Верны ли определения?
А) Гипотеза – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
В) Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Объект исследования (в психологии) – наиболее существенные свойства и отношения, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования
В) Объект исследования (в психологии) – часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде
В) Концепция – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий
В) Знание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Предмет исследования (в психологии) – наиболее существенные свойства и отношения, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования
В) Предмет исследования (в психологии) – часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Предмет познания – это категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности
В) Объект познания – это категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Рефлексия – это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний
В) Проблема - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Теория - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде
В) Проблема – практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Цели исследования – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы
В) Задачи исследования – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Всеобщая методология – теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования
В) Частная методология – теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Задача исследования – модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования
В) Цель исследования – модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
В) Теория – определенный способ понимания трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Концепция – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
В) Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Критерии – система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена
В) Критерии - степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Методическая функция программы психологического исследования содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований
В) Методическая функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Методический раздел программы психологического исследования – определение, формулировка и обоснование проблемы, ее теоретическая актуальность и практическая неразработанность; определение стратегического плана исследования; характеристика цели и задач исследования
В) Методологический раздел программы психологического исследования – определение, формулировка и обоснование проблемы, ее теоретическая актуальность и практическая неразработанность; определение стратегического плана исследования; характеристика цели и задач исследования
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Методологическая проблема – сформулированная нерешенная задача в области методологии, как признание исследователем затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся
В) Проблема исследования - сформулированная нерешенная задача в области методологии, как признание исследователем затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Методологический раздел – определение выборки из генеральной совокупности, характеристика используемых методов сбора исследовательской информации; логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки и обработки на ЭВМ
В) Методический раздел – определение выборки из генеральной совокупности, характеристика используемых методов сбора исследовательской информации; логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки и обработки на ЭВМ
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Показатели – система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена
В) Показатели - степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Предмет познания – зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах
В) Объект познания – зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Принцип детерминизма рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения
В) Принцип развития ориентирует исследователя на изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, а также учет качественных и количественных характеристик этих изменений
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Теоретические исследования ставят своей целью содействие решению психологических проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее
В) Практические исследования ставят своей целью содействие решению психологических проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) На эмпирическом уровне познания преобладает живое созерцание; рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение
В) Эмпирический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм; живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Объяснительные гипотезы – предположения о существенных свойствах объектов; предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта
В) Описательные гипотезы – предположения о существенных свойствах объектов; предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Объяснительные гипотезы – предположения о степени тесноты связей взаимодействия; предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях
В) Описательные гипотезы – предположения о степени тесноты связей взаимодействия; предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Организационная функция программы содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований
В) Методологическая функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Предметом психологии (как и любой другой науки) является объективно существующая реальность – человек, группа, общество
В) Объектом психологии (как и любой другой науки) является объективно существующая реальность – человек, группа, общество
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Принцип личностного подхода: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность это форма активности сознания человека, что сознание в то же время есть регулятор поведения и действий человека
В) Принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Принцип отражения – рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения
В) Принцип развития – требует, чтобы все психические явления и процессы рассматривались как причинно обусловленные объективной реальностью, с одной стороны, и деятельностью мозга, с другой
Подберите правильный ответ
К числу основных структурных компонентов теоретического познания относятся:
1) проблема; 2) гипотеза; 3) теория. Правильным ответом является
Зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах, – это
Категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, – это
Конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы, – это __________ исследования
Конкретный предмет, процесс, явление, изучаемое с помощью определенных методов исследования, – это
Модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования, – это _______ исследования
Научное предположение о структуре объекта, о характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи, – это ___________ исследования
Научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть, – это
Определенный способ понимания трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности – это
Система обобщенных взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, – это
Уровень ___________ имеет форму философского знания, добываемого с помощью методов самой философии
Уровень _____________ ориентирован на совокупность методов, принципов и процедур исследования, применяемых в той или иной специальной дисциплине, и применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания
Форма научного отображения проблемной ситуации – это проблема
Часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, – это ___________ исследования (в психологии).
Изучение организационной специфики научной деятельности и ее институтов, комплексное исследование научного труда, изучение деятельности по производству научных знаний – это
Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, – это
Общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий, – это
Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого – это
Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний – это
Связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, которые отражают, прежде всего, свойства и связь объектов, изучаемых различными науками, а также методы их изучения, – это __________ наук
Система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена – это
Совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде, – это
Форма духовной человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним, – это
__________ функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда
_________ этап – это этап создания методики исследования конкретного психологического процесса или явления
___________ функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей
___________ функция программы содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований
Методология науки предполагает поиск ответов на вопросы о: 1) методах, способах организации познавательной деятельности; 2) критической оценке получаемых наукой знаний; 3) принадлежности субъектов исследований к школам, парадигмам или направлениям психологии; 4) проблематике научных поисков, динамике изменения их содержания по различным основаниям; 5) специфических объективных и субъективных условиях и факторах организации научных изысканий, оказавших влияние на их содержание, динамику и результаты; 6) состоянии и перспективах развития науки. Подберите правильный ответ
Методология науки предполагает поиск ответов на вопросы о: 1) предпосылках и основаниях научного познания; 2) детерминантах процесса познания и его структуре; 3) предмете науки и конкретного исследования; 4) категориальном аппарате; 5) принципах и подходах к организации научного познания. Подберите правильный ответ
На ________ этапе осуществляется обобщение, количественный и качественный анализ, проводится статистическая обработка полученных результатов исследования
На _________ этапе исследования на основе уточнения сущности и содержания исследуемых научных категорий по предполагаемому объекту и предмету исследования и управленческой практики разрабатывается программа исследования, выявляются наиболее актуальные проблемы исследования, приоритетные, прежде всего для организации, учреждения или учебного заведения, уточняется сам объект и предмет исследования, обосновываются цель и задачи исследования, вырабатывается научная гипотеза
На ____________ этапе продумываются возможности создания экспериментальной ситуации, чтобы можно было выявлять и изучать именно те показатели, признаки, которые наметил исследователь
По мнению В.Н.Помогайбина, основой исторических типов методологии науки являются подходы: 1) естественно-научный; 2) гуманитарный; 3) религиозный; 4) массовидный; 5) парадигмальный. Подберите правильный ответ
Позиция исследователя в подходе к изучению конкретного явления или процесса и в то же время путь получения и обработки научной информации – это методология
Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение существования неразработанности проблемы; 2) осознание потребности в устранении дефицита; 3) описание проблемной ситуации на естественном языке; 4) формулирование проблемы в научных терминах
Практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими, – это
При рассмотрении структуры методологии науки принято выделять следующие ее уровни: 1) уровень философской методологии; 2) уровень общенаучных принципов и форм исследования; 3) уровень конкретно-научной методологии; 4) уровень методики и техники исследования. Подберите правильный ответ
Принцип ________ ориентирует исследователя на изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, а также учет качественных и количественных характеристик этих изменений
Принцип _________ рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения
Принцип _________ требует, чтобы все психические явления и процессы рассматривались как причинно обусловленные объективной реальностью, с одной стороны, и деятельностью мозга, с другой
Принцип ___________: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность это форма активности сознания человека, что сознание в то же время есть регулятор поведения и действий человека
Принцип ____________ требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его психических свойств и качеств
Принцип _____________ позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности
Пробно-поисковое исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования, – это
Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе, о методах познания истины, особого рода знание о научном знании – это
Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования, – это психологическое
Степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии, – это
Субъективное, эмоциональное состояние нужды в чем-либо – это
Сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание исследователем наличия затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся – это методологическая (-ий)
Теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования, – это __________ методология
Уровень ___________ основан на системном подходе и представляет собой учение об основаниях и детерминантах развития систем, их самоорганизации, о необходимости образования систем в процессе развития природы и общества
Уровень _____________ связан с описанием способов, конкретных приемов получения измеряемой информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей
Часть генеральной совокупности, которая реально изучается, – это