Приведенные рисунки иллюстрируют методику
Рисунок иллюстрирует пример __________ методики
Рисунок иллюстрирует пример ___________ методики
Приведенные иллюстрации с рисунками Дж.Кеннеди и Р.Рейгана могут служить документами исследования особенностей личности методом __________
Рисунок С.Эйзенштейна может служить документом исследования особенностей личности методом __________
Приведенные фрагменты рукописей Ф.М. Достоевского (а) и А.С. Пушкина (б) могут служить документами психологического исследования в рамках метода __________
Верны ли определения?
А) Глубинное интервью - качественный метод исследования, представляющий собой неформальную личную беседу, проводимую интервьюером по заранее намеченному плану и основанный на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов
В) Индивидуальное интервью - гибкий метод сбора социально-психологической информации, предполагающий проведение беседы с респондентом (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте психолога и респондента
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Универсальными этическими нормами являются: научная честность и корректность при сборе эмпирических данных; отказ от присвоения чужих идей и результатов; от поспешных выводов на основе непроверенных данных; отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами в науке
В) Наряду с универсальными этическими принципами и нормами, значимыми для всех категорий ученых, психолог при проведении исследований не должен использовать методы, процедуры и техники, ущемляющие достоинство личности респондентов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Феноменологический принцип анализа качественных данных состоит в том, что исследователь пытается оценить смысл информации на уровне самопонимания исследуемого явления
В) Феноменологический принцип анализа качественных данных состоит в том, что исследователь останавливается на том, как сам респондент понимает смысл своего высказывания
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Проективные методические приемы – это предъявление испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула, как правило, не безразличного испытуемому, так как стимул вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл
В) Количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности, - это метод анализа документов и продуктов деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Виды вопросов (по форме) бывают закрытые, открытые и полузакрытые
В) Виды вопросов (по форме) бывают основные, контрольные и вопросы-фильтры
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Наблюдение как метод науки включает в себя систему принципов познавательной деятельности, положений о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях, об орудийном оснащении и разновидностях деятельности человека в роли наблюдателя
В) Для проведения исследования методом наблюдения необходимо максимальное аппаратурное обеспечение
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Объектом внешнего наблюдения может быть отдельный человек, группа людей или общность
В) Предметом наблюдения могут быть отдельный человек, группа людей или общность
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Качественный контент-анализ основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов
В) Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача – получить количественную характеристику содержания изучаемого текста
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психологическое моделирование - создание формальной модели психологического или социально-психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью его экспериментального изучения либо с целью экстраполяции сведений о нём на то, что исследователь считает частными случаями данного процесса
В) Моделирование психики - метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В процессе нарративного интервью исследователь делает записи в хронологическом порядке повествования
В) По окончании нарративного интервью исследователь пишет отчет, в котором отражает фактическую информацию о рассказчике, способ установления контакта с ним, время и место нарративного интервью, характеризует сам процесс интервью и имевшие место трудности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Графические методы – это метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий
В) Графические методы – это работа с невербальным материалом, что позволяет расширить как возрастной диапазон их применения, так и возможности межкультурного использования
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Количественные методы при психологических и социально-психологических исследованиях нацелены на общие признаки (анализ данных по общим признакам для их последующей типизации)
В) Качественные эксперименты направлены на выявление последствий воздействия различных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Методология – философское учение о системе методов научного познания и преобразования реальной действительности
В) Методология научного исследования – это теоретическая основа специальных, частных приемов и средств научного познания
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Нарративные вопросы хронологически организованы, ориентированы на нюансы рассказанной истории и побуждают к новым рассказам о жизни, а «внешние» (инициируемые интервьюером) направлены на выяснение причин поступков или событий, а также тем, интересующих интервьюера и не упоминавшихся рассказчиком
В) Основной смысл состоит в том, чтобы дать возможность рассказчику воспроизвести события своей жизни именно так, как они были им пережиты
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Одним из направлений в использовании количественных методов выступает обработка результатов наблюдений и экспериментов (пример: статистический метод)
В) Одним из направлений в использовании количественных методов выступает моделирование, диагностика, прогнозирование, компьютеризация научно-исследовательского процесса
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Различают управляемую и неуправляемую беседу. Управляемая беседа чаще возникает по инициативе респондента, а психолог лишь использует полученную информацию в исследовательских целях
В) Неуправляемая беседа проводится по инициативе психолога, он определяет и поддерживает основную тему разговора
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Самый простой вариант контент-анализа предполагает количественный подсчёт встречаемости слов в тексте
В) Выбор темы в качестве единицы контент-анализа подразумевает внутреннее разделение изучаемого текста на определённые части, являющиеся органическими единицами контекста, внутри которых тема может быть более или менее определена. Темой контент-анализа изучаемого текста может быть как общая тема, так и определённая её часть
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Структура анкеты включает: вводную часть, содержательную (основную) часть, заключительную часть («паспортичку»)
В) Структура анкеты включает совокупность сведений о числе и типе заданий по каждому элементу содержания изучаемого предмета (явления) или по каждому виду знаний или умений
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Техника рефлексивного слушания заключается в управлении беседой с помощью активного речевого вмешательства исследователя в процесс общения
В) Рефлексивное слушание применяется для контроля однозначности и точности понимания исследователем услышанного
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) При нерефлексивном слушании психолог управляет беседой с помощью активного речевого вмешательства в процесс общения
В) При нерефлексивном слушании психолог управляет беседой с помощью молчания
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) С беседой интервью сближает непосредственный характер общения исследователя и респондента
В) С анкетированием интервью сближает стандартизация процедуры проведения и наличие вопросника
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Проводить интервью на рабочем месте целесообразно при изучении проблем, связанных с работой, обучением. В этом случае обстоятельства, связанные с процедурой опроса, актуализируются более подробно
В) Проводить интервью по месту жительства целесообразно по вопросам досуга, культуры, работы коммунальных служб и т.п.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений
В) Параметрическая процедура - ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц их всех членов группы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Преимущество непараметрической процедуры социометрии связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы
В) Недостаток параметрической процедуры социометрии связан с повышением надежности измерения, возможностью стандартизации условия выборов в группах различной численности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К личным документам относят статистические материалы, протоколы собраний, данные прессы, которые не выражают мнения конкретного человека
В) Безличные документы - это карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные какому-либо лицу, заявления, а также неофициальные документы (письма, дневники, мемуары и т.п.)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Если объектом психологического анализа является текст, то единицей счета может быть слово, предложение, параграф, тема
В) Выбор соответствующих категорий анализа обусловлен замыслом исследователя. При анализе текста это могут быть, например, категории «за», «против», «нейтрально», «выгодно – невыгодно», «хорошо – плохо», различные ценности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Необходимой предпосылкой количественного анализа документов является анализ качественный
В) Единица анализа может совпадать или не совпадать с единицей счета
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Исследования содержания различных произведений литературы и искусства показали возможности использования метода контент-анализа при изучении эстетической коммуникации для получения данных об авторах художественных произведений как представителях определенных социально-профессиональных и демографических групп (прежде всего в плане социальной перцепции)
В) Результаты анализа содержания художественной прозы не показывают, что контент-анализ может использоваться с целью формулирования гипотез о различных социально-психологических явлениях
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Респонденты охотно отвечают на открытые вопросы, если предмет опроса малознаком или непривычен
В) Если респонденты имеют четкое представление о теме опроса, то они уклоняются от ответов, дают неопределенные ответы, отвечают не по существу. Используя закрытую форму вопроса, исследователь помогает респонденту выразить свое отношение через набор возможных суждений или оценок
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в таком вопросе, всегда составляет 100 %
В) Неальтернативные вопросы допускают выбор нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100 %
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) При записи стандартизированных наблюдений в символах каждой категории могут быть присвоены обозначения – буквенные, пиктограммы, математические знаки, что сокращает время записи
В) Стандартный протокол записи стандартизированных наблюдений применяется в тех случаях, когда количество категорий ограничено и исследователя интересует только частота их появления
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении
В) Количественные эксперименты позволяют направленно формировать особенности таких психических процесов, как восприятие, внимание, память, мышление
Подберите правильный ответ
Если исследователь публикует результаты своего исследования и приводит таблицу в следующем виде
то грубое нарушение профессиональной этики психолога содержится в графе __________
Если исследователь публикует результаты своего исследования и приводит таблицу в следующем виде
это нарушение этического правила ___________
Ниже приведен рисунок, иллюстрирующий графическое отображение методики
1) Внешние признаки (длинный вопрос, вопрос в табличной форме), 2) неудачное расположение (начало на одной странице, окончание на другой), 3) незнакомые слова, термины, 4) неконкретность вопроса, 5) «множественный» вопрос, когда в одной формулировке содержится несколько вопросов - все это затрудняет понимание, ___________ вопроса
1) возможность получить информацию от специалистов; 2) возможность получения оценок и мнений, которые существуют в профессиональном сообществе; 3) возможность выявить такие особенности исследуемой программы, которые известны только непосредственным участникам; 4) возможность проверить существующие гипотезы и предположения в беседе с профессионалами; 5) возможность получить информацию от респондента, для которого неприемлемы никакие другие формы интервьюирования, всё это преимущества метода __________ интервью
1) Высокий уровень валидности и надежности; 2) структурированность; 3) возможность переноса выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность; 4) низкий уровень учета единичного и особого в предмете исследования и ситуации (большая выборка); 5) относительная легкость обработки результатов - все это ___________ количественных методов исследования
1) естественны по характеру; 2) определяют различия; 3) слабо структурированы, максимально адаптируемы к изменению условий, выявлению новых контекстов и идей; 4) диалогичны и интерактивны по процедуре; 5) опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных; 6) полученные выводы нельзя экстраполировать за пределы того контекста, в котором они были получены; 7) высокая степень субъективности, - все это
1) качественные исследования в СМИ, 2) качественные исследования в Интернете; 3) качественные исследования рекламы; 4) качественные маркетинговые исследования; 5) качественные исследования в политике; 6) качественные исследования в организационной диагностике; 7) качественные исследования в сфере здоровья, - все это
1) Конструирование документа наблюдения (в форме протокола, карточки, таблицы, плана, дневника); 2) регистрация от руки (запись вести заранее обусловленными знаками, символами, условными обозначениями); 3) кино-, фото-, видеорегистрация; 4) аудиорегистрация - всё это
1) Наблюдение, анализ продуктов деятельности, др.; 2) танометр, секундомер, др.; 3) ссылки на первоисточники диагностических стандартизованных авторских методик; 4) методики, созданные собственно исследователем; 5) биографические, архивные, психосемантические исследовательские методы, - все это
1) Необходимость поиска психологического контакта с каждым респондентом; 2) значительные временные и материальные затраты, связанные с подготовкой интервьюеров и проведением интервьюирования; 3) проблема сохранения анонимности; 4) сравнимость результатов, полученных разными интервьюерами, - всё это недостатки __________ как метода исследования
1) Опасение человека показать себя с плохой или смешной стороны; 2) нежелание упоминать о третьих лицах и давать им характеристики; 3) отказ раскрывать те стороны жизни, которые респонденту представляются интимными; 4) боязнь, что из беседы будут сделаны неблагоприятные выводы; 5) антипатия к собеседнику; 6) непонимание цели беседы - все это
1) Описание участвующих в событии - их внешний вид, социально-демографические характеристики, статус, психологические характеристики; 2) описание предметной среды (физические предметы, находящиеся в зоне наблюдения (элементы интерьера, ландшафта и т.д.)); 3) описание актов - отдельных действий людей по отношению друг к другу и к предметной среде; 4) описание события - взаимосвязанных действий людей; 5) описание эмоций и переживаний участников; 6) описание последовательности происходящего во времени, - всё это
1) Определение варианта (числа) выборов (отклонений); 2) выбор критериев (вопросов) опроса; 3) организация и проведение опроса; 4) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа - все это
1) отношение исследователя к опросу; 2) предположения исследователя об уровне сознания респондентов, 3) проблема «языка»; 4) отношение исследователя к респонденту, 5) отношение к анкете, вопроснику, - все это причины получения при опросе недостоверных сведений, спровоцированных
1) Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. 2) тема, отражающая единичные суждения, смысловые абзацы или целостные тексты; 3) персонаж («герой») некоего действия или отношений, отраженных в изучаемом тексте; 4) ситуация (например сложившаяся где-то экстремальная ситуация и др.); 5) действие, осуществляемое отдельными индивидами или их группами, в пределах избранной для контент-анализа темы (например, действия читателей, библиотечных работников и др.), - всё это
1) после начальной просьбы о повествовании слушать рассказчика, не задавая более никаких вопросов и подбадривать его, используя паралингвистические и невербальные средства коммуникации; 2) стимулировать рассказчика продолжать повествование только в том случае, если он надолго замолкает или вместо того, чтобы рассказывать о событиях жизни, увлекается аргументированием, либо высказыванием общих суждений; 3) после окончания рассказа задать вопросы о неясных моментах, опущенных или недостаточно полно описанных периодах жизни, - все это
1) Приказ, указание; предупреждение, угроза; 2) обещание–торговля; 3) поучение, нравоучение; 4) прямой совет, рекомендации; 5) несогласие, осуждение, обвинение; 6) согласие, похвала; 7) уничижение; брань; 8) успокоение, утешение; 9) допрос; 10) увод от проблемы, отвлечение - все это
1) Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе; 2) психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу; 3) в случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия, - все это относится к правилу __________ этического кодекса психолога
1) Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности; 2) только Психолог осуществляет непосредственную или опосредованную работу с Клиентом. 3) психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом. 4) если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента, - все это относится к правилу __________ этического кодекса психолога
1) Психологические феномены, которые изучаются (предмет исследования, независимая переменная); 2) условия, которыми манипулирует исследователь, в силу чего они влияют на предмет исследования (зависимые переменные, факторы влияния); 3) другие внешние влияния, которые контролирует или не контролирует исследователь (внешние переменные, посторонние переменные), - всё это _________ психологического эксперимента
1) Рабочее место респондента, 2) отдельное помещение на производстве, 3) квартира респондента, 4) официальное учреждение (помещение), 5) нейтральное место, 6) улица - все это __________
1) Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях; 2) психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность; 3) если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство. Все это относится к правилу __________ этического кодекса психолога
1) С его помощью возможно получение глубинной информации о мнениях респондентов; 2) во время интервью имеется возможность наблюдения за психологическими реакциями респондентов; 3) личный контакт психолога с респондентом обеспечивает полноту реализации опросника, а также более серьезное отношение респондента к опросу - всё это __________ интервью как метода исследования
1) Сбор информации о наклонностях, мотивациях, ценностях, настроениях респондентов; 2) глубокое понимание процессов, происходящих в сознании респондента; 3) выявление моделей и привычек поведения; 4) оценка степени удовлетворенности, рефлексии; 5) формирование гипотез и продуктивных идей; 6) обозначение проблемы (поисковый характер исследования), – все это
1) Социальная активность, наличие жизненного опыта; 2) общительность, наблюдательность; 3) эрудированность; 4) дисциплинированность, честность; 5) хорошая подготовка (знание темы интервью, техники проведения опроса и фиксации результатов); 6) стрессоустойчивость, физическая выносливость – всё это ___________
1) субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию действующих в изучаемой профессиональной среде мифов и установок; 2) продолжительность подготовки интервью и небольшое количество - обычно число интервью колеблется от 10 до 20 в рамках одного проекта; 3) невозможность однозначно распространять полученные данные на все сферы действия программы; 4) относительная дороговизна получаемого мнения от одного эксперта, - всё это недостатки метода __________ интервью
1) Чрезвычайная трудоемкость; 2) большие временные затраты; 3) пассивная, выжидательная позиция исследователя; 4) необходимость психологической образованности наблюдателя; 5) высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; 6) опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; 7) невозможность проверки; 8) ограниченное использование математических методов обработки данных - всё это
1) Эффект ореола; 2) эффект снисхождения; 3) ошибка центральной тенденции; 4) ошибка корреляции; 5) ошибка контраста; 6) ошибка первого впечатления - все это
1) Эффективно слушать и наблюдать, 2) адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, 3) различать смешанные и замаскированные сообщения, 4) видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией, 5) без искажений запоминать сказанное - все это умение психолога
54 парам молодых студенток было предложено описать самих себя. Им сказали, что их напарница получит возможность прочитать это описание. При обмене описаниями был совершен подлог: девушкам вручили не рукописи их партнерш по паре, а те описания, которые были заранее сделаны: половина группы получила автопортрет соученицы с безупречным характером, второй половине группы дали автопортрет «несчастливой». По завершении исследования, согласно требованиям этического кодекса, при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда, психолог должен раскрыть особенности проведения эксперимента, соблюдая, тем самым, принцип __________
Отношения значимости, связывающие субъекта с другим человеком или группой лиц, - это __________
Способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида, это __________ метод
__________ математической модели зависит как от природы реального объекта, так и от задач исследования объекта и требуемой достоверности и точности решения этой задачи
__________ вопросы следует применять для получения данных по изучаемой проблеме, об особенностях словарного запаса и языка, о круге ассоциаций в связи с предметом опроса, о вербальных навыках, связанных со способностью формулировать свое мнение и аргументировать его
__________, иллюстрируют определение психологической модели, основанной на уже устаревшем принципе «гидравлического типа» («в одном месте убавилось, в другом прибавилось»)
«Комедия», «романс», «трагедия», «ирония» - все это
«Результаты анализа содержания художественной прозы показывают, что подобный анализ может использоваться с целью формулирования гипотез о различных социально-психологических явлениях. Изучая образы брака и любви в прозе молодежных журналов, Семенов выявил различные типы совместимости и несовместимости супругов, которые могут быть использованы в качестве гипотетических в исследованиях успешности брака». Фрагмент повествует о методе __________
«Целевые» документы готовятся респондентами по заданию исследователя в соответствии с его научным замыслом. Сюда можно отнести ___________
а) Документальный (на основе изучения социально-биографических данных, публикаций, научных работ и т.п.); б) тестологический (на основе тестирования); в) на основе самооценок; г) на основе оценок специалистами - все это способы ___________
Активный процесс, требующий внимания и к тому, о чем идет речь, и к человеку, с которым беседуют, - это __________
Большая вероятность субъективизма в анализе, сложность анализа полученных данных, необходимость участия высококвалифицированных исследователей, - это недостатки ___________ методов исследования
Большая доля не ответивших или затруднившихся ответить на вопрос анкеты - это
Больший охват, возможность больших обобщений, относительная легкость обработки результатов, - всё это преимущества ___________ методов исследования
В вопросе «Как вы относитесь к необходимости повышения ответственности чиновников?» внушающее воздействие проявляется
В вопросе «Не хотелось ли вам хотя бы раз в жизни сменить профессию?» тенденциозность вопроса проявляется в
В качестве метода социальных наук контент-анализа начинает широко использоваться _________ XX века в США
В настоящее время в психологии всё чаще используются модели, основанные на __________ и __________
В основе деления экспериментальных планов на качественные и количественные __________
В основе моделирования лежит теория __________, которая утверждает, что абсолютное подобие может иметь место лишь при замене одного объекта другим точно таким же. При моделировании абсолютное подобие не имеет места, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы модель достаточно хорошо отображала исследуемую сторону функционирования объекта
В стандартизированном интервью преобладают ___________ вопросы
В ходе глубинного интервью может использоваться метод __________, когда интервьюер концентрируется на личных переживаниях респондента, и метод __________, в ходе которого респонденту задаются вопросы не о тех предметах и явлениях, исследование которых проводится, а о противоположным им
В эксперименте __________ переменная всегда имеет два и больше уровня (вариантов) проявления
В эксперименте проблема методов возникает дважды:
Возможность фальсификации ответов; выбор «социально одобряемых» ответов; ограничение возможности глубинной причинной диагностики, - все это
Вопрос, допускающий обычно лишь ответы «да» или «нет», - это _________ вопрос
Вопрос, позволяющий опрашиваемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме, - это _________ вопрос
Вопрос, позволяющий респонденту не только выбрать варианты ответа, но и сформулировать и зафиксировать свой, дополнительный вариант ответа на вопрос, - это _________ вопрос
Вопросы анкеты, которые служат для уточнения полученных сведений или проверки искренности, правдивости ответов на основные вопросы, а контроль осуществляется путем изменения формулировки основного вопроса при сохранении его внутреннего содержания, - это __________ вопросы
Вопросы анкеты, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для селекции респондентов по определенному признаку или отсева некомпетентных, - это вопросы - __________
Вопросы анкеты, формулирующиеся для получения необходимой информации по проблеме исследования, - это __________ вопросы
Все вопросы, используемые в анкете, можно разделить по содержанию на вопросы о:
Выбор места проведения интервью зависит от:
Выделяют два основных вида психологического моделирования:
Выделяют следующие методы контент-анализа:
Вычлененные из непрерывного потока поведения объекта определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому восприятию, - это __________ наблюдения
Герменевтический принцип анализа качественных данных означает, что ________ и ________
Главные __________ метода анализа документов заключаются в возможности избежать влияния исследователя на изучаемый объект и достижения сравнительно высокой степени надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для перепроверки
Глубинное интервью в среднем длится __________
Группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности, - это тесты __________
Д.Лешли предлагает использовать в карточке развития ребенка следующие структурные рубрики: 1) физическое развитие, которое охватывает и общие движения, такие как ходьба, лазанье, и более тонкие, например, координация движений глаза и руки при рисовании и лепке; 2) общение и развитие речи. Структура карточки развития – это перечень пунктов по каждому направлению развития. Если умение или навык сформированы, то в карточке ставят значок «+», если данные неопределенные – «?». Это описание
Для категоризированных наблюдений используются два способа записи:
Для успешного проведения беседы очень важное значение имеет __________ разговора
Единицы наблюдения могут значительно различаться по величине и сложности, но должны быть согласованы с целью исследования и давать возможность интерпретации результатов в соответствии с теоретической позицией. К единице наблюдения не относится___________
Если прямые вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности, то в ряде случаев они или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных ситуациях используются __________ вопросы
Заданные рамки в анализе социально-психологической реальности, невозможность исследовать те явления, которые не укладываются в исходную концепцию, - это недостатки ___________ методов исследования
Закрытые вопросы могут быть ________и ________.
Идеографический подход требует :
Измерение длительности наблюдаемого события - это
Измерение качества в количественных, числовых величинах (например, в баллах) - это __________
Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации, - это __________ метод
Имитация деятельности оператора при помощи ЭВМ (с учетом воздействия и просчета различных факторов, включая и прогнозирование случайных факторов), - это ___________ (имитационное) моделирование
Интервью в системе вербально-коммуникативных методов занимает промежуточное положение между _________ и _________
Использование частицы «не» в вопросе затрудняет его восприятие, так как
Исследование деятельности с помощью математических моделей (через формулы, неравенства, закономерности), когда такая модель ставится в соответствие реальному процессу труда, - это ___________ моделирование
Исследователь М.Э.Уилсон из университета Кента (Великобритания, 2000) выявила паттерны поведения террористов в инцидентах со взятием заложников. Строилась матрица, позволяющая определить профиль каждого события, где сходные профили образуют близость точек – параметров поведения террористов – в пространстве. Пространство матрицы можно разделить на «регионы», что обеспечивает возможность сравнения и типологизации. Например, если террористы требуют для себя доступа к СМИ, то не совершают актов жестокости по отношению к заложникам, а требования денег независимы от наличия других требований. Сделан вывод: теракты являются результатом рационального принятия решения, а не спонтанным актом неуравновешенных личностей. Это пример использования метода
История метода социометрии связана с именем
К качественным методам исследования относятся :
К количественно-качественным методам относятся :
К ограничениям применяемых психологом средств относятся: 1) психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание; 2) выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности; 3) психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений
К ограничениям применяемых психологом средств относятся: 1) психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента; 2) психодиагностические методики обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых; 3) психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание
К правилам, которые необходимо соблюдать при формулировании вопросов относятся: 1) вопрос должен быть, насколько это возможно, конкретным; 2) в вопросе лучше касаться отдельных случаев, конкретных предметов и ситуаций, чем абстрактных тем и каких-либо обобщений; 3) формулировка вопроса должна предотвращать получение стереотипных ответов; 4) желательно применение малораспространенных слов, многозначных слов
К правилам, которые необходимо соблюдать при формулировании вопросов относятся: 1) каждый вопрос должен быть логически отдельным (не должен совмещать два или более подвопроса; 2) нежелательно применение малораспространенных слов (особенно иностранных), узкоспециализированных терминов, многозначных слов; 3) необходимо стремиться к краткости, лаконичности
К профессионально важным качествам психолога, определяющим эффективность использования беседы как метода психологического исследования относятся: 1) владение приемами рефлексивного и активного слушания; 2) умение точно воспринимать информацию; 3) способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста
К профессионально важным качествам психолога, определяющим эффективность использования беседы как метода психологического исследования относятся: 1) умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировании вопросов; 2) умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия; 3) стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации; 4) внимательность к уровню утомления и тревожности респондента
К типу групповых опросных методов, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых, относится
Категоризация, кодирование, кластеризация, группировка и т.д. - это примеры __________ качественного исследования
Каузальная зависимость, или ___________ зависимость
Качественные методы не отвечают на вопрос
Количественная оценка какого-либо объекта или явления по заданным параметрам (шкалам) - это метод __________
Количественная оценка психологического качества; необходимая надежность и валидность тестовых результатов; стандартизация результатов; экономия времени в ситуациях массовых обследований, - все это ________ метода тестов
Количественно-качественные методы также называют __________ методами исследования
Количественные методы отвечают на вопрос
Количественными опросными методами исследования в психологии считаются:
Комплекс норм и принципов по защите обследуемых лиц - это __________ нормы психодиагностики
Конкретно-научный приём исследования (эксперимент, наблюдение, моделирование и др. - это __________
Конкретные способы сбора и анализа данных, - это __________ научного исследования
Конструирующий вариант проективного метода, при котором респондент создает (вербально или невербально) свой образ тестируемого объекта или реакцию на явление, ситуацию и др. за счет использования различного изобразительного материала (газет, журналов), после чего дает интерпретацию, - это __________
Контакт глаз, мимика, жесты, пантомимика, выбор и изменение дистанции и т.п. - это __________ средства общения
Краткость фраз; ясность смысла; простота; точность; однозначность, - все это
Креативность, интеллект, пол, возраст - это примеры __________ независимой переменной
Любая информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а словах, это __________ данные
Мера возможности распространения результатов тестирования на генеральную совокупность - это валидность __________
Мера соответствия тестовых оценок представлениям о сущности свойств или их роли в той или иной деятельности человека - это __________ теста
Место, конкретная обстановка, время проведения, а также длительность интервью - все эти параметры объединяются понятием «__________ интервью»
Метод исследования личности, основанный на выявлении проекций с последующей интерпретацией ответов испытуемого, - это __________ метод
Метод получения социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации- это метод __________
Метод психологического исследования, характеризующийся манипуляцией одним или двумя факторами (переменными), одновременным контролем других переменных с целью установления причинно-следственной связи между переменными, - это __________
Метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации; это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач, - это метод _________
Метод социально-психологического исследования, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на специально подобранные вопросы, - это __________ опрос
Метод углубленного исследования и познания человеком собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума и т.п., - это метод __________
Методики, состоящие из системы заданий, позволяющих определить тип (например, различные типологии личности), - это __________ тесты
Методические приемы повышения достоверности ответов респондентов при формулировке оценочных вопросов: 1) следить за балансом положительных и отрицательных суждений; 2) учитывать возможности памяти респондента и его способность к анализу и обобщению собственных поступков, взглядов и т.п; 3) оставлять только вопросы с возможностью положительных суждений
Методы исследования, ориентированные на изучение индивидуально-специфичного, уникального в свободной форме; фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных - это __________ методы исследования
Методы, ориентированные на получение строго объективных, т.е. количественно выражаемых данных, - это __________ методы
Методы, позволяющие использовать групповую динамику при выявлении глубинных чувств, установок, ожиданий группы испытуемых, - это __________ методы качественного исследования
Моделирование - это метод __________
Моделирование в психологии развивается в двух направлениях:
Можно выделить следующие виды применения метода ___________ во вспомогательных целях: а) для обработки открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик; б) специальное (науковедческое) употребление для изучения научной литературы
Мысленное моделирование не может быть реализовано в виде _______ моделирования
На успешное проведение интервью также оказывает влияние ___________ интервьюера
Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению, - это ошибка __________ тенденции
Наблюдение проводится в течение определенных, точно заданных промежутков времени, - это __________ наблюдение
Наблюдение проводится в течение ряда лет и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения, - это __________ наблюдение
Наиболее благоприятен для проведения интервью
Нарративное интервью делится на два этапа:
Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, - это ___________
Наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду, - это __________
Научный метод выявления и оценки характеристик текстов и других носителей информации (в частности, протоколов проективных методик) путем подсчета частоты появления определенных смысловых единиц в соответствии с целями исследования - это __________
Нейропсихиатр У.Маккалок (1898-1969) и математик У. Питтс (1923-1969) исходили из того, что в идеале нейрон – это устройство, которое находится только в одном из двух состояний: «включено-выключено». Связав это с тем, что в логике высказывание может быть только «истинным» или «ложным», показали принципиальную возможность моделирования любых формализуемых функций мозга. Приведенное исследование – пример метода
Необходимость в вопросах ________ возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Для того чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, задается этот вопрос
Область научно-прикладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек - техника - среда», - это __________
Общая цель и путь получения данных в эксперименте, это __________ экспериментального исследования
Общение в процессе опроса обладает рядом специфических черт
Одна из главных составляющих интервью, определяющая достижение поставленной исследователем цели, это – ___________.
Опора на количественные методы исследования - это __________ подход
Опора на описательные (качественные) методы исследования - это _________ подход
Опросник 16 PF Дж.Кеттела, личностный опросник Г.Айзенка, MMPI, опросник уровня субъективного контроля, методика Т.Лири – примеры опросников ___________
Опросник М.Рокича, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева, тест самоактуализаци (САТ) - примеры опросников ___________
Опросными качественными методами психологического исследования являются метод :
Ориентационная анкета (определение направленности личности), методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова, тест Дж.Холланда, - примеры опросников ___________
Основная цель стандартизации эмпирических данных -
Основным __________ метода анализа документов (особенно контент-анализа) является значительная сложность всей процедуры, необходимость высокого уровня квалификации аналитиков
Открытое восприятие разнообразия феноменологий психологических и социально-психологических явлений, более глубокий анализ, экономичность - всё это преимущества __________ методов исследования
Отношение решенных к нерешенным заданиям теста, выраженное в процентах - это __________ теста
Отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, - это __________ психология
Оценка наблюдателем интенсивности (выраженности) наблюдаемого свойства, действия, - это психологическое
Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (например, интеллект оценивается по беглости речи) - это ошибка __________
Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения, - это ошибка __________
Первоначально метод контент-анализ получил распространение в сферах
Первые попытки применения моделирования в психологии связаны с изучением: __________ и __________
По А.Маслоу, лучший способ узнать о том, что представляют люди – позволить им тем или иным способом рассказать нам, непосредственно в форме вопросов и ответов, или опосредованно через общение, рисунки, сны, истории, жесты и пр., которые можно интерпретировать. Указанные способы характеризуют __________ методы исследования
По степени __________ различают следующие типы интервью: свободное, стандартизированное, полустандартизированное
Повествование считается нарративным, если соответствует следующим семантическим критериям:
Подход номотетический предполагает, что исследование, выявляет ________ и _________
Познавательным итогом наблюдения является __________ - фиксация средствами естественного или искусственного языка (схемы, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, др.) исходных сведений об изучаемом объекте
Практически любой вопрос для респондентов может оказаться трудным, тенденциозным или деликатным, так как это связано с ________ и ________ каждого человека
Предмет наблюдения – это: 1) моторные компоненты практических и гностических действий, 2) движения, перемещения и неподвижные состояния людей; 3) совместные действия людей; 4) речевые акты (их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического, фонетического строя); 5) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; 6) проявления некоторых вегетативных реакций (покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение)
При ведении беседы различают техники __________ и __________ слушания
При использовании интервью гораздо сильнее, чем при проведении беседы, проявляется __________ общения
При нерефлексивном слушании значительную роль играют _________ средства общения
При применении __________ методов необходима речевая способность испытуемых только в плане понимания инструкции
При проведении интервью __________ определяет тему обсуждения, преимущественно задает вопросы, предусматривает лимит времени и т.п.
Примерами видов документов для качественного анализа являются:
Примерами видов документов для качественного анализа являются:
Примерами невербальных методов являются:
Принципы недирективного подхода при проведении беседы: 1) психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к респонденту, позволяющее как можно раньше установить контакт с ним; 2) психолог должен принимать респондента таким, какой он есть; 3) своим отношением психолог должен создать атмосферу, в которой респондент мог бы свободно проявлять свои чувства; 4) психолог должен тактично и бережно относиться к позициям респондента: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при этом все понимает
Проблема искренности респондентов связана со свойственным каждой личности
Проблемы, связанные с восприятием респондентами вопросов анкеты, это _________ и _________, определяющие различные искажения в понимании смысла вопросов и формулировании ответов
Проведение научного изучения, анализа какого-либо явления или предмета - это __________
Проверка гипотезы о том, что введение итоговых аттестационных проверок в конце квартала формирует у рабочих ответственное отношение к работе, - это пример ___________ стратегии экспериментального исследования
Проверка гипотезы о том, что качество восприятия информации операторами зависит от характера ее структурированности на приборной доске, - это пример __________ стратегии экспериментального исследования
Проверка гипотезы о том, что поощрение более действенно в работе с передовиками производства, чем с недисциплинированными рабочими, - это пример стратегии __________ экспериментального исследования
Проективный метод для выявления скрытых аффективных комплексов с помощью ассоциаций (свободных или ограниченных инструкцией) на определенный стимул (слово, ситуацию, предмет, картинку, образ и др.) - это __________ метод
Процедура выявления определенного качества у явлений того или иного вида и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.) - это
Процедура расположения собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.) - это _________
Процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта, - это __________ .
Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологических исследований, - это требование этического принципа ___________
Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования, - все это относится к правилу __________ этического кодекса психолога
Психологическое явление, характеристика, процесс, состояние и т.п., которое изменяется в результате экспериментальных манипуляций, - это __________ переменная
Пути повышения качества данных наблюдения: 1) адекватность единиц наблюдения природе объекта; 2) адекватность терминов, обозначающих единицы наблюдения; 3) однозначность интерпретации выделенных элементов объекта наблюдения
Пути повышения качества данных наблюдения: 1) многократность систематических наблюдений в повторяющихся и изменяющихся ситуациях (в целях отделения случайных совпадений от устойчивых закономерных связей); 2) продуманность выводов за счет выдвижения и проверки альтернативных предположений; 3) учет общей ситуации с частными условиями появления наблюдаемого поведения
Различные виды справок и отчётов, статьи и доклады, тезисы и записки, аннотации, рефераты и монографии, правила, законы и др. - все это примеры
Разновидность методики наблюдения, когда исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти, - это наблюдение ___________
Расположите в логической последовательности процедуру (технику) контент-анализа
Расположите в логической последовательности процедуру научного исследования
Расположите в логической последовательности уровни анализа данных качественного исследования
Расположите в логической последовательности этапы контент-анализа
Расположите в логической последовательности этапы построения программы наблюдения
Расположите в логической последовательности этапы экспертного опроса
Реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, клиентами - это профессиональная ___________ психолога
Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. При конструировании таких вопросов исходят из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на собственный опыт, однако сообщают о нем в безличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица. Речь идет о _________ вопросах
Самопонимание через непрерывную самоинтерпретацию, посредством которой выделяются в жизненном потоке определенные моменты, обладающие для субъекта смыслом и оценочным значением, – это __________
Свободное интервью – это длительное собеседование без строгой детализации вопросов по общей программе. Такие интервью могут продолжаться до ______ часов.
Система действий, предназначенная для получения информации о предмете исследования у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенной ситуации (условия исследования) для решения определенных задач (цель исследования),– это __________ научного исследования
Система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала, - это __________
Система принципов и способов организации, построения научного исследования, - это __________
Систематическое применение моделирования характерно для __________
Ситуации, когда применение нерефлексивного слушания может быть продуктивным: 1) собеседник стремится высказать свою точку зрения или выразить свое отношение к чему-либо; 2) собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы, ему необходимо «выговориться»; 3) собеседник испытывает трудности в выражении своих проблем, переживаний; 4) собеседник испытывает неуверенность в начале беседы (необходимо дать ему возможность успокоиться)
Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным, - это ошибка __________
Согласно классификации российского социолога В.А.Ядова, по степени персонификации документы подразделяются на ________ и ________
Согласно представлениям В.Н.Дружинина, можно выделить пять уровней организации психики: 1) психофизиологический; 2) сенсорно-перцептивный; 3) интегральных систем; 4) подструктур индивидуальности; 5) целостной уникальной индивидуальности. Базовым свойством ______ уровня является изначальная неразложимость его феноменов на элементы, т.е. целостность, или холизм, что делает невозможным и бессмысленным попытки его количественного описания
Согласно представлениям В.Н.Дружинина, можно выделить пять уровней организации психики: 1) психофизиологический; 2) сенсорно-перцептивный; 3) интегральных систем; 4) подструктур индивидуальности; 5) целостной уникальной индивидуальности. Начиная с _____ уровня организации психики уместно применять только качественные методы исследования
Согласно представлениям В.Н.Дружинина, можно выделить пять уровней организации психики: 1) психофизиологический; 2) сенсорно-перцептивный; 3) интегральных систем; 4) подструктур индивидуальности; 5) целостной уникальной индивидуальности. Феномены ______ уровня достаточно сложны, поэтому именно на этом уровне организации психики количественные и качественные способы описания психологических явлений являются равноценными
Содержание понятия «достоверность тестовых показателей» составляет
Социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному кругу задач, - это __________ наблюдения
Социально-психологический прием оценки межличностных эмоциональных отношений, - это метод __________
Специально оформленный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, - это __________
Специально подготовленный и оформленный прием получения психологической информации о личности, который отвечает определенным требованиям использования, - это __________ тест
Специальные процедуры, приемы, средства получения научных данных, - это __________
Сплошной и выборочный; индивидуальный и групповой; массовый и экспертный; устный и письменный; очный и заочный; одноразовый и многоразовый - это ___________ опросных методов
Способ получения научных фактов; путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта, - это __________ научного исследования
Способ получения психологической или социально-психологической информации с помощью устного опроса - это метод __________
Способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса - это __________
Способность к сознательному наблюдению собственных эмоциональных реакций и их вербализации у большинства детей в достаточной степени формируется только с _____ лет
Стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы, имеющие косвенный характер, и предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий, - это ________
Степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психическом свойстве по его результату спустя определенное время после изменения, - это __________ теста
Существенными признаками невербальных методов являются:
Существенными признаками фокус-группового метода исследования являются
Существуют два основных способа получения количественных оценок в ходе наблюдения:
Считается, что интервью проходит более эффективно, если интервьюер и респондент _________ и _________
Тактика экспериментального исследования, воплощенная в конкретной системе операций планирования эксперимента, - это _________ эксперимента
Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему, - это эффект __________
Теория понимания, постижения смысла, постижения чужой индивидуальности, - это
Тест ПДО А.Личко, характерологический опросник К.Леонгард, опросник Г.Шмишека – примеры опросников ___________
Техника семантического дифференциала разработана
Тип методик, требующих применения специального технического оборудования для проведения исследования или регистрации скоростно-силовых параметров поведения (пример: реактометры, рефлексометры, др.), - это __________ методики
Традиционный анализ документов представляет собой __________ и позволяет __________
Укажите соответствие между видами бесед и определениями:
Укажите соответствие между нарративными структурами человеческой личности и определениями:
Укажите соответствие между приемами слушания и определениями:
Укажите соответствие между видами моделирования и их описанием
Укажите соответствие между видами наблюдения и основаниями их классификации
Укажите соответствие между видами экспериментов и основаниями для их классификации
Укажите соответствие между вопросами, восприятие которых затрудняет процесс понимания, и их описанием
Укажите соответствие между классификациями опросных методов и их основаниями:
Укажите соответствие между методами и их определениями
Укажите соответствие между методами и определениями
Укажите соответствие между направлениями и содержанием заказов исследований с помощью качественных методов:
Укажите соответствие между основаниями для классификации и видами моделирования
Укажите соответствие между планами экспериментов и критериями их классификации
Укажите соответствие между понятием и содержанием
Укажите соответствие между понятиями и определениями
Укажите соответствие между понятиями и определениями
Укажите соответствие между понятиями и определениями
Укажите соответствие между причиной недостоверных результатов опроса и ее описанием
Укажите соответствие между причиной недостоверных результатов опроса и ее описанием
Укажите соответствие между способами обработки результатов социометрии (табличным, графическим, индексологическим) и определениями
Укажите соответствие между этическими принципами психолога и их содержанием согласно Этическому кодексу психолога Российского психологического общества (принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества)
Укажите соответствие между этическими принципами психолога и правилами, раскрывающими тот или иной принцип, согласно Этическому кодексу психолога Российского психологического общества (принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества)
Умение слушать имеет два уровня:
Унификация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста - это __________
Условия, которые имеют место в эксперименте, однако не являются ни предметом исследования, ни условиями манипуляции, - это __________ переменная
Установите последовательность этапов процесса построения модели
Характеристика психологической методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость (стабильность) результатов теста к действию посторонних случайных факторов, - это __________ теста
Частный вид проективных методик диагностики психических свойств индивидов на основе их рисунков, созданных образами памяти и воображения, - это __________ методики
Число вопросов должно быть ограничено: как правило, после ______ мин заполнения анкеты внимание респондента резко снижается
Широкое распространение метода моделирования в психологии началось в 1950-х гг., когда развитие __________
Эксперимент предусматривает разработку и ведение __________ - исследовательского документа, в котором фиксируются все изменения зависимой переменной (предмета исследования) для каждого из участников эксперимента на его этапах
Экспериментальное условие, которым манипулирует экспериментатор, это __________ переменная
Экспертная оценка 30-ти профессий выявила, что в ответах экспертов по социальному престижу на первое место вышли профессии юриста, брокера, менеджера. Им следует присвоить ранг _____
Эмпирический метод психологического исследования, состоящий в целенаправленном, преднамеренном и специальным образом организованном восприятии, обусловленным задачей наблюдателя и не требующим от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления, - это __________