________ деятельность - вид деятельности, который обусловливает важнейшие изменения в психических свойствах личности, возникновение различных психических новообразований на данной стадии ее развития
_________ - высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей
_________ в человеке - особенности его организма, типа нервной системы, строение тела, мозга, органов чувств
_________ психология - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности
__________ - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития
__________ - ответ организма, личности на те или иные внешние воздействия или внутренние раздражения
__________ нервной системы - обобщенные характеристики индивидуальных особенностей нервной системы
__________ психология - отрасль психологии, изучающая взаимодействие человека и техники
___________ – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе
___________ – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов; причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его
___________- термин, которым обозначают совокупность высших психических явлений, а также сознание отдельной личности
____________ - духовное состояние, включающее интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты и выражающее отношение человека к действительности или воображаемым явлениям, когда их достоверность и истинность принимается без теоретических и практических доказательств
____________ - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии
____________ - реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию
____________ психология - направление в психологической науке, считающее основным методом исследования самонаблюдение, интроспекцию
____________ психология - современное направление в психологической науке
_____________ - наука о человеке, комплексная наука, включающая этнографию, эволюционные теории, палеонтологию, сравнительную психологию, расоведение и др.
_____________ - одно из направлений в психологии, программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон, который считал, что надо изучать не сознание, а поведение
_____________- совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей
________________ - мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели
Верны ли утверждения?
А) Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в 20-30-е годы в СССР бурное развитие, была психотехника
В) С начала 20-х гг. в России разворачивается НОТовское движение, возникают многочисленные научные учреждения по изучению производства
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Антропология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии
В) Деятельность - мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Вера - духовное состояние, включающее интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты и выражающее отношение человека к действительности или воображаемым явлениям, когда их достоверность и истинность принимается без теоретических и практических доказательств
В) Высшие психические функции - прижизненно формирующиеся под воздействием внешних средств, прежде всего речи, сложные психические процессы
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Генетическая психология - одно из направлений в психологии, программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон, который считал, что надо изучать не сознание, а поведение
В) Душа - термин, которым обозначают совокупность высших психических явлений, а также сознание отдельной личности
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Детерминизм – это закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов, причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его
В) Реакция – это ответ организма, личности на те или иные внешние воздействия или внутренние раздражения
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Духовность - высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей
В) Гуманизм - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Единство сознания и деятельности – это исходный принцип психологов-марксистов, суть которого в признании приоритета предметной деятельности человека над его психикой
В) Аналитическая психология – это учение о коллективном бессознательном, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития
В) Бихевиоризм - отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Ведущая деятельность - вид деятельности, который обусловливает важнейшие изменения в психических свойствах личности, возникновение различных психических новообразований на данной стадии ее развития
В) Акмеология - наука о человеке, комплексная наука, включающая этнографию, эволюционные теории, палеонтологию, сравнительную психологию, расоведение и др.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Гуманизация - реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию
В) Научная школа – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Интроспективная психология - отрасль психологии, изучающая взаимодействие человека и техники
В) Типы нервной системы - обобщенные характеристики индивидуальных особенностей нервной системы
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Принцип системности – необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные явления в процессах фило-, онто- и социогенеза
В) Принцип развития – необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Свойства нервной системы - генетически детерминированные особенности нервной системы, определяющие индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды
В) Инженерная психология - направление в психологической науке, считающее основным методом исследования самонаблюдение, интроспекцию
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Автор биогенетической концепции П.П.Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества
В) Одними из первых отечественных ученых, выступивших с призывом построения новой психологии, базирующейся на основе марксизма, были П.П.Блонский и К.Н.Корнилов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Автором фундаментальной работы «Основы общей психологии» является С.Л.Рубинштейн
В) Основателем бихевиоризма является К.Г.Юнг
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В исследовании материального субстрата психики и сенсорных процессов серьезных успехов добились В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, Б.Г.Ананьев и др.
В) В отечественной психологии эта идея психики как функции, свойства человеческого мозга получила развитие в работах известных русских ученых И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского и др.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В работах А.Н.Леонтьева военных лет особое внимание уделялось исследованию генетического аспекта сознания, его развития в процессе фило-,онтогенеза
В) В послереволюционные годы фиксируется всплеск научной активности, проявившийся и в области психологии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Глубокий анализ и саморефлексия педологии, предпринятые педологами в 30-е гг., свидетельствовали о значительных ресурсах развития педологии, о ее готовности к творческому самодвижению
В) В трудах «Педология» Блонского П.П., «Основы педологии» Л.С.Выготского и др. дается новая трактовка предмета педологии, как науки об онтогенетическом развитии ребенка, исследуемом в контексте определенной социальной среды
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Наиболее глубокий теоретико-методологический анализ философии Маркса в понимании человека и конструктивное, творческое его использование и развитие для построения системы психологического знания представлено в трудах С.Л.Рубинштейна
В) Диалектическая связь сознания и деятельности в концепции С.Л.Рубинштейна приобретает вид принципа единства сознания и деятельности, ставшего одной из главных методологических основ советской психологии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Началом конца педологии стало постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936)
В) На путях подхода к марксизму не как к господствующей идеологии, а как к системе теоретических воззрений советской психологией были достигнуты значительные успехи (Б.Г.Ананьева, М.Я.Басова, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, С.Л.Рубинштейна, А.А.Смирнова, Б.М.Теплова, Д.Н.Узнадзе и др.)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основа теории К.Г.Юнга - учение о коллективном бессознательном, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений
В) Бурное развитие в первые послереволюционные десятилетия получают различные психологические прикладные дисциплины (психотехника, психология управления в форме движения за научную организацию труда, психогигиена, педология, библиопсихология и т.д.)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основателем аналитической психологии является Дж.Уотсон
В) Автором биогенетической концепции является П.П.Блонский
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) П.П.Блонский одним из первых поставивил задачу рассмотреть каждое психологическое явление с точки зрения его динамики и развития
В) Теоретические достижения советской психологии 20-30-х гг: психика как функция, свойство человеческого мозга; эволюционно-стадиальный характер развития психики; признание человека в качестве активного деятеля в окружающей его среде; признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Поведение человека, по М.Я.Басову, и есть его активность, выявляющаяся во взаимоотношениях целостного организма со средой
В) М.Я.Басов предложил структурно-аналитический метод изучения деятельности человека
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Работы Э.А.Асрятяна, П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна и их сотрудников, выполненные в 30-е гг., раскрыли, в каких пределах может перестраиваться функция и какие физиологические условия необходимы для компенсирующих воздействий путем функциональной перестройки мозговых функций
В) К середине 30-х годов были разгромлены прикладные отрасли психологии, прежде всего психотехника и педология
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Введение в отечественную психологию категории поведение связано с деятельностью И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского
В) Наиболее глубокий теоретико-методологический анализ философии Маркса в понимании человека и конструктивное, творческое его использование и развитие для построения системы психологического знания представлено в трудах С.Л.Рубинштейна
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Понятие» ведущая деятельность» возникло как следствие принятого рядом психологов бывшего СССР принципа единства сознания и деятельности, который преуменьшал роль многих других факторов, оказывающих формирующее влияние на психику человека.
В) В России истоки педологического движения восходят к началу XX в. и представлены работами А.П.Нечаева, Г.И.Россолимо, А.Ф.Лазурского, Н.Е.Румянцева, И.А.Сикорского, К.И. Поварнина, В.П.Кащенко и др.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Б.М.Теплов одним из первых обращается к рассмотрению особенностей практического интеллекта и определяет те ключевые моменты, которые и поныне используются в качестве теоретического основания при разработке указанной проблемы
В) В научном творчестве С.Л.Рубинштейна, как и в предвоенный период, по-прежнему, основное место занимали проблемы строения сознания, его философско-психологического анализа
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Большое влияние на становление российского психотехнического движения оказал опыт зарубежной психотехники, которая бурно развивается в начале XX века в Европе и Америке, и прежде всего работы Г.Мюнстерберга, В.Штерна и др.
В) Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профподбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистской работы и т.д.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В 1921 г. организован Московский научно-педагогический институт детской дефективности
В) Психотехника - отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910-1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В 1922 г. из страны были высланы С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Л.М.Лопатин, П.Сорокин, Б.П.Выщеславцев и др.
В) Основными объективными предпосылками возрастания интенсивности жизни психологического сообщества в послереволюционные годы были две основные группы факторов: запросы общественной практики к психологическому знанию и потребности самой психологической науки, занятой поиском новых методологических оснований в русле марксистской философии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В 20-е годы психоанализ подвергся критическому пересмотру и теоретическому осмыслению с позиций марксистской философии
В) Сторонником рефлексологически ориентированного направления педологии являлся И.Д.Ермаков
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В 60-е - 80-е годы психологи раскрывают значение для психологических исследований и соотношение между собой таких категорий и понятий, как «отражение», «сознание», «установка», «бессознательное», «общение», «деятельность и установка», «деятельность и общение» и др.
В) К.К.Платонов в качестве общепсихологических категорий отмечает «формы психического отражения», «психические явления», «сознание», «личность», «деятельность», «развитие психики»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В военный период база научных разработок перемещалась из стен исследовательских институтов и лабораторий в практические учреждения
В) Важная особенность научных исследований военных лет — их открытость и доступность полученных в них результатов для широкого круга ученых и практических работников
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В годы войны были заложены основы новых направлений психологии, таких как нейропсихология, военная психология
В) В годы войны существенно углубились и интенсифицировались разработки в области психологии познании и педагогической психологии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В годы войны существенно окрепли организационные основы психологической науки, возрастает централизация управления научными разработками, создается широкая сеть новых психологических центров, расширяется их география
В) Тематика по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых в ходе войны расширялась и конкретизировалась, наблюдался рост удельного веса психологических (психолого-психиатрических, психоневрологических, психолого- педагогических, патопсихологических) исследований
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В научном отношении фактически впервые рассматривались И.Н.Шпильрейном такие сложные интегральные характеристики человека как профессиональное мастерство, профессиональные способности и т.д.
В) Важная идея, развиваемая психотехниками, - об относительной независимости техники, методик и феноменологии научного исследования от его философских объяснительных основ
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В первые месяцы войны А.Р.Лурии было поручено организовать и обеспечить деятельность тылового восстановительного госпиталя нейрохирургического профиля на базе санатория близ г. Челябинска
В) А.Н. Леонтьев вместе со своими коллегами П.Я.Гальпериным, А.В.Запорожецем, В.С.Мерлиным, А.Г.Комм, Т.О.Гиневской и др. он организует работу по восстановлению движений у раненых
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В послереволюционные годы на педологию возлагались задачи воспитания «нового человека», разработать научно обоснованные методы формирования, обучения и воспитания ребенка
В) Глубокое знание личности ребенка, законов ее развития и воспитания рассматривалось в педологии в качестве основания эффективного педагогического процесса, включающего не только познание ребенка, но и его целенаправленное изменение
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В ходе научной сессии, организованной Академией наук СССР и Академией медицинских наук СССР 28 июня — 4 июля 1950 г., было обозначено эталонное, единственно верное учение (учение Павлова об условно-рефлекторном характере высшей нервной деятельности)
В) Перестройка психологии на основе павловского учения способствовала более четкой разработке методологических оснований психологии, появлению новых психофизиологических подходов и теорий, определению специфических методов изучения психических явлений
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В.М.Бехтерев заложил прочные основы интегрального целостного исследования человека
В) В.М.Бехтерев первым в отечественной психологии дает определение предмета, задач и методов социальной («общественной») психологии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В.М.Бехтеревым предложена процедура сравнительного анализа индивидуальной и групповой деятельности, позволяющая вычленить и изучить особенности и характер влияния сообщества на деятельность входящей в него личности
В) В конце 20-начале 30-х гг. марксистская психология оценивалась как единственно возможная и подлинно научная линия в развитии психологии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Важнейшее значение для всего хода последующего развития психологии в СССР имело создание в октябре 1943 г. Академии педагогических наук (АПН)
В) В годы войны продолжалась и даже интенсифицировалась подготовка психологов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Важным направлением и результатом развития психологии в 60-80 гг. являлось углубление и конкретиза ция теоретических и методологических оснований психологии как науки
В) Принцип развития - все психические явления суть результаты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Важным направлением практической работы советских психологов в годы войны, особенно на первых ее этапах, являлась разработка рекомендаций по психологическим основам цветомаскировки
В) В период 1941-1945 гг. психологи получили большой эмпирический материал, позволивший сразу после войны подготовить ряд фундаментальных работ обобщающего характера, что существенно обогатило психологическую науку
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Деятельность эвакуированных психологических институтов, лабораторий, клиник послужила отправной точкой для интенсивного развития психологической науки в местах их расположения в эвакуации
В) В 1941 г. на базе лаборатории экспериментальной психологии Тбилисского государственного университета создается сектор, а позже-Институт психологии АН ГССР (директор — Д.Н.Узнадзе)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Изучение сознания и вообще психики человека на основе деятельностного подхода проводилась в работах Б.Г.Ананьева, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, Б.М.Теплова и других ученых
В) В работах А.Н.Леонтьева военных лет особое внимание уделялось исследованию генетического аспекта сознания, его развития в процессе фило-, онтогенеза
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Изучением процесса формирования высших психических функций в русле культурно-исторической концепции занимались Л.С.Выготский и его последователи
В) Разработке проблемы установки занималась школа Д.Н.Узнадзе
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Исследованием материального субстрата психики и сенсорных процессов занимались В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, Б.Г.Ананьев и др.
В) Конец 70 - начало 80-х годов - обращение к практике консультирования и психотерапии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К.Н.Корнилов в 1923 г. говорил об актуальной необходимости создания марксистской психологии
В) Главным оппонентом Г.И.Челпанова становится К.Н.Корнилов, который предлагал непродуктивный путь чисто внешнего, механического, ассоциативного соединения марксистских идей с психологическими положениями
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Личностный принцип - все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся
В) Принцип иерархичности психики - индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) На втором этапе войны в число основных проблем научно-исследовательской работы в области здравоохранения включены новые: психоневрологические принципы трудового обучения и трудоустройства нейроинвалидов, посттравматические психические изменения и трудоспособность больных и др.
В) Психологи, возглавляемые А.Н.Леонтьевым и А.В.Запорожцем, использовали для восстановления движений идеи Бернштейна о построении движений
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Начиная с конца 60-х годов советские психологи последовательно проводят работу по уточнению основных общепсихологических терминов и понятий психологии
В) А.Н.Леонтьев в качестве наиболее важных категорий для построения системы психологии как конкретной науки, выделяет «деятельность», «сознание», «личность»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основное направление научно-исследовательской деятельности в годы войны - лечение военно-травматических повреждений, что составляло 90 процентов всей тематики
В) В числе приоритетных проблем, разрабатываемых при непосредственном участии психологов, можно выделить: травмы и инфекционные и токсические заболевания центральной и периферической нервных систем; психогении военного времени; экспертиза нервных и душевных болезней; терапия психических заболеваний и лечебная помощь инвалидам
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основной задачей в военный период, безусловно, являлось активное и масштабное применение психологических разработок и результатов исследований в решении важнейших прикладных задач, обусловленных нуждами военного времени
В) Одной из форм практического участия психологов в деле защиты Отечества являлась консультационная работа и проведение военно-врачебной экспертизы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Принцип диалектико-материалистического детерминизма - эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю и вместе с ней подтверждается практикой как высшим критерием истины
В) Принцип единства теории, эксперимента и практики - причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психологами и психофизиологами обоснован принцип системной, а не локальной представленности психических функций в коре головного мозга
В) Доказано, что при выключении определенного звена функциональной системы возможна не только элементарная перестройка внутри нее, но и замещение выпавшего мозгового звена другим, сохранным
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психологи предложили новый путь восстановления утраченных функций - путь их функциональной перестройки
В) Психологами и психофизиологами доказана высокая «пластичность» нервной деятельности, выражающейся в ее способности перестраивать функциональную систему, компенсируя тот или иной дефект
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) С начала 20-х гг. в России разворачивается НОТовское движение, возникают многочисленные научные учреждения по изучению производства
В) В 1927 г. образовано Всероссийское (а позднее Всесоюзное) общество психотехники и прикладной психофизиологии (ВОПиПП) под председательством И.Н.Шпильрейна
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Серьезное внимание в годы войны уделялось освещению вопросов истории психологии и прежде всего отечественной психологической мысли
В) В тематике историко-психологических работ ведущее место занимал анализ научного творчества российских ученых - философов, педагогов, психологов, общественных деятелей: К.Д. Ушинского, И.М.Сеченова, Л.Н.Толстого, А.И.Герцена, А.И.Галича и др.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Сознание, психика рассматриваются С.Л.Рубинштейном не как нечто пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида
В) С.Л.Рубинштейн дал методолого-теоретическое обоснование деятельностного подхода к сознанию
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Среди авторитетных ученых, занимавшихся педологией, были: П.П.Блонский, М.Я.Басов, С.С.Моложавый, А.С.Залужный, А.Б.Залкинд, Л.С.Выготский и др.
В) В послереволюционные годы педология приобретает характер комплексного знания о человеке
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Существенное значение для формирования нового мировоззрения после революции имела дискуссия о роли философии в развитии науки
В) П.П.Блонский критиковал идеалистическую психологию, считая, что разрабатываемая ею проблема души - «проблема метафизическая, а не научная»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Существенным развитием стратометрической концепции А.В.Петровского Донцовым явилось указание на интегративнность групповых процессов в силу их включенности в общественные отношения
В) А.В.Петровский является автором стратометрической концепции
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Т.Розенталь - одна из первых русских психоаналитиков
В) Школой С.Л.Рубинштейна проводился анализ процессуально-содержательных характеристик психики на основе рассмотрения единства сознания и деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Характерной чертой развития отечественной социальной психологии являются ее непосредственные контакты с социологией — исследованиями и теорией Ядова, Парыгина и др. в Ленинграде, Г.В.Осипова и др. в Москве
В) Научная ориентация социальной психологии на рубеже 70-80-х годов заключалась в обращении к социально-психологическим явлениям социалистической действительности: социалистическое соревнование, социально-психологический климат
Подберите правильный ответ
____________ нервной системы - генетически детерминированные особенности нервной системы, определяющие индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды
____________ принцип - индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления
____________ психология — ответвление психоанализа, основанное швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом, учение о коллективном бессознательном, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений
А.Н. Леонтьевым дифференцированы следующие уровни деятельности:
Автор __________ концепции П.П.Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества
Автором биогенетической концепции является
Автором фундаментальной работы «Основы общей психологии» является
Благодаря ____________ подходу, возглавляемому А.Б.Залкиндом, методология психологии обогащалась конструктивной идеей об обусловленности внутреннего психического мира человека внешними, социальными факторами
В определении методов исследования социально-психологических явлений Бехтерев был последовательным сторонником ____________ подхода
В рамках поведенческого, рефлексологического подхода, ставшего в 20-е гг. доминирующим направлением изучения внутреннего мира человека и выступающего за замену психологии (как субъективной науки) _____________, был накоплен значительный полезный опыт
В рамках развития психотехники разработан специфический метод изучения психологических механизмов овладения человеком профессией - метод «искусственной ___________» сложившихся у человека автоматизированных структур регуляции действий
Введение в отечественную психологию категории «___________» связано с деятельностью И.М.Сеченова, И.П. Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского
Вид деятельности, который обусловливает важнейшие изменения в психических свойствах личности, возникновение различных психических новообразований на данной стадии ее развития, - это
Высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей, - это
Генетически детерминированные особенности нервной системы, определяющие индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды, - это
Дискуссии 20-х годов показали поляризацию главных философских течений - материализма и __________ - и их однозначное связывание с теми или иными классовыми и политическими направлениями
Духовное состояние, включающее интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты и выражающее отношение человека к действительности или воображаемым явлениям, когда их достоверность и истинность принимается без теоретических и практических доказательств, - это
Единство _________ и деятельности - исходный принцип психологов-марксистов, суть которого в признании приоритета предметной деятельности человека над его психикой
Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов, причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, - это
Исходный принцип психологов-марксистов, суть которого в признании приоритета предметной деятельности человека над его психикой, - это принцип
Л.С.Выготский подчеркивал, что поведение является результатом двух процессов в онтогенезе: биологической эволюции человека и ___________ развития человечества как носителя разума на земле
М.Я.Басов предложил структурно-аналитический метод изучения _____________человека
Мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели - это
Направление в психологической науке, считающее основным методом исследования самонаблюдение, интроспекцию, - это ______ психология
Наука о человеке, комплексная наука, включающая этнографию, эволюционные теории, палеонтологию, сравнительную психологию, расоведение и др., - это
Наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, - это
Началом конца __________ стало постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936)
Необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных, - это принцип
Необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные явления в процессах фило-, онто- и социогенеза – это принцип
Обобщенные характеристики индивидуальных особенностей нервной системы - это
Одно из направлений в психологии, программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон, который считал, что надо изучать не сознание, а поведение, - это
Основателем аналитической психологии является
Основателем бихевиоризма является
Основателем патопсихологии является
Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профподбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение ____________пропагандистской работы и т.д.
Особенности организма человека, типа нервной системы, строение тела, мозга, органов чувств - это
Ответ организма, личности на те или иные внешние воздействия или внутренние раздражения - это
Отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910—1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором, – это
Отрасль психологии, изучающая взаимодействие человека и техники, - это _____ психология
Отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека, - это ______ психология
Отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности, - это
П.П.Блонский являлся сторонником
Поведение человека, по М.Я.Басову, и есть его ___________, выявляющаяся во взаимоотношениях целостного организма со средой
Последователем психоаналитического направления в педологии является
Поэтапное формирование ____________ действий (П.Я.Гальперин) исходит из понимания психики как преобразования структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания
Прижизненно формирующиеся под воздействием внешних средств, прежде всего речи, сложные психические процессы - это
Принцип __________ – необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные явления в процессах фило-, онто- и социогенеза
Принцип ___________ – необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных
Принцип ____________ психики - все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся
Принцип ____________ теории, эксперимента и практики - эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю и вместе с ней, подтверждается практикой как высшим критерием истины
Принцип диалектико-материалистического ___________ - причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром
Рассмотрение проблем индивидуальности связано с именами:
Реакция обычно состоит из следующих стадий:
Реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию, - это
С.Л.Рубинштейн дал методолого-теоретическое обоснование ___________ подхода к сознанию
С.Л.Рубинштейн разработал принцип единства сознания и ____________
Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе - это
Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей, - это
Сознание, психика рассматриваются С.Л.Рубинштейном не как нечто пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность __________, реального индивида
Сторонником рефлексологически ориентированного направления педологии являлся
Сторонником социогенетического подхода в педологии являлся
Термин, которым обозначают совокупность высших психических явлений, а также сознание отдельной личности, - это
Учение о коллективном бессознательном, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений, - это