Верны ли утверждения?
А) Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наибольшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, максимальным влиянием личности психодиагноста, его опытности на результаты обследования
В) Диалогические техники характеризуются максимальной вовлеченностью психодиагноста в процесс психодиагностики, своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить ее смысл
Верны ли утверждения?
А) Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы
В) В соответствии с диагностической гипотезой определяется и необходимый диагностический инструментарий, в зависимости от результатов исходная диагностическая гипотеза может изменяться, точно так же будет изменяться и инструментарий
Верны ли утверждения?
А) Наиболее комплексным тестом невербальной шкалы (принадлежность его к этой части теста весьма условна) являются "Кубики Косса", спешность выполнения этого теста зависит от развития сенсомоторной координации
В) Наиболее комплексным тестом невербальной шкалы (принадлежность его к этой части теста весьма условна) является "Шифровка", диагностирующая свойства внимания, восприятия, координации, результаты его выполнения быстро ухудшаются после 40 лет
Верны ли утверждения?
А) Неадекватность отображения ситуаций речевого общения характерна для большинства человеческих существ
В) В ситуациях устного речевого общения общающиеся имеют дело с собственными речами, слушающий формирует речь в соответствии с тем, как артикуляционный аппарат говорящего возбуждает процессы в воздушной среде
Верны ли утверждения?
А) Нерефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации
В) Рефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться
Верны ли утверждения?
А) Одним из основных видов деятельности психолога является диагностическая деятельность
В) Теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии и ее отраслей (предметных областей психологии), данные психометрики
Верны ли утверждения?
А) Одно основание классификации методик - мера вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики.
В) Полного соответствия между задачами и методиками не существует, наиболее ценные методики обладают универсальностью и могут применяться для решения разных задач
Верны ли утверждения?
А) Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции
В) В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом не происходит его структурирования, а личность с большим трудом проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.
Верны ли утверждения?
А) Проективные методики направлены на измерение свойств темперамента и характера
В) Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта
Верны ли утверждения?
А) Результат графических изображений адресован не к логическим, а к образным, невербальным структурам психики
В) Смысл графических изображений весьма сложен, т.к. в них слиты воедино и образы, и отношение человека к миру, и личный опыт переживания субъекта
Верны ли утверждения?
А) Шкала процентилей позволяет оценить отдельный индивидуальный результат относительно других индивидуальных результатов в исследуемой выборке
В) Наиболее распространенными преобразованиями первичных оценок являются центрирование и нормирование посредством среднеквадратических отклонений (z-преобразование)
____________ методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее, поэтому естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения и т.д.
_____________ тесты часто используются в школьной и групповой психодиагностике при групповых обследованиях уровня подготовки, достижений, профессиональных навыков, знаний
______________ рабочее место (АРМ) - автономный диалоговый (интерактивный) комплекс на базе компьютера, предназначенный для автоматизации работ, проводимых на рабочих местах
______________ рабочее место (АРМ) - это конечная совокупность технических, программных систем и организационных средств, предназначенных для реализации конкретной задачи (проблемы) конкретного потребителя (пользователя) на конкретном месте пользователя
_______________ слушание - это стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента
_______________ тестовых шкал – это создание таких критериев (таблиц), по которым можно будет преобразовывать первичные результаты выполнения теста в относительные оценки
________________ - совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта
________________ - это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью
________________ определение надежности теста является обязательным условием его допуска для использования в практической деятельности психолога
________________ слушание можно понимать не как прерывание говорящего, но как рефлексию, то есть отображение себя в состоянии слушания, обращение внимания на себя, осуществление анализа собственного восприятия
_________________ - процесс оценки степени, в которой тест или другой измерительный инструмент измеряет то, для измерения чего он предназначен
_________________ слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога
___________________ - тип методик, предусматривающих самостоятельную работу испытуемых, структура бланковой методики: инструкция, пример решения задачи, рабочие задания, ответный лист
___________________ методики представляют собой специфическую неоднородную группу психодиагностических приемов клинической ориентации, позволяющих прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых ситуациях, выявлять неосознаваемые аспекты личности
____________________ - это группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям
_____________________ - это интегральная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира, те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям
В основании методик лежит «проективная гипотеза» - каждое проявление индивида несет на себе отпечаток его _________________
Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе ________________ (устного или письменного) общения
Для проведения ______________ валидизации методики, т.е. для оценки ее эффективности, действенности, практической значимости, обычно используется независимый внешний критерий — показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни
Достаточно большой популярностью пользуются программные средства АРМ для контроля и координации деятельности организации, где вся управленческая деятельность описывается как _________________, каждый из которых имеет даты начала, конца и ответственных исполнителей.
Провести теоретическую _____________ методики — это доказать, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять
Психодиагностические методики могут классифицироваться по различным основаниям: ответу; речевому признаку (вербальные и невербальные); ______________; форме процедуры; методическому принципу, лежащему в основе методики; степени вовлеченности психодиагноста в диагностическую процедуру
Результаты цветовой диагностики ________________ позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит (в ответе укажите фамилию)
Создатель проективного «метода чернильных пятен», имеющего и сейчас широкое распространение в клинической практике, швейцарский психиатр Герман _______________, изначально был психоаналитиком
Тесты __________________ - тип методик, требующих применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных, используются для оценки психофизиологических свойств
Цель ______________ с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования
______________ обработка – это работа с измеренными характеристиками изучаемого объекта, его «объективированными» свойствами
______________ психодиагностики призвана облегчить психологу выбор методики, максимально соответствующей его задаче, поэтому должна отражать связь методов с "диагностируемыми психическими свойствами и практическими задачами
_______________ - широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик
_______________ в психологии используется с целью получения психологической информации, позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована
_______________ опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме
________________ теста – это характеристика точности его как измерительного инструмента, его устойчивость к действию помех (как внешних, так и внутренних)
________________ является проективной методикой исследования личности, в качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации
________________ – это точка на числовой шкале, состоящей из 100 уровней
________________- это стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Это основной инструмент психодиагностического обследования
_________________ - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования)
_________________ анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры
___________________ заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования, к особенностям можно причислить массовость, что вызвано спецификой задач, которые решаются
___________________ методики – это группа проективных методик, требующих создания из оформленных деталей осмысленного целого
___________________ методики – это группа проективных методик, требующих структурирования и оформления стимула, придания ему смысла
____________________ - это направление практической психологии, которое имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека, а также со способами и средствами их измерения
____________________ – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази)
____________________ – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты
_________________________ продукция представляет собой результат сложной познавательной деятельности индивида, в которой слиты воедино собственно когнитивные особенности, так и аффективно-личностные факторы, индивидуальные способы контроля и защиты, имеет два уровня анализа: когнитивное структурирование и тематическое воображение (ассоциация, символизация, проекция)
В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего мира и его _____________ состояния, рисунок отражает уровень образного развития, графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, этических и эстетических идей
В традиционной тестологии термин «___________» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.
Важной интегральной характеристикой в структуре _______________ является Я-концепция, Р. Берне (1986) рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя
Дискриминативность теста измеряется показателем дельта Фергюсона: , где N – ___________, n –______________, fi - _________________
Исследование, применяющее вербальные методы, осуществляется через вербальное общение, при этом психолог может как непосредственно общаться с респондентом (____________), так и делать это посредством ___________
К основным методам психодиагностики относятся
Мера тонкости измерения (или степень диффиренцируемости результатов) теста называется в психометрике
Методика _________________ исследования личности (ММИЛ) представляет собой полностью адаптированный к отечественным условиям вариант Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI), который был предложен для типологических психодиагностических исследований личности человека для выявления акцентуаций и нарушений психической адаптации, предназначен для углубленного изучения интрапсихических механизмов психической адаптации и прогнозирования особенностей поведения человека
Можно выделить несколько подходов к интерпретации (уровней анализа) проективной продукции: __________________ (акцент на проблемных зонах), ______________ (экспертиза индивидуально-психологических особенностей) и _____________________ (теневые и ресурсные составляющие личности)
На уровне ______________ активность субъекта определена системой "организм—среда", имеет двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма
На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в _____________________ — в труде, любви, спорте и т.д. и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы
На уровне социального ______________ активность подчинена иной потребности — потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью, эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, уставами, предписаниями, которые усваиваются индивидом
На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая ______
Наиболее простым способом нормирования (разделения, распределения на уровни) является шкала ___________________
Неопределенность ______________ порождает неопределенность ситуации, стремясь к разрешению которой восприятие активизируется и актуализирует прошлый опыт субъекта
Одним из важнейших средств повышения надежности методики является ______________ процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее
Одним из оснований такой классификации является ответ на задания методик, по этому основанию различают два вида диагностических методик:
Опросник Кеттелла 16 pf - одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию ______________
Опросники ________________ предназначены для диагностики мотивационно - потребностной сферы личности, позволяют установить, на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики поведения
Опросники ___________________ предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок, недостатком данного типа опросников является наличие влияния собственных установок диагноста на вопросы или утверждения опросника, используются в основном в социально-психологических и социологических исследованиях
Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей ______________
Оценка полученных ответов осуществляется главным образом по направлению реакций - _______________ направлены на окружение; осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица
Первые попытки психологического анализа рисунка относятся к 1-й четверти XX века - 1913 г.,_______________ – классификация рисунков, их качественная оценка
По мнению ________________, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста (в ответе укажите фамилию)
Под _________________ понимается линейная трансформация величин признака, при которой средняя величина распределения становится равной нулю
Поскольку выбор цвета основан на ________________ процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов
Проективные методы направлены на раскрытие ____________
Согласно теории личностных черт - Кеттелла, личность описывается как состоящая из _____________, ______________, ______________ элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведениЕ
Существуют несколько видов валидности, обусловленных особенностями диагностической методики, а также временным статусом внешнего критерия:
Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году, тест основан на иерархической модели _______________Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты