Верны ли утверждения?
А) В социально–гуманитарном знании преобладают схемы неклассической и постнеклассической научности
В) В социально–гуманитарном знании преобладают схемы неклассической и постклассической научности
Верны ли утверждения?
А) Во времена античности непреложным было убеждение в различии эпистемы и доксы, т.е. науки и практики
В) Сегодня многие достижения науки получены при постановке практических целей, и функционирование науки в обществе влияет на ее познавательные средства
Верны ли утверждения?
А) Интегральной формой донаучного знания была античная философия
В) Интегральной формой донаучного знания была древнекитайская философия
Верны ли утверждения?
А) Социальные науки возникли на Западе
В) Они отвечали уровню западной рациональности и служили целям западной модернизации как в концептуально–мировоззренческом смысле, так и в социально–технологическом
Верны ли утверждения?
А) Традиционным обществам, в отличие от современных западных, присуще религиозное, не научное обоснование социальных сдвигов, преобладание мировоззренческого знания над научным и над технологиями
В) Союз западной науки с наукой в России возможен в той мере, в какой страна преуспела в модернизационной стратегии
Верны ли утверждения?
А) В качестве объекта социального познания могут быть рассмотрены общество в целом, индивиды, социальные изменения
В) В качестве объекта социального познания могут быть рассмотрены отдельные сферы общественной жизни, конкретные ее проявления
Верны ли утверждения?
А) Евразийская концепция возникла в послеоктябрьском эмигрантском зарубежье как реакция на появление Советской России
В) Эта новая реальность, по мнению евразийцев, была продуктом ошибочной ориентации верхнего класса России исключительно на Европу, что вызывало в ответ низовые антимодернистские, антизападные движения
Верны ли утверждения?
А) К числу общенаучных закономерностей относится исходная ориентация социального познания на критерии научности естествознания, реализуемые натуралистической исследовательской программой
В) К специфике социально–гуманитарных наук относится то, что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности
Верны ли утверждения?
А) Чтобы уйти от вульгарно–социологических представлений в трактовке социальной обусловленности знания, социальные детерминанты следует искать в объекте конкретной дисциплины
В) Чтобы уйти от вульгарно–социологических представлений в трактовке социальной обусловленности знания, социальные детерминанты следует искать в объекте и предмете конкретной дисциплины
Верны ли утверждения?
А) Генетически первой исследовательской программой обществознания Нового времени была натуралистическая программа, которая формировала идеал и нормы научности по образцу естественных наук
В) Исторически первым таким образцом была механика, определившая механицизм всего домарксовского материализма и придавшая натуралистической программе исторически конкретный вид
Верны ли утверждения?
А) Появление антинатуралистической культурцентристской программы поколебало принцип классической научности и способствовало ее переходу в неклассическую стадию
В) Превращение культурцентристской исследовательской программы из программы для части наук об обществе в программу, пригодную для всех наук об обществе, стало симптомом появления постнеклассической науки
Верны ли утверждения?
А) Социальное знание, характеризуется двумя функциями: функцией объяснения социальной действительности и функцией ее преобразования
В) Социальное знание, характеризуется двумя функциями: функцией понимания социальной действительности и функцией ее преобразования
Верны ли утверждения?
А) Такой традиционно–гуманитарный способ видения предмета исследования как понимание проник в естествознание, характеризуя его гуманитаризацию
В) Функция понимания в этом случае состоит в том, чтобы сохранить бытийный смысл вводимых теоретических конструктов при всех аналитических разъятиях действительности
________ – действие, ориентированное на рациональное понимание социальных и политических противоречий и их рациональное обсуждение в публичной дискуссии ради нахождения компромисса и выбора наиболее демократического решения
________ – идеальный тип, который помогает провести каузальный анализ индивидуальных, важных в культурном отношении действий, личностей и т.п., пытается найти генетические связи
________ – понятийное образование, искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена
________ – способ достижения какой–либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности
________ – у К.Поппера – подход к социальным наукам, согласно которому принципиальной целью этих наук является историческое предсказание, а возможно оно благодаря открытию ритмов, моделей, законов или тенденций, лежащих в основе развития истории
________ – у М.Вебера – процесс постепенного расколдовывания мира с помощью технических средств и расчета
________ – цикл наук о человеке, истории, культуре; их существование конституировано не столько объектом, сколько выбором культурцентристской программы, предполагающей выделение субъектной природы объекта исследования, диалектики объективного и субъективного
_________ – абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме, а также совокупность более или менее достоверных и логически взаимосвязанных суждений, раскрывающих сущность исходных категорий, связей и отношений между ними
_________ – активный деятель, который совершает процесс познания и получения истины
_________ – абсолютизация специфики социального познания и его методов, сопровождаемая дискредитацией точных наук
_________ – в герменевтике способ существования познающего, действующего и оценивающего человека
_________ – все то, на что направлена предметно–практическая и познавательная деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности
_________ – действительность, сотворенная человеком на основе преобразования природы и включения ее предметов и свойств в социальное содержательное функционирование
_________ – логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними
_________ – относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы
_________ – позиция, согласно которой в науке дело не может ограничиваться только описанием фактов и событий, а научное исследование должно постичь сущность вещей, чтобы объяснить их
_________ – позиция, сторонники которой полагают, что есть истины или наука для той или иной группы, класса – например, пролетарская наука и буржуазная наука
_________ – позиция, сторонники которой полагают, что нет объективной истины, но есть лишь истины для той или иной эпохи
_________ – позиция, сторонники которой сводят задачу науки к простому описанию поведения предметов, а слова считают лишь полезными инструментами этого описания
_________ – последовательность приемов и способов действий
_________ – процесс постоянного выдвижения новых гипотез и теорий, которые должны проходить строгую селекцию в ходе дедуктивных объяснений, рациональной критики и попыток опровержения
_________ – реализация метода в целом и его процедуры
_________ – реализация научного метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства
_________ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера
_________ – социологическая историософская школа, сложившаяся во Франции в 30–е гг. ХХ в. вокруг журнала, основанного М.Блоком и Л.Февром
_________ – средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности
_________ – стремление распространить методы естественных наук на изучение социальных явлений
_________ – теория Поппера, согласно которой все теоретические, или обобщающие науки используют один и тот же метод, независимо от того, являются ли они естественными или социальными
_________ – универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания
_________ – уровень объективно–субъективного континуума, который составляют действующие личности, социальные действия и взаимодействия, структуры управления, законы, социальные и экономические институты, различные государственные органы
_________ – учение о методах социального познания и практики; дисциплина, изучающая все способы деятельности субъекта социального познания и практики
_________ – часть объективной реальности, исследуемая не целиком, а лишь с той стороны, которая определяется спецификой данной науки
_________ – человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических правовых, нравственных и иных отношений
_________ – этап развития знания, который зарождается с 70–х годов ХХ века и характеризуется повышением субъективности, гуманистичности, самокритичности, пересмотром таких его классических характеристик, как объективность и истинность
__________ наиболее объективированный и приближенный к естественным наукам тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных социальных сфер и общества в целом
__________ направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, на выявление многообразных типов связей в объекте и сведение их в единую теоретическую картину
__________ – мысленная конструкция, с помощью которой исследователь ищет общие правила событий, в отличие от исторических являющиеся более чистыми и более общими
__________ – уровень объективно–субъективного континуума, который составляют явления, не имеющие вещного существования: умственные процессы, социальные установки, нормы, ценности и ценностные ориентации и пр.
__________ – наиболее абстрактный уровень рассмотрения общества, а также всеобщих, инвариантных свойств общественной организации, выражающих ее родовую, исторически константную сущность
__________ – некритическое, механическое заимствование естественнонаучных методов в социальном познании
__________ – специфический метод социальных наук, который подвергает анализу ситуацию действующего человека, с тем, чтобы объяснить действие из ситуации, не прибегая к помощи психологии
__________ – у М.Вебера – методологический принцип, который гласит, что объективность социального исследования возможна в том случае, когда из него по возможности удалены субъективные интересы и пристрастия
__________ – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности познания
___________ – наука об открытых самоорганизующихся системах потокового типа
___________ – обобщение, метод, где путем образования понятий из единичного выводится общее, совокупность общих свойств
___________ – познание общества, т.е. социальных процессов и явлений – в отличие от двух других: познания природы (естествознание) и самого познания, мышления (гносеология, логика)
___________ – предмет, изготовленный, сделанный человеком при помощи его разума, отсутствующий в нерукотворной природе
____________ – инициирующая сторона деятельности, носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы
Антинатуралистическая стратегия устанавливает концептуальные границы объяснения и вводит принцип __________ в качестве ведущего методологического средства
В ___________ концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта в самом объекте познания, так и феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге должны быть максимально устранены в результате познания
В культурцентристской исследовательской программе этот позже, чем природа, открытый объект – культура – становится _________ первым
В методологии социальных наук принцип причинности, по мнению Вебера, должен учитывать ______________ ориентацию
Вебер полагает, что __________ – это наука номотетическая, т. е. она должна строить свою систему понятий по тому же основанию, что и естественные науки, стремиться установить общие законы социальной жизни, но с учетом ее своеобразия
К исследовательским задачам, определяемым своеобразием предмета социального познания, по Веберу, относится установление
К. Поппер убежден: то, что обозначается как научная объективность, присуще только
Общесоциологическая концепция Вебера названа им
Ограниченность натуралистической исследовательской программы в определенной мере была уже осознана
Открытие ___________ как особой реальности не разрывает связей человека с природой; это одна из причин, в силу которой антинатуралистическая исследовательская программа не упраздняет натуралистическую программу
По Веберу, _____________ – это чисто рациональная, теоретическая схема, которая не извлекается из эмпирической реальности прямо и непосредственно, а мысленно конструируется
По мнению Поппера, развитие науки идет путем постоянного выдвижения новых гипотез и теорий, которые должны проходить строгую селекцию, а это есть ___________ метод
По Риккерту различаются три сферы: действительность, ценности и смыслы, соответственно, и три различных метода их постижения: объяснение, понимание и
Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональный и ___________
Согласно ___________, наука, как специализированное и уходящее в бесконечность производство, имеет два основных вектора: вовне – для практической, личной жизни и улучшения благосостояния людей и вовнутрь – для своих собственных потребностей
Согласно ___________, предмет социального познания – культурно значимая индивидуальная действительность
Согласно Попперу, в социальном познании – как и в естественнонаучном – применяется дедуктивная ___________ логика
Согласно Попперу, исторические науки занимаются главным образом поиском и проверкой
Согласно Попперу, метод социальных наук, как и наук естественных, заключается в испытании предлагаемых для данных проблем решений, которые подвергаются