Верны ли утверждения?
А) Отказ традиционных логических способов определения применительно к бытию согласно Хайдеггеру связан с тем, что традиционная логика, при всей ее формальности, предполагает содержательный фундамент — античную «объективистскую» онтологию
В) По Хайдеггеру, такая логика мешает заметить, что философский анализ бытия — то же самое, что научное исследование устройства состава тех или иных регионов сущего — с экстраполяцией его результатов на неоткрытые регионов сущего
Верны ли утверждения?
А) Анализ языка (под углом зрения синтаксиса и семантики) предстает у Хайдеггера не как самопостижение человека, а как его самоизложение, самоистолкование
В) Так открывается дорога к созданию Хайдеггером фундаментальной онтологии человеческого бытия
Верны ли утверждения?
А) Хайдеггер сознательно трактует бытие не так, как это имело место в традиционных метафизических системах — таких, какими были системы Платона, Аристотеля, св. Фомы, Гегеля или Маркса
В) Подобные учения, по мнению Хайдеггера, скользили по поверхности человеческого бытия, вопреки утверждениям их создателей, претендовавших на обладание самым глубоким знанием о мире
Верны ли утверждения?
А) В онтологии Хайдеггера, бытие сущего — вовсе не само сущее, а его свойство
В) По Хайдеггеру, бытие чего угодно, в конечном счете — это его, субъекта, собственное бытие
Верны ли утверждения?
А) В концепции Хайдеггера подчеркивается роль активности вопрошания в жизни человека, здесь не останется места метафизическому дуализму, с четкой границей между человеческим субъектом и окружающим миром, которую проводили традиционные философы
В) Поставив вопрос о смысле предметного бытия вообще в качестве бытия, вопрошающий обнаруживает собственное бытие: бытие со всеми своими модусами раскрывается как его бытие, а любое объективное знание предстает и как знание о субъекте
Верны ли утверждения?
А) Набор понятий хайдеггеровской фундаментальной онтологии сильно отличается от традиционного; там были бы неуместны такие категории, как «забота», «вина», «совесть», «страх», «разговор», «любопытство», «потерянность»
В) Они плохо уживаются в концепции Хайдеггера с такими понятиями, как «мир», «пространственность» и «временность» — потому, что сами эти понятия, базисные для традиционных онтологий, тоже претерпели существенную трансформацию
Верны ли утверждения?
А) По Хайдеггеру, непосредственная связь, первичное отношение человеческого существа с иным (которое тем самым превращается в предмет) начинается с интереса и выражается в вопросе
В) Общая форма вопроса по поводу бытия, вопроса, отнесенного к бытию в плане его предметного содержания, — «Что это такое?», диктует форму ответа: «Это — карандаш»
Верны ли утверждения?
А) Согласно установке Хайдеггера, предметно-сущее определено вопросом об этом сущем
В) У Хайдеггера первая среди задач фундаментальной онтологии — анализ структуры самого общего вопроса о сущем, вопроса о смысле бытия сущего в качестве неопределенного бытия
Верны ли утверждения?
А) Согласно Хайдеггеру «бытие» — это само собой разумеющееся понятие, тогда как понятие любого сущего предстает как итог процесса изучения этого сущего — будь то чувственные объекты или математические отношения
В) Хайдеггер считает, что понятие бытия обнаруживает такое специфическое качество потому, что вопрос может стоять не о его содержании, а о его смысле
Верны ли утверждения?
А) Согласно Хайдеггеру предметы, предметный мир существует совсем в другом смысле, чем солнце, звезды и деревья сами по себе согласно нашей наивной вере
В) Хайдеггер считает, что предметный мир со всем его населением коррелятивен человеческому субъекту как трансцендентному существу
Верны ли утверждения?
А) Согласно Хайдеггеру, будучи первичным в онтологическом отношении, бытие приоритетно и в онтическом плане
В) У Хайдеггера первейшей характеристикой человека, в отличие от метафизического Абсолюта, выступает несовершенство, изменчивость, незавершенность — он предстает чуть ли не как прямая противоположность Абсолюту метафизики во всех его аспектах
Верны ли утверждения?
А) Трактовка Хайдеггером бытия являет собою попытку преодоления кризиса европейской культуры — поиском пути европейского человека к его собственной «почве», которая предстает как его собственная субъективность, как его сознание
В) Сознание опредмеченно прежде всего или наиболее непосредственным образом в языке, поэтому Хайдеггер уверен, что философ приходит к бытию через язык
Верны ли утверждения?
А) У Гуссерля трансцендентальный мир выглядит весьма рационалистичным; центр этого мира - универсальный субъект познания, т.е. человек безличный, а за эталон познания принята использующая математические методы наука
В) Вселенную Хайдеггера можно назвать эмоциональной и даже сюрреалистической
Верны ли утверждения?
А) Фундаментальная онтология Хайдеггера развивается в русле идеалистической ветви постклассической западной философии
В) От своего непосредственного источника, теоретико-познавательных и методологических течений, фундаментальная онтология унаследовала проблему первоначала: первоначала знания и первоначала предметного мира
Верны ли утверждения?
А) Хайдеггер полагает, что бытие заметно в его непосредственности, пока оно не опредмечено
В) Поэтому, считает он, философский трансцендентализм и оказался поздним продуктом философского сознания, а наивная, естественная познавательная установка неизбежно субъективистская
Верны ли утверждения?
А) Хайдеггер считает, что человек, ставший предметом собственного интереса, сначала предстает субъектом предметного, трансцендентального мира
В) Потом, согласно Хайдеггеру он предстает как объект, как часть природы
Верны ли утверждения?
А) Хайдеггер утверждает, что нельзя определить бытие индуктивно — посредством явного перечисления того, что содержат в себе низшие понятия, относящиеся к сущему
В) Хайдеггер делает вывод: отсюда следует, что бытие — это нечто иное, нежели сущее
Верны ли утверждения?
А) Хайдеггер утверждает, что понятие бытия само собой разумеется в том смысле, что всякое суждение, выраженное предложением, обязательно включает понятие бытия как содержательную связку
В) Согласно Хайдеггеру, связка эта входит в структуру языка, представляющего собою не что иное, как самое мысль в ее потенциальной действительности
Бытийные характеристики могут быть поняты a-priori, на основании общей конституции бытия, которую Хайдеггер обозначает термином
Время, полагает Хайдеггер, ни «в субъекте», ни в «объекте», ни «внутри», ни «снаружи», и, условно говоря, оно «существует раньше» всякой
Гуманизм Хайдеггера акцентирован на _______ человеческую личность; взаимодействие с «другими Я» прежде всего несет в себе угрозу исчезновения своеобразия личности, ее унификации
Для обозначения онтологической характеристики, которая, по его мнению, раскрывает «суть» человека как особого сущего, Хайдеггер использует термин
История для Гегеля _______; поэтому он считал позволительным не придавать большого значения эмпирическим фактам из жизни людей или стран, если они не согласуются с его рациональной схемой
История как особая наука должна, по мнению Хайдеггера, иметь _______ оправдание — и она получает такое оправдание посредством экзистенциальной философии истории
Под углом зрения философии Хайдеггера исторические события — человеческие, т.е. они связаны со специфической, человеческой характеристикой, которую называют _______ и которая радикально отличает «человеческое» от «природного»
С точки зрения Хайдеггера, с одной стороны, язык есть дом бытия, а с другой — хранители этого дома —
Согласно Хайдеггеру, в конечном счете, в языке заключены буквально
Согласно Хайдеггеру, человек, как самосознающее существо, обладает памятью, которая определяет его настоящее и будущее поведение, он сейчас переживает собственное прошлое и сейчас воображает свое собственное будущее, строя предположения и планы; поэтому он —
Структура историчности определена заботой, которая согласно Хайдеггеру коренится _______ человеческого бытия
У Хайдеггера исследование оснований предметного мира человека — это анализ
Хайдеггер делает немаловажный вывод: под историей имеется в виду не только «прошлое» в смысле прошедшего, но и
Хайдеггер выражает мысль: «Мировое время "объективнее" любого возможного объекта, поскольку оно уже становится _______ "объецированным" как условие возможности внутри-мира-сущего вместе с открытостью мира»
Хайдеггер не оставил без внимания тот факт, что понятие истории (и как способа бытия человека, и как науки об этом бытии) сформировалось в европейском культурном сознании
_______ бытия – основное понятие философии Хайдеггера, согласно которой в череде исторически обусловленной трансформации смысла бытия меняется не только он сам, но и само бытие
_______ интерпретацию истории Хайдеггер противопоставляет «вульгарной», в основании которой лежит столь же «вульгарная», объективистская трактовка времени и временности
_______, полагает Хайдеггер, в соответствии с особенностью того способа бытия, который отличает человека от всего прочего сущего (включая высших животных), имеет тенденцию постигать собственное бытие исходя из мира
В концепции Хайдеггера термин «Dasein» выражает изначальное отношение сознающего человека к предмету его интереса; отношение, в котором акцентирован
В соответствии с концепцией Хайдеггера, для _______ человека — которое и есть историчное бытие — равно фундаментальны смерть, вина, совесть, свобода и конечность, которые совместно и определяют его судьбу
В философии Хайдеггера в окружающий «мир» входит все то, чего касаются (на что простираются)
В философии Хайдеггера человек, трансформируя в события то, что «имеет место», переживая их как историческую действительность, выступает как субъект истории, и в частности. как носитель
В философии Хайдеггера забота формирует «предметы», составляющие «мир человека», поэтому все предметы, составляющие «мир», обладают общим «качеством»
В философии Хайдеггера Dasein, понятое онтологически, есть
По Хайдеггеру именно в специфических условиях ситуации человек принимает решение; это значит, что здесь становится очевидным _______ момент человеческого бытия
По Хайдеггеру, бытие человека — это «бытие-с-другими», и по большей части «самость» человеческого бытия оказывается растворенной в
По Хайдеггеру, вторично историчным является все, что относится к «окружающему миру»; не только орудия труда, утварь и продукты деятельности, но даже естественная, природная среда, если ее рассматривать в качестве
По Хайдеггеру, жизнь ответственной человеческой личности — это бытие в ситуациях, которые предстают как важный _______ феномен
По Хайдеггеру, историк раскрывает в «единичном» разрозненных, индивидуальных фактов и
По Хайдеггеру, история — не последовательность «фактов», имевших место тогда-то и тогда-то; история — форма человеческого бытия, которое по сути и есть
По Хайдеггеру, сам человеческий мир является историческим, а субъект этого мира —_______ — предстает как «первичное историчное»
По Хайдеггеру, что слово органически связано со смыслом предмета, на такую исторически изначальную связь указывает этимология термина «смысл», очевидно указывающая на процесс
По Хайдеггеру, акт выбора — это решение, и каждое решение — выход в
По Хайдеггеру, лишь человек, постоянно оценивающий собственные поступки, берущий на себя ответственность за тот выбор, который делает сам, — короче, сознающий себя в качестве личности, становится
По Хайдеггеру, человек способен открыть для себя _______, оправдать ее и следовать ей (как, впрочем, осудить ее, ей не следовать, попытаться ее разрушить)
Согласно Хайдеггеру наша собственная жизнь как процесс и как совокупность меняющихся отношений, есть
Согласно Хайдеггеру не стечение обстоятельств придают человеческому существованию свойство историчности, а _______, будучи базисной характеристикой человеческого бытия, делает и обстоятельства, и события историческими
Согласно Хайдеггеру объективированное, отчужденное время представляется _______; как и в других случаях отчуждения, само Dasein оказывается потерянным в его предметах, превращенных в его сознании в нечто онтологически-первичное
Согласно Хайдеггеру развитая способность «слушать язык» — это
Согласно Хайдеггеру экзистенциальные возможности ограничены неизбежной возможностью экзистенции — _______, из чего следует привязка Dasein к тому, что наличествует здесь и теперь — человек «заброшен» в это наличное
Согласно Хайдеггеру _______ должны быть отнесены по разным ведомствам — ведь любое сущее обладает бытием
Согласно Хайдеггеру _______ не поддается определению через родо-видовое отличие, т.е. так, как может быть определено сущее
Согласно Хайдеггеру _______ это «конституция» событий Dasein, поскольку любое событие — это не «атом» среди других «атомов», из которых образовано все сущее, а бытийный выход за пределы, экзистенциальная связь
Согласно Хайдеггеру _______ время есть «время каждого» — и потому не имеет отношения ни к кому конкретно
Согласно Хайдеггеру в историческом знании обнаруживается герменевтическая компонента: его главной задачей оказывается реконструкция
Согласно Хайдеггеру объединяющим центром предметного мира выступает он, человек, личность, существо особое — единственное, относительно которого может быть задан вопрос
Согласно Хайдеггеру подлинные истоки исторического процесса «невидимы»; история в ее основаниях — это _______, и потому ее нельзя рассматривать так, как рассматривают любой объект
Согласно Хайдеггеру фактически _______ время — это время отчужденного, обезличенного, не экзистирующего человека, das Man
Согласно Хайдеггеру, когда человеком овладевает чувство безразличия, тогда и различия предметов теряют значение, предметы как бы «расплываются», и весь предметный «мир» превращается в
Согласно Хайдеггеру, личность озабочена тем, чтобы быть совестливой; в экзистенциальной интерпретации, именно это —
Суть истории согласно трактовке Хайдеггера в том, что она есть процесс _______, в котором прошедшее обладает бытием, «совмещенным» с настоящим, которое и само передается, переходит в будущее
Сущее, которое по Хайдеггеру, есть «мы сами» в плане «онтическом» приоритетно уже потому, что это —
Трансцендентализм открыл горизонты феноменологии, которая у Хайдеггера предстает как
У Хайдеггера Dasein — это моя, человеческая характеристика; это первое определение
У Хайдеггера в понятии _______ заключено Dasein
У Хайдеггера все предметы моего мира, будучи отличны друг от друга в их конкретности, обладают экзистенциальной характеристикой
У Хайдеггера все характеристики предметного мира, очерченного горизонтом, детерминированы его «центром», который
У Хайдеггера место всеобщего, унифицированного субъекта (именно таков субъект рационалистической гносеологии) занимает индивид
Хайдеггер выдвигает положение: вопрос об историчности — это онтологический вопрос о бытийной _______ исторически сущего
Хайдеггер выдвигает положение: онтическое — это только одна из сфер сущего: идея бытия охватывает как «онтическое», так и _______, и их можно отличить друг от друга
Хайдеггер выдвигает положение: вопрос об _______ — это онтологический вопрос о бытийной конституции того сущего, которое не Dasein (того, что Хайдеггер называет «наличным» в самом широком смысле слова)
Хайдеггер делает важный вывод: то, что «имеет историю», находится в связи _______; «развитие» при этом значит иногда подъем, иногда упадок, соответственно то, что «имеет историю», может «делать» и то, и это
Хайдеггер делает важный вывод: история означает связь процесса произведения и связь действия, которая проходит сквозь «прошлое», «настоящее» и «будущее»; при этом характеристика _______ не обладает рангом какой-то особой приоритетности
Хайдеггер делает вывод: определяющий модус личностного бытия — не прошлое и не настоящее, а будущее; только как личность человек творит историю, а не плывет по течению, последнее было бы утратой свободы и ответственности, вариантом
Хайдеггер пишет: «Только _______, которое существенным образом есть будущее в своем бытии... которое, в качестве будущего, равно изначально есть и бывшее, способно, перенимая для себя самого унаследованную возможность, принимать собственную заброшенность и в данный момент быть для "своего времени"
Хайдеггер подчеркивает, что термин «история» имеет смысл целостности всего того, что развивается «во времени», и при этом отлично от природы; этот предмет обычно называют
Хайдеггер приходит в выводу, что в специфических условиях ситуации личность слышит призыв совести, здесь человек начинает действовать в подлинном смысле
Хайдеггер рассуждает: поскольку Dasein коррелятивно своему миру, то события истории развертываются в этом мире, и потому в исторический процесс так или иначе оказывается вовлеченным
Хайдеггер считает, что на горизонте неопределенного будущего, как скрытая основа _______ Dasein, маячит смерть, которую следует трактовать как экзистенциал, а вовсе не только как прекращение физиологических процессов в организме
Хайдеггер считает, что человеческой личности грозит опасность утраты своего предметного мира; она вырастает тогда, когда человек хочет быть
Хайдеггер указывает, что если универсальными модусами времени признать прошлое, будущее и настоящее, а содержательным наполнением этих пустых форм, соответственно, воспоминания, планы и актуальные переживания, то связь времени с человеческим существованием предстает как