Верны ли утверждения?
А) «Мотивы» и «сюжеты», «приемы» и целые их «системы» или «структуры» всегда возникают в литературе вопреки творческой воле писателей
В) История литературы народов мира выглядит в истолковании компаративистов как непрерывный переход («миграция») одних и тех же некогда возникших «мотивов» из произведений в произведения, из одной национальной литературы в другую
Верны ли утверждения?
А) Гегель был выдающимся представителем историко-культурной школы в литературоведении
В) Биографические данные всегда бывают очень важным, хотя и подсобным материалом для изучения исторического развития национальных литератур, для понимания особенностей их идейного содержания
Верны ли утверждения?
А) До создания или усвоения письменности все народы не создавали словесные произведения
В) Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира - письменная и устная
Верны ли утверждения?
А) Если бы драматург с талантом Шекспира жил в эпоху Диккенса, он писал бы точно также
В) Если бы поэт с талантом Пушкина прожил жизнь, подобную жизни Горького, его творчество имело бы совершенно иное содержание и форму
Верны ли утверждения?
А) Изучение литературоведами древних и средневековых литератур разных народов недопустимо на основе углубленного знания палеографии
В) Фольклор развивался параллельно с художественной литературой, взаимодействовал с ней и нередко оказывал на нее большое влияние
Верны ли утверждения?
А) Лингвистика изучает произведения художественной словесности не только со стороны их языка, но и в единстве идейного содержания и формы
В) Литературоведение тесно связано с искусствоведением
Верны ли утверждения?
А) Литературные языки различных народов, на которых создавались и создаются художественные произведения, возникают вместе с появлением письменности
В) Авторство некоторых, иногда самых значительных произведений, например «Слова о полку Игореве», пока так и не удалось твердо установить
Верны ли утверждения?
А) Литературоведение изучает в произведениях художественной словесности лексические, фонетические, грамматические особенности тех языков, на которых эти произведения созданы
В) Предмет литературоведения - художественная словесность - один из видов искусства
Верны ли утверждения?
А) Своеобразие той или иной исторической эпохи национальной жизни никоим образом не отражается в содержании созданных в эту эпоху литературных произведений
В) Произведения художественной словесности всегда принадлежат тому или другому народу, на языке которого они созданы, и определенной эпохе в истории этого народа
Верны ли утверждения?
А) Содержательное значение элементов художественной формы легко постичь с помощью математических приемов анализа
В) Суть компаративизма заключается не в сравнительном изучении, а в особом понимании развития литературы - в теории заимствования
Верны ли утверждения?
А) Стремление объяснить развитие литературы изменяющимися условиями социально-исторической жизни было как будто вполне правильным исходным положением представителей «структурализма»
В) Научное изучение литературы каждого народа требует от литературоведов и особых знаний - филологических, исторических, искусствоведческих, и особой исследовательской опытности
Верны ли утверждения?
А) Тем не менее литературоведение и лингвистика совершенно не взаимодействуют между собой и помогают друг другу
В) По существу, литературоведение и лингвистика - различные науки, так как они ставят перед собой разные познавательные задачи
Верны ли утверждения?
А) У писателя всегда отсутствуют отчетливые взгляды на жизнь, те или иные общественные идеалы, которые он и выражает в своих произведениях
В) Литературоведение не может не учитывать тесную связь развития художественной словесности с исторической жизнью отдельных народов
Верны ли утверждения?
А) С появлением письменной литературы фольклор исчезает
В) Литература у каждого народа возникала только тогда, когда он, так или иначе, овладевал письменностью
Верны ли утверждения?
А) Совершенно неважная, второстепенная задача для литературоведов - выяснение творческой биографии отдельных писателей
В) Без общеисторической и собственно литературной хронологии не может существовать история литературы как наука
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Ни живопись, ни скульптура, ни даже пантомима и возникающее на ее основе театральное искусство не обладают способностью такого широкого охвата жизненных явлений, как теория литературы.
В) Используя речь в качестве предмета изображения, писатель преодолевает ту схематичность словесных картин, которая связана с их «невещественностью».
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Литературоведение как вид искусства, таким образом, обладает своего рода универсальностью.
В) Текст литературного произведения - это всегда совокупность чьих-то высказываний.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) С помощью танца и физической культуры можно воспроизвести любые стороны действительности; изобразительные возможности словесного искусства поистине не имеют границ.
В) Характеры персонажей новелл и повестей, эпопей и романов также раскрываются в диалогах и монологах, произносимых вслух или про себя.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Литературоведение и текстология с наибольшей полнотой воплощает познавательное начало художественной деятельности.
В) Человек в словесном изображении (и только в нем) выступает в качестве «носителя речи».
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Особенно широко осуществились изобразительные и познавательные возможности литературы в XIX в., когда в искусстве России и западноевропейских стран ведущим стал сентиментализм.
В) Пространственные представления в литературных произведениях нередко имеют обобщающее значение.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Стендаль и Бальзак, Диккенс и Теккерей, Пушкин и Гоголь, Достоевский и Л. Толстой художественно отразили жизнь своей страны с позиций романтического метода.
В) Писатель может с неограниченной быстротой переходить от одной картины к другой, легко перенося читателя в разные места.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Уникальным качеством художественной литературы является также ее ярко выраженная, открытая юмористичность.
В) В художественном освоении пространства литература обладает и преимуществами по сравнению со скульптурой и живописью.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Взгляды писателя, запечатленные прежде всего образами, тщательно скрываются литературоведами.
В) В освоении пространственных соотношений литература уступает другим искусствам, обладающим изобразительностью.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Словесный текст нередко сочетает детальное изображение героев с их необыкновенной пластикой и голосом.
В) Писатели как бы растягивают или сжимают время изображаемого действия.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Хореографическая форма наиболее благоприятна для выражения политических взглядов создателя художественного произведения.
В) В первом абзаце повести Э. Хемингуэя «Старик и море» рассказано, как на протяжении восьмидесяти четырех дней старого рыбака преследовали неудачи.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Литературоведы и литературные критики нередко создают своего рода программные произведения, где формулируется их писательское «кредо».
В) В литературном произведении могут быть даны тщательные, подробные характеристики какого-то крайне короткого промежутка времени.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Так, живопись и скульптура изображают предметы в динамике, выдвигая на первый план их пространственные очертания и пропорции.
В) Действительность в ее пространственно-временных координатах различными видами искусства осваивается по-разному.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Так называемая музыкальная ритмика была особенно важной в античной литературе.
В) Представления о наружности героев, их движениях, жестах, об обстановке действия у читателя субъективны в гораздо большей степени, чем у тех, кто осматривает живописные полотна и статуи или же находится в зрительном зале театра или кино.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) Читатель не имеет права самостоятельно избирать темп восприятия произведения.
В) В ассоциациях читателя, вызываемых словесно-художественными образами, немало индивидуального и произвольного.
Есть неточности и ложные утверждения в предложениях?
А) При восприятии литературного произведения ассоциации представлений читателя совершенно не важны.
В) Словесный текст отвечает требованиям искусства, если писателем найдены немногие яркие детали и подробности, воссоздающие предмет в целостности его облика.
________ – род литературы, который художественно осваивает преимущественно внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления; в ней максимально воплощается субъективное начало человеческой жизни
_________ - это взаимная соотнесенность и расположение в тексте произведения единиц изображаемого и речевых средств
_________ - это восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу и могущее быть объективированным в тех сторонах и явлениях жизни, которые связаны с сознанием этого идеала
_________ в литературоведении - это совокупность суждений, направленных на постижение авторской концепции (идеи) словесно-художественного произведения и истолковывающих его содержание (смысл)
_________ действия шекспировской трагедии - это смерть Ромео и Джульетты и примирение Монтекки и Капулетти
_________ называют начальный эпизод эпического или (чаще) драматического произведения, где либо сообщается о намерениях и задачах автора, либо кратко излагаются показываемые в дальнейшем события, либо, изображается какое-то одно событие, отдаленное во времени от основного действия
_________ – компонент сюжета, который обнаруживает и обостряет уже имевшиеся ранее противоречия в жизни героев или же сама создает («завязывает») какие-либо конфликты
__________ называют изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке
__________ называют сообщение о прошлом персонажей, она объясняет читателю, как формировались характеры действующих лиц
__________ произведения - это и есть созданная для этого личность во всей ее индивидуальности, действующая в сюжете произведения
__________ с преобладанием чисто временных связей между событиями являются хроникальными
_____________, как правило, непосредственно предшествует развязке действия - моменту, завершающему течение событий, кладущему ему конец
«Персонажи художественного произведения - не просто двойники живых людей, - отмечал Б. Брехт, - а _______, очерченные в соответствии с идейным замыслом автора»
Авторские пояснения к словам героев в драме сведены к так называемым _______, имеющим лишь вспомогательное значение
Артистов Художественного театра, игравших в пьесе «Дядя _______», Чехов предостерегал от чрезмерных акцентов на поворотных, внешне драматических моментах в жизни героев
Большая часть глав книги _______ «Путешествие из Петербурга в Москву» имеет зачины или концовки чисто публицистического характера
В «Похвале Глупости» _____________ изображение условного персонажа (самой Глупости) нередко уступает место отвлеченным суждениям, принадлежащим, по сути, автору
В Англии это было различие романтических стремлений поэтов «Озерной школы» - Колриджа и Вордсворта, искавших свои идеалы в патриархальном прошлом, и романтического пафоса таких поэтов, как ________ и Шелли, выражавших в лирике и поэмах мотивы общественного протеста
В драматическом роде литературы также применяются как ________, так и проза, порой соединяемые в одном и том же произведении (многие пьесы Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина)
В драматическом роде литературы также применяются как стихи, так и проза, порой соединяемые в одном и том же произведении (многие пьесы Шекспира, «Борис Годунов» _________)
В обиходной речи _________ нередко отождествляется с содержанием произведения
В обиходной речи лирические произведения нередко отождествляются с __________, а эпические - с прозой
В произведениях с «пафосом социальности» (Белинский) _________ осознаются и изображаются как порождение конкретно-исторических ситуаций
В романе Л.Толстого «__________» присутствует единый узел конфликтных взаимоотношений главных героев - Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова
В романе Л.Толстого «Анна Каренина» нет узла событий, который бы свел воедино судьбы всех героев. Каждая из трех групп действующих лиц (Анна, Вронский и Каренин; ________ и Кити; Стива Облонский и Долли) изображается как бы независимо от двух других
В русской литературе нередко сам автор являлся прототипом своего персонажа: Лермонтов так создавал Печорина, Л.Толстой - Оленина и Левина, ________ - Астрова, Горький - Алешу Пешкова
Важнейшая функция сюжета - обнаружение жизненных противоречий, т.е. ____________ (в терминологии Гегеля - коллизий)
Во многих широко известных литературных произведениях художественные ________ предваряются или сопровождаются собственно публицистическими обобщениями
Воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность - это
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений:
Восстановите правильную последовательность предложений
Восстановите правильную последовательность предложений
Восстановите правильную последовательность предложений
Восстановите правильную последовательность предложений
Восстановите правильную последовательность предложений
Восстановите правильную последовательность предложений
Восстановите правильную последовательность предложений
Восстановите правильную последовательность предложений
Восстановите правильную последовательность предложений
Восстановите правильную последовательность слов в предложении
Восстановите правильную последовательность слов в предложении
Восстановите правильную последовательность слов в предложении
Восстановите правильную последовательность слов в предложении
Восстановите правильную последовательность слов в предложении
Вслед за испанским драматургом XVII в. Тирсо де Молиной о соблазнителе женщин Дон-Жуане писали Мольер, Байрон, _________, А.К.Толстой, Л.Украинка, Б.Шоу, М.Фриш и многие другие. ( укажите фамилию)
Вспомним обстоятельную предысторию Чичикова в «Мертвых душах» (последняя глава первой части); Лаврецкого и Лизы Калитиной в начале «Дворянского________» Тургенева
Выберите произведения, изобилующие фантастическими мотивами
Выберите произведения, основу которых составляют исторические события
Выберите авторов, произведения которых исполнены сатирического пафоса
Выберите авторов, произведения которых исполнены сатирического пафоса
Выберите авторов, произведения которых исполнены сатирического пафоса
Выберите виды пафоса:
Выберите виды пафоса
Выберите героев средневековых эпосов
Выберите героев, образы которых исполнены драматического пафоса
Выберите героев, образы которых исполнены драматического пафоса
Выберите названия героических средневековых эпосов
Выберите немецких романтических писаталей
Выберите основные элементы сюжета:
Выберите основные элементы сюжета:
Выберите поэтов и писаталей эпохи Возрождения
Выберите произведения Байрона, исполненные драматического пафоса
Выберите произведения русской литературы, исполненные драматического пафоса
Выберите произведения французской литературы, исполненные драматического пафоса:
Выберите произведения, в которых воспет подвиг русских воинов в войне 1812 г.
Выберите произведения, исполненные трагического пафоса
Выберите романтических поэтов Великобритации
Выберите автобиографические повести
Выберите произведения, сюжеты которых созданы по следам уголовных историй
Высказывания, осуществляемые человеком либо в одиночестве (буквальном), либо в психологической изоляции от окружающих, - это
Высокое воодушевление художника постижением сущности изображаемой жизни, ее «истины» - это
Герой, которому писатель поручает высказать свои общие отвлеченные рассуждения, - это
Глубоко конфликтен в романе «_________» не только узел взаимоотношений центральных героев, трагически развязывающийся убийством Настасьи Филипповны и сумасшествием Мышкина, но и тот социально-психологический фон, на котором развертываются события
Для многих произведений русского реализма характерна, в той или иной мере, романтическая направленность. Таков, например, роман Тургенева «________ гнездо» или те главы «Войны и мира» Л.Толстого
Для многих произведений русского реализма характерна, в той или иной мере, романтическая направленность. Таков, например, роман Тургенева «Дворянское гнездо» или те главы «Войны и мира» Л.________
Душевная умиленность, вызванная осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой, – это ______
Еще поэты и драматурги эпохи Возрождения выражали романтические переживания: Петрарка в сонетах, посвященных Лауре, _________ в «Дон Кихоте», Шекспир в «Ромео и Джульетте» и других пьесах
Зачинателем романтического творчества во Франции был __________, уходивший в своем творческом воображении от современности к жизни полудиких племен, не затронутых цивилизацией
Идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении, - это
Иначе обстоит дело в творчестве Достоевского и Л.Толстого, художественно освоивших так называемую ________ души человека
Компонент сюжета, который обнаруживает и обостряет уже имевшиеся ранее противоречия в жизни героев или же сама создает («завязывает») какие-либо конфликты - это
Лиризмом проникнуты роман __________ «Дворянское гнездо», пьесы Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы и повести Паустовского
Литературный _______ - это определенный социальный характер, воплощенный в отдельной личности, созданной творческим воображением писателя для совершенного и законченного выражения идейного осмысления и эмоциональной оценки этого характера
Многие из литературных героев были сторонниками и защитниками самодержавия и крепостничества. Таких, например, показал _________ в «Горе от ума» в лице Скалозуба и Фамусова или Л.Толстой в «Войне и мире» в лице старого князя Курагина, Друбецкого, Берга
На умолчании построена повесть Пушкина «________». Лишь в самом конце читатель узнает о том, что Мария Гавриловна обвенчана с незнакомцем, которым, как выясняется, был Бурмин
Наиболее сильное и резкое негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни – это _______ пафос
Намеренная и явная ориентация автора на ранее бытовавший в художественной словесности стиль, его имитация, воспроизведение его черт и свойств - это
Образ _________ - это система всех средств его изображения: предметных деталей, композиционных приемов и словесных, семантических и синтаксических средств
Определенные социальные характеры встречаются не только в реалистической литературе, но и в произведениях классицизма, сентиментализма, ___________, а также в произведениях более ранних эпох
Освоение Л.Толстым и Достоевским «диалектики _______», тщательное изображение ими «таинственного процесса» формирования мыслей и чувств (Чернышевский) - это одно из замечательных открытий в области литературного творчества
Осмеяние негодующее и обличительное - это
Отношение писателя к изображаемым им характерам, выраженное через их изображение, - это
Пафос самого произведения, вытекающий из идейного миросозерцания писателя, может иметь различную направленность - и утверждающую, и отрицающую – это ________ пафос
Перелицовки предшествующих литературных фактов, будь то отдельные произведения или «типовые» явления писательского творчества (жанры, стилевые установки, укорененные художественные приемы), - это
Повествование, которое в отличие от стилизации и пародий ориентировано на речь «внелитературную»: устную, бытовую, разговорную, которая при этом является чужой писателю, неавторской, - это
Под влиянием литературного процесса представления о родах так менялись. Они были приведены в систему представителями немецкой эстетики конца XVIII - начала XIX в.: в работах Шиллера и Гёте, позднее - Шеллинга и Гегеля. В русле идей этих авторов развивал свою теорию литературных родов __________ в статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841)
Подобный интерес к характерным представителям высших слоев общества проявляли в своих трагедиях и писатели классицизма - Корнель и Расин во Франции, Сумароков и Княжнин в __________
Понятие литературного рода возникло в античной эстетике, в сочинениях Платона и
Присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим литературным фактам, отдельным произведениям или их группам, напоминания о них - это
Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, -________, драма и лирика
Психологизм Толстого и _________ - это выражение интереса к текучести характера, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности, к умонастроениям и помыслам, которые часто не воплощаются в поступке, в индивидуальной и социальной судьбе
Различают следующие типы сюжета:
Рефлективная душевная восторженность, обращенная к тому или иному возвышенному «сверхличному» идеалу и его воплощениям, - это
Речь в _________ выступает прежде всего в ее выразительной (экспрессивной) функции, она непосредственно и активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (носителя речи) - так называемого лирического героя
Содержание произведений, в которых человеческие характеры и отношения становятся предметом насмешливого осмысления и соответствующего изображения, - это
Содержание художественного произведения заключает в себе разные стороны, для определения которых существуют три термина - ________, проблематика, идейно-эмоциональная оценка
Содержание художественного произведения заключает в себе разные стороны, для определения которых существуют три термина - тематика, ________, идейно-эмоциональная оценка
Специфика ________ как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки
Сюжеты с преобладанием внешнего действия основаны главным образом на ________. Этим термином со времени Аристотеля обозначаются внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей - всевозможные повороты от счастья к несчастью и наоборот
Сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей между событиями называют __________ единого действия, или концентрическими
Сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей между событиями называют сюжетами единого действия, или _____________
Сюжеты с преобладанием чисто временных связей между событиями являются ________
Так, в романе Лермонтова «Герой нашего времени» _________ сюжета служит постепенному проникновению в тайны внутреннего мира главного героя
Так, в русском столичном дворянском обществе первой половины XIX в., представлявшем как будто одну классовую среду, были люди разного уровня мышления и разных взглядов. Одни вели спокойное, беззаботное, обеспеченное существование. Таких, например, изобразил ________ в лице графа Нулина или Л.Толстой в лице Анатоля Курагина
Так, в русском столичном дворянском обществе первой половины XIX в., представлявшем как будто одну классовую среду, были люди разного уровня мышления и разных взглядов. Одни вели спокойное, беззаботное, обеспеченное существование. Таких, например, изобразил Пушкин в лице графа Нулина или _______ в лице Анатоля Курагина
Так, исполнены драматизма роман Л.Толстого «Анна Каренина» и стихотворение ___________ «Тоска по Родине»
Так, скептицизм Онегина подчеркивает романтическую мечтательность _________ и Татьяны, а наивная восторженность Ленского оттеняет глубину натуры Татьяны
Тартюф у _________ - типичный характер лицемерного пройдохи, пытающегося воспользоваться наивностью и доверчивостью дворянства
Термином «________» обозначаются наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в произведении (или во всем творчестве писателя) «опорные» художественные приемы и средства
Установите связь между автором и произведением
Установите связь между автором и произведением
Установите связь между автором и произведением
Установите связь между автором и произведением
Установите связь между автором и произведением
Установите связь между термином и определением:
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Установите связь между термином и определением
Утверждение величия подвига отдельной личности и целого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества – это _____ пафос
Хроникальное начало преобладает в таких повестях, романах и поэмах, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» _______, «Дон Кихот» Сервантеса
Художественное выражение пристального интереса к текучести сознания, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности - это
Элемент смешного в литературе и жизни, нарочитое несоответствие между сущим и должным (образом и оригиналом, исполнением и образцом, кажущимся и действительным и т.п) как побуждение к смеху - это
Эпические в своей родовой основе произведения, написанные стихами, нередки в литературе Нового времени («Дон-Жуан» __________, «Евгений Онегин» Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова)
Эпические в своей родовой основе произведения, написанные стихами, нередки в литературе Нового времени («Дон-Жуан» Байрона, «Евгений Онегин» Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» ___________)
Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающих их от ________
Эпос, _________ и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве
Являет собой единство объективного и субъективного начал - это