____________ – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных
___________ - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, для решения которых он обратился к психологу
Верны ли определения?
А) Надежность исследования – это степень соответствия методов исследования свойствам объективной реальности, то есть меру достоверности полученных результатов
В) Валидность исследования – это показатель устойчивости полученных результатов при повторных исследованиях по данному плану, их подтверждаемость в экспериментах, которые проводят другие исследователи, желая проверить результаты своих предшественников
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Адаптация - это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, направленное на адаптацию организма к среде и на ее активное преобразование
В) Поведение – это процесс приспособления организма к изменениям окружающей среды, направленный на сохранение функций, обеспечивающих его существование
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета
В) Классическое обусловливание – это безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Проблема (научная) – это осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта
В) ГипотезА – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Психическое здоровье – это комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности человека, выражающее соответствие его психофизического состояния, самочувствия и поведения возрастной норме развития, психофизиологическим усилиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития
В) Психологические учреждения - это сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа»
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Психологическая служба - это научно-исследовательские институты или их структурные подразделения, факультеты психологии вузов, отраслевые лаборатории, кафедры психологии вузов, в которых ведется исследовательская работа в области психологии и производится подготовка кадров психологов
В) Психологическое управление – это воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Подкрепление – это способ формирования условного рефлекса, при котором первоначально индифферентный раздражитель, сближаясь по времени с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, становится сигнальным и вызывает нужную реакцию
В) Надсознательное – это не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач, не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Дифференциация психологии на отдельные отрасли отвечает практическим задачам, стоящим перед наукой и имеющим свою специфику
В) В социальной психологии выделяются: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого возраста и старости
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Время пребывания в комнате психологической разгрузки условно делится на три периода: отвлекающий – 1/7 часть всего времени, успокаивающий – 5/7 всего времени, тонизирующий – 1/7 часть времени
В) От консультирования просвещение отличается наличием более широкого контекста и предметной области излагаемых психологических сведений, не соотносимым напрямую с актуальными психологическими проблемами конкретных людей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Выполнение лабораторных работ предполагает овладение навыками применения отдельных методических приемов и средств психологического исследования по заранее указанной тематике и представление полученных результатов по достаточно формализованной схеме
В) Специфика курсовой работы состоит в том, что она обеспечивает углубленное усвоение отдельной учебной дисциплины
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Динамическая структура психики включает: психические процессы; психические состояния; психические свойства; психические образования
В) В житейском опыте мы опираемся преимущественно на теоретические обобщения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Немедицинское направление психотерапии охватывает лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека
В) Тренинг представляет собой специально организованное общение, в ходе которого моделируются, отрабатываются и обсуждаются ситуации межличностного общения, управленческого или психолого-педагогического взаимодействия, оказания психологической помощи и поддержки
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Под независимой переменной понимаются входящие в структуру эксперимента явления, процессы, изменяющиеся вместе с изменением его условий
В) Зависимая переменная – изменения в эксперименте, вводимые экспериментатором, которые влияют на зависимую переменную – исследуемое психическое явление (психический эффект)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает их полезность для того человека, которому даются
В) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений означает, что практический психолог отвечает за последствия своей профессиональной деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психодиагностика (как практическая деятельность) - это система мероприятий, проводимых психологом учебного заведения и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии
В) Психологическая помощь – это комплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности и коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, влияющих на эффективность деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности
В) Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами
В) Медицинское направление психотерапии ориентировано на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть - что должно быть - что надо сделать, чтобы было должное
В) В комнате психологической разгрузки проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению психического здоровья, обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, процедурам восстановления психофизиологических ресурсов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Специальная психология включает патопсихологию, олигофренопсихологию, тифлопсихологию, сурдопсихологию
В) Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Тесно связана с медициной специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития
В) Для психологии определенные философские концепции выступают методологической основой, т.е. системой принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) “Нормальный” человек - это человек, соответствующий в главных своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам конкретного общества
В) Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психологию Э.Титченер определяет как науку об опыте в его зависимости от испытывающей его личности
В) Совесть – это внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая подлинное приобщение и причастность к универсальному бытию
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Фундаментальные науки ориентированы на практику, применяя к ней знания фундаментальных наук, и служат непосредственным нуждам общества
В) Психогенетика выявляет роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Авторы социологизаторских концепций отводили ведущую роль в личностном развитии человека его природно-биологическому началу
В) Авторы биогенетических концепций полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного, и каждое его действие, поступок - это лишь продукт внешней стимуляции
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Беседа предполагает плановую организацию в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер
В) Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В научно-исследовательских учреждениях основным рабочим органом выступают исследовательские лаборатории
В) Основными формами обсуждения ключевых вопросов развития академической и практической психологии, психологической службы в нашей стране являются съезды и конференции психологов – членов Российского психологического общества
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В нестандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых
В) Методика стандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьируется в широких пределах
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики
В) К основным функциям сознания относятся следующие: отражательная, порождающая (творческая), регулятивно-оценочная, рефлексивная, духовная
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В отечественной психологии традиционной является трактовка деятельностного обусловливания сознания, т.е. развития его в процессе участия человека в основных видах деятельности и общении
В) Под бессознательным 3.Фрейд понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей
В) Успешность, полнота усвоения (интернализации) социальной роли определяется индивидуальными психологическими особенностями каждого человека
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Важнейшим условием профессионального развития практического психолога становится его профессиональное взаимодействие и общение с другими специалистами
В) Крупнейшим объединением отечественных психологов является Российское психологическое общество, которое зарегистрировано в качестве научного общества при Президиуме РАН
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Гуманитарная парадигма изучения психического связана с попыткой реализации в отношении его принципов и методов естественно-научного познания
В) Естественно-научная парадигма ориентирует психологов на признание уникального характера психики (и личности) каждого человека, на невозможность «изъятия» конкретного психического явления из целостного контекста жизнедеятельности людей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) К конкретно-научной методологии относятся универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо конкретной наукой, а с широким кругом наук
В) Анкетирование (заочный опрос) целесообразнее применять в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Логика работы практика - это логика возврата системы к выявленной в науке норме
В) Особенностью деятельности практического психолога является то, что он не только учитывает многообразие жизненных обстоятельств человека (клиента) и уникальность его личности, но и опирается на собственное ценностно-смысловое отношение к жизни, другим людям
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Межличностные отношения являются одновременно средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека
В) Межличностные отношения неперсонифицированы в своей потенциальной объектной направленности и проявлении
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экспериментально
В) Общее назначение педагогической психологии состоит в научно-психологическом обосновании условий эффективности образовательного процесса
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Общественные отношения эмоционально индифферентны
В) Общественные отношения строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Объектом психологии являются люди, обладающие психикой, рассматриваемые в отдельности (взаимодействующие только с экспериментатором) или взаимодействующие друг с другом, то есть составляющие группы разной величины
В) Предметом психологии служат закономерности порождения, функционирования и развития психики, ее механизмы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Основоположником научно-психологического подхода к проблеме профессионализации считается Э.Торндайк, предложивший идею соответствия индивидуальных особенностей человека требованиям профессии
В) Профессиональный выбор является частью более общего процесса – профессионального самоопределения – т.е. определения своей позиции в проблемной ситуации
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Первичный выбор профессии, создавая специфический психологический настрой молодого человека на определенную перспективу, подлежит переосмыслению на дальнейших этапах профессионализации, в том числе и в процессе обучения в вузе или по его окончании
В) Проблема профессионального самоопределения непосредственно связана с поиском путей гармонизации интересов личности и профессии, общественных отношений в профессиональной сфере, оптимизации финансовых затрат на подготовку и переобучение кадров
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По мнению З.Фрейда сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание и сверхсознание
В) Бытийный или бытийно - деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия (по В.П.Зинченко)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По принципу объекта выделяются (по Б.М. Кедрову) два основных научных объекта: природа (органическая и неорганическая) и человек (т.е. человеческое общество и мышление)
В) Прикладными считаются науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Под обработкой понимается преобразование эмпирических данных в форму, пригодную для описания данных с целью перехода в дальнейшем к их анализу и интерпретации и решению на этой основе поставленных исследовательских задач
В) Обобщение рассматривается как одна из задач обработки данных, реализуемая посредством повышения их размерности и информативной емкости с целью перехода от первичного (количественного) анализа к более глубокой теоретической интерпретации
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию
В) Смысл — это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Проблема уяснения психологических детерминантов формирования личности человека предполагает анализ того, в каких условиях формируются и проявляются социальные и психологические качества личности людей
В) Детерминацию социальных и психологических качеств человека и его отношений к миру в этой связи можно представить следующей схемой: общество ® группа ® человек
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психолога – практика отличает высокая готовность к общению с другими людьми, отсутствие утомления от контактов с окружающими
В) Для психолога – исследователя на первый план выходит общая интеллектуальность
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Психология как научно-исследовательская деятельность заключается в изучении специфических духовных механизмов, особых форм внутренней активности человека
В) От религии науку отличает, прежде всего, готовность к самоопровержению, вплоть до базовых принципов
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности
В) В теории Д.Н.Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Система профессионально важных качеств рассматривается в науке как сложная структура, в иерархии которой личностная составляющая занимает одно из приоритетных мест
В) Основу профессионального образования психологических кадров составляет систематическое обучение в учебных заведениях различного типа
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога – уровень понимания явления и уровень управления им, определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельности
В) Психологическое управление может быть как прямым, включающим специальные психологические методы воздействия на личность или коллектив, так и косвенным
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Целью деятельности психолога – практика является новое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений
В) Целью деятельности психологоВ – исследователей является выявление и регистрация состояния объекта по наиболее существенным параметрам, а также непосредственное коррекционно-развивающее воздействие на объект на основе учета выявленных расхождений с нормой
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Человек, вступая в контакты с непосредственным окружением, формирует своеобразие социальной группы, к которой он принадлежит, а деятельность и отношения участников этих групп формируют, в конечном счете, общественные отношения
В) Социальная роль является неким шаблоном поведения для определенных социальных позиций
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Экспериментально подтверждено влияние внешних физико-химических воздействий на психику
В) И.М.Сеченов обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Эмпирически сознание выступает как совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность
В) Индивидуальное обыденное сознание конкретного человека оказывается «встроенным» в существующую практику «диалога» с миром со стороны его предков
Подберите правильный ответ
____________ - это сложное личностное качество, объединяющее различные уровни проявления активного, интегративного, системного начала в человеке
________ деятельности ученого - это логика постоянного поиска в мире идей и понятий
________ – это воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию
_________ (интерпретация) - раскрытие на основе анализа эмпирических данных и теоретических положений сущности объекта, возможностей его диагностики посредством поиска ведущих факторов и причин, показа их подчиненности определенным объективным законам, тенденциям
_________ - это всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные категориальные моменты, качества и отношения других объектов
_________ - это объективные, наиболее характерные и однородные по содержанию совокупности профессиональных задач, осуществление которых характеризуется устойчивыми способами использования психологического знания, а также методами и средствами достижения цели
_________ - это осознание человеком самого себя, своих собственных качеств
__________ данных - это основной вид оперирования исследовательской информацией, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденций развития изучаемого объекта
__________ методы включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические методы, анализ продуктов деятельности, биографический метод
__________ психологи изучают причины различных отклонений в поведении людей, психосоматических расстройств и заболеваний, интеллектуальных и эмоциональных дефектов и дискомфорта, индивидуальных и социальных дисфункций и ведут с ними психокоррекционную и реабилитационную работу, разрабатывают различные развивающие программы
__________ – это наука о закономерностях, особенностях порождения, функционирования и развития психики
__________ – это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий
__________, наносящее вред организму, называется отрицательным, а доставляющее удовольствие - положительным
___________ - это категория психологии, выражающая сущность внутреннего мира человека
___________ - это особый психологический механизм, проявляющийся в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения
___________ изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.
___________ научная – это совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде
___________ обучения – это способ организации и осуществления образовательного процесса, опосредованный применением совокупности методических средств в конкретных организационных формах педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых
___________ психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека
___________ психология разрабатывает психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных
___________ сознания (функционирующее сознание) задается его сложнейшей практикой, механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложившийся тип жизнедеятельности человека
___________ – это групповая форма работы, имеющая своей целью развитие социально-психологической компетентности участников (социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения, ролевого поведения, чувствительности и пр.)
___________ – это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний
____________ (в психологии) – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов
____________ - это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий
____________ - это защитный механизм личности, процесс и результат замены вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией или символом
____________ - это основное исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения; внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило поведения
____________ - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка
____________ - это явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов
____________ деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее
____________ изучает особенности человека и групп, обусловленные их включенностью в политическую жизнь как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана
____________ методы определяют общую логику планирования, организации исследовательской деятельности и применения в конкретных ее формах экспериментальных и диагностических средств
____________ может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной (заниженной или завышенной)
____________ науки – это мировоззренческие позиции науки, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований
____________ предполагает четкую формулировку проблемы и гипотезы, выделение и операционализацию зависимых и независимых переменных, осуществление контроля над ними, а также над побочными и сопутствующими переменными, которые вносят возмущения в исследуемые зависимости
____________ профессионального образования – это весь тот научный и культурный потенциал общества, который в определенных объемах и формах включается в контекст образовательного процесса учебного заведения
____________ психология – это отрасль психологии, предметом которой является психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями и т.п.
____________ – это отрасль психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте
____________ – это причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов
_____________ (как практическая деятельность) – это комплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности и коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, влияющих на эффективность деятельности
_____________ - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания
_____________ - это предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания
_____________ - это самонаблюдение человека за явлениями своего индивидуального сознания
_____________ - это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи
_____________ познание осуществляется людьми в повседневной жизненной практике
_____________ психология – это направление, считавшее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции (самонаблюдения)
_____________ функция практического психолога как субъекта психологической работы – это установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, влияние на поведение и мысли партнера по общению
_____________ – это любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде – от биохимической реакции отдельной клетки до сложного поведенческого акта
_____________ – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
______________ - это лишение или недостаточное удовлетворение какой-либо важной психической потребности в течение достаточно длительного времени
_______________ - это процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества
_______________ - это сфера человеческой деятельности, основная функция которой - выработка знаний о мире, их систематизация
_______________ логика - это логика действий, обусловленная требованиями научной четкости и доказательности
_______________ психология использует принципы экзистенциализма
_______________ткань - это обобщенное наименование «для различных характеристик живого движения и предметного действия», наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения
__________проблема – это не решенный окончательно в настоящее время вопрос о соотношении влияния на психику врожденных и социальных факторов
«Образ Я» является результатом самопознания человека и выработки им системы ______________ о самом себе
А.Н.Леонтьев выделял в сознании следующие образующие:
Авторы ___________ концепций полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного, и каждое его действие, поступок - это лишь продукт внешней стимуляции
Биологизаторский, или антропологический, подход получил свое начало в работах
В ____________ как форме психологической помощи различают ее медицинское и немедицинское направления
В европейской традиции термины “душа” и “тело” впервые стал рассматривать с научных позиций
В зависимости от объекта обследования различают:
В качестве объектов деятельности психологической службы выступают:
В процессе _________ человек осваивает уже сложившиеся системы отношений, ценностей
В психологии выделяются следующие группы методов: _____________ , эмпирические, коррекционно-развивающие и обработки данных
В рамках специально-научной методологии выделяются несколько уровней
В ходе обучения у будущего специалиста формируются основные представления о содержании и особенностях избранной ___________ , происходит становление первичных профессиональных навыков и умений, развитие профессиональной направленности личности
Всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные категориальные моменты, качества и отношения других объектов, – это
Выделяют следующие виды деятельности, в рамках которых решаются основные задачи психологии:
Г.В.Лейбниц выдвинул идею психофизиологического ___________
Гуманитарные науки подразделяются на
Групповая психотехника, метод исследования и лечения эмоциональный расстройств, направленный на коррекцию взаимоотношений с людьми и преодоление трудностей, психоаналитически ориентированное направление психологии – это
Групповая психотехника, проводится как подобие импровизированной театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из участником группы, где клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, - это
Действительно существующее психическое, субъективное отражение; явления психики, сознания – это
Дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать важнейшие закономерности существования и развития психической реальности, - это ____________ психология
Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со ____________
Для решения профессиональных задач психологами используется ряд __________ , образующих единый технологический комплекс, обеспечивающий в своей совокупности решение конкретной проблемы, а в конечном итоге - и психологическое сопровождение процесса социализации личности
Закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп исследует ________________ психология
Закономерность гештальтпсихологии, отражающая тенденцию к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве, - это закон
Закономерность гештальтпсихологии, указывающая на существование тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре, - это закон
Защитные ___________ - это открытые З.Фрейдом процессы специфического изменения содержания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособности контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие, таким образом, о различных психологических проблемах и трудностях человека
Защитный механизм личности, бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны, – это
Защитный механизм личности, преобразование направленности энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую - это
Защитный механизм личности, стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности – это
Идеалистический подход к психофизической проблеме, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга и взаимодействующих между собой, – это психофизиологическое(ая)(ий)
Индивидуально-ориентированная психотехника, воздействие на индивида путем концентрации его внимания с целью сузить поле сознания и подчинить влиянию, контролю внешнего агентА – это
К _____________ методологии относятся универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо конкретной наукой, а с широким кругом наук
Категориальный ____________ психологии – это глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических характеристиках
Категория психологии, выражающая сущность внутреннего мира человека – это
Квалификационные __________ определяют уровень профессиональной подготовки выпускников вуза по специальности «психология», который позволяет им успешно выполнять соответствующие функциональные обязанности
Коррекционно - __________ функция практического психолога - оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач
Л.С.Выготский писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить следующие слои:
Личность, индивидуальность является предметом исследования такого направления психологии, как
Логика психолога-практика – это логика действия, направленного на использование ___________ научного исследования в интересах тех, кто обратился к нему за помощью
Межличностные _________ – это социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний
Межличностные отношения
Метод психологического познания путем непосредственного восприятия поведения человекА – это
Метод, который заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов, – это
Метод, который предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени, - это
На основе биологического ____________ сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И.П.Павлов считал поведение
На стыке психологии и языкознания возникла _______________
Наука, существующая на стыке психологии, физиологии и медицины и изучающая мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга, – это
Научная ______________ – это способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний
Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей - это
Немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920) создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете в _____ г.
Необходимым этапом в становлении рефлексивного сознания, помогающим человеку преодолеть абсолютную поглощенность процессом жизни, течением событий, является его _____________
Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как _____________, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом - мозгом
Общественные отношения
Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и __________ личности
Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные ___________ , с которыми мы непосредственно соприкасаемся
Один из принципов психологии, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий, – это принцип
Один из принципов психологии, согласно которому личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования), – это принцип
Один из принципов психологии, согласно которому необходимо анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом, – это принцип
Один из принципов психологии, согласно которому психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека, - это принцип
Определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям – это профессиональная(ое)
Организационные методы включают в себя
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для ____________ внешнего наблюдения и изучения существенные особенности внутреннего психологического процесса
Основное преимущество метода _____________ наблюдения - оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях
Основной недостаток метода ____________ заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения
Основным механизмом развития научного психологического знания является научное _______________, осуществляющееся на основе применения специально разрабатываемых методов
Основными видами психологической помощи являются психопрофилактика и психогигиена, психологическое _____________ и просвещение, а также психологическая коррекция и развитие
Основными механизмами научения поведению (согласно бихевиористскому подходу) являются ___________ обусловливание и оперантное (инструментальное) обусловливание
Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются:
Основоположником интроспективного изучения сознания можно считать
Особым образом организованное исследование, в котором в максимальной степени контролируются (измеряются) существенные параметры изучаемого психического явления и их взаимные влияния, а позиция исследователя отличается активностью, связанной с варьированием условий проведения исследования, - это
От искусства (художественного метода познания) науку отличает то, что она, как правило, стремится к максимально обезличенному ____________
Познавательные процессы являются предметом исследования такого направления психологии, как
Полное отождествление психического с физиологическим – это психофизиологическое(ая)(ий)
Понимание практической психологии как психологического обеспечения различных ____________ сфер является наиболее распространенным
Представители _______________ подхода исходят из наличия двух сущностей человека - биологической и социальной
Преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа проблемных ситуаций – это профессиональная(ое)
Признание решающей роли за ______________ факторами характеризует представителей английской антропологической (или эволюционной) школы (Э.Тейлор, Дж.Фрейзер)
Принцип ___________ психики (сознания) и деятельности состоит в том, что психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека
Принцип ____________ предполагает рассмотрение психических явлений в постоянном изменении, движении и развитии, разрешение противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант
Принципы инструментального __________ открыл американский психолог Э.Торндайк
Проблема определения специфики психологической науки начинается уже с уточнения объекта и __________ изучения психологии
Проблемы аномального развития психики изучаются ___________ психологией
Проблемы, обусловленные несоответствием психологических качеств людей объективным требованиям профессии и специальности, – это _________ проблемы
Проблемы, ухудшающие личностное развитие работающих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и профессиональные возможности, – это _________ проблемы
Проблемы, ухудшающие социально-психологический климат коллектива (различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей, распад позитивных ценностей коллектива и т.д.), – это _________ проблемы
Противопоказания для работы в качестве психолога: __________ к людям, откровенное психическое нездоровье, неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе, лень, безынициативность, пассивность при овладении психологическими знаниями
Противопоставление психики и мозга как независимо существующих друг от друга явлений, – это психофизиологическое(ая)(ий)
Профессиональная __________ - это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям
Профессионально - _________ нормы – это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми и клиентами
Профессионально-этический принцип, который означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, – это принцип
Профессионально-этический принцип, который предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения, – это принцип
Профессионально-этический принцип, который предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними, – это принцип
Профессионально-этический принцип, который требует того, чтобы методы и средства, применяемые психологом, были валидными и надежными, – это принцип
Профессионально-этический принцип, который требует, чтобы психолог, заказчик и клиент были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие, – это принцип
Профессиональное __________ - это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа проблемных ситуаций
Профессиональное ______________ - это система образовательных технологий, ориентированных на формирование у человека необходимых для данной профессии знаний, умений и качеств
Психическая ____________ – это действительно существующее психическое, субъективное отражение; явления психики, сознания
Психическое __________ – это комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности человека, выражающее соответствие его психофизического состояния, самочувствия и поведения возрастной норме развития, психофизиологическим усилиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития
Психологи - _____________ помогают клиентам, обращающимся за помощью, приобрести или изменить индивидуально-социальные навыки преодоления трудностей и обращения с реальностью, улучшить адаптацию к меняющимся условиям, разрешить проблемы, связанные с выбором профессии, работой, браком, семьей, сексом, старостью, социальными и физическими недостатками и пр.
Психологическая __________ - это сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа»
Психологическая ___________ - это система мероприятий, проводимых психологом учебного заведения и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии
Психологическая неповторимость отдельного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях, – это
Психологические __________ - это научно-исследовательские институты или их структурные подразделения, факультеты психологии вузов, отраслевые лаборатории, кафедры психологии вузов, в которых ведется исследовательская работа в области психологии и производится подготовка кадров психологов
Психологические __________ – это периодические издания, освещающие развитие психологической науки и ее проблемы
Психологический __________ - это заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик
Психологическое __________ и просвещение - комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми
Психологическое ___________ – это воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик
Психологическое _____________ и обучение в организации реализуются в ходе бесед, лекций, семинаров, проведения демонстрационных психологических практикумов и тренингов с персоналом, индивидуального и группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем
Психологическое _______________ - вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения
Психофизиологическая ___________ – это полное отождествление психического с физиологическим
Психофизиологическая проблема является частным аспектом проблемы психофизической, в центре которой – вопрос о месте психического в природе, о соотношении психических и __________ явлений
Психофизиологический ______________ – это противопоставление психики и мозга как независимо существующих друг от друга явлений
Психофизиологическое _____________ – это идеалистический подход к психофизической проблеме, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга и взаимодействующих между собой
Р.Декарт рассматривал _________ и тело как самостоятельные, независимые субстанции
Различают следующие разновидности ______________ : лабораторный, полевой, естественный, формирующий
Рефлексивно-деятельностный слой сознания (по мнению В.П.Зинченко) включает в себя
Связь психологии с ____________ реализуется в исследовании проблем соотношения психических и физиологических процессов
Система образовательных технологий, ориентированных на формирование у человека необходимых для данной профессии знаний, умений и качеств – это профессиональная(ое)
Создание первой школы ___________ психологов связывают с именем Гуго Мюнстерберга, сформулировавшего основные принципы отбора людей на руководящие должности
Соотношение _____________ и психики является одной из ключевых проблем психофизиологии и нейропсихологии
Стадия профессионального развития, возникновение профессиональных интересов и поиск профессии, выбор и принятие профессии – это стадия
Стадия профессионального развития, индивидуализация профессиональной деятельности, развитие и совершенствование профессиональной деятельности – это стадия
Стадия профессионального развития, освоение профессии в вузе, профессиональная адаптация, достижение профессиональной самостоятельности и стабильности – это
Суть ____________ проблемы – в соотношении мозга и психики, психического и физиологического
Суть метода ____________ или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности
Теоретики ____________ научения утверждают, что люди учатся на опыте других посредством процессов, известных как “викарное обусловливание” и “викарное научение”
Термин «оперантное обусловливание» введен
Тип психодиагностических ситуаций, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в вузе, – это ситуации
Тип психодиагностических ситуаций, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления, – это ситуации
Тип психодиагностических ситуаций, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на работу, – это ситуации
Тип психодиагностических ситуаций, проводимых по решению администрации для получения необходимой информации, – это ситуации
Уникальным предметом психологии, по ___________, является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции
Успешное профессиональное _________ психолога во многом зависит от профессионально-деятельностных связей и отношений, в которые он включен
Учебно - ____________ функция практического психолога - обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов
Функция практического психолога как субъекта психологической работы, оказание помощи клиентам и предоставление им рекомендаций в нахождении оптимального варианта действийв разрешении сложных психологических ситуаций – это _________ функция
Функция практического психолога как субъекта психологической работы, оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания – это _________ функция
Функция практического психолога как субъекта психологической работы, сообщение клиентам и руководителям системы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития при тех или иных вариантах управления им – это __________ функция
Функция практического психолога как субъекта психологической работы, участие в комплектовании трудовых, учебных и т.п. коллективов, групп; проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т.п. – это_________ функция
Цель ___________ состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых
Человек как носитель, источник предметно-практической деятельности и познания – это
Человек как представитель определенного вида - homo sapiens, носитель общечеловеческих черт в индивидуальном выражении - это
Человек как субъект социальных отношений, системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении, – это
Чувственная __________ образа - это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ
Эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей называется ______________
Я-концепция – это относительно устойчивая система ______________ индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе