Верны ли утверждения?
А) Локковский сенсуализм придает фундаментальное значение опыту, непосредственному чувственному познанию эмпирического субъекта, теории ощущения и отражения
В) Гегелевская парадигма по своим исходным принципам, утверждая высокую активность развивающегося духа в его абсолютности и всеобщности, исходит из предельной абстракции субъекта, сведения сущности индивида к сознанию и самосознанию
Верны ли утверждения?
А) В семантической концепции понимание рассматривается как интерпретация
В) Интерпретация – это приписывание, придание смысла объектам, например явлениям природы, или выявление смысла в тех случаях, когда смыслы уже заданы при создании объекта, как в случае языка, текстов, произведений искусства
Верны ли утверждения?
А) Иррациональные элементы познавательной деятельности, богато представленные различными видами бессознательного, неявного, интуитивного, существенно дополняют и обогащают рациональную природу научного познания
В) Создавая трудности для построения точного знания, они одновременно включают в познание активное творческое начало и личностные возможности самого исследователя
Верны ли утверждения?
А) Традиционный логико-гносеологический подход к познанию и истине сыграл историческую роль в философии, науке, культуре в целом, наработанные понятия и идеи по-прежнему широко используются в мире «теоретизма»
В) Экзистенциально-антропологическая традиция познания и истины не имела в европейской философии, науке — культуре в целом такого значения, как традиционная, и именно прежде всего в этом они не равноценны
Верны ли утверждения?
А) В качестве неявных форм в научном знании присутствуют традиции, обычаи повседневности и здравого смысла, а также предмнения, предзнания, предрассудки, которым особое внимание уделяет герменевтика, поскольку в них представлена история
В) Неявное знание может быть понято как некоторая до поры до времени неосознанная и невысказанная форма сознания и самосознания субъекта, как важная предпосылка и условие общения, познания и понимания
Верны ли утверждения?
А) Визуальное мышление, существующее наряду и в связи с вербальным мышлением, порождает новые образы и наглядные схемы, отличающиеся автономией и свободой по отношению к объекту зрительного восприятия
В) Но они не несут определенной смысловой нагрузки, не делают значения видимыми и лишь порождают многообразные зрительные метафоры
Верны ли утверждения?
А) Герменевтика имеет дело не только с текстами, но и с пониманием как неотъемлемым моментом бытия субъекта; при этом познающий человек предстает не как отражающий, но как интерпретирующий и самоинтерпретирующийся субъект
В) В герменевтике субъект познания предстает как задающий предметные смыслы, непрерывно интерпретирующий глубинные смыслы, которые стоят за поверхностными смыслами, буквальными значениями
Верны ли утверждения?
А) Знание становится таковым в результате логического обоснования, проверки, доказательства истинности, и лишь в таком качестве оно обретает не только когнитивную, но и социальную значимость
В) Вера базируется совсем на другом — на подтверждающем ее результаты опыте, на социальной санкции и общезначимости того, во что верят
Верны ли утверждения?
А) Обращение к феномену понимания позволяет увидеть новые аспекты и смыслы целостности восприятия
В) В этом случае существенной становится трактовка понимания как интегративной функции схватывания сенсорных данных или фактов в их единстве и целостности
Верны ли утверждения?
А) По К.Г. Юнгу бессознательное - это лишь поверхностный слой, который покоится на более глубинном уровне — коллективном бессознательном, или архетипах
В) При таком подходе сознание - это относительно недавнее приобретение природы, а архетипы являются «итогом жизни человеческого рода» и обращение к ним существенно обогащает нас языком бессознательного
Верны ли утверждения?
А) Принципиально новый подход в понимании субъектно-объектных отношений и природы самого субъекта представлен в концепциях, где познание истолковывается как определяемое структурой самого сознания
В) Центральной проблемой при таком подходе становятся обоснование знания, выявление нормативов, эталонов, позволяющих отделять знание от незнания, истинное от ложного
Верны ли утверждения?
А) Рассудок дискурсивен, т. е. действует только по правилам логической дедукции — вывода из предыдущего знания
В) Разум опирается не только на логику, но и на интуицию, творчески активное начало, может ломать нормы и правила, старую логику и создавать новую, которая с позиций рассудка может восприниматься даже как «безумие»
Верны ли утверждения?
А) Традиционная теория познания имела дело только с небольшой областью знания — рационализированным, объективированным знанием, оставляя за порогом внимания огромную область нерационализированного, иррационального
В) Принципиальное обращение гносеологии только к миру рационализированного ставит ее в неразрешимую ситуацию, так как реальное познание совершается в антропологической среде, включающей живой опыт в его неотрефлексированном виде
Верны ли утверждения?
А) Традиционная теория познания с ее идеями и метафорой отражения, а также субъектно-объектными отношениями была общепринята в европейской философии и культуре
В) В подавляющем большинстве случаев европейский человек на теоретическом, а особенно на обыденном уровне мышления представлял познание в виде отражения и субъектно-объектной оппозиции, со значительными элементами наивного реализма
Верны ли утверждения?
А) Традиционно, в соответствии с идеалами классической науки человек должен быть исключен из результатов познания, поскольку именно это рассматривалось как условие объективности знания
В) Другое условие, гарантирующее объективность в рациональной традиции, — вооружить познающего методом, правильным способом описания и объяснения реальности
Верны ли утверждения?
А) Целостный подход к субъекту познания, основываясь на единстве трансцендентального и эмпирического, предполагает телесность человека и не может удовлетвориться пониманием субъекта как чистого сознания
В) Тело человека познающего существенно значимо для процесса познания в целом, и потому тело нельзя полностью передавать в ведение физиологии и психологии, полагая, что это не предмет философии
________ метод - способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений
________ - букв. выходящий за пределы; независимость содержания сознания от эмпирического телесного индивида и от сообщества других Я, «сознание вообще»
________ - единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются части слов и слова
________ - направление в культурологии и социологии, предметом которого являются методы изучения и интерпретации способов организации, взаимодействия и речевого общения в повседневной жизни различных народов и общностей
________ - направление, связывающее биологическую эволюцию с эволюцией познавательной системы человека, его способностей извлекать, обрабатывать и хранить когнитивную информацию
________ - определяемый переживанием субъектом своего «бытия-в-мире»
________ - учение К. оппера о научной процедуре, устанавливающей ложность гипотезы (теории) или подтверждающей ее истинность в результате экспериментальной или теоретической проверки
________ - философия существования, учение об уникальности человеческого бытия как непосредственной нерасчлененной целостности
________ - философское учение, которое стремится очистить сознание от установок, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры
________ - анализ и осмысление оснований культуры и ее произведений, а также содержания знаний, чувств и жизнедеятельности человека; ведущий метод философии
________ - главное понятие гештальтпсихологии — науки о человеческой психике, основанной на принципе целостности (целостного образа) при анализе психических явлений
________ - искусство и теория истолкования текстов
________ - метод психотерапии и психологии, ставящий в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; разработан австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом
________ - многозначность, многосмысленность
________ - неопровержимый, безусловно правильный; подобного рода суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность
________ - разделы языкознания и логики, в которых исследуются проблемы значения, смысла, интерпретации знаков и знаковых выражений
________ - различная, в зависимости от индивида и времени, духовная ориентация мысли и воление, которая определяет не только наше отношение к предмету, но также то, в каком виде он нам непосредственно представляется, т.е. то, как он реализуется в мире наших восприятий
________ - способ научного исследования, заключающийся в выдвижении и проверке гипотезы путем дедуктивного вывода из нее эмпирически проверяемых следствий
________ - способ построения научной теории, в качестве ее основы априорно принимающий положения, из которых все остальные утверждения теории выводятся логическим путем
________ - течение американской мысли, в котором действие, практика используются как главный принцип философии
________ - учение о познании, в котором ощущения, чувства признаются единственным источником и основанием знания
________ - философская школа, созданная в IV веке до н. э. Пирроном из Элиды, который практиковал воздержание от суждения; своей целью философы ставили опровержение догматов всех школ, для них всякое знание либо целиком и окончательно верно, либо полностью ошибочно
________ подход – метод, признающий правомерность нескольких парадигм
________ – в современной философии тесно связанная с теорией самоорганизации концепция познания, утверждающая, что любое знание конструируется познающим субъектом неотделимо от него
________ – метод социологии, заключающийся в подсчете количества повторяющихся, специально выбранных слов, характеризующих тексты статей периодической печати, книг и речей; определяет направление и интенсивность обсуждения сообществом тех или иных проблем
________ – направление в социологии, особое внимание уделяющее анализу значимых, смысловых элементов жизни, опирающееся на идеи философии жизни, герменевтики, феноменологии, лингвистической философии
________ – новая(ые) область(и) знания, системно представляющая(ие) и исследующая(ие) его во всех аспектах получения, хранения, переработки как человеком, так и машиной
________ – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности
________ – одно из основных направлений философии XX века, занимающееся проблемами науки, специально-научного знания и анализом языковых форм знания
________ – подход, основанный на признании того, что когнитивные процессы у человека имеют дело с репрезентацией, представлением через посредников внешнего и внутреннего мира мыслящего субъекта
________ – подход, признающий объективную многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции
________ – познаваемый, соответствующий познанию
________ – понятие, фиксирующее возможность использования в логике и теории познания психологических понятий и представлений, а также рассматривающее психологию базисной наукой философии
________ – последовательное развертывание мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию целого до анализа его частей
________ – признание изменчивости объектов и знания о них и отрицание момента устойчивости, преувеличение зависимости познания от его условий
________ – признание многомерного образа реальности, неустранимости плюрализма описаний и точек зрения, преодоление тотального господства одной доктрины, направления в искусстве, единственной системы ценностей и критериев
________ – программа моделирования на ЭВМ механизмов человеческой обработки информации
________ – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка и ее функциональную значимость
________ – систематизированное учение
________ – совместная или одновременная эволюция биологических и культурных факторов жизни человека
________ – совокупность ученых-профессионалов, объединенных вокруг единой парадигмы, научной школы, направления
________ – термин, введенный М.Вебером и обозначающий действие, ориентированное на цель, рационально взвешивающее цели, средства и результаты
________ – учение об основаниях математики и логики, признающее главным критерием интуитивную, наглядно-содержательную убедительность
________ – учение, признающее личность первичной творческой реальностью, а духовные ценности личности — высшим смыслом цивилизации
________ – философское понятие, имеющее отношение к структурам, процедура расслоения исторических, этимологических и других структур высказываний и текстов; цель — выявление понятий и элементов теорий, существующих в скрытом виде
________ – философское течение, возникшее во второй половине XIX века в Германии; развивало отдельные положения кантовской философии, основываясь на отрицании онтологии и признании философии как критики познания, ограниченного сферой опыта и включающего априорные принципы и нормы
________ – характеристика опыта взаимодействующих субъектов, обретающая черты объективности, независимости этого опыта от индивидуальных особенностей и ситуации
В ________ веке скептицизм превратился в своего рода культурную традицию, что было обусловлено возникновением нового философского направления — стремления рассматривать субъект и объект познания в нерасторжимой взаимозависимости
В эпистемологии ________ — это представление познаваемого явления с помощью посредников — моделей, символов, вообще знаковых, в том числе языковых, логических и математических систем
Важнейшими и очевидными ________ в научно-познавательной деятельности являются языки, другие знаковые системы, логические правила, когнитивные стандарты в целом
Древнегреческий философ ________ как первый (по Попперу) конвенционалист утверждал, что в природе не существует норм, они созданы человеком, человек есть мера всех вещей
Неукоснительное требование теории познания как теории отражения постоянно сверяться с чувственным опытом и с практической деятельностью неявно говорит об абсолютизации ________ возможностей человека
Общие предпосылки и особенности конвенциональности познания и деятельности обсуждал ________, посвятивший ей в «Открытом обществе» целую главу «Природа и соглашение»
Парадигма (по ________) – образец, пример, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу
По М.Веберу, ________ предстает как методическое средство анализа и интерпретации действительности, но не как трактовка самой действительности
Принцип ________ – принцип, выдвинутый Л.Витгенштейном; его суть заключается в признании особого вида обобщения группы предметов, сходных в одном, но не сходных в другом отношении, что не позволяет обобщать их через род и видовое отличие согласно канонам логики
Принятие ________ и оперирование ими — одно из базовых когнитивных следствий коммуникативной природы познания, универсальная процедура познания наряду с репрезентацией и интерпретацией
Проблема конвенций, как показал К.Поппер в работах по методологии науки, реально возникает в случае постановки общей проблемы
Рассматривая ________ смыслы конвенций, можно вычленить различные типы и функции конвенционального когнитивного общения, влияющие на ход научно-познавательной деятельности и ее результат — знание
Русский философ начала XX в. ________ полагал, что скептицизм подвергает сомнению самую возможность философии, если под задачей философии понимать стремление привести знание к стройному единству, свободному от внутренних противоречий и согласующемуся с данными опыта
Согласно ________ «истина» в соответствующем контексте заменяется «правдой», поскольку «в своей ответственности поступок задает себе свою правду»
Согласно ________ «истинное бытие» и истина означают согласованность двояким образом: как совпадение вещи с предмнением о ней и как согласование «мыслимого в суждениях с вещью»
Согласно ________ всякое знание «вырождается» в вероятность, поскольку существует неопределенность в самом предмете
Теория познания как отражения тяготеет к буквальной трактовке отражения, причиной чего является идущая от ________ привычность зеркальной визуальной метафоры, а не какие-либо подтверждающие отражение свидетельства
Традиционно одной из причин, порождающих релятивизм в познании, считается некорректное решение проблемы ценностей, дихотомия
________ - философское учение о природе ценностей