Верны ли утверждения?
А) B несобственно-прямой речи воссоздаются слова и речевые обороты того, о ком говорится в третьем лице
В) Внутренние монологи персонажей и авторские психологические характеристики в одних случаях отделены друг от друга, а в других как бы сливаются в несобственно-прямой речи
Верны ли утверждения?
А) «Искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой» - так определил задачу писателя-пейзажиста Пришвин
В) Пейзажи составляют важную грань реалистической литературы
Верны ли утверждения?
А) Большую роль в становлении внутреннего монолога сыграл роман писателя-сентименталиста Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена».
В) Наряду с диалогами и монологами, произносимыми вслух в эпических произведениях присутствуют внутренние монологи персонажей.
Верны ли утверждения?
А) В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя значительное место занимают описания вещей, по существу ненужных, находящихся не на своих местах, лишенных хорошего хозяина
В) Описания предметного мира в реалистических произведениях по-разному характеризуют уклад жизни персонажей
Верны ли утверждения?
А) В «Слове о полку Игореве» силы природы действуют наряду с персонажами и сопереживают им
В) Изображение вещей в реалистической литературе часто имеет психологическую функцию
Верны ли утверждения?
А) В литературе последнего столетия городской пейзаж «завоевал права» благодаря произведениям Гоголя и Некрасова, Достоевского и Золя, Чехова и А. Белого
В) Человек в живом общении с природой - это весьма существенная тема творчества Тургенева и Л.Толстого, Чехова и Бунина, Шолохова и Пришвина, Белова и Распутина
Верны ли утверждения?
А) В мельчайших подробностях мимики героев, выражения их лиц, глаз рисуется действие в романах и повестях Л.Толстого.
В) Возрастание в романах и повестях роли сценических эпизодов нередко называют «драматизацией» эпического рода литературы.
Верны ли утверждения?
А) В новой литературе, особенно XIX в., мир вещей стал служить воссозданию социально-исторического колорита изображаемой жизни
В) В реалистической литературе получил распространение портрет, сочетающий «живопись» с психологическим анализом
Верны ли утверждения?
А) Для большинства писателей-реалистов характерно обстоятельное изображение современного, близкого им быта
В) Романы В.Скотта и В.Гюго сосредоточивали внимание читателя на быте далеких эпох, тщательно воспроизводя его подробности
Верны ли утверждения?
А) Для дореалистических стадий литературы характерны идеализирующие или гротескные описания человеческой наружности, внешне эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, субъективно-оценочными эпитетами
В) Эпическая форма позволяет художнику слова проникать в тайники человеческой души
Верны ли утверждения?
А) Количественная метонимия получила название метафоры.
В) Тропы постоянно употребляются не только в произведениях словесного искусства, но и в других видах речи, особенно часто и разнообразно - в речи разговорной.
Верны ли утверждения?
А) Литературно-условные и непосредственно-достоверные внутренние монологи нередко соседствуют друг с другом.
В) Внутренние монологи широко использованы в произведениях Л.Толстого и Достоевского.
Верны ли утверждения?
А) Метонимия – перенос значения слова на другой объект на основании сходства.
В) Иносказательность слов является чаще всего первоначальным, коренным свойством их значения.
Верны ли утверждения?
А) На внутренних монологах обычно лежит печать художественной условности
В) Высказывания персонажей эпических произведений чаще всего взаимодействуют с поясняющими их высказываниями повествователя
Верны ли утверждения?
А) Тщательная детализация действия приводит к тому, что в произведениях решающую роль обретают сценические эпизоды.
В) Поражают своей внешней «элементарностью» поздние произведения Л.Толстого, среди которых наиболее значителен рассказ «Алеша Горшок».
Верны ли утверждения?
А) Формой выражения высоких свободолюбивых стремлений становятся литературные пейзажи в эпоху романтизма - в поэмах Байрона, Пушкина, Лермонтова
В) В литературе XVIII-XX вв. пейзажи обрели психологическую значимость
Верны ли утверждения?
А) Характеристики вещного мира, обычно вспомогательные, в ряде произведений выдвигаются на первый план и становятся доминирующим художественным средством
В) Вещи, окружающие героев и им принадлежащие, существенны для Гоголя и Л. Толстого, Гончарова и Лескова
Верны ли утверждения?
А) В высказывании «самовар кипит» есть метафора.
В) Подавляющее большинство коренных, исконных слов национальных языков, видимо, были иносказательными по своему происхождению.
Верны ли утверждения?
А) В высказывании «чайник вскипел» есть метафора.
В) В обыденной речи метонимии места встречаются часто.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) Создавая художественную речь произведения, писатель может выбирать в лексике национального языка и такие слова, которые не только изображают жизнь, но и выражают своими корнями, суффиксами, приставками то или иное эмоциональное отношение к ней.
В) Слова, имеющие лексико-морфологическую выразительность, могут принадлежать к лексическому составу и литературного национального языка, и бытового просторечия.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) Слова, эмоционально снижающие изображаемые характеры - действия, отношения, переживания персонажей - относятся в большинстве случаев к бытовой разговорной речи разных слоев общества, заключающей в себе оттенок фамильярности.
В) Слова художественной речи могут выражать своими лексико-морфологическими свойствами и возвышенную оценку характеров изображаемых персонажей.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) В повести «Бедная Лиза» Карамзин выразил сентиментальную идеализацию характера крестьянки, живущей среди природы, вдали от суетной жизни больших городов.
В) В словесном строе художественных произведений нередко встречаются и такие слова, которые осознаются как устаревшие в речевой практике той или иной эпохи, - архаизмы.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) Слова в речевой практике вообще могут стать архаизмами или потому, что уже ушли или уходят в прошлое сами явления жизни и сами понятия о них.
В) Особенное значение в возвышающей лексике русского литературного языка с самого начала его формирования получили слова, заимствованные из древнеболгарского языка.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) В национальном русском языковом сознании многие слова церковнославянского языка издавна и прочно приобрели оттенки возвышенности и торжественности своего значения.
В) Сама архаичность слов часто делает их особенно лексически экспрессивными, превращает их в превосходное средство эмоционального снижения или возвышения обозначаемых ими явлений.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) В своих гражданских одах Ломоносов и создавал такой высокий стиль с большей долей славянизмов.
В) В стихотворной строке «Перстами легкими как сон, || Моих зениц коснулся он. || Отверзлись вещие зеницы...» выделены старославянизмы.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) В стихотворной строке «Вокруг лилейного чела || Ты косу дважды обвила, || Твои пленительные очи || Яснее дня, чернее ночи» выделены старославянизмы.
В) В поэтической речи первой половины XIX в. такое словоупотребление было литературной нормой и не воспринималось как архаическое.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) В стихотворной строке «К чему? Вольнее птицы младость. || Кто в силах удержать любовь? || Чредою всем дается радость...» выделены старославянизмы.
В) Лексическую экспрессивность слова художественной речи приобретают не только благодаря их основному, корневому значению, но и благодаря суффиксам.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) Некоторые суффиксы имен существительных исторически возникли в русском языке для передачи эмоционального отношения к обозначаемым словами явлениям.
В) В стихотворной строке «Лобзать уста младых Армид, || Иль розы пламенных ланит...» выделены старославянизмы.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) Экспрессивно-лексическое значение в художественных произведениях, особенно лирических, имеют и приставки, особенно глагольные.
В) В стихотворной строке «Пускай же все пройдет неспешно... || Сквозь жар души, сквозь хлад ума...» выделены старославянизмы.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) В стихотворной строке «Но не за вами суд последний, || Не вам замкнуть мои уста\» выделены старославянизмы.
В) Художественная речь в большей мере, нежели другие виды речи, проявляет склонность к употреблению и образованию новых слов - неологизмов.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) Неологизмы в основном появляются в национальном литературном языке для обозначения вновь познаваемых явлений природы, вновь возникающих предметов материальной и духовной культуры.
В) В стихотворной строке «Где глаз людей обрывается куцый, || главой голодных орд, || в терновом венце революций || грядет шестнадцатый год» выделены старославянизмы.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) Неологизмы могут и не войти в лексику национального литературного языка, могут остаться собственно художественным словесным новаторством.
В) Особенно богата художественными неологизмами русская поэзия в XX в.
Есть ошибки или неверные суждения в предложении?
А) Очень выразительны художественные неологизмы в поэзии Есенина.
В) Слова и обороты художественной речи, сохраняя свою номинативную изобразительность, часто обладают вместе с тем лексической экспрессивностью, которая с большим творческим эффектом используется многими прозаиками и поэтами.
_______ - это тот запас слов и те грамматические принципы их сочетания в предложениях, которые живут в сознании людей той или иной национальности и с помощью которых эти люди всегда могут общаться между собой
_______ - это язык в действии, это самый процесс словесного общения между людьми, который всегда возникает в определенных условиях жизни и заключается в выражении определенных мыслей, окрашенных определенными чувствами и стремлениями
_______ возникла тогда, когда корифей стал не только повествовать о желаемом событии, но и разыгрывать его в лицах перед хором
________ как жанр лирики - стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества
________ может быть различной по своей жанровой проблематике, например нравоописательной - выражать скорбь о гражданском состоянии общества («Дума» Лермонтова, «Несжатая полоса», «Элегия» Некрасова)
__________ называют эмоционально насыщенное раздумье о чем-либо
______________ - это коллективная пляска, сопровождаемая пением всех ее участников, могущая включать в себя также пантомимические движения или даже целые сцены
«Все повествовательные формы, - писал Ф.Шиллер, - переносят настоящее в прошедшее; все драматические делают прошедшее ________»
«Герой нашего времени» Лермонтова, «Накануне» Тургенева, «Анна Каренина» Л.Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского по жанру
«Дубровский» Пушкина, «Казаки» Л.Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» Горького, «Джамиля» Ч.Айтматова, «Другая жизнь» Ю.Трифонова по жанру __________
«Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде» по жанру
«Страдания юного Вертера» Гёте, «Утраченные иллюзии» Бальзака, «Мадам Бовари» Флобера, «Домби и сын» Диккенса по жанру
Автором первых комедий был древнегреческий драматург
Большую роль в становлении внутреннего монолога сыграл роман писателя-сентименталиста ________ «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»
Бородинская битва в одной из глав «Войны и мира» показана в восприятии не искушенного в военном деле Пьера _______; военный совет в Филях подан в виде впечатлений девочки Малаши
Бывают трагедии, где главные герои не гибнут («Пир во время чумы» _______, «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого)
В V в. до н.э. в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида выкристаллизовывается этот драматический жанр
В «Анне Карениной» скачки, в которых участвует ________, воспроизведены дважды: один раз - пережитые им самим, другой - увиденные глазами Анны
В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном ________» Гоголя значительное место занимают описания вещей, по существу ненужных, находящихся не на своих местах, лишенных хорошего хозяина
В Афинах корифей весеннего обрядового хоровода разыгрывал миф о неизбежных, «роковых» гибели и воскресении Диониса, изображая его в виде козла (особенно плодовитого животного), надев на себя, как и весь хор, козлиную шкуру, - так возникла
В отличие от романов и эпопей, повестей и новелл, трагедий и комедий ___________, осваивая внутренний мир человека, не изображает события, действия, поступки, взаимоотношения
В русской литературе нередко сам автор являлся прототипом своего персонажа: Лермонтов так создавал Печорина, ________ - Оленина и Левина, Чехов - Астрова, Горький - Алешу Пешкова.
В русской литературе нередко сам автор являлся прототипом своего персонажа: Лермонтов так создавал Печорина, Л.Толстой - Оленина и Левина, ________ - Астрова, Горький - Алешу Пешкова
В эпопее и романе, сказке и новелле прямо или косвенно присутствует __________- своего рода посредник между изображенным и слушателем (читателем), свидетель и истолкователь происшедшего
Во времена классицизма членение _______ на сценические эпизоды совпадало с членением их на действия (акты)
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность слов в предложении:
Восстановите правильную последовательность слов в предложении:
Восстановите правильную последовательность слов в предложении:
Восстановите правильную последовательность слов в предложении:
Восхождение инициативного человека из низших сословий по социальной лестнице является главной темой ______
Выберите драматические жанры:
Выберите имена античных драматургов, авторов комедий:
Выберите имена античных драматургов, авторов трагедий:
Выберите имена известных драматургов:
Выберите имена известных драматургов:
Выберите лирические жанры:
Выберите лирические жанры:
Выберите лиро-эпические жанры:
Выберите произведения, написанные в жанре драмы:
Выберите произведения, написанные в жанре драмы:
Выберите произведения, написанные в жанре комедии:
Выберите произведения, написанные в жанре комедии:
Выберите произведения, написанные в жанре оды:
Выберите произведения, написанные в жанре повести:
Выберите произведения, написанные в жанре повести:
Выберите произведения, написанные в жанре психологического романа
Выберите произведения, написанные в жанре романа:
Выберите произведения, написанные в жанре романа:
Выберите произведения, написанные в жанре романа:
Выберите произведения, написанные в жанре трагедии:
Выберите произведения, написанные в жанре трагедии:
Выберите произведения, написанные в жанре трагедии:
Выберите произведения, написанные в жанре утопии:
Выберите произведения, написанные в жанре элегии:
Выберите эпические жанры:
Выберите эпические жанры:
Выберите эпические жанры:
Выдающимся рапсодом, вероятно, и был в Древней Греции Гомер, которому приписывается авторство великих песенных эпопей
Выразительные повторы гласных звуков в стихотворении - это
Выразительные повторы согласных звуков в стихотворении - это
Главный объект художественного познания в ______- это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроение и эмоции
Главным речевым «носителем» драматического действия является _______: персонажи общаются (и в частности, конфликтуют) друг с другом, обмениваясь репликами
Главным речевым «носителем» драматического действия является диалог: персонажи общаются (и в частности, конфликтуют) друг с другом, обмениваясь ___________
Драматический ________ литературы воссоздает действие с максимальной непосредственностью
Драматический жанр, который классицисты называли низким, - это
Драматурги, в отличие от авторов эпических произведений, вынуждены ограничиваться тем объемом словесного текста, который отвечает запросам театрального _______
Есть и трагедии с романической проблематикой. Таковы «Ипполит» Еврипида, «Ромео и Джульетта» _________, «Гроза» А.Островского
И драматургия, и стихотворная эпическая словесность ведут происхождение от ____________
Ибсен, Метерлинк, Стриндберг, Гауптман, Шоу создавали свои произведения в жанрах
Из хоровой, обрядовой песни возникла постепенно и ______________
Изображалось вымышленное идеальное, по представлениям авторов, общество, свободное от недостатков в жанре
Л.Толстой не раз подчеркивал, что главное в его романе ______________ - «мысль семейная»
Лирика же, будучи ______ литературы, неизменно сохраняет присущее словесному искусству изобразительное начало
Лирический жанр, стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет, - это
Лирический жанр, стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества, - это
Лирический жанр, стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью, - это
Лиро-эпическими являются произведения так называемой лирической прозы. Так, _______ А. де Сент-Экзюпери построены в виде цепи лирических раздумий, к которым как бы подключается повествование о событиях
Литература знает немало произведений, в которых __________ и лирическое начала соединяются на равных правах. Их называют лиро-эпическими
Любимый лирический жанр М.В.Ломоносова - это
Малая эпическая форма, которая широко представлена в творчестве таких авторов, как Пушкин, Мериме, Мопассан, Чехов, О’Генри, Хемингуэй, Паустовский, Шукшин, - это
Наиболее распространенная форма лирического творчества - это небольшие _________, где выражается какое-то одно движение души, какой-то один «порыв сознания», что-то испытанное однажды
Национально-исторические ______ в русской литературе писали поэты-классицисты - Ломоносов («Ода на взятие Хотина»), Державин (ода «На взятие Измаила»)
Непосредственно воспринимаемая сторона формы литературных произведений - это их словесный строй, или особенности их _________ речи
Новый расцвет _______ связан с английским Возрождением, особенно с творчеством В.Шекспира. Раскрывая трагические конфликты, Шекспир в то же время не чуждается комического («фальстафовский» фон в «Генрихе IV» и «Генрихе V»)
Образцом новеллистического сюжета часто считают девятую ______ пятого дня в «Декамероне» Боккаччо
Описательно-повествовательный рассказ, имеющий обычно нравоописательную проблематику, - это
Основным значением слова «__________» осталось художественное воспроизведение природы
Первоначально лирика и ________ были неразрывно связаны: лирические произведения пелись, словесный текст сопровождался мелодией
Персонажи драмы обнаруживают себя в поведении (прежде всего в произносимых словах) более рельефно, чем персонажи произведений __________
Полно воспринять ________ произведение - это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто свое собственное, личное, задушевное
Претворение черт личности поэта в образ лирического героя - важнейшее свойство ______
Произведения устного народного ______ обычно наполнены фонетическими, лексическими и грамматическими диалектизмами
Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, -________, драма и лирика
Прямые излияния души нередки также в стихах гражданского и даже философского характера, например: «К Чаадаеву» - объяснение ______ в любви к родине и свободе; «Не жалею, не зову, не плачу...» Есенина - задушевное раздумье поэта о своей жизни
Прямые излияния души нередки также в стихах гражданского и даже философского характера, например: «К Чаадаеву» - объяснение Пушкина в любви к родине и свободе; «Не жалею, не зову, не плачу...» _________ - задушевное раздумье поэта о своей жизни
Пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса, - это
Реалистическая поэма, замечательные образцы которой - «Дон-Жуан» ______ и «Евгений Онегин» Пушкина, унаследовала от романтической поэмы принцип эпического повествования, пронизанного лиризмом
Самый разнообразный по тематике, отличающийся большой широтой изображаемых жизненных конфликтов, драматический жанр - это
Слова и обороты национального языка в _________ речи получают то образное значение, которого у них обычно нет в других видах речи - научной, философской, юридической и т.д., передающих понятийное мышление о жизни
Сопоставим с этой точки зрения трагедию А.Островского «Гроза» и его ______ «Бесприданница»
Специфика ________ как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки
Стихотворение из восьми стихов четырехстопного ямба, в котором развитие лирической темы, данной в первых двух стихах, приводит по принципу смысловых контрастов к полному повторению первого стиха на четвертом и седьмом местах, а второго - на восьмом, - это
Стихотворение, в котором каждая строфа - замкнутое в себе и синтаксически законченное целое, - это
Стихотворение, обращенное к определенному лицу и часто содержащее его характеристику, - это
Сюжетное время в драме должно поместиться в строгие рамки _______сценического
Такие поэмы, как «Демон» _________, «Соловьиный сад» Блока, «Крысолов» Цветаевой, воспринимаются прежде всего как эпическое повествование, но в конечном счете и как лирическая медитация
Такие поэмы, как «Демон» Лермонтова, «Соловьиный сад» _____, «Крысолов» Цветаевой, воспринимаются прежде всего как эпическое повествование, но в конечном счете и как лирическая медитация
Трагедия _______ «Персы» выражала идейное отрицание персидского деспотического государства, в котором «все рабы, кроме одного», и идейное восхваление греческой демократии
Установите связь между жанром и произведением:
Установите связь между жанром и произведением:
Установите связь между жанром и произведением:
Установите связь между жанром и произведением:
Установите связь между жанром и произведением:
Установите связь между жанром и произведением:
Установите связь между родом литературы и произведением
Установите связь между родом литературы и произведением
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Филологи различают, следовательно, ______ и язык
Элегия может быть различной по своей жанровой проблематике, например нравоописательной - выражать скорбь о гражданском состоянии общества («Дума» Лермонтова, «Несжатая полоса», «Элегия» _______)
Эпическое _________ всегда ведется от чьего-то лица
Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающих их от ________