"Мозговой штурм" проводится в два этапа:
Верны ли утверждения?
А) Аспектный, многоаспектный, комплексный, системный и концептуальный подходы различаются только оценками целостности
В) Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с другими подходами, которые он не должен отрицать
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В организации работы синектической группы главным фактором является достижение определенных психологических ее состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности, эмоционального единства, социально-психологического взаимодействия
В) В синектической группе, как правило, нет (и может быть, лучше, если нет) явного лидера
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В производстве диверсификация проявляется в превращении многих фирм и корпораций в многоотраслевые комплексы, соединяющие выпуск продукции различного назначения и использующие различные технологии
В). В условиях диверсификации достигается эффект лучшего использования ресурсов, возможность варьировать продукцией при изменении спроса, повышения конкурентоспособности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Диалектическое мышление опирается на критерии противоречия, различения качества и количества, общего и частного
В) Прагматическое мышление эффективно в серьезных исследованиях, потому что способно достаточно глубоко и перспективно оценивать и решать проблемы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Дивергенция заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач
В) Энергетический потенциал — это способность включения всех средств интеллектуальной деятельности, рационального их использования, это выдержка, воля, мобилизация сил
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать
В) Научная деятельность предусматривает максимальный объем исследований, которые составляют ее основу и предназначены для определения закономерностей поведения объекта исследования, получения новых знаний
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Креативное образование — это образование проблемное
В) Фундаментальное образование нельзя полностью отождествлять с теоретическим
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Матричные системы управления оказываются наиболее эффективными в условиях диверсификации производства или услуг
В) Достоинством матричных систем управления являются также гибкость и адаптивность, сочетание широкой и узкой специализации персонала, оперативное реагирование на проблемы, эффективное использование высококвалифицированных специалистов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Метод "мозгового штурма" мало известен и почти не применяется в исследованиях управления
В) Метод "мозгового штурма" не применяется при разработке управленческих решений
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Образование закладывает потенциал успеха в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста
В) Креативное образование - образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Одно из преимуществ диверсификации заключается в создании условий для взаимного обогащения одной технологии другой, использования смежных принципов и подходов, обеспечения разнообразия видов продукции за счет "эффекта перенесения" идеи или подхода
В) Диверсификация управления проявляется в разнообразии форм и видов систем управления, в соединении их по потребностям управления диверсифицированными организациями
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Организация исследования предполагает только упорядочение работы исследовательских групп
В) Для того чтобы быть хорошим исследователем, надо иметь определенные способности к этому виду деятельности и обладать приемами эффективного исследования
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Понятие исследовательского потенциала управления отражает возможности использования ресурсов и достижения поставленных целей
В) Методологическая готовность проявляется в наличии цели и миссии исследования
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Прагматическая направленность обучения способствует развитию и реализации творческих способностей
В) Композиция знаний рождает и стимулирует творчество
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) При применении метода экспертных оценок выводы и мнения экспертов должны иметь только категоричную ("да", "нет") форму
В) Заключение экспертов может быть предметом экспертизы второго этапа
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Суждения выражаются повествовательными предложениями, которые содержат какое-то сообщение, информацию
В) Категорические суждения делятся на утвердительные и вопросительные
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Тестовая оценка может быть очень эффективной, но зависит от качества тестов
В) Успех экспертной оценки в значительной мере определяется принципами формирования экспертных групп и организации их работы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Тип мышления характеризует индивидуальные особенности человека, связанные с его способностями, знаниями, опытом, исследовательским талантом
В) Метод Мэтчета имеет специальный характер и может быть использован только для узкого круга задач
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Факт, так же как и информация, отражает действительность в сознании человека
В) Информация всегда представлена в виде фактов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Фундаментальное образование обладает систематизирующим эффектом
В) В креативном образовании главным фактором его построения, структуризации, методики является проблема
Подберите правильный ответ
_______ – система (полнота, достаточность, связи) фактов, отражающих ситуацию
________ – правило, которому сознательно следуют при осуществлении какой-либо деятельности
________ — это мнение, идея, решение или оценка, основанные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа
_________ - способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций, работа подсознания, происходящая в виде некоторого "озарения ", импульса мысли или идеи
_________ анализ – сопоставление типов исследований с целью определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективного в конкретных обстоятельствах
_________ аналогия – аналогия, заключающаяся в сравнении фактов из двух параллельно существующих областей знаний или процессов, ситуации, проблем
_________ исследования — организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведения исследования, организующий фактор последовательного движения к цели
_________ организации - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб организации, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности организации в целом
_________ системы управления — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления
_________ теста - способность теста при идентичных условиях давать одни и те же результаты
_________ – событие или явление, реальность которого не подвергается сомнению
_________ – целенаправленная успешная деятельность по разрешению проблемы
_________ – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности
_________ — механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека; оперирование понятиями и суждениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в процессе исследования
_________ — это логическая операция обоснования истинности утверждения с помощью фактов и других истинных связанных с ним суждений
_________ — это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем
__________ группа — это коллектив людей, которые по своему составу, индивидуальным качествам и при определенной организации совместной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных, неординарных проблем
__________ исследования — логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности
__________ исследования — это одна из характеристик исследования, которая показывает как соотносятся затраты усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели)
__________ управления – работники, выполняющие функции и полномочия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств
__________ – деятельность человека (или программа деятельности), основанная на предвидении будущего, прогнозировании событий и ориентированная на долгосрочные цели
__________ – поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изменениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, реформировании и пр.
__________ – совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выполнения работы
__________ — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, психологическое состояние человека, определяющее стремление к неизведанному, поиск нового, жажду открытия
__________ — это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели
__________ — это конкретизация и детализация исследовательских решений, сокращение поля поиска, определение сочетания различных характеристик и свойств, превращение совокупности идей в концепцию нового управления
__________ — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения
__________ — это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций, работа подсознания, происходящая в виде некоторого "озарения ", импульса мысли или идеи
___________ генератор не обладает высоким уровнем притязаний, но имеет значительные способности к творческой работе, стремится вникнуть в суть проблемы, ощутить ее глубину, понять ее истоки и содержание, не торопится высказывать идеи, анализирует собственные мысли, требует в большей степени "разогрева" в генерировании идей
___________ интеллект - комплекс отношений между людьми, процессуальная организация их деятельности, особый вид цели объединения, социально-психологическая атмосфера работы, определенная гармония человеческих качеств, система интеллектуального взаимодействия, управление креативного мотивирования
___________ исследовательской деятельности - непрерывность и необходимая ритмичность ведения исследовательской деятельности, включения новых проблем, переключения внимания на новые проблемы, динамики творческих интересов
___________ – направленность и общие характеристики какого-либо процесса (изменений, развития, мысли, поведения, отношения и пр.)
___________ – это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения
___________ — вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятельности человека, в частности, в практике управления
___________ — изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования, заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач
___________ — метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности
___________--анализ - особая разновидность экспертного метода, метод, заключающийся в определении сильных и слабых сторон предмета исследования, возможностей и опасностей, исходящих из внешней среды
____________ - фиксация того противоречия, которое легло в основу проблемы
____________ генератор быстро реагирует на поставленную проблему, проявляет заметный интерес к решению проблемы, позитивно реагирует на критику, не "въедается" в содержание проблемы, проявляет притязания к лидерству
____________ исследований — это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат, средство достижения цели, форма ее конкретизации
____________ методов исследования – соединение разнообразных методологических, организационных, психологических, технологических приемов исследования
____________ методов исследования – соединение разнообразных методологических, организационных, психологических, технологических приемов исследования
____________ — подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала
_____________ исследования — грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например организационный, социальный, психологический и другие
_____________ подход - подход, который раньше господствовал в науке и практике и был построен на сведении свойства целого к свойствам составляющих его элементов
_____________ подход возник как противоположность редукционистскому и обогатил научные исследования новыми принципами
_____________ подход требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками
_____________ системы управления — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления
______________ синектики — это конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы
_______________ методов исследования – соединение разнообразных методологических, организационных, психологических, технологических приемов исследования
_______— прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс
Активный процесс отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации, — это
Аналогия, заключающаяся в своеобразном "перевоплощении" исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противоположные силы противоречия, в противодействующие аспекты проблемы, - это _______ аналогия
Аналогия, заключающаяся в сравнении фактов из двух параллельно существующих областей знаний или процессов, ситуации, проблем, - это ______ аналогия
Аналогия, предполагающая поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий в известном, неясного в ясном, бесспорном, - это ______ аналогия
Аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения - это
В ________ менеджер считается не начальником, а учителем, и люди, которыми он управляет, рассматриваются им в качестве не подчиненных, а последователей
В группу А (варианты подходов), по Мэтчету, входят следующие течтемы:
В группу Б (варианты суждений), по Мэтчету, входят следующие течтемы:
В группу В (варианты стратегий), по Мэтчету, входят следующие течтемы:
В группу Г (варианты тактик), по Мэтчету, входят следующие течтемы:
В креативном образовании главным фактором его построения, структуризации, методики является
Выделяют методы поиска
Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы:
Главными чертами системы являются:
Деятельность человека (или программа деятельности), основанная на предвидении будущего, прогнозировании событий и ориентированная на долгосрочные цели, - это
Закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяющий осознанные ориентиры поведения и деятельности - это
Звенья системы управления могут быть
К методам дивергенции относят методы
К общесистемным принципам, выстраивающим логику построения конфигурации системы, а также логику отношений и связей между элементами системы и системы с внешней средой, относятся
К основным принципам планирования исследования относятся принципы
Комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат — это
Комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели, — это
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, – это его
Логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности - это
Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных, – это принцип
Метод _________ поиска отличается наиболее жесткой упорядоченностью, которая проявляется в алгоритмизации всех процедур поиска, направленного на вполне конкретный предмет исследования или элемент системы
Метод _________ поиска характеризуется упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, точной критериальной основой оценок, последовательностью
Метод __________ заключается в овладении приемами управления собственным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем
Метод ____________ заключается в овладении приемами управления собственным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем
Метод _____________ реализуется по специальной технологии презентации идей
Метод ______________ предполагает подготовительную работу в генерации идей, затем их постановку без анализа и оценки, наконец, и далее аналитическое обсуждение, здесь параллельно с творческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысли
Метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, - это метод
Методы _______ предполагают искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы, которые в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных, а иногда и экстремальных условиях они проявляются в полной мере
Методы ________ – методы, где исследования проводятся с минимальным вмешательством в исследуемые события
Методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления, — это методы
Методы, основанные на практической деятельности, осмысление которой дает представление о сути и особенностях событий и ситуаций, – это методы
Методы, отражающие научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа, - это методы
Наука об общих структурах и законах правильного мышления, образования и сочетания понятий и высказываний, о правилах умозаключений независимо от их конкретного содержания - это
Несовместимые понятия могут находиться в отношениях
Образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности, - это _______ образование
Обязательны для выполнения (продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество работников и пр.) - показатели
Один из принципов формирования интегрального интеллекта - принцип оценки, использования и мотивации способностей воспроизводить подход, и гипотезы других членов творческой группы – это принцип
Одно из преимуществ диверсификации заключается в создании условий для взаимного обогащения одной технологии другой, использования смежных принципов и подходов, обеспечения разнообразия видов продукции за счет "эффекта __________" идеи или подхода
Организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведения исследования - это
Организующий фактор последовательного движения к цели рассматривают как
Основной целью ____________ является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей с богатым прошлым опытом и определенным служебным положением
Основной целью метода "мозгового ___________" является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей богатым прошлым опытом и определенным служебным положением
Особая разновидность экспертного метода, метод, заключающийся в определении сильных и слабых сторон предмета исследования, возможностей и опасностей, исходящих из внешней среды - это
Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей двойную, но разделенную подчиненность звена, являются _______________ системы управления
По характеру экспериментальной ситуации выделяют эксперименты
Подход, основанный на связях, рождаемых противоречием, - это подход
Показатели, регулирующие деятельность по средним величинам или пределам отклонений (величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.), - это ______ показатели
Предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании и необходимое для первого шага изучения явления, - это
При методе _____________ группа генерации идей выявляет проблемы при оценке ситуации, не оценивая возможности их решения
Приведение доводов с намерением вызывать или усилить сочувствие другой стороны к выдвинутому положению; совокупность таких доводов - это
Прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения, — это
Принцип _____________ заключается в выделении объекта исследования, отграничении его от других явлений, от среды
Принцип _______________ означает, что любое исследование должно иметь вполне определенную цель
Принцип _______________ означает, что любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия на повторные решения, идти вперед, опираясь на известное и проверенное
Принципами (методами) работы с фактами являются принципы:
Принципами обеспечения эффективности исследования являются принципы
Принципами оценивания в исследовании систем управления являются принципы
Принципами формирования интегрального интеллекта являются принципы
Проведения исследования по определенной, заранее разработанной технологии требует принцип
Разновидность морфологического анализа, основанная на поиске такой формулировки проблемы, которая в большей мере способствует нахождению ее решения, – это метод
Разрешение конфликта жесткого и гибкого мышления в процессах проведения исследования — это метод
Ракурс исследования, исходная позиция исследователя, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели, выбор средств и методов исследования, пути и организации его проведения — это
Расположите методы поиска по порядку возрастания в них роли логики и интеллекта:
Расположите по порядку итоги этапов умозаключения согласно дедукции
Расположите по порядку операции по определению и распознаванию проблемы
Расположите по порядку этапы деловой игры
Расположите по порядку этапы метода эксперимента
Расположите типы мышления в порядке возрастания уровня глубины понимания и осмысления проблем
Реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, - это
Режим ______________ — это сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы
Ресурсы, отражающие наличие необходимых фактов, возможностей их систематизации, - это __________ ресурсы
Система ________________ методов исследований включает методы мозгового штурма, методы систематизированного поиска, методы глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, методы синектики, методы интуитивного поиска и др.
Система диверсифицированных методов исследований включает методы
Система диверсифицированных методов исследований включает методы
Системный подход возник как противоположность
Сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней, - это
Событие или явление, реальность которого не подвергается сомнению, - это
Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия, - это
Соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяющее лучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и достигать цели, - это
Сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы – это _________ мышления
Способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях - _________ исследования
Способ обучения, развития навыков и способностей выбирать и принимать управленческие решения, стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способностей, обмен опытом, мотивирование образовательной активности, позиционирование личности, а также исследование посредством управленческого эксперимента — это
Стратегия __________ поиска заключается в последовательном выдвижении и дальнейшей проверке различных идей и гипотез, причем их корректность принимается без доказательства, однако в последующем осуществляется их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности
Стратегия __________ поиска строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования, с устанавлением некоторой последовательности операций, действий, обработки информации и т.д.
Суть метода _____________ заключается в том, что все участники процесса фиксируют на карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы, карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам, и каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее
Суть технологий ____________ заключается в последовательной корректировке технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследования
Существуют приемы проверки надежности тестов, они включают
Технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем — это
Технология синектики предполагает три этапа ее осуществления:
Требование _________ заключается в соответствии показателя конкретным целям его использования
Факты _________ – факты, которые отражают совокупность изменений, происходящих с явлением, это факты возникновения новых свойств, ведущих к появлению нового качества
Характеристика исследования, которая показывает как соотносятся затраты усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели), – это
Характеристика ситуации (проблемы, явления, системы управления, информации, экономики и пр.), отражающая ее основные черты и особенности, позволяющая ее оценивать, распознавать, познавать, сравнивать и пр., – это
Целенаправленное воздействие менеджера, согласующее и объединяющее совместную деятельность людей - это
Эксперимент, проводимый в естественных условиях, - это ______ эксперимент