Верны ли утверждения?
А) «Жизнь» как слово обыденного языка, всегда широко применявшееся в гуманитарных и социальных текстах, все более обретает категориальный статус в философии, осознается как необходимое понятие, научный термин в сфере наук о духе и культуре
В) Если в науках о культуре и обществе ученые и принимают факт существования времени, то они чаще всего не озабочены тем, чтобы выяснить, как этот факт (или полное отвлечение от него) влияет на содержание и истинность знания
Верны ли утверждения?
А) Австрийский философ и социолог А.Шюц включал понятие «жизнь» в определение «социальной реальности», под которой он понимал «сумму объектов и событий в социокультурном мире в том виде, как они воспринимаются в опыте обыденного мышления людей, живущих повседневной жизнью среди других людей, связанных с ними множеством отношений и взаимодействий».
В) По Ю.М.Лотману, искусство есть средство познания жизни, и осуществляется это путем воссоздания жизни художественными средствами
Верны ли утверждения?
А) В науках о духе и культуре время носит исторический характер, тесно связано с внутренним смыслом и памятью, которая служит ориентации в настоящем и будущем
В) В историческом времени ничто не ограничивается и не обособляется, прошлое и будущее одновременно проникнуты друг другом, настоящее всегда включает в себя прошлое и будущее
Верны ли утверждения?
А) В рамках классического понимания истина — одна, а заблуждений много
В) По мнению В. Леонтьева, плюралистический характер какого-либо подхода заключается не в одновременном применении существенно различных типов анализа, а в готовности переходить от одного типа интерпретации к другому
Верны ли утверждения?
А) Введение И.Кантом понятия длительности свидетельствует об определенной философской переориентации, связанной со становлением исторического самосознания науки, с исследованием методологии исторического познания, попытками описывать саму реальность как историческую
В) Э.Гуссерль поясняет, что «когда мы говорим об анализе сознания времени, о временном характере предметов восприятия, памяти, ожидания, может показаться, конечно, что мы уже допускаем как будто объективное течение времени и затем, по существу, изучаем только субъективные условия возможности интуитивного постижения времени»
Верны ли утверждения?
А) Вопрос о том, как мы осознаем время, перерастает у Э.Гуссерля в вопрос о временности сознания, и основной смысл заключается в том, что сознание «внутри себя» конституирует время, но не «отражает» его, не считывает его с объектов и в то же время само раскрывается как временное
В) Феноменологические представления существенно меняют традиционные, часто упрощенные, наивно-реалистические представления о времени, преодоление которых служит условием понимания специфики времени в сфере «духа», общества и культуры
Верны ли утверждения?
А) Из концепции времени И. Канта следуют две идеи, важные для выяснения как форм присутствия времени в познании, с одной стороны, так и способов познания самого времени — с другой
В) Кантовская идея априорности времени имеет фундаментальное значение для философии познания в целом, независимо даже от трактовки самого происхождения априорности, будем исходить из того, что априорность представлений о времени укоренена в культуре, в материальной и духовной деятельности человека
Верны ли утверждения?
А) Кант ставит проблему «субъективного» времени, понимая, что, в отличие от физического, это собственно человеческое время — длительность наших внутренних состояний
В) Фундаментальная идея И.Канта о соотношении субъекта и времени, как известно, подверглась широкой критике, но одновременно послужила толчком для развития нового понимания времени в таких направлениях, как философия жизни, феноменология и экзистенциализм, а также социально-гуманитарного знания
Верны ли утверждения?
А) Коммуникативный аспект познания наряду с культурно-историческим, социально-психологическим и лингвистическим аспектами в полной мере выражает социокультурную природу познания
В) Коммуникации складываются в целостную систему различных интерсубъективных, межличностных массовых формальных и неформальных, устных и письменных связей и отношений и тем самым предстают как феномен, чутко улавливающий и фиксирующий изменения ценностных ориентаций научных сообществ, смену парадигм, исследовательских программ, отражающих, в конечном счете, изменения в социально-исторических отношениях и культуре в целом
Верны ли утверждения?
А) Обоснование фундаментальности «нефизического», исторического, экзистенциального времени связано с именем М.Хайдеггера, с осуществленным им «онтологическим поворотом» в трактовке герменевтического понимания, что изложено в его главном труде «Бытие и время»
В) Коммуникации реализуются через такие формы общения, как сотрудничество, соавторство, ученичество и принадлежность к научной школе
Верны ли утверждения?
А) Западноевропейская философия истории опирается на идеи рационализма, гуманизма, поступательного прогрессивного развития человечества
В) Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и другие теоретики Франкфуртской школы исходят из трактовки общественного развития в свете мифа о репрессивности разума, попирающего жизненное, природное начало
Верны ли утверждения?
А) Эволюция современных западных представлений о смысле истории подготовила рост влияния религиозных вариантов его истолкования
В) К.Маркс отмечал, что всемирная история «существовала не всегда; история как всемирная история – результат»
Верны ли утверждения?
А) В.Дильтей специально обратился к методологии исторического познания, наук о духе, культуре, и проблема времени разрабатывалась им уже в контексте «критики исторического разума»
В) В естествознании время связано с пространством и движением, с понятием каузальности; оно делится на точно ограниченные отрезки, на происходящие в них процессы, что возможно, если время сводится к пространственным процессам
Верны ли утверждения?
А) Для Дж. Рекса конфликт занимает центральное место в жизни каждого общества, а порядок лишь носит черты своего рода перемирия, являющегося следствием победы одной из сторон. Конструируя чистую конфликтную модель", он отделяет процесс распределения возможностей от самих возможностей, придавая первому приоритетный характер
В) Дж. Рекс отрицает существование целостной культуры общества как основы неформального социального контроля, описывая социальные изменения как продукт серии властных конфликтов между отдельными группами, над которыми нет ни дифференцированных социальных институтов, ни духовно-ценностных систем, осуществляющих контроль
Верны ли утверждения?
А) К специфике социально-гуманитарных наук относится то, что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности
В) В социально-гуманитарных науках воплощаются общие закономерности, которые принимают специфическую форму
Верны ли утверждения?
А) Концепция Т. Парсонса создает систему абстрактных категорий – единый язык описания социальной реальности.
В) Т. Парсонс полагает, что существуют две системы реальности, которые по отношению к системе действия являются ее средой, а не составляющими
Верны ли утверждения?
А) Метод ситуационного анализа является хотя и индивидуалистическим методом, но не психологическим, поскольку он принципиально исключает психологические моменты и замещает их объективными ситуационными элементами
В) В социальных науках есть чисто объективный метод, который можно было бы обозначить как метод объективного понимания или ситуационной логики
Верны ли утверждения?
А) Научное познание отвергает вненаучные формы познавательной деятельности, укоренено в них и с ними взаимодействует
В) В социально-гуманитарных науках ограничения накладываются не только исследуемым объектом, но повседневностью, не допускающей произвольного конструирования предмета социальных наук и одновременно ставящей практическую и этическую границу научной деятельности в сфере познания общества — нельзя бесцеремонно и разрушающим образом вторгаться в исторически сложившиеся формы повседневности
Верны ли утверждения?
А) Периоду появления классической науки XVII в. предшествовало наличие рецептурного знания, не имеющего теоретической основы и направленного на конкретное решение некоторых практических задач
В) Наука остается неизменным явлением и имеет историческую природу, как и все прочие социальные явления
_________ – одна из форм познавательной деятельности – познание общества,
т.е. социальных процессов и явлений – в отличие от двух других: познания природы (естествознание) и самого познания, мышления (гносеология, логика)
Верны ли утверждения?
А) А.Р. Лауч выступает против стремления к чрезмерным обобщениям, которое явственно обнаруживает себя в области этики, а также претензий бихевиоризма на создание общей теории. Он формулирует дихотомию, которая является фундаментальной в его аргументах, излагая свою точку зрения, как будто мы стоим перед выбором – либо одно, либо другое
В) Адам Смит проделал большую работу и сумел сформулировать моральный подход, в рамках которого погоня за прибылью рассматривается как sine qua человеческой деятельности.
Верны ли утверждения?
А) А.Р. Лауч обращается к рассмотрению эпистемологического направления в объяснении социальных явлений
В) А.Р. Лауч считает, что единицами исследования человеческого поведения являются действия, и их можно наблюдать, определять или выделять только с помощью моральных категорий оценки и анализа
Верны ли утверждения?
А) М. Вебер определяет социальный класс как совокупность индивидов, выделяемую на основании как экономических, так и неэкономических критериев
В) М. Вебер предположил, что классы, выделенные и на неэкономической основе, могут занимать весьма важное место в обществе
Верны ли утверждения?
А) П. Уинч использовал интеракционистские установки, но не Чикагской школы символического интеракционизма с ее интересом к процессуальным аспектам взаимодействия, а направления, ориентированного на осмысление стабильных, символических структур взаимодействия (язык).
В) Центральным компонентом анализа П. Уинча является идея о том, что люди – это создания, которые следуют правилам (нормам).
Верны ли утверждения?
А) С понятием "жизненного мира" А. Шюц тесно связывает свое понимание целей и задач социальной науки, возможностей выявления гносеологических оснований социального знания
В) В 1958 г. английский философ Питер Уинч опубликовал небольшую по объему, но получившую чрезвычайно широкий резонанс в профессиональной среде монографию "Идея социальной науки и ее отношение к философии"
Верны ли утверждения?
А) По И.Канту, теоретический (научный) разум направлен на познание «мира сущего», практический (нравственное сознание) разум обращен к «миру должного» — нормам, правилам, ценностям
В) Учение о ценностях, или аксиология в применении к научному знанию, фундаментально разрабатывалось немецким философом Г. Риккертом, теория ценностей которого включает ряд моментов, значимых для понимания ценностей в науках о культуре и историческом знании
Верны ли утверждения?
А) Генетически первой исследовательской программой обществознания Нового времени была натуралистическая программа, которая формировала идеал и нормы научности по образцу естественных наук
В) Антинатуралистическая исследовательская программа не столь явным образом, как натуралистическая, опирается на частные науки, ибо общественные науки, на которые она могла бы опереться, сами в существенной мере формируются той или иной исследовательской программой
Верны ли утверждения?
А) Известный немецкий историк, социолог и экономист М. Вебер исследовал проблему ценностей также непосредственно на уровне научного знания, различая естественные и социально-гуманитарные науки и их способы решения проблемы «свободы науки от ценностей»
В) М.Вебер считал науки свободными от ценностей и не предполагал полное исключение ценностных высказываний из познания
Верны ли утверждения?
А) Интегральной формой донаучного знания была античная философия
В) Философы Античности сформулировали чрезвычайно ценные идеи о природе, обществе, человеке, познании, политике, искусстве
Верны ли утверждения?
А) Научная революция XVII в. привела к становлению классического естествознания.
В) Научная революция представляла систему организованных норм и идеалов исследования, в которых были указаны общие установки классической науки и осуществлена их конкретизация с учетом доминанты механики.
Верны ли утверждения?
А) Под наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деятельности, который в области познания природы сложился в XVII в.
В) Познание, в том числе – социальное познание, осуществлялось и осуществляется не только в научной форме (теории), но и в формах повседневного, практического, специализированного и философского знания
Верны ли утверждения?
А) Познание осуществляется субъектом
В) Без субъекта нет познания
Верны ли утверждения?
А) Сегодня под ценностями понимают не только «мир должного», нравственные и эстетические идеалы, но и любые феномены сознания и даже объекты из «мира сущего», имеющие ту или иную мировоззренчески-нормативную значимость для субъекта и общества в целом
В) Согласно М.Веберу, наука как специализированное и уходящее в бесконечность производство имеет два основных вектора: вовне – для практической, личной жизни и улучшения благосостояния людей и вовнутрь – для своих собственных потребностей
Верны ли утверждения?
А) Социальные науки возникли на Западе
В) Традиционным обществам, в отличие от современных (modem), западных, присуще религиозное, не научное обоснование социальных сдвигов, преобладание мировоззренческого знания над научным и над технологиями
Верны ли утверждения?
А) Наука, в том числе и социальная наука, является формой специализированной деятельности по производству знания, осуществляемой в социально-организованной форме и на основе исторически выработанных и развиваемых собственных методов
В) Общество отличается от природы наличием действующего субъекта — человека
Верны ли утверждения?
А) Социально-организационное окружение науки формирует науку как социальный институт и сферу профессиональной деятельности
В) Латентная социальная детерминация состоит в том, что в правилах и стилистике научной деятельности содержатся такие приемы идеализации, которые могли возникнуть только в определенных социальных условиях, и потому правила идеализации можно рассматривать как косвенный ответ на социальный заказ в определенном типе научного исследования
Верны ли утверждения?
А) Каждая система стремится к поддержанию границ и интеграции, обмениваясь информацией с другими системами
В) Основной функциональной проблемой отношений социальной системы к системе личности в теории Т. Парсонса выступает проблема социализации
Верны ли утверждения?
А) М.Вебер считает одним из распространенных заблуждений истолкование идеальных типов на манер средневекового реализма, т.е. отождествление этих мысленных конструкций с самой историко-культурной реальностью, их субстанциализацию
В) М.Вебер вводит понятие принципа свободы от оценки
Верны ли утверждения?
А) М.Вебер считал, что наука не вездесуща и не всемогуща, а имеет свои границы
В) М.Вебер подчеркивает, что методология – не цель, а средство, не носящее, однако, внешнего характера
Верны ли утверждения?
А) Согласно К.Попперу, научный метод заключается в выборе проблем и в критике наших всегда пробных и предварительных решений
В) Методологические эссенциалисты полагают, что в науке дело не может ограничиться только описанием фактов и событий
Верны ли утверждения?
А) Социальная система выступает как интегративная система общей системы действия, составляя "ядро" единичного акта, в то время как остальные подсистемы действия выступают как ее окружение, структурно дифференцированное относительно наиболее важных отношений «система действия – среда»
В) Система социетальной общности конституируется одновременно и нормативной системой, и системой ролевых статусов
Верны ли утверждения?
А) Структура действия у Т. Парсонса представлена взаимодействием четырех взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу "аналитически отличных" систем: биологической, культурной, личностной и социальной. Все они имеют одинаковое влияние на действие
В) Т. Парсонс называет также институционализацию нормативных компонентов культурных систем в качестве конститутивных структур социальных систем, как еще один пример взаимопроникновения.
Социальные исследования, в отличие от социологических, наряду с формами проявления и механизмами действия социальных законов и закономерностей, предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографических и др., т.е. наряду со специфическим предметом (экономикой, политикой, населением) изучают социальный аспект – взаимодействие людей, социальные исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук,
т.е. это ___________ исследования
________ – абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме, а также совокупность более или менее достоверных и логически взаимосвязанных суждений (выражаемых в форме законов, принципов или менее общих теорий), раскрывающих сущность исходных категорий, связей и отношений между ними
__________ и _________ отмечают, что латентная социальная детерминация — распространенный и всегда действующий фактор развития науки
__________ научного познания — получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта
__________ применил «структуральный подход» для решения проблемы сходства искусства и жизни. Он был озабочен созданием новой методологии гуманитарных наук, выработкой новых методов мышления в этой области, в частности на основе формализации и введения математических и структурно-семиотических методов
__________ – человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических правовых, нравственных и иных отношений
___________ объясняет, что в «художественном хронотопе» происходит «пересечение рядов и слияние примет» — «время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории»
___________ вводит понятия прямого и косвенного смыслов, полагая, что «нет символики до говорящего человека».
___________ выявляет в качестве вполне очевидных два вида понимания: первичное — это открытость, настроенность, дорефлексивное предпонимание, или горизонт, от которого нельзя освободиться, не разрушив познание вообще; вторичное — это понимание, близкое рефлексии, не способ бытия, но вид познания
___________ функция является ведущей, тесно связанной с предсказательной функцией, реализуется в многообразных формах, в частности, как причинное объяснение, объяснение через закон (номологическое объяснение); (структурно-системное, функциональное и генетическое (или историческое) объяснение
____________ рассматривает исторический подход, эволюционизм и функционализм как три различных, четко отграниченных друг от друга способа интерпретации культуры, каждый из которых одинаково важен и должен быть учтен при изучении процессов не только в культуре, но в обществе в целом.
_____________ предложил новый способ разрешения споров и новую теорию общества, исходящую из идеи коммуникативных действий или коммуникативного поведения
_____________ считал, что науки делятся на науки о природе (естествознание) и науки о культуре, об истории, чему соответствует различие методов: обобщающие, независимые от ценностей, направленные на выявление закономерностей. - методы первой группы наук, и индивидуализирующие, связанные с ценностями, - методы второй группы наук
В качестве _________ социального познания может быть рассмотрено общество в целом, отдельные сферы общественной жизни, конкретные ее проявления, индивиды, социальные изменения и пр.
В своих философских системах _________, _______, _____, _______ начали ориентироваться на идеалы научности, примеры которой задавало классическое естествознание
В социально-гуманитарном знании преобладают схемы ________ и ______ научности
Взяв термин «хронотоп» из естественно-научных текстов А.А. Ухтомского, ________ не ограничился натуралистическим представлением о хронотопе как физическом единстве, целостности времени и пространства, но наполнил его гуманистическими, культурно-историческими и ценностными смыслами
Выделяют ____________ интерпретации (Ф. Шлейермахер, А. Бек, Дж.Г. Дройзен), обсуждение сути и соотношения которых стало предметом как филологов, так и историков.
Исследователи-методологи выявили ряд функций научной теории, к ним относят:
Классик натуралистического подхода в социологии __________ прямо определяет сущность натуралистического метода как превращения исследуемого объекта в вещь: «Положение, согласно которому социальные факты должны рассматриваться как вещи, — положение, лежащее в самой основе нашего метода, — вызвало больше всего возражений»
Логико-методологические принципы, структура и типы объяснения, в том числе в истории и социальных науках, разработаны _________, __________, а также отечественным методологом ________ и др.
Немецкие философы ________ и _____ сформулировали коммуникативную исследовательскую программу, истоки которой лежат в переработке кантовской теории познания Ч. Пирсом
Один из известных американских социологов и социальных философов Дж. Александер выделил _________ этапа(ов) в развитии послевоенной социальной теории, смену которых он тесно связал с изменением социального контекста, в котором Россия занимает видное место
Под ___________ наук понимают требование их применения в интересах человечества и человечности
Проблема конвенций, как показал ___________, возникает и в случае постановки общей проблемы выбора теории, что также предполагает определенные коммуникации ученых
Различают следующие формы социальных влияний на развитие науки:
Социальная _____________ - логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними
У __________ время становится внутренней характеристикой жизни субъекта, ее первым категориальным определением, основополагающим для всех иных определений
Французский мыслитель __________, разработавший концепцию времени как длительности, «дления» (duree), пересматривал все основные понятия философии с точки зрения этой концепции, в том числе главные категории теории познания — субъект и объект
Французский представитель герменевтики ________ стремится выйти из «заколдованного круга» субъектно-объектной проблематики, обращаясь к вопросу о бытии, находя глубинные связи исторического бытия с совокупным бытием, которое изначальнее теоретико-познавательного субъектно-объектного отношения
________ противопоставил естественным наукам исторические, или иначе: наукам о природе — науки о культуре. Им соответствует различие в методах
__________ вводит в иррациональные компоненты познания (воля) рациональные способы интерпретации, реализуя особый тип «научной объективности».
_____________ «прививает» герменевтику к феноменологии, соотносит с персонализмом, структурализмом, психоанализом, религией
__________ отстаивает мнение, согласно которому различия между цивилизациями -культурами огромны и еще долго будут оставаться таковыми
___________ и _____________ впервые исследовали принципы управления межкультурным взаимодействием и пытались применить их на практике. Они же поставили вопрос о будущем традиционных культур
___________ – направление в психологии, которое отказывается от метода самонаблюдения и оценки такового и принимает во внимание только те факты поведения, которые можно точно установить и описать
Согласно _____________, идентичность (самосознание, самоотождествление) будет иметь в ближайшем будущем все более определяющее значение именно на уровне выделенных культур-цивилизаций, или метакультур
____________ – искусство объяснения; учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе
_________ – объяснение, развертывание
_______ отдает предпочтение социокультурной подсистеме, но в силу того, что он не раскрывает механизмов, которые связывают различные подсистемы, это предпочтение не может быть признано теоретически обоснованным
________ интерпретация – истолкование, которое осуществляется по отношению к каждому элементу языка, самому слову, его грамматическим и синтаксическим формам в условиях времени и обстоятельствах применения
________ стремится доказать односторонность теории Т. Парсонса и построить собственную модель, концептуализирующую иную, противоположную сторону общественной жизни, в которой действие – инструментально, порядок – насильствен, взаимоотношения – конфликтны
________ у М.Вебера – процесс постепенного расколдовывания мира с помощью технических средств и расчета
________ – учение, согласно которому некоторые объекты мысли являются не реальностями, а функциями других данностей; например, характеристика мышления как функции действия
________ – философское мировоззрение, приверженцы которого все рассматривают с точки зрения развития
________ – анализ структуры исторических событий через методы математики, статистики и компьютерной графики
________ – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д., которое достигается путем сосредоточенности на объекте
________ – истолкование, которое предполагает включение текста в реальные отношения и обстоятельства
________ – источниковедческая дисциплина, цель которой – раскрыть суть какого–либо исторически значимого социального явления или учреждения через рассказ о лицах, судьбы и деяния которых тесно связаны с соответствующими учреждениями и явлениями
________ – коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального времени, конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни
________ – лингвистические формы, идеализированные модели употребления слов, связанные с обучением языку в различных видах деятельности
________ – логика, которая с точки зрения формационного подхода выражается в смене общественно–экономических формаций, в общей направленности всемирно–исторического процесса и отражает единство, целостность исторического процесса
________ – направление в методологии истории ХХ в., которое исходит из того, что историческая наука всегда анализирует прошлое с позиций современности
________ – наука, ориентированная на постижение смысла истории, сущности явления в изменчивости его временных форм, а также основ методологии работы с историческими источниками
________ – осуществляемый в процессе действия переход деятельностной способности субъекта в свойства отличного от него объекта действия
________ – понятийное образование, искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена
________ – принцип подхода к действительности как развивающейся во времени; предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития
________ – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества
________ – реально свершившееся событие
________ – строгое соблюдение архаических норм, возврат к старым порядкам, прежде всего в виде религиозных движений
________ – существование в его простой фактичности
________ – у К.Поппера – подход к социальным наукам, согласно которому принципиальной целью этих наук является историческое предсказание, а возможно оно благодаря открытию ритмов, моделей, законов или тенденций, лежащих в основе развития истории
________ – у Х.–Г.Гадамера – фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления, обозначающая определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает
________ – универсальный способ освоения мира (опыт), процесс поиска смысла (сути дела), неотделимый от самопонимания интерпретатора
________ – ученики и последователи Аристотеля, философская школа Аристотеля
________ – философская категория, обозначающая форму и последовательные смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия)
________ – философское понятие, употребляемое в настоящее время как противоположное природе; сложилось в период романтики и идеализма, особенно у Г.В.Ф. Гегеля
________ – форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов социальных сил данного общества
_________ - раздел лингвистики, исследующий минимальные единицы звукового строя языка
_________ – общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании, которые связаны с критикой и преодолением структурализма; цель - осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур
_________ – специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия
_________ в герменевтике - способ существования познающего, действующего и оценивающего человека
_________ в социальном познании – средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности
_________ познания – все то, на что направлена предметно–практическая и познавательная деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности
_________ попытался скомбинировать марксизм с веберовской формой теории действия, приняв в конце концов позицию последнего
_________ рассматривает порядок и конфликт как два равнозначных социальных процесса.
_________ уровень социальной реальности – уровень объективно–субъективного континуума, который составляют действующие личности, социальные действия и взаимодействия, структуры управления, законы, социальные и экономические институты, различные государственные органы
_________ – взаимная соотнесенность всех элементов системы друг с другом, так что вообще изменение одного элемента влечет за собой изменение остальных
_________ – направление, считавшее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции
_________ – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся
_________ – роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности; по Ж.П.Сартру, посредник между присутствующей вещью, которая является носителем значения, и отсутствующим объектом, на который указывает значение
_________ – смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением
_________ – термин, введенный психиатром К.Юнгом для обозначения одной из форм бессознательного в психике человека, общей для человечества в целом и являющейся продуктом наследуемых структур мозга; содержит общечеловеческие прообразы и идеи
_________ – термин, обозначающий действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого–либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам
_________ – учение о (графических) признаках и о рядах знаковых форм
_________ – учение о значении, об отношениях между знаками, т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают
_________ – учение о том, что каждое действие может расцениваться только с точки зрения самого действующего; это понятие феноменологическая школа стала рассматривать в качестве существенного признака всего психического
_________ – характеристика (отзыв), даваемый инстанцией, пользующейся доверием; в референции указываются качества и характеристики лица или организации, на которые запрашивается референция
_________ – действительность, сотворенная человеком на основе преобразования природы и включения ее предметов и свойств в социальное содержательное функционирование
_________ – нормальное, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира класс вещей, действий
_________ – относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы
_________ – понятие метафизики, согласно которому вещи возникают из мировой основы, состоящей из пространственно–временных точек и благодаря выносящему на поверхность развитию поднимающейся все выше; причем они во все возрастающем количестве наделяются категориями и качествами
_________ – рассудочный, понятийный, логический, опосредственный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного)
_________ – систематизированное идеологическое или философское учение; часто употребляется при обозначении взглядов с оттенком схоластичности и догматизма
_________ – социологическая дисциплина, исследующая процессы становления и функционирования нормативных моделей и структур в ходе социального взаимодействия
_________ – столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно; психологически это связано с тем, что ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и требуется новая оценка ситуации
_________ – теоретико–методологическое направление в социологии, сосредоточивающееся на анализе символических аспектов социальных взаимодействий; при этом внимание уделяется анализу языка – главного символического «медиума» взаимодействия
_________ – то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями
_________ – универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания
_________ – учение, согласно которому некоторые объекты мысли являются не реальностями, а функциями других данностей
_________ – язык, на котором описывается какой–либо язык, называемый в этом случае языком – объектом, или предметным языком
_________ познания – активный деятель, который совершает процесс познания и получения истины
_________ – воззрение, согласно которому психология является основой философии – и всей философии в целом, и ее отдельных дисциплин, особенно логики
__________ идеальный тип – мысленная конструкция, с помощью которой исследователь ищет общие правила событий, в отличие от исторических являющиеся более чистыми и более общими
__________ уровень социальной реальности – уровень объективно–субъективного континуума, который составляют явления, не имеющие вещного существования: умственные процессы, социальные установки, нормы, ценности и ценностные ориентации и пр.
__________ анализ – наиболее абстрактный уровень рассмотрения общества, а также всеобщих, инвариантных свойств общественной организации, выражающих ее родовую, исторически константную сущность
__________ в понимании Т. Парсонса представляет собой аспект системы социетальной общности, функционирующий не только для социального упорядочения технологических процедур, но также для включения их в социальную систему и обеспечения контроля над ними в интересах социальных элементов (индивидуальных или коллективных).
__________ возражал против объяснения обмена личной заинтересованностью индивидов
__________ и ___________ считают, что аналитическая философия – особенно лингвистические исследования Н.Л. Витгенштейна и Дж. Остина – может объяснить человеческое поведение и социальные явления
__________ социальное знание наиболее объективированный и приближенный к естественным наукам тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных социальных сфер и общества в целом
__________ у М.Вебера – методологический принцип, который гласит, что объективность социального исследования возможна в том случае, когда из него по возможности удалены субъективные интересы и пристрастия
__________ ученого – становление его как субъекта научной деятельности, освоение им не только специальной информации, но самого способа видения, парадигмы, традиций, а также системы предпосылочного знания
__________ – тип рационального повествования, описания отдельных сторон общественной жизни, которые, подобно мозаике, могут складываться в относительно целостный образ
__________ – специфический метод социальных наук, который подвергает анализу ситуацию действующего человека с тем, чтобы объяснить действие из ситуации, не прибегая к помощи психологии
__________ – учение о методах и средствах познания, логической организации
___________ видел в разрыве с классической школой в историографии окончательный залог независимости исторического знания, избавившегося от тирании физики и биологии
___________ интеракционизм рассматривает протекание социальной жизни как множество уникальных личностных контактов, в основе которых лежит выбор средств через соотнесение предшествующего опыта, каждый раз индивидуально
___________ исходит из концепции кибернетической иерархии и информационного обмена взаимодействующих систем и подсистем.
___________ метод – обобщение, метод, где путем образования понятий из единичного выводится общее, совокупность общих свойств
___________ познание – познание общества, т.е. социальных процессов и явлений – в отличие от двух других: познания природы (естествознание) и самого познания, мышления (гносеология, логика)
___________ создал одну из наиболее всеобъемлющих и разработанных теорий социального действия, что придает иным подходам вид фрагментов, ускользнувших от его внимания
___________ – наука об открытых самоорганизующихся системах
___________ – предмет, изготовленный, сделанный человеком, отсутствующий в нерукотворной природе
____________ принято считать основоположником "институциональной" социологии науки, так как наука для него, прежде всего, социальный институт (центральным исследованием в этой области следует признать работу "Социология науки: теоретические и эмпирические основания (1973)
____________ уничтожает "основательность" знака, отказывая ему в какой бы то ни было связи с внешним миром, отбрасывая все "выражаемое" как несущественное и несуществующее
____________ утверждал, что осуществление процедуры феноменологической редукции оставляет нас наедине с тем, что он именует "a stream of experience" (поток опыта), который является основным путем проявления "феномена" – объекта нашего сознания – через чувственное восприятие.
____________ – инициирующая сторона деятельности, носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы
________– выяснение значимости для характера и содержания исторической истины всего культурного горизонта эпохи, современной субъекту исторического знания
Английский историк ___________ предложил оригинальную метафору для альтюссерианской социологической теории: мир в структуралистском марксизме представляет собой "театр марионеток", где люди являются винтиками бездушной трехуровневой машины, обусловленной структурой способа производства, приводимой в движение "механизмом присвоения" и поддерживающейся "в рабочем порядке" государственным "идеологическим аппаратом"
Аспект языка _________ – совокупность символов, объединенных каким–либо критерием (сходство звучания, значения и т.д.) так, что каждый из них может занимать место другого в синтагматической цепи
В аргументации, выдвигаемой индивидом для обоснования рациональности своего действия, Ю. Хабермас выделяет три уровня:
В зависимости от уровня знания исследования делят на
В методологической литературе теории и методы, категории и понятия, не являющиеся философскими, называют
В социальной науке применяются общенаучные методы:
Введенное ____________ понятие "дисфункции" отрицает возможность такой универсальной функциональности
Дж. Хоманс выделил ____________ типа(ов) объяснений институтов; первые два из них (которые он отвергал) связаны со структурным функционализмом.
Для системы действия можно, в свою очередь, выделить следующие подсистемы:
Исключение объективного времени и рассмотрение внутреннего сознания времени на двух уровнях схватывания длительности и последовательности – уровне осознания времени и уровне темпоральности самого сознания – это ___________ метод анализа времени
Исходной категорией социально-философской концепции ________ является "жизненный мир".
К центральным для структурализма относится утверждение, что социальные и культурные явления не имеют субстанциальной природы, а определяются внутренней структурой и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих ___________ системах
К частнонаучным методам относятся методы:
Конъюнктурная история (по ________) – уровень исторического исследовании, выделяющий ритмы экономических, демографических, политических событий «средней срочности»
М.Вебер полагает, что __________ – это наука номотетическая, т.е. она должна строить свою систему понятий по тому же основанию, что и естественные науки, стремиться установить общие законы социальной жизни, но с учетом ее своеобразия
Микроистория (по _________) – поверхностный уровень исторического исследования, где фиксируются факты, события, происходящие в короткие промежутки времени
Общесоциологическая концепция М.Вебера названа им ___________ социологией
Основателем феноменологии был
По Г.Риккерту, различаются три сферы: действительность, ценности и смыслы, соответственно, и три различных метода их постижения:
Постструктурализм – это преимущественно французское направление мысли: его главные представители :
Представители Баденской школы неокантианства_________ и __________ проводили различие между науками о природе и науками о культуре, исходя не только из их предмета либо метода, но и из понятия ценностей
Представитель неокантианской школы в историографии _________ критиковал позитивистские взгляды за то, что они игнорируют важнейшие факторы истории – идеи и представления людей, случайность, свободу воли, а также ликвидируют историческую роль отдельной личности.
Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта:
Р. Мертон различает
Развитие общества ____________ рассматривает как эволюционный процесс, включающий в себя структурную дифференциацию и взаимодействие систем и подсистем действия
Расположите стадии развития коммуникации Ю.Хабермаса в хронологической последовательности:
С помощью понятия "образцовых переменных" _________ сводит воедино два важнейших противоположных момента: с одной стороны, теорию действия, связанную с индивидуальным выбором; с другой – системную теорию
Система социетальной общности должна структурировать свои отношения к трем системам действия – культурной, личностной и биологического организма, создавая тем самым три функциональных подсистемы социальной системы:
Системный _________ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера
Системный __________ - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, на выявление многообразных типов связей в объекте и сведение их в единую теоретическую картину
Следуя Ф. Ницше, _________ называет форму отражения сущности и развития современной власти "генеалогией"
Согласно ___________, предмет социального познания – культурно значимая индивидуальная действительность
Социальная _________ – логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними
Социальное знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями:
Социологический _________ – позиция, сторонники которой полагают, что есть истины или наука для той или иной группы, класса – например, пролетарская наука и буржуазная наука
Структура действия у Т.Парсонса представлена взаимодействием четырех взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу "аналитически отличных" систем, к которым относится __________ система
Структура действия у Т.Парсонса представлена взаимодействием четырех взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу "аналитически отличных" систем, к которым относится ___________ система
Структура действия у Т.Парсонса представлена взаимодействием______ взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу "аналитически отличных" систем, к которым относится культурная система
Структуралистский марксизм попытался осуществить максимально широкое осмысление социальной реальности, стремясь охватить большинство сторон ___________ жизни
Т. Парсонс выделяет три аспекта культурной жизни –______, _____, ____, реально предпочитая обсуждать лишь третий
Теоретико–методологическое направление в социологии, сформировавшееся на основе идей философии жизни и неокантианства и противостоящее позитивизму и натурализму в социологии, называется
Теория обмена (по _________) – теория, которая имеет дело с социальным поведением как обменом деятельностью, осязаемой или неосязаемой и более или менее вознаграждаемой или ценной, между по меньшей мере двумя лицами
У истоков теории конфликта стоял американский исследователь ________, наиболее известная работа которого – "Функции социального конфликта" – была опубликована в 1956 г. в связи с попыткой доказательства возможности структурно-функционального объяснения конфликта.
Феноменология (по ________) – исследование значения и смысла, наука о сущностях, вернее, учение не о самих сущностях, а о сознании, созерцающем сущности как чистые «эссенции», но не реальные «экзистенции»
Хронотоп (по ________) – понятие, означающее конкретное единство пространственно–временных характеристик для конкретной ситуации, наполненное культурно–историческими и ценностными смыслами
Центральная синтезирующая идея - это идея социальной эволюции
Центром развития символического интеракционизма в 20-е гг. XX в. стала кафедра социологии Чикагского университета, а ее основателями считаются
Школа «_________» – социологическая историософская школа, сложившаяся во Франции в 30–е гг. ХХ в. вокруг журнала, основанного М.Блоком и Л.Февром
_________ - Отличительная черта философского мышления
Для __________ способ производства есть логика взаимоотношений элементов экономической практики, под которыми понимаются средства производства: исходные материалы, орудия труда, рабочая сила, конечный продукт и "социальные позиции"