Верны ли утверждения?
А) Появление труда О.Шпенглера «Закат Европы» существенно не повлияло на формирование культурологии.
В) Некоторые существенные положения концепции развития культуры О.Шпенглера повторяют идеи, высказанные в свое время Ф.Ницше в эссе «Рождение трагедии из духа музыки».
Верны ли утверждения?
А) Бердяев не разделяет позицию Шпенглера о катастрофизме состояния современной культуры и находит её состояние вполне благополучным.
В) Как и Шпенглер, Бердяев видит, какую опасность несут для культуры те формы цивилизации, которые заявили о себе в начале XX века.
Верны ли утверждения?
А) В «Третьей речи в память Достоевского» В.Соловьев ведет речь о жизни и творчестве великого писателя.
Б) В «Третьей речи в память Достоевского» В.Соловьев избегает разговоров об исторической миссии русской культуры.
Верны ли утверждения?
А) В своем труде «Постижение истории» А. Тойнби описывает три развитые цивилизации.
В) В работе А. Тойнби «Постижение истории» указаны 13 развитых цивилизаций.
Верны ли утверждения?
А) В.Соловьев полагал, что Россия достаточно показала и Востоку, и Западу свои физические силы в борьбе с ними — теперь предстоит ей показать им свою духовную силу в примирении.
Б) Под примирением В.Соловьев понимал необходимость принятия Россией западных культурных идеалов.
Верны ли утверждения?
А) Для Бердяева главное противоречие культурного процесса – это противоречие между безграничностью духа и сковывающими его символическими формами культуры.
В) Статья Бердяева «Воля к жизни и воля к культуре» посвящена обоснованию единства пути мировой культуры.
Верны ли утверждения?
А) Для Бердяева очевидно, что наступило время, когда старые культурные формы стали тесны для человека и идёт активный поиск новых форм самореализации.
В) Для Бердяева очевидно, что в начале ХХ века старые культурные формы существенно не меняются и продолжают вдохновлять людей.
Верны ли утверждения?
А) Для Шпенглера символом своеобразия европейского мироощущения является душа гётевского Фауста.
В) Особенности европейского мироощущения для Шпенглера сопоставимо с «аполлоническим» типом «души культуры».
Верны ли утверждения?
А) Доминирующие ценности идеациональной культуры по П.Сорокину ориентируются как на Небо, так и на Землю.
Б) Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности.
Верны ли утверждения?
А) Культурные сверх системы П. Сорокина разнятся в зависимости от верховных ценностей.
В) Все культурные системы по П. Сорокину обладают общими мировоззренческими установками и различаются лишь хронологически.
Верны ли утверждения?
А) Культурные сверхсистемы по мысли П.Сорокина являются целостными, монолитными образованиями.
В) Культурные сверхсистемы по мысли П.Сорокина состоят из множества подсистем.
Верны ли утверждения?
А) П.Сорокин утверждает, что основой и фундаментом всякой культуры служит ценность.
Б) П. Сорокин утверждает, что основой и фундаментом всякой культуры служит уровень образованности общества.
Верны ли утверждения?
А) Развитие цивилизации в соответствии со взглядами А.Тойнби обусловливается импульсами «Вызова» и «Ответа».
В) Концепция «Вызова» и «Ответа» имеет два слоя истории — «сакральный» и «мирской».
Верны ли утверждения?
А) Соборность — это множество, объединенное силой любви в свободное и органическое единство, котором личность обретает свою подлинную духовную самостоятельность
Б) Соборность, по мнению славянофилов, не исключает индивидуализма и волюнтаризма, допускает подчинение каким-либо личностным авторитетам.
Верны ли утверждения?
А) Среди наиболее активных сторонников западничества можно назвать имена К.С.Аксакова, Хомякова, Киреевского.
Б) Среди представителей славянофильства в первую очередь следует назвать имена Белинского, Станкевича и Герцена.
Верны ли утверждения?
А) Формирование чувственной культуры по П.Сорокину начинается в XVI веке и достигает своего апогея к середине XX века.
Б) Нынешняя «чувственная» культура, по Сорокину, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека и придании всем ценностям относительного характера.
Верны ли утверждения?
А) Ю.Лотман рассматривал славянофильство как одно из течений романтизма, со всеми его плюсами и минусами.
Б) Ю.Лотман рассматривал славянофильство как реакционное, исторически ущербное течение религиозной мысли.
Верны ли утверждения?
А) «Осевое время» Ясперс относит ко времени около 500 лет до н.э
Б) «Осевое время» по К.Ясперсу, время рождения человеческой личности, продолжается по сей день.
Верны ли утверждения?
А) На основании культурологической концепции Л. Гумилёва культура развивается импульсивно, состоит из «концов и начал», в зависимости от пассионарного напряжения этноса – носителя культуры.
Б) На основании концепции Л.Гумилева, перспективы развития и жизнеспособность имеет лишь та культурная система, которая обладает значительным числом элементов, имеющих единые функции.
Верны ли утверждения?
А) В своих трудах Н. Бердяев отождествляет культуру и цивилизацию.
В) В своих трудах Н. Бердяев цивилизацию ставит выше культуры.
Верны ли утверждения?
А) Евразийцы в основу своей оценки сущности русской культуры положили теорию пассионарности Л. Гумилева.
Б) Евразийцы рассматривали русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры
Верны ли утверждения?
А) Как и Шпенглер, Тойнби противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация».
В) В отличие от Шпенглера Тойнби не противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация». Для него они синонимы.
Верны ли утверждения?
А) Циклическая (цивилизационная) концепция существования культуры рассматривает существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций.
Б) Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет собственную судьбу
Идейно-философское течение, рассматривавшее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры, получило название
Славянофилы –
«Аполлонийское начало» в художественной культуре в соответствии с концепцией Ф. Ницше связано с
«Дионисийское начало» в художественной культуре в соотвествии с концепцией Ф. Ницше связано с
«Классическая модель культуры» разработана
«Коллективное бессознательное» по Карлу Юнгу является
«Осевое время» по Карлу Ясперсу - это этап в развитии культуры, когда
А. Чижевский одним из первых обосновал
Автором понятия «осевое время» является
Автором труда «Архетип и символ» является
Антропокосмизм -
В процессе воспитания личности И.Кант на первое место ставил
В работе «Дионис и прадионисийство» Вячеслав Иванов анализирует и развивает идеи
В создании символической концепции культуры принял активное участие
В соответствии с концепцией О. Шпенглера циклы развития мировой культуры
В соответствии с концепцией развития культуры К. Ясперса, история культуры состоит из
В соответствии со взглядами З.Фрейда, задача культуры -
В соответствии со взглядами И.Канта носителем культуры может быть только
В. Вернадский предлагал создать «интернационал ученых» в целях
Для Г.В.Ф. Гегеля, культура – это реализация
Идейная основа культурологической концепции Л. Гумилёва носит название
Идею о создании науки, охватывающей все знаковые системы в их совокупности и контексте с окружающим миром, выдвинул
Из перечисленных ниже произведений, перу А.Чижевского принадлежит
Из перечисленных ниже произведений, перу В. Вернадского принадлежит
Из перечисленных ниже произведений, перу К. Циолковского принадлежит
Изначальные культурные истоки бессознательного были открыты
Й. Хейзинга явяляется авторм труда
Клод Леви-Строс является основоположниклм школы
Культура для Ф. Ницше - это выражение заложенной в человеке
На основании игровой концепции происхождения культуры, игра
Наиболее известным представителем символической концепции происхождения культуры является
Немецкий мыслитель Е.Финк видел в игре
Ноосфера - это
Одной из наиболее влиятельных в настояшее время культурологических школ является
Основные фазы историко-философского анализа развития культуры по терминологии Н. Данилевского - это
Основоположником психоанализа является
Первоосновой психической деятельности человека по З. Фрейду является
По К. Юнгу, самой древней формой психического опыта является
Понятие «душа культуры» было введено
Понятие «культурные сверхсистемы» введено
Понятие «культурный смысл Вселенной» обосновывается в трудах
Понятие ноосферы введено в культурологический обиход
Последний из выявляемых Карлом Ясперсом культурно-исторических этапов, «технических век» начинается с
Причину враждебности Запада по отношению к России Н. Данилевский видел в том, что
Произведением Н.Я. Данилевского, посвященным анализу специфики исторического существования культуры, является труд
Противостояние дионисийского и аполлонийского начал как двух первичных форм существования культуры было сформулировано
Разнообразные явления культуры рассматриваются как знаковые системы в рамках
Ряд естественнонаучных теорий, связывающих зарождение и существование культуры непосредственно с явлениями космического, общегалактического характера, носят обобщённое название
С точки зрения О. Шпенглера существуют 3 типа «души культуры»:
Создателем игровой концепции происхождения культуры является
Сублимация - это
Труд «Рождение трагедии из духа музыки» принадлежит перу
Труд О. Шпенглера, предопределивший бурное развитие культурологи в 1-й пол. ХХ века, называется
Хронологические рамки эпохи Просвещения приходятся на период
Цель структурного анализа -
Ядром культурологической теории А.Чижевского является понятие