В истории философии проблеме интуиции большое внимание уделял французский философ А. Бергсон:
В классической концепции под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности:
В экзистенциальной концепции истиной считается такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует ее духовный рост:
Важным теоретическим критерием истины является принцип простоты теории:
Для гносеологии важен социокультурный аспект деятельности человека:
Интуиция - то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакций и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере субъекта:
К натуралистическим теориям познания могут быть причислены те модели, которые не сомневаются в существовании объективного внешнего мира и считают возможным понимание сущности знания на основе познанных природных законов:
Критерий синтаксической полноты гласит, что теория является истинной, если присоединение к ней произвольного суждения (формулы) делает ее противоречивой:
Наиболее надежным критерием истины является практика:
Одной из самых древних познавательных оптимистических программ является скептицизм:
Основателем античного скептицизма является Секст Эмпирик:
Под объектом познавательной деятельности следует понимать все то, на что направлена мысль познающего субъекта:
Представление - воплощенный в словах продукт социально-исторического процесса познания, которое выделяет и фиксирует общие, существенные свойства, отношения предметов и явлений:
Теория познания формирует свой особый язык в виде системы философских категорий:
Термин "теория познания" введен в философию шотландским философом Дж. Феррером в 1854 году: