_____ (причинность) – генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия)
_____ – система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
_____ – часть генеральной совокупности, которая реально изучается
_____ – процесс формирования при помощи активныхдействийсубъективного образацелостного предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств
_____ – построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними
_____ (психическое) – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности
_____ аспект общения – восприятие, понимание и оценка человека человеком, формирование образа другого человека
_____ взаимодействие рассматривает психику и физиологические процессы, взаимно влияющие друг на друга.
_____ восприятия – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; формируется в предметной деятельности человека с момента его рождения
_____ деятельность – деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач
_____ деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей
_____ есть обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой, выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с внутренней активностью
_____ знание – знание, относящееся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строго научного обоснования
_____ исследования – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы
_____ исследования – форма научного отображения проблемной ситуации
_____ исследования ставят своей целью содействие решению психологических проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее
_____ методология – методология, которая играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности
_____ наук – связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, которые отражают, прежде всего, свойства и связь объектов, изучаемых различными науками, а также методы их изучения
_____ параллелизм предполагает самостоятельную сущность, но разную природу психического и физиологического: материальную и духовную.
_____ параллелизм рассматривает психические и физиологические явления как стороны одного и того же процесса
_____ параллелизм рассматривает протекание психических и физиологических процессов как параллельное, синхронное.
_____ познания – зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах
_____ познания – категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности
_____ проблема – проблема, касающаяся соотношения психологического и физиологического.
_____ проблема – проблема соотношения влияния на психику врожденных и социальных факторов
_____ психологии – закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы
_____ психологические исследования направлены на практическое решение достаточно ясно очерченных психологических проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы их учета в деятельности обследуемого
_____ уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышления)
_____ – идеалистический подход к психофизической проблеме, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга (ответ дайте двумя словами)
_____ – изучение организационной специфики научной деятельности и ее институтов, комплексное исследование научного труда, изучение деятельности по производству научных знаний
_____ – состояние объекта психологического исследования, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития (ответ дайте двумя словами)
_____ – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта
_____ – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу
_____ – испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни
_____ – конкретный предмет, процесс, явление, изучаемое с помощью определенных методов исследования (два слова)
_____ – метод исследования, состоящий в самонаблюдении ученого за явлениями своего индивидуального сознания
_____ – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности
_____ – научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть
_____ – общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений
_____ – одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью, произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели
_____ – особый вид деятельности в условных ситуациях, в котором воссоздаются исторически закрепившиеся типичные способы действия и взаимодействия людей
_____ – процесс целенаправленного, организованного получения нового знания в сфере исследовательской деятельности ученых, преимущественно в научных учреждениях (два слова)
_____ – побудительная сила человека, существующая в форме сознательно принятого решения на выполнение конкретного целевого действия (деятельности) по реализации цели в результат
_____ – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания
_____ – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе, о методах познания истины, особого рода знание о научном знании
_____ – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий
_____ – субъективная, конкретизированная, осознанная модель желаемого результата деятельности, ради которого совершается деятельность
_____ – форма духовной человеческой деятельности, основная функция которой – выработка новых знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним
_____ – вариант толкования психофизической проблемы, согласно которому психическое и физическое (физиологическое) представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных между собой отношениями причины и следствия (ответ дайте двумя словами)
_____ – определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
_____ – определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении
_____ – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
_____ – сформулированная нерешенная задача в области методологии как признание исследователем (с некоторой долей упрощения) затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся (ответ дайте двумя словами)
_____ – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов
Детерминизм включает _____ как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом
Закономерности, тенденции и динамичные процессы получения научных результатов выступают в качестве _____ методологии психологии.
Научное психологическое знание выступает в качестве ______ методологии психологии.
Некоторые представители _____ психологии стараются объяснить психические явления с точки зрения информационно-кибернетического редукционизма
Основными механизмами познания другого человека являются
По «удаленности» от практики науки можно разделить на следующие крупные типы:
Представители _____ редукционизма (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин) стараются объяснить поведение человека через результаты обучения
Представители физиологического или ______ редукционизма (Ж. Ламетри,Я. Молешат) стараются объяснить психические явления физиологическими или нейрофизиологическими процессами
Принцип _____ в психологии – методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней
Принцип _____ – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений
Принцип _____ – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира
Принцип _____ – принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин.
Принципы _____ – основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации
Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность – характерные признаки _____ познания.
Сознание характеризуется:
Структурные отношения между фигурой и фоном приняты в качестве единицы анализа психики в _____
_____ исследование – пробно-поисковое исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования
_____ – система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена
В качестве результата прикладного исследования могут выступать:
_____ деятельность – способ присвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним
_____ – подход, сводящий сложные явления к более простым и доступным исследователю.
_____ детерминизм – форма детерминизма, при которой предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения
_____ детерминизм – форма детерминизма, при которой при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности
_____ методология – исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания
_____ науки представляют собой группу наук, где нет прямой ориентации на практику
_____ науки – это науки, в которых присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем
_____ – вопрос о месте психического в природе, о соотношении психических и материальных явлений
_____ – метод познания, методологический прием, позволяющий на более простых моделях рассмотреть какое-либо явление, а затем вернуться к более сложному анализу
_____ – минимальное образование, в котором непосредственно представлены существенные связи и существенные для данной задачи параметры объекта (ответ дайте двумя словами)
_____ – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
_____ – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирую-щей их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий
_____ – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, в основе которого лежит тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений
_____ – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.
_____ – признаки, позволяющие выделять и характеризовать подлинно научное знание, формулировать требования, которым должны удовлетворять и ориентируясь на которые должны развиваться научное знание, а также деятельность по его получению (ответ дайте двумя словами)
_____ – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого
_____ – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний
_____ – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде
_____ – практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими
_____ – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования (ответ дайте двумя словами)
_____ – создание экспериментатором определенных условий и соблюдение определенных правил, чтобы у испытуемых с необходимостью проявились планируемые показатели изучаемого психологического явления или процесса (ответ дайте двумя словами)
_____ – степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии
В _____ в качестве единицы анализа психики выступает поведенческий акт
В _____ в качестве единицы анализа психики выступает реакция
В _____ в качестве единицы анализа психики выступает рефлекс
В программе психологического исследования выделяют подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:
Каждое психологическое исследование содержит следующие типы моделей:
Нормативная методология, согласно Э.Г. Юдину:
Определение выборки из генеральной совокупности, характеристика используемых методов сбора исследовательской информации; логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки и обработки на ЭВМ составляют содержание _____ раздела программы психологического исследования
Определение, формулировка и обоснование проблемы, ее теоретическая актуальность и практическая неразработанность; определение стратегического плана исследования; характеристика цели и задач исследования; предварительный системный анализ и определение объекта, предмета и задач исследования; логический анализ, интерпретация и операционализация основных понятий; формулировка рабочих гипотез составляют содержание _____ раздела программы психологического исследования
Перечислите методологические этапы проведения исследования, начиная с первого:
Перечислите этапы психологического исследования, начиная с первого:
Психологическая _____ – устойчивая, закономерная взаимосвязь внутренних и внешних компонентов, приводящая стиль деятельности, общения к индивидуально-типическому своеобразию
Укажите соответствие между подходом к соотношению психических и материальных явлений и его представителями:
Укажите соответствие между подходом к соотношению психических и материальных явлений и его представителями:
Укажите соответствие между видами редукционизма и их сущностью:
Укажите соответствие между наименованием типа научной парадигмы и его содержательной интерпретацией
Укажите соответствие между отдельным историческим подходом к методологии науки и его сущностью:
Укажите соответствие между типами исследовательских моделей и их сущностью:
Укажите соответствие между типом классификации наук и принципом, лежащим в её основе
Укажите соответствие между уровнем методологии и его содержанием:
Укажите соответствие между ученым и выдвигаемой им и его школой единицей анализа психики:
Укажите соответствие функции программы психологического исследования и ее сущностью:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Функции программы психологического исследования: