Верны ли утверждения?
А) Основы герменевтики как общей теории понимания заложил Вильгельм Дильтей
В) Основы герменевтики как общей теории понимания заложил Фридрих Шлейермахер
Верны ли утверждения?
А) В концепции Дильтея герменевтический круг приобрел вид движения между исторически различными культурами и изменяющейся позицией интерпретатора, то пытающегося вживаться в разные культуры, то приписывающего им свое собственное содержание
В) Согласно Дельтею само понимание, происходящее в рамках герменевтического круга, всегда остается относительным и никогда не может быть завершенным; оно постоянно расширяет горизонт исторического видения и его же изменяет, преобразовывает
Верны ли утверждения?
А) Понятие философии «дух» рассматривается в настоящее время как начало, противоположное природе
В) Дух выступает в трех формах бытия; это дух отдельного индивида – личный дух, объективный дух и общий дух – совокупность завершенных творений духа
Верны ли утверждения?
А) В XX в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных гносеологических процедур философии
В) Сначала это происходит в рамках экзистенциализма усилиями немецкого философа К. Ясперса, затем этот процесс продолжается в собственно философской герменевтике
Верны ли утверждения?
А) Принцип диалектического взаимодействия методов понимания и объяснения является необходимым моментом в системе приемов герменевтики
В) Введение его позволяет включить в ее область важнейшую теоретико-познавательную категорию «закон» и исключить как несостоятельные различные трактовки коренного отличия естественнонаучного знания от гуманитарного
Верны ли утверждения?
А) Основные понятия герменевтики – это «смысловое содержание», «переживание», «цель», «смысл», «авторитет», «традиция», «интерпретация», «герменевтический круг», «часть и целое», «предпонимание», «понимание»
В) Центральное положение среди них занимает понятие «интерпретация»
Верны ли утверждения?
А) Гадамер вслед за Хайдеггером вычленяет две ступени герменевтического понимания: рационально-телеологическое (личностное) и естественное
В) Всякую попытку освободить познание от телеологии они считают ошибочной
Верны ли утверждения?
А) Рассматривая интерпретацию как постижение предмета познания из него самого, герменевтика трактует познание как диалектику «части-целого», когда целое познается через его части и наоборот
В) Путь познания (в рамках «герменевтического круга») оказывается бесконечным вращением в кругу целого и его частей, бесконечным процессом, имеющим лишь относительно завершенные этапы
Верны ли утверждения?
А) Основной трудностью при анализе понимания как осмысления является преодоление психологизма, сводящего понимание к феноменам индивидуального сознания
В) Другая трудность – преодоление объективизма, представляющего смысл в качестве некой самодовлеющей сущности
Верны ли утверждения?
А) Для прежней философии традиционным является противопоставление духовного и природного
В) Дильтеевская концепция содержит оба вышеназванных «уровня», являя собою одновременно и концепцию исторического бытия, и концепцию исторического познания
Верны ли утверждения?
А) Дильтей ставит на место вневременного разума, не связанного с практической деятельностью, изменчивого и бесконечного, человеческую познавательную активность, процесс реального познания
В) По Дильтею, гегелевская феноменология духа может быть заменена феноменологией метафизики, т.е. изложением и критикой истории метафизических систем как исторически конкретных явлений разума
Верны ли утверждения?
А) Науки о духе, по мысли Дильтея, должны быть избавлены от представления о гносеологическом субъекте как рецидива прежней метафизики
В) По Дильтею, задачей комплекса наук о духе должно стать понимание целостной жизненной активности, жизненной практики, того нечто, которое охватывает все три главных момента сознания: понятия, чувства и волю
Верны ли утверждения?
А) Дильтей подчеркивает, что филологическая герменевтика лишена преимущества герменевтики философской, для которой возможно непрерывное возвращение к постоянному тексту
В) Согласно Дильтею жизнь трудно схватывать в каждый конкретный момент, любое осмысление жизни явным образом видоизменяет предмет рассмотрения, деформируя его в соответствии с ожиданиями исследователя
Верны ли утверждения?
А) Каждый вид герменевтической интерпретации раскрывает познавательное содержание какой-то определенной герменевтической категории
В) Психологическая интерпретация раскрывает содержание категории переживания, языковая интерпретация — категории предпонимания, интерпретация историческая — категории «герменевтического круга», интерпретация стилистическая — категории цели
Верны ли утверждения?
А) Патристика уже придавала вере не столько религиозные и моральные, сколько теоретико-познавательные функции
В) По мысли Новалиса, вера не противоположна теоретическому познанию, а является его формой, поскольку понимание осуществляется не только через разум, но посредством всех духовных сил человека
Верны ли утверждения?
А) Согласно Дильтею герменевтический круг — это специфическое качество познавательного процесса, которое, наконец, обнаружило теоретико-познавательное исследование
В) Поэтому, считает Дильтей, обнаружив герменевтический круг, нужно не отказываться от попыток логического анализа и обоснования знания
_______ - истолкование, объяснение; объяснение значения (смысла) знаков и знаковых систем
_______ - накладывание смысла, содержащегося в сообщении о какой-либо непосредственной реальности, на саму эту реальность и постижение таким путем ее сути через посредство языка
_______ - непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе
_______ - полный систематизированный набор данных о какой-либо области знаний, позволяющей человеку или компьютеру в ней ориентироваться
_______ - процесс, в котором Я действительно становится самим собой благодаря тому, что оно обнаруживает себя в другом
_______ - социологический метод измерения значений слов, в основе которого лежит выделение некоторых координат смысла, специфических для каждого языка; каждая из координат представлена в виде шкалы, на каждой шкале задается определенное значение
_______ - в философии момент взаимосвязи многих видов сущего, имеющих субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму; понятие означает материальное или смысловое единство, взаимоопределяемость этих существований
_______ - в экзистенциальной философии Хайдеггера бытие сущего, являющегося человеческим существованием
_______ - важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности
_______ - временная последовательность мировых событий, создающих определённую действительность, а также запись в форме обычного временного следствия одного события за другим
_______ - вызванное внешними (или внутренними) воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия
_______ - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию, и одновременно высшая форма проявления объективного духа
_______ - интегральная характеристика европейского общества и культуры, принятая в философских и социологических концепциях начала ХХ века для обозначения этапа становления промышленного общества, приходящего на смену традиционному
_______ - искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста исходя из его объективных (грамматические значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) истолкований
_______ - истолкование, объяснение; представляет собой совокупность значений, смыслов, придаваемых каким-либо элементам определенной теории и другим текстам
_______ - историческая стадия развития социума, характеризующая доминирование в общественных отношениях укладов и структур, базирующихся на использовании передовых информационных технологий
_______ - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях
_______ - комментирование, объяснение и толкование библейских текстов
_______ - концепция, полагающая главной детерминантой социального развития науку
_______ - культурная память произведения, в которой хранится множество «кодов», новых и старых, забытых и полузабытых и поэтому обладающих различной степенью актуальности для современной аудитории
_______ - любая знаковая система, которая способна быть (или в действительности есть) носителем смысловой информации и имеет языковую природу
_______ - мысль, результат мышления
_______ - область философского знания, охватывающая онтологические вопросы исторического процесса, такие, как смысл и направление истории, ее составность, соотношение истории и природы, свободы и необходимости и специфика исторического процесса
_______ - основное понятие философии Хайдеггера, согласно которой в череде исторически обусловленной трансформации смысла бытия меняется не только он сам, но и само бытие
_______ - осуществляемый в процессе действия переход деятельностной способности субъекта в свойства отличного от него объекта действия
_______ - отсутствие или небытие чего-либо, выражаемое в языке при помощи отрицания; это отношение может иметь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний, процессов в определённом нечто, или абсолютный смысл, если речь идёт об отсутствии бытия
_______ - по Хайдеггеру, естественный способ встречаться с другим; когда заботятся о вещах, то предмет забот является общим, уже в выражении «забота» заключается тот смысл, что это делается для другого
_______ - по Хайдеггеру, обычное поведение в отношении вещей, бытие которых состоит в том, что они могут служить чему-либо, благодаря им можно что-то сделать, выполнить, разрешить
_______ - позиция, которая обусловливает истинность научного познания особенностями человеческой психики
_______ - предвосхищение, предчувствие событий; заранее составленное представление о чём-либо
_______ - принцип подхода к действительности как развивающейся во времени; предполагает рассмотрение объекта как системы закономерностей его развития
_______ - процесс мышления; условие всякой предметности
_______ - протекание во времени или согласованное функционирование нескольких процессов (элементов), различие между которыми постоянно
_______ - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле - «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного
_______ - раздел науки, изучающий знаковые системы как средство выражения смысла, т.е. правила интерпретации знаков и составленных из них выражений
_______ - самовозрождающееся и самоподдерживающееся качество объектов, способных собственными усилиями создавать, воссоздавать свою системную целостность
_______ - самонаблюдение, непосредственное наблюдение состояний сознания, самим переживающим их
_______ - содержание, которое вещь получает благодаря тому, что ей сообщается смысл, или благодаря тому, что раскрывается имманентный смысл вещи
_______ - создание предмета гуманитарного знания, который генетически зависит от человека, будучи создан, противостоит человеку как вещь, внешняя по отношению к нему, и в этом смысле не отличается от природных предметов и может изучаться средствами естественных наук
_______ - специфическая человеческая форма активного отношения к определённому миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира
_______ - термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности
_______ - философский термин, означающий признак, внутренне присущий какому-либо явлению
_______ - философское направление конца XIX – начала XX веков, выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность
_______ - круговой характер интерпретации: понимание части невозможно без понимания целого, но понимание целого предполагает понимание частей
_______ анализирует предрассудки как идеи, вплетенные в культурную традицию, догадки, предположения; он очищает их от негативного элемента
«Канон имманентности герменевтического масштаба» разработал
«Язык есть дом бытия» - это высказывание принадлежит
Бог _______ - в античной мифологии был покровителем красноречия, магии, глашатаев и послов, а также вестником богов, который доставлял людям их послания и толковал эти послания, чтобы сделать их понятными для смертных
В герменевтике Хайдеггера понимание, будучи выходом за собственные сиюмоментные границы, в проекте, применительно к «миру» (как понимание мира) оказывается
В концепции Гадамера система понимания языковых выражений включает в себя три типа отношений: «понимание - языковое выражение», «понимание — действительность»,
В трактовке Дильтея, философия – это наука о
В экзистенциальной аналитике Хайдеггера временность оказывается бытийным смыслом
Гадамер намеренно избегал привычного для философской классики системного изложения своего учения, ибо отвергал "дух системы " вместе с другими жесткими установлениями
Гадамер резко противопоставляет _______, характерное для гуманитарного знания, тому объектированному знанию, которое имеет место в естествознании; это важнейшая парадигма его философской герменевтики
Гадамеровская концепция «игры» и его критика эстетического сознания направлены на дискредитацию научного знания как возможной формы
Для онтологии Хайдеггера характерна крайняя
Значительную роль в герменевтике Гадамера занимает полемика с _______, приверженность которому он находит не только у трансценденталистов, но и у философов, пытавшихся преодолеть философский субъективизм
Исходным пунктом в герменевтике Гадамера является положение о том, что все предполагающееся в герменевтике есть только
Модель игровой структуры не только распространяется Гадамером на произведения искусства, но и провозглашается им в качестве
Объектом понимания являются, по Бетти, _______, за которыми стоит объективировавшийся в них дух
По Хайдеггеру, Dasein — такое существо, которое относится к самому себе в этом бытии и понимает себя исходя из собственного бытия (в процессе рефлексии); поэтому его бытие — это
При объяснении уникальности экзистенциальной ситуации, в которой оказался создатель текста, Гадамер отстаивает тезис об определенной самостоятельности _______ текста по отношению к его творцу
Развивая идеи Дильтея, Гуссерля, Хайдеггера, Гадамер возводит герменевтику как философское учение к
Согласно Гадамеру подлинный опыт есть тот, в котором человек осознает свою
Согласно Дильтею историк не должен стремиться к простому описанию индивидуальных событий — он хочет достичь _______ событий и процессов
Согласно Хайдеггеру важнейшие черты того сущего, которое есть «мы сами», состоят в том, что оно обладает для нас «онтической» и _______ приоритетностью
Согласно Хайдеггеру пространство повседневной жизни организовано так, что во всем нашем бытии нетрудно обнаружить нечто вроде априорной «установки на близкое», которая связана с
Согласно Хайдеггеру предметный мир со всем его «населением» коррелятивен человеческому субъекту как
У Хайдеггера ближайшее предметное окружение повседневного Dasein — это
Хотя понимание, по Гадамеру, есть изначальный и основной способ бытия человека в мире, предпосылку понимания он видит в
Гадамер анализирует предрассудки как идеи, вплетенные в _______, догадки, предположения
За общим, теоретико-познавательным, обоснованием всякого знания у Дильтея следует специальное обоснование знания _______, и тем самым вообще наук о духе
Между _______ Гадамер не видит абсолютного контраста
Переживание — это всегда связь, которая осуществляется в нем между актом и предметом, Дильтей обозначает ее термином
Согласно Хайдеггеру из непонимания экзистенциальной «природы» времени, из неразличения временности и «внутривременного» возникает «слепота» к _______ бытию