Верны ли утверждения?
А) Аксаков не принял «норманскуютеорию» добровольного призвания власти варяжской династииРюриковичей
В) Вместе с тем Аксаков отрицал чуждость государства русскому духу
Верны ли утверждения?
А) Герцен и Огарев выступили как глубокие критики капитализма, они отвергали его социально-экономические основы, покоящиеся на частной собственности на средства производства, но и на весь образ жизни
В) Критика капитализма подвела их к идее капиталистического развития
Верны ли утверждения?
А) Герцен и Огарев не принимали западные социалистические утопии без критики
В) Среди отмечаемых ими «нелепостей» этих учений чаще всего фигурировали требование регламентации индивидуальной жизни,дух уравнительности и нивелирования - то, что потом найдетзаконченное выражение в «казарменном коммунизме»
Верны ли утверждения?
А) Герцен поддерживал философскую теорию общественного прогресса, приносящую многообразие истории в жертву ее всеобщей Логике
В) Герцен обосновывал опыт научной интерпретации истории как высшего проявления саморазвития природы вчеловеческом обществе
Верны ли утверждения?
А) Грановский не отрицает наличие в истории эпох полного упадка илизастоя
В) Грановский утверждает: то, что неискушенному сознанию представляется периодом застоя, как правило, оказывается переходной эпохой, когда в мучительных поисках вырабатываются новые формы, начала и принципы жизни
Верны ли утверждения?
А) Грановский первый в русской исторической науке вводитчеткое разграничение понятий всемирной истории, всеобщейистории и философии истории
В) Грановский считает, что в отличие от всемирной истории, ориентированной на изучение истории отдельных страни народов мира, философия истории имеет своим предметом невесь род человеческий, а только общее, существенное в истории народов
Верны ли утверждения?
А) Движущей пружиной исторического процесса согласно Кавелину является государство с его заботами и интересами
В) По Кавелину, историю творят государственные деятели, труд и работа которых в их результатах слагаются в условия исторической жизни, определяющие ее ход и вариантность развития
Верны ли утверждения?
А) Жесткая диалектическая схема мирового исторического процесса, предложенная Чичериным, не умаляет роли личности в нем
В) Человеческая личность не ограничивается тем, что она становится органом всемирно исторического процесса, - пишет он, - как носительабсолютного начала человек сам по себе имеет абсолютное значение
Верны ли утверждения?
А) Западники выступали за преодоление вековой отсталости России, отстаивая необходимость ее исторического движения в направлении развития западной цивилизации
В) В основании спора западников и славянофилов лежал вопрос: что нового должна и можетвнести Россия во всемирную историю; каково место ее в современном цивилизационном процессе и как связано ее культурно-историческое прошлое с ее настоящим и будущим
Верны ли утверждения?
А) Идеал собственности Чернышевский связывал с государственнойсобственностью и общинным владением землей, которые, поего мнению, гораздо лучше частной собственности упрочивают национальное богатство
В) Чернышевский полагал, что необходимо соединение работника и хозяина в одном лице, при этом будет повышаться производительность труда
Верны ли утверждения?
А) Известность и широкое распространение получили философские идеи Бакунина
В) Узловым пунктом теории анархизма Бакунина является учение о государстве как общественном зле,которое может быть преодолено только полным его разрушением
Верны ли утверждения?
А) Критическипереосмысляя Гегеля, Герцен принципиально расходился с нимименно в области философии истории
В) Гегелевской философии истории, рассматривавшей ее как самопознание мирового Духа, Герцен противопоставил понимание истории какдвижение человечества, каждой личности в частности, черезсамопознание к сознательному и свободному деянию с последующей саморегуляцией истории
Верны ли утверждения?
А) На конкретном историческом материале С. Соловьевстремился доказать и показать, что успех исторического развития страны обусловлен волей народа
В) С. Соловьев поддерживал славянофильствующих критиков, обвинявших Петра в разрушении исторической традиции
Верны ли утверждения?
А) По Киреевскому, время России должно начаться с расцвета православной культуры
В) Согласно Киреевскому православное просвещение, чтобы состояться, должно осознать различие между рационализмом, который победил вЕвропе, и истинным христианством, верной хранительницейкоторого оставалась Россия
Верны ли утверждения?
А) Философия истории Герцена сформировалась в полемике со славянофилами
В) Одним из ее центральных теоретических пунктов стала критика экуменизма в любых его проявлениях
Верны ли утверждения?
А) Хомяков непроводил различия между обществом, субъектом которого является народ, и государством с его властными структурами
В) По Хомякову, сам авторитет верховной власти покоится на том, что народ признает ее властью
_______ (по Вл. Соловьёву) - то, что объединяет человечество, общество, всех людей, причём не только живущих в настоящее время, но и все поколения, прошлые и нынешние
_______ - 1. синоним культуры; 2. уровень или ступень общественного развития материальной или духовной культуры; 3. ступень общественного развития, следующая за варварством
_______ - активное участие государства в экономической жизни общества
_______ - в идеалистической философии – вечная, бесконечная духовная первооснова вселенной: абсолютный дух, бог, абсолютное Я
_______ - в марксистской философии наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций
_______ - в марксистской философии общество, находящееся на определённой ступени исторического развития и характеризующееся присущим ему способом производства
_______ - в русской религиозной философии творческая мудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своём сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества
_______ - в христианской догматике учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царствии Божием на Земле
_______ - вера в тысячелетнее царство Бога на земле, т.е. осуществление мистически понятного идеала справедливости ещё до конца мира
_______ - единство многообразия, в котором единое и многое отдельно не существуют; это любое надиндивидуальное образование (человечество, культура, класс, семья и т.д.)
_______ - значимость объектов для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлечённостью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений
_______ - идеология и движение разночинной интеллигенции в России второй половины XIX в.; центральным звеном учения была теория некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через трансформацию коллективистских институтов
_______ - изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; нереальный, неосуществимый на практике план социальных преобразований
_______ - истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога
_______ - исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых для производства и личного потребления, представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений
_______ - категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собою и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй
_______ - материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности, идеи, признанные способы поведения, объективные и принятые в общностях, передаваемые из поколения в поколение
_______ - междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах разной природы
_______ - методологический приём сведения исследуемых явлений к исходным началам, такое упрощение структуры объекта позволяет понять его происхождение и единство с другими объектами
_______ - миф о сотворении, дорациональное, мифически-религиозное учение о возникновении мира, его развитии; типично космогонические учения развивали все религии, причем эти учения рассматривали также и происхождение человеческого рода
_______ - направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х гг. XIX в.; в оценке деятельности Петра I связывали вопрос о будущих социально-экономических преобразованиях в России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы
_______ - направление русской общественной мысли 40-х гг. XIX в.; отстаивали социально-экономическую утопию, идеализируя порядки, существовавшие в допетровской Руси
_______ - наука о формах и изменениях совместной жизни людей; как система она охватывает социальные образования и социальные процессы
_______ - наука, изучающая индивидуальные события, конкретные ситуации и процессы в истории общества
_______ - наука, ориентированная на постижение смысла истории, сущности явления в изменчивости его временных форм, а также основ методологии работы с историческими источниками
_______ - одна из основных категорий философии истории, обозначающая содержание, цель развития человека и общества
_______ - одно из основных направлений философии конца XIX – начала ХХ веков, занимающееся проблемами науки, специально-научного знания и анализом языковых форм знания
_______ - относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы
_______ - отражение общественного бытия: взгляды, представления, идеи, теории, философия, мораль, религия и др.
_______ - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений
_______ - постоянное целенаправленное восхождение общества, человечества в целом, переход от несовершенного к совершенному
_______ - представление о коммунизме как строе, для которого характерны аскетизм, деспотизм узкого слоя революционных лидеров, бюрократизация всей системы общественных связей, отношение к человеку как к слепому орудию исполнения воли вышестоящих инстанций
_______ - религиозное понятие, характеризующее гибель мира
_______ - самобытность чувств и особенности характера, оригинальность мышления, таланты и способности, присущие только данному индивиду
_______ - самостоятельный, своеобразный вариант религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, художественного и исторического развития конкретного общества
_______ - совокупность орудий труда, а также людей, использующий их и обладающих определёнными трудовыми навыками, знаниями, способностями
_______ - совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определённые социальные цели
_______ - совокупность явлений и предметов живой и неживой природы, вовлечённых на данном историческом этапе в процесс общественной жизни
_______ - стремление объяснить все духовные и культурные факты исключительно тем или иным состоянием общества и превратить социологию в основу всех наук о духе и культуре
_______ - термин, первоначально употреблённый в политическом лексиконе в 30-х гг. XIX в. во Франции для обозначения идеала и действительности с социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную)
_______ - тип развития, характеризующийся плавностью, постепенностью в смене состояний, отсутствием резких качественных скачков (противоположное: революция)
_______ - учение, представители которого усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении
_______ - философское учение, являющееся составной частью марксизма, утверждающее причинную обусловленность всех явлений
_______ - философское учение; стремится очистить сознание от установок, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры
_______ первый в русской истории развел понятия государства и гражданского общества, представленного различного рода «союзами» человеческого общежития, которые он сравнивает с социальными организмами
«Легальный марксист» Струве толковал основное противоречие капитализма как противоречие между
В условиях мрачной реакции, наступившей после подавлениявосстания декабристов, Чаадаев поставил проблемуо несоответствии величия России _______ ее повседневного существования
В учении Вл. Соловьёва государство в идеале является гарантией национальных интересов страны с помощью не только военной силы, но преждевсего
В учении Хомякова идея богоизбранности подменяется идеей о культурном призвании русского народа, в силу чего мессианское самосознание вытесняется
Верховным принципом философии истории для Карееваявляется
Византизм по _______ - в трёх вещах: византийское православие, родовое и безграничное самодержавие и сельский поземельный мир
Карсавин особо отмечает, чтособственно предметом истории является
Критика Запада у славянофилов - это в первую очередь критика «мещанства», католицизма и протестантизма, а защита России - это апология
Михайловский утверждалправо человека на суд над историей в соответствии с принципом правды, органично объединяющим
Обращаясь к разнообразным теориям прогресса, Сорокин классифицирует их по двум основаниям:
Плеханов отмечает, что основной вопрос философииистории - это вопрос о причинах исторического движения, которые лежат в сфере _______ деятельности людей
Преимущество России перед Европой Леонтьев, в отличие отславянофилов, видел не в национальных особенностях народного духа, а в возвращении к
Причины духовной нищеты народа и экономической отсталости России, ее духовного прозябания Чаадаев видел в _______, сопровождавшемся религиозным и национально-культурным партикуляризмом
Разработка Плехановым монистического взгляда на историю с акцентомна _______ как первопричине историческогопроцесса и важнейшем структурообразующем элементе экономической основы общества означала включение принципов материализма в философию истории
Согласно Булгакову мир создан радичеловека, и только в человеке он обретает
Согласно Вл. Соловьеву задача человека как разумного и духовного существа не ограничивается собственным спасением, но состоит в стремлениик преодолению всех проявлений
Согласно Данилевскому _______ представляет собой своеобразную «историческую монаду», т.е. самостоятельную, независимую и «непроницаемую» (для других культур) единицу
Согласно Данилевскому общечеловеческая цивилизация
Согласно Леонтьеву _______ представляет собой живой организм человеческого общежития
Труд и хозяйственная деятельность по _______ - феномен Божьего космогонического замысла, один из путей спасения и воскресения