Верны ли определения?
А) Автобиографические повести о детстве являются соединительным мостом между литературой детской и взрослой.
В) В автобиографической повести события детских лет воссоздаются писателями в форме воспоминаний от первого лица.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Детская литература XX века сохраняет крепкие традиции просветительства и воспитания.
В) Постсоветская детская литература отличается малым жанровым разнообразием.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Для произведений детских авторов постсоветского периода литературы характерна подражательность зарубежным образцам.
В) Для произведений детских авторов советского периода характерна идеологизированность.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) К драме относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме.
В) Лирическая поэзия и лиро-эпические жанры в сфере литературы для детей тяготеют к фольклоризму.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Круг детского чтения состоит из двух частей: первого круга, являющегося основным минимумом – ядром детского чтения, и второго, более расширенного круга.
В) Первый круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышение их начитанности.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Мальчики в основном предпочитают приключения, фантастику, исторические повести, художественную баталистику.
В) Девочки в основном предпочитают лирические стихи, сказки, мелодраматические истории с хорошим концом.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Научная классификация строится на основе наличия или отсутствия в тексте образа читателя-ребенка.
В) Если образ читателя-ребенка почти не прослеживается в тексте произведения, произведение атрибутируется как «произведение для взрослых» и не входит в круг детского чтения.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Появление в круге детского чтения взрослых книг является неизбежным процессом.
В) Автор, сознательно адресующий свой замысел ребенку, отчасти поступается свободой выражения своего «Я» ради объективации детской точки зрения.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Практическая классификация детской литературы подразумевает разбиение читателей на возрастные группы.
В) Гендерная классификация подразумевает разбиение читателей на три группы.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Создавать произведения для малышей проще, чем для читателей других возрастов.
В) Художественные особенности литературы для малышей сближаются с традициями устного народного творчества.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эпические жанры исторической и нравственно-социальной тематики для детей считаются формами «краткими», для них характерны отчетливо прорисованные персонажи, ясная мысль, развитая в простой фабуле с напряженно-острым конфликтом.
В) «Детская» система драматических жанров практически не знает трагедии.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
В русском фольклоре считалось, что:
А) младенчество-детство — время без греха;
В) юность сбивает с доброго пути человека, желающего достичь Царства Небесного.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
Согласно русскому фольклору:
А) В жизненном цикле человека детство гармонично соединяется с юностью.
В) Согласно народным представлениям, ближе к совершенству юноша, нежели дитя-старик.
Подберите правильный ответ
Верны ли следующие определения?
А) Алогизм – нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики.
В) Иллюстрация – картинка в книге, поясняющая, дополняющая и наглядно раскрывающая текстовое содержимое книги.
Верны ли следующие определения?
А) Антропоморфизм – вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
В) Анимизм – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
Верны ли следующие определения?
А) Под чтением дошкольников понимается не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание.
В) Понимание текста – качество читателя, с одной стороны, несущее на себе возрастную специфику, с другой стороны, развивающееся (за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности.
Верны ли утверждения?
А) Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас.
В) Чтение развивает мышление.
Верны ли утверждения?
А) Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
В) Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира.
Верны ли утверждения?
А) Книги помогают ребенку познать самого себя.
В) Книги помогают детям понять других.
Верны ли утверждения?
А) Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
В) Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор.
Верны ли утверждения?
А) «Азбука дедушки Никифора» А. Потаповой, «Букваренок» Г. Юдина, «Азбука» Л. Петрушевской являются прозаическими азбуками.
В) Азбука М. Яснова «Праздник букваря» объединяет несколько жанров: считалки, скороговорки, колыбельные песни и даже приставалки.
Верны ли утверждения?
А) Аллитерация – повторение одних и тех же согласных звуков.
В) Ассонанс — повторение одних и тех же гласных звуков.
Верны ли утверждения?
А) Все учителя считают эстетическую функцию детской литературы самой главной функцией.
В) Учеными установлено, что до семи лет человек получает 30% знаний и 70% – за всю последующую жизнь.
Верны ли утверждения?
А) Динамичный сюжет и быстро меняющиеся картины повествования — одно из важнейших правил детского сюжетосложения.
В) При линейно-концентрическом принципе чтения человек обращается к одним и тем же произведениям и дошкольником, и школьником, и юношей, при этом уровень его читательских возможностей вырастает вместе с ним.
Верны ли утверждения?
А) Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач.
В) Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Верны ли утверждения?
А) Персонаж – центральное лицо или одно из центральных лиц произведения.
В) Литературный герой – второстепенное лицо произведения.
Верны ли утверждения?
А) Произведения детских авторов советского периода отличались идеологизированностью и в основном не несли воспитательной направленности.
В) Постсоветская детская литература отрекается от многих традиций русской и советской литературы.
Верны ли утверждения?
А) Произведения для детей можно делить на устное творчество и письменно-печатную литературу.
В) Только практическая классификация обладает стабильностью, остальные классификации представляют собой динамичные системы.
Верны ли утверждения?
А) Риторическая функция детской литературы привлекает юного читателя к книге, помогает ему лучше понять самого себя, учит его выражать свои мысли и чувства.
В) В советские времена эстетическая функция литературы нередко приносилась в жертву идеологии.
Верны ли утверждения?
А) Самая развитая сфера читательской деятельности у детей дошкольного возраста – осмысление содержания.
В) Реакция на художественную форму произведения у большинства детей дошкольного возраста отсутствует.
Верны ли утверждения?
А) Со старшими дошкольниками, читая стихотворные произведения, уже можно заниматься их анализом – «препарированием», беседами о прочитанном, толкованием поэтического словаря и т.п.
В) Развитию творческого воображения дошкольников способствуют такие задания, как рисование (иллюстрирование), составление диафильма, комикса по тексту; творческий пересказ; изготовление карт, схем, макетов; костюмов, инсценирование и др.
Верны ли утверждения?
А) Сочинение, сочинительство являются одним из мотивов для чтения.
В) Без учета коммуникативной функции юный читатель становится читателем по принуждению со временем отвращается от этого занятия.
Верны ли утверждения?
А) Цинизм – откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и общепринятым нормам нравственности.
В) Екатерина Великая была одной из самых плодовитых писательниц, она создала около пяти тысяч томов.
_____ детской литературы определяется функцией книги.
_____ классификация детской литературы построена на особенностях детской читательской психологии и периодизации образовательного процесса.
_____ классификация детской литературы учитывает особенности интеллектуального и эмоционального развития ребенка, объем его знаний и жизненного опыта.
_____ о детской литературе говорил так: «Книги, из которых не вырастают».
_____ определил детскую литературу как «великую державу» с «суверенными правами и законами».
_____ отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей.
_____ у большинства детей дошкольного возраста отсутствует – дошкольнику нравится читать (воспринимать) всё, независимо от литературного рода и жанра.
_____ функция детской классической литературы способствует расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.
_____ функция детской литературы привлекает юного читателя к книге, помогает ему лучше понять самого себя, учит его выражать свои мысли и чувства.
_____ функция усиливает каждую из остальных функций детской литературы.
_____ – большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического повествовательного произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания.
_____ – вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
_____ – вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками.
_____ – вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками.
_____ – вид детской литературы, включающий произведения, ближе всего стоящие к детскому фольклору.
_____ – вид поэзии, сопровождающей изображение описываемых в ней действий, деяний, реконструкцию событий.
_____ – второстепенное лицо произведения.
_____ – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.
_____ – древние литературные произведения, написанные многоопытными людьми на закате жизни и адресованные молодому поколению и служащие своеобразным завещанием духовно-нравственного характера.
_____ – жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом
_____ – жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.
_____ – исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
_____ – картинка в книжке, поясняющая, дополняющая и наглядно раскрывающая текстовое содержимое книги.
_____ – книга для изучения алфавита.
_____ – книга для изучения алфавита.
_____ – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.
_____ – лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.
_____ – множество правил, представленных в виде текста.
_____ – множество правил, представленных в виде текста.
_____ – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
_____ – нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике.
_____ – определенная разновидность произведений данного литературного рода.
_____ – откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и общепринятым нормам нравственности.
_____ – повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.
_____ – подвид научно-познавательной литературы, включающий произведения, в образах раскрывающие объективное содержание явлений природы.
_____ – подвид научно-познавательной литературы, включающий школьные учебники и пособия, словари, справочники, энциклопедии и т.п.
_____ – последовательное описание человеком событий собственной жизни.
_____ – последовательное описание человеком событий собственной жизни.
_____ – прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
_____ – прозаический литературный жанр, предполагающий развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.
_____ – рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.
_____ – род художественной литературы, в пределах которого мироотношение автора или персонажа раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.
_____ – род художественной литературы, в пределах которого мироотношение автора или персонажа раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.
_____ – род художественной литературы, вид поэзии, сопровождающей изображение описываемых в ней действий, деяний, реконструкцию событий.
_____ – род художественной литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей
_____ – составная часть сюжета литературного произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение.
_____ – составная часть сюжета литературного произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение.
_____ – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
_____ – стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленный текст.
_____ – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
_____ – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
_____ – учебное пособие для обучения грамоте.
_____ – учебное пособие для обучения грамоте.
_____ – эпоха, развитие детской литературы в которой происходит в тесной связи с просвещением, с литературой для взрослых и всей культурой, c революционно – освободительным движением.
_____ – это произведения, сочиненные детьми.
_____ — вид детской литературы, включающий произведения, утверждающие систему моральных ценностей.
_____ — крупная, отличная от прочих начальная буква главы или статьи.
_____ — литературная форма: стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленный текст.
_____ — это комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития.
_____ — это произведения или фрагменты из произведений общей литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и оттого закрепившиеся в их чтении.
«Серебряный век» – период _____.
Автором «Сказки о попе и о работнике его Балде», «Сказки о мертвой царевне, и о семи богатырях», «Сказки о рыбаке и рыбке» является _____.
Автором детских книг «Краткая русская история» и «Первое учение отрокам» является _____.
Автором книг «Российская азбука с гражданским учением», «Китайские мысли о совести», «Сказка о царевиче Хлоре», «Разговоры и рассказы», «Записки», «Выбранные российские пословицы», «Продолжение начального учения», «Сказка о царевиче Фивее» является _____.
Автором книг для детей «Лицевой букварь» (1694), «Букварь языка словенска» (1696) и «Повесть об Иване Воине» (1696) является _____.
Автором сборников для детей «Детские сказки дедушки Иринея» и «Детские песни дедушки Иринея» является _____.
Автором стихотворений «Предисловие к юношам, учится хотящим» и «Увещание» является _____.
Актуализации коммуникативной функции детской литературы способствует
Без учета _____ функции (функции наслаждения, удовольствия) юный читатель становится читателем по принуждению со временем отвращается от этого занятия.
В _____ классификации различают три вида произведений: произведения, прямо адресованные детям, детское чтение и детское литературное творчество.
В «Заповедях для детских поэтов» Корней Чуковский перечислил правила, по которым следует создавать детские стихи и поэмы:
В детской литературе практически отсутствует такой жанр, как _____.
В искусстве _____ за ребенком пришло право быть включенным в картину мира, преисполненную божественного совершенства.
В конце 20-х и особенно в 30-е годы XX в. в детской поэзии России ведущее место приобретают темы:
В литературе для малышей преобладают следующие произведения:
В отношении художественной литературы _____ функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания; во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.
В первых веках христианства в русской и европейской портретной живописи ребенок изображался:
В природоведческой литературе наиболее широко применяется такой способ художественного изображения действительности, как _____.
В психологии _____ – это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
В советские времена _____ функция детской литературы нередко приносилась в жертву идеологии, когда дошкольников заставляли заучивать наизусть «идеологически правильные» стихи о партии и коммунизме.
Василий Андреевич Жуковский является автором _____.
Во время чтения _____ задействована у старших дошкольников достаточно активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта.
Главная цель детской литературы — _____.
Дети обладают повышенной речевой одаренностью, постепенно убывающей к _____ годам.
Детские авторы постсоветского периода:
Для детских произведений постсоветского периода характерны:
Для детской художественной словесности характерно:
Для развития эмоциональной сферы применяются такие приёмы, как:
Жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых получил название «_____ святых».
Жанры, появившиеся в детской литературе в постсоветский период:
Издатель первого журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума» – _____.
К научно-познавательной литературе относится:
К учебно-познавательной литературе относятся:
К этическому виду литературы относятся:
Как к читателям, к _____ правильнее применять понятие «слушатель».
Качество читателя, с одной стороны, несущее на себе возрастную специфику, с другой стороны, развивающееся только в условиях специально организованной читательской деятельности, – это
Классификация детской литературы:
Книги Кариона Истомина:
Книги Феофана Прокоповича, написанные для детей:
Критерии формирования круга детского чтения:
Литературные произведения в порядке их создания:
М.М. Пришвин, А.П. Гайдар, Б.С. Житков, В.В. Бианки, Л.А. Кассиль – авторы _____.
Мнения о детской литературе: «Литература не может быть детской или взрослой. Она может быть плохой или хорошей. Последнюю читают все. Первую, т.е. плохую, не надо читать вообще», - придерживался _____.
Один их основных художественных приемов стихотворной азбуки – повторение одних и тех же гласных звуков – _____.
Один их основных художественных приемов стихотворной азбуки – повторение одних и тех же согласных звуков – _____.
Одно из важнейших правил детского сюжетосложения включает:
Основой поэтики конца XX в. стал такой прием художественного изображения действительности, как _____.
Первая рукописная книга для детей была создана в 1491 г. _____.
Первой печатной детской книгой является Азбука, составленная _____, изданная им во Львове в 1574 г.
Период предистории детской литературы назван так потому, что на Руси в это время _____.
Писатели-эмигранты XX века:
Повышенная речевая одаренность дошкольников проявляется в следующем:
Под понятием «чтение дошкольников» подразумевается:
Понятия, обозначающие повторение одних и тех же (согласных или гласных) звуков, - это
Поэтические жанры:
Поэтические книги Симеона Полоцкого:
При реализации _____ функции детской литературы ребенок знакомится с лучшими образцами искусства слова, книга прививает истинный художественный вкус.
Приёмы работы с текстом, связанные со сферой осмысления содержания:
Примером реализации _____ функции детской литературы является тот факт, что впечатления от чтения, полученные в детстве, возбуждали в будущих классиках дар сочинительства.
Прозаические жанры:
Произведения для детей, принадлежащие перу Екатерины Великой:
Произведения Н.М. Карамзина, опубликованные на страницах журнала «Детское чтение для сердца и разума»:
Произведения, переработанными самими авторами с целью изменения возрастной группы читаталей, - ЭТО
Развитию _____ способствуют такие задания, как иллюстрирование, составление диафильма, комикса по тексту; творческий пересказ; изготовление карт, схем, макетов; костюмов, инсценирование и др.
Расположите детских писателей в хронологическим порядке:
Расположите литературные произведения в порядке их создания:
Расположите этапы знакомства с книгой у дошкольников в логической последовательности:
Рассказы Н. Носова, В. Драгунского развивают тему _____ в детской литературе.
Роман, повесть, новелла, рассказ являются _____ литературы.
С помощью _____________ и __________ приемов решается ведущая для автора азбуки задача — познакомить ребенка с буквой, создать ее образ в детском сознании, установить ассоциативные связи между буквой, звуком и воплощенным в них миром.
Самая развитая сфера читательской деятельности у детей дошкольного возраста – _____.
Сборники А. Усачева, Г. Кружкова, М. Яснова, М. Бородицкой, стихи-«перевертыши» Г. Остера, юмористические сказки Э.Успенского появились в _____.
Сказки В.А. Жуковского:
Согласно видовой классификации детской литературы, _____ литература делится на сказочно-фантастическую, приключенческую, художественно-историческую, публицистическую литературы, а также на их производные.
Содержание предметной области «Чтение художественной литературы» призвано решать следующие задачи:
Специально организованная читательская деятельность включает:
Тема _____ раскрывается в таких детских произведениях, как, например, Л. Чарская «Княжна Джаваха», С.Георгиев «Дедушка» и др.
Тема _____ раскрывается в таких детских произведениях, как, например, М. Моравская «Пленный охотник», А. Барто «Игра в стадо», цикл «Игрушки», Э. Мошковская «Магазин» и др.
Тему _____ развивали такие детские писатели, как В. Бианки, Ю. Дмитриев, Ю. Линник и др.
Установите порядок знакомства детей с разными жанрами литературы, начиная с самого раннего возраста:
Ученые утверждают, что до _____ лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь (возраст, цифра).
Учителя считают _____ функцию детской классической литературы одной из самых главных: ребенку необходимо читать «нужные книги», из которых он узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».
Факт, что при формировании круга детского чтения для мальчиков и девочек имеются разные для тех и других доминанты, позволяет классифицировать детскую литературу по _____ признаку.
Функции детской литературы:
Элементы жанровой классификации:
Эпос, лирика, драма – классификация детской литературы _____.