А. Ф. Лазурский выступал за интроспективные наблюдения, при которых преднамеренное вмешательство в психику субъекта предоставляет максимально объективную картину личности:
В психологии субъекта существенно расширены представления о содержании активности как фактора детерминации психики:
Высшие психические функции - сложные, органически предопределенные системные психические процессы, генетические по своему происхождению:
Деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа:
Закон метаморфозы определяет развитие как эволюцию различных биологических существ:
Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности:
Отношения понимались В. Н. Мясищевым как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности:
Познание всегда носит объективный, беспристрастный характер, что является залогом адекватности понимания:
Понимание - определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью:
Произвольность означает следование цели (целенаправленность) и наличие средств для ее достижения:
Ребенок приспосабливается к окружающему его миру человеческих предметов и явлений:
Согласно С. Л. Рубинштейну одним из решающих условий формирования свободы личности на уровне общества выступают другие люди, другой человек как необходимое условие существования личности:
Социальная ситуация развития - совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной:
Характерология - психологическая концепция индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с социальной активностью индивида:
Через рефлексию человек оказывается весь внутри жизни, всякое его отношение является отношением к отдельным явлениям, но не к жизни в целом: