Верны ли утверждения?
А) В “Генеалогии морали” Ницше в основном позитивно оценивает христианскую мораль
В) Согласно Ницше, христианская мораль направлена на укрепление власти сильных
Верны ли утверждения?
А) С именем Фуко связывают критику гуманизма и лозунг о “смерти человека”
В) На самом деле проект Фуко оказывается антропологическим, хотя в нем утверждается “смерть человека”
Верны ли утверждения?
А) Хайдеггер связывает язык, его звучание, ритм, его изобразительные средства с неторопливым ходом по полям и тропам земли, с восприятием ландшафта и вслушиванием в молчаливое бытие растений
В) Образцами поэзии у Хайдеггера выступают лирико-эротические или сложные символические произведения
Верны ли утверждения?
А) А. Гелен соединил методы феноменологии и основные идеи философии жизни
В) Г. Плеснер синтезировал обширный биологический материал и философскую рефлексию, заявив, что биология без философии слепа, а философия человека без биологии пуста
Верны ли утверждения?
А) Аналитическая философия, опираясь на употребление языка в искусстве, связывает его с символическими кодами, имеющими довольно жесткую структуру
В) Герменевтика соотносит язык с формами жизни и инструментальными практиками
Верны ли утверждения?
А) В Новое время дихотомия духа и плоти сменилась дихотомией разума и тела, которая решается на основе допущения приоритета разума, управляющего страстями души
В) Новое время связано с развитием научно-технических знаний, промышленности и торговли, и это выявляет в человеке не только душу как место встречи с богом, но и разнообразные Я-субъекты собственности, права, познания, морали
Верны ли утверждения?
А) В постантропологическом мышлении разум и сердце, расчетливость и моральность не сводятся к внеисторическим метафизическим сущностям; они имеют культурно-историческое значение и в каждую эпоху проявляются по-разному
В) В постантропологическом мышлении имеют место претензии на тотализирующую роль дискурса о человеке
Верны ли утверждения?
А) В работах Р. Барта обнаруживается фундаментальное значение развития дискурса о теле для совершенствования механизмов власти и управления
В) Семиология М. Фуко практически соединяет психоанализ и критику идеологии
Верны ли утверждения?
А) Как показал Юнг, архетипы бессознательного аффективны, связаны со структурой влечений и желаний, но они отделимы от действий и экспрессивных переживаний
В) Архетипы бессознательного не являются сугубо индивидуальными, напротив, согласно Юнгу, они не только интерсубъективны, но и обладают трансисторическим значением
Верны ли утверждения?
А) М. Шелер выдвинул в качестве основных динамических характеристик истории способность человека к критической рациональности и открытой демократии и считал антропологический догматизм опорой политического догматизма
В) М. Хайдеггер в противовес гуманистической и антропологической точке зрения выдвинул проект фундаментальной онтологии, в которой человек был поставлен в зависимость от бытия
Верны ли утверждения?
А) На коммуникативную природу личности обратила внимание уже немецкая классическая философия, формировавшаяся в процессе конструирования абстрактного Я (субъектов познания, морали, права и т.п.)
В) Немецкая классическая философия завершилась резким противопоставлением формального равенства и уникальности отношения Я и Другого
Верны ли утверждения?
А) Первый и главный вопрос биологии человека касается места, которое он занимает в ряду других живых существ
В) Спецификация человека осуществляется в ходе сравнения с млекопитающими, приматами, антропоидами
Верны ли утверждения?
А) Серл полагает, что контекст интенциональных состояний может создаваться только универсальными биологическими диспозициями людей
В) Согласно Серлу, это означает, что социокультурная реальность существует независимо от человеческой интенциональности
Верны ли утверждения?
А) Согласно Хайдеггеру, антропологический мир - это «вещь в себе», он всегда не соответствует актам субъекта, выделяющим, придающим смысл определенным секторам окружающей действительности
В) Антропологический мир все время меняется, и поэтому Хайдеггер считал его принципиально временным
Верны ли утверждения?
А) Особенно близкой христианству оказалась платоновская концепция души
В) Августин заявлял, что именно чтение работ Платона привело его к вере в единого бога, в то, что душа не является источником вечного блага
Верны ли утверждения?
А) Макиавелли весьма пессимистично смотрит на “политическую природу” человека
В) В концепции Макиавелли государство проявляет и интенсифицирует в человеке лишь отрицательные качества
Верны ли утверждения?
А) Возникновение государства Аристотель раскрывает как естественный продукт развития семейных и племенных форм единства
В) Аристотель утверждает, что живущий вне государства человек не является нравственным существом
"Интеллектуальной" вере М. Бубер противопоставил непосредственный диалог человека с Богом, подобно тому, как религиозность он отличил от религий, но центральный вопрос философии Бубера - вопрос о
_______ - рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия
_______ можно считать основателем философской антропологии как школы современной западной мысли и как особой философской дисциплины
В соответствии с учением Э. Кассирера, между человеком и миром находится посредник, и этим посредником выступает
Выдвигая _______ как форму духовного объединения людей, Хабермас противопоставляет ее формам иллюзорного единства — идеологии и мифологии
Герменевтика указывает на фундаментальную роль предструктуры _______, функционирующую в неконтролируемой экспериментом и теоретическим анализом обыденной речи
Деррида выдвигает утверждение, что _______ - это восстановление справедливости, которую нарушают критика и рефлексия, скрыто предполагающие и косвенно реализующие власть и авторитет
Для Шелера философское познание сводится к
О. Марквард предлагает характеризовать философскую антропологию как
Обосновывая _______, Шелер пришел если не к его полному отрицанию, то к ограничению
Особенность герменевтики Плесснера заключается в том, что основное внимание в ней уделяется не языку, который способен создавать интерсубъективный мир коммуникации, но
Плесснер, в отличие от Дильтея, обращается не к текстам или к истории, но к
Подлинно человеческую способность трансцендирования Левинас обнаруживает не в отношении человека к миру (хотя в этом отношении она проявляется), а в его опыте общения с
Разработка собственной философской концепции человека начинается Шелером с критики натурализма, он пишет о духовной личности, постигающей мир в актах
У М. Ландманна _______ тождественна объективному духу, компоненты которого входят в человеческую природу
_______ - «антропологическое самоописание», в результате которого на место, освободившееся от инстинктов, вступает дух и, осуществляя самоорганизацию жизни, приходит к самосознанию посредством рефлексии
_______ - антропология, которая определяет человека как существо, которое стремится избегнуть присущие ему дефекты, как существо, которое в состоянии существовать только посредством компенсаций
_______ - биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, абстрактно мыслить и приспосабливать к своим потребностям окружающий мир
_______ - в психоанализе Фрейда – преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сферу религии, метафизики или искусства
_______ - выживание наиболее приспособленных организмов, вследствие которого на основе неопределенной (неадекватной воздействиям внешней среды) наследственной изменчивости в ряду поколений происходит эволюция
_______ - высшая ступень живых организмов на Земле; телесно принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам, ближайшим соседям понгид
_______ - единый процесс морфофизиологического превращения животного в человека и стадных объединений животных в человеческое общество
_______ - живое существо, представляющее собой обширную сферу самостоятельного материального существа, подчиненного в своей структуре физико-химическим законам
_______ - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях
_______ - исторические системы, логика функционирования и развития которых в каждом периоде определяется преимущественно свойствами и отношениями входящих в систему и существующих в данном периоде обществ
_______ - ключевая философско-антропологическая категория, экспликация которой должна оформиться в целостную философско-антропологическую концепцию
_______ - концепция, которая содержит систематический и исторический компоненты; особые заслуги - в исследовании истории западной философской антропологии, прежде всего философской антропологии Нового времени
_______ - макросфера, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности
_______ - мироистолкование, вытекающее из христианского морализма; христианство гибнет от собственной морали, которая обращается против существования Бога
_______ - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа
_______ - наука о происхождении и эволюции человека
_______ - наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры, находимым главным образом при раскопках
_______ - опирающаяся на труды Макса Шелера - философская концепция, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру
_______ - основывающееся на осмысленном созерцании образование идей, понятий, называемое также идеирующей абстракцией, созерцанием сущности
_______ - особая форма существования и движения материи, возникшая на определенной ступени ее развития, совокупность явлений, происходящих в организме; основной признак организма
_______ - осознание каждым из нас, что он есть «кто-то», а не «что-то», что он не должен быть только средством реализации целей кем-то другим и что он есть своя собственная цель
_______ - отличительный знак, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому определенная группа людей придает особый смысл, не связанный с сущностью этого образования
_______ - относящийся к развитию отдельного существа
_______ - отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта
_______ - перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога
_______ - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; в широком смысле – причины и механизмы целенаправленного поведения человека
_______ - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью
_______ - процесс, в котором человек действительно становится самим собой благодаря тому, что он обнаруживает себя в другом
_______ - разговор, посредством которого изложение философских проблем делается наглядным и оживляется; в античной философии – литературная форма, употреблявшаяся для изложения проблем с помощью диалектики
_______ - раздел науки, определяющий место человека в царстве живых существ и изучающий его телесную организацию, которой он отличается от последних
_______ - рассмотрение человека как субъекта социокультурной жизни, определение его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений и предметной деятельности и общения
_______ - самобытность чувств и особенности характера, оригинальность мышления, таланты и способности, присущие только данному индивиду, это совокупность свойств и особенностей, отличающих данного индивида от всех других
_______ - системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям коллективной и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный
_______ - смутное воспоминание; явление, наводящее на сопоставление с чем-либо
_______ - согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия
_______ - специфическая единица человеческой деятельности; производная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели
_______ - существование в его простой фактичности
_______ - такие структуры, в построении которых люди, их социальные акты и социальные отношения играют решающую роль
_______ - трактовка проблематики философской антропологии как «философии индивидуальности», стремление к исследованию философско-антропологической проблематики в ее единстве, т.е. систематичности
_______ - угроза, которая возникает тогда, когда в обществе появляется сознание желательности индивидуальной жизни в подлинном смысле, а условия для ее реализации в самом обществе отсутствуют
_______ - философская идея, согласно которой развитие человеческого общества подчинено неким сверхчеловеческим законам, действующим с естественной необходимостью
_______ - философское направление, для которого человек является не мыслящим существом, а действующей, занимающей определенную позицию личностью
_______ - философское направление, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности: действительность (абсолют) духовна, а телесное – продукт или способ проявления Бога, либо нечто совершенно не существующее
_______ - человекообразные обезьяны: семинды, понгиды
_______ - имя, присваиваемое принципу, началу, которое организует тело таким образом, что оно обладает жизнью; соответственно, о душе как форме тела, как принципе живого можно говорить применительно к растению, животному и человеку
_______ считает, что наука покоится на чистом исследовательском интересе, который изначально присущ человеку
В концепции Б. Вальденфельса _______ предстает как наиболее общая и фундаментальная философская категория, способная выполнять функцию общего определения человеческого существа
Гелен полагает, что философская антропология должна выдвигать лишь такие гипотезы, которые
Под «духовным» Х. Арангурен понимает способность человека быть субъектом операций, превосходящих чувственные операции; такими операциями следует считать способность
Ротхакер считает, что способностью _______ свое наличное бытие обладает только конечное существо, но для того чтобы постичь свою ограниченность, нужно выйти за положенную границу
Ф. Герхардт использует классический подход философской антропологии: сопоставление человека с
Х. Мариас обращает внимание на то, что в нынешнюю эпоху счастье все чаще и во все большей мере отождествляется с
Х. Ортега-и-Гассет считает, что _______ - новый варвар, которого не устраивает считать только себя вульгарным. Он претендует возвести вульгарность в статус права, а право — в статус пошлости