектов материального мира, обладающих способностью самоорганизации
Исторически первой попыткой объяснения возникновения общества на естественной основе стала система взглядов, объясняющая возникновение общества через
Люди, при всем разнообразии своих черт и качеств, выступают прежде всего в качестве субъектов деятельности, а созданные и используемые ими для достижения своих целей орудия — от примитивного рубила до компьютера — как ее
Одна из важнейших особенностей _______ связана с тем, что она изучает явления и процессы, существенно связанные с действиями мыслящих существ — людей
Одним из наиболее эффективных приемов конструирования моделей, способных отвечать предъявляемым требованиям, является прием, известный как
Основные параметры человеческого существования заданы способом деятельной переработки ресурсов среды в средства
Поскольку воспроизводство требует активных приспособительных реакций, организму требуется некоторый _______ энергетический ресурс, «питающий» нужные изменения
Представление о субстанциальном развитии мышления, подобно локомотиву, «тянущему» за собой все прочие компоненты социальной системы было наиболее полно разработано в философии
При _______ подходе внимание сосредотачивается на выяснении связей между существованием объекта и его, условно говоря, «целевым назначением»
С точки зрения современной науки, избирательное, упорядоченное реагирование становится возможным благодаря возникновению принципиально нового типа связи между системой и средой — связи
Современная наука называет мышление человека _______, подчеркивая таким образом теснейшую связь мыслительных операций с новыми средствами кодирования информации
Среди объективных детерминант человеческих действий исходными следует считать _______ субъекта, именно они задают общую направленность деятельности
Существование самоорганизующихся систем было бы невозможно, если бы такие системы не обладали важнейшим свойством — свойством _______ реагирования на воздействия из внешней среды
Человеческая деятельность в своем основном содержании есть не что иное, как процесс удовлетворения
Человеческой деятельности необходимо присущи те же самые _______ измерения, что и физическим процессам, а воспроизводство органических тканей человеческого тела осуществляется согласно общим законам живой природы
Чтобы обеспечить сохранение своего существования в качестве разумно-деятельных существ, люди должны производить потребные для этого предметные комплексы и знаково-символические структуры, а также поддерживать необходимые формы