___________ предложение – это целостная синтаксическая конструкция, в которой по грамматическим правилам соединяются два простых предложения, связанные друг с другом синтаксически выраженными отношениями
___________ речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)
___________ — риторическое восклицание, выражающее возмущение (О времена, о нравы!)
___________ — слово, вышедшее из живого употребления, поскольку обозначает предмет или явление, которые из современной действительности исчезли
___________ — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: интеракцию и социальную перцепцию
___________ — сходство слов по форме при различии по смыслу
____________ вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не вопрос, а утверждение
____________ ошибки — проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»)
____________ речи — доступность речи пониманию слушающего
____________ речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке
____________ — крупная территориальная разновидность языка, объединяющая группу говоров или диалектов, объединенных рядом общих черт, отличных от других наречий данного языка
____________ — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления
____________ — морфемный строй, а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка
____________ — наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры
____________ — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом
____________ — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого
____________ — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)
____________ — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку
____________ — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака
____________ — условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога
_____________ значение — соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности
_____________ коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме
_____________ мастерство — это не только следование нормам, но и умение выбрать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый
_____________ норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период
_____________ речи — понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения
_____________ речь — вид эмоционально-интеллектуального творчества, реализуемого в словесной форме: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека
_____________ стиль представляет собой разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и других
_____________ фонетика — раздел фонетики, рассматривающий восприятие звуков речи человеческими органами слуха
_____________ — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека»
_____________ — аффективное состояние получателя информации, возникающее в результате воздействия на него какого-либо сообщения
_____________ — конкретный речевой звук
_____________ — лексическая единица, которая не просто называет понятие, ему свойственна функция дефиниции (определения, толкования понятия)
_____________ — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию
_____________ — минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью
_____________ — одно из проявлений унификации литературного языка со стороны произношения; совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением морфем, слов, предложений
_____________ — представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые
_____________ — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям — заключениям
_____________ — термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" и "смысл"
_____________ — умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами
_____________ — устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом
_____________ — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы
______________ нормы литературного языка – это такие нормы, которым должны следовать все носители литературного языка.
______________ — вид акта управления, издаваемого, как правило, единолично руководителем коллегиального органа, в целях разрешения оперативных вопросов
______________ — заседание или собрание, посвященное обсуждению каких-либо вопросов, с целью обмена информацией и принятия коллективного решения по актуальным для данного коллектива проблемам
______________ — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции
______________ — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования
______________ — нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике
______________ — определение при слове, влияющее на его выразительность, выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь)
______________ — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка
______________ — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением
______________ — сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни
______________ — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей
______________ — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному
______________ — церковно-богословская наука, излагающая правила церковного красноречия или проповедничества
_______________ аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса
_______________ — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет, находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается замещаемым словом
_______________ — самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами
_______________ — троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких
________________ — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем
________________ — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику
________________ — слово в узком смысле, то есть обладающая признаками слова цепочка фонем, формально отличающаяся от другой
________________ — спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, философской, литературной или художественной сферах
________________ — стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи
_________________ язык – язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме
_________________ — приведение к единообразию, к единой форме или системе
________________— краткое обобщение высказанных доводов и возбуждение эмоций энергичным призывом, выводом
________________— повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность
________________— речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами
_______________— выдвинутое оппонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации
_______________— изложение фактов и событий в литературном произведении, то есть то, как оно было написано автором
_______________— многозначность, многовариантность, то есть наличие у слова двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению
_______________— основная территориальная разновидность языка
_______________— разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка
_______________— суждение или умозаключение, утверждающее какое-либо предложение
_______________— фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения
______________стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи
______________— книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике
______________— разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы
______________— совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации
_____________— облеченный в письменную форму носитель информации, удостоверяющий наличие фактов определенного значения
_____________— одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий
_____________— приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации
_____________— специфическая форма и организация общения, коммуникации
_____________— способ образования фонетически целостного сегмента высказывания
_____________— стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением
_____________— умение говорить красиво и убедительно, ораторские способности (природные или приобретённые)
_____________— филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст)
____________слово — слово (или словосочетание), входящее в состав предложения, но не вступающее с его членами в синтаксическую связь
____________— изображение всех сторон предмета в некоторый момент его существования
____________— коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп
____________— риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи
____________— совокупность названий, употребляемых в какой-либо отрасли науки, производства для обозначения объектов
____________— стратегия относится к одним из важнейших социальных действий, характеризует личность в том или ином коллективе.
___________— критика позиции противника или противоположной ритору точки зрения
___________— обсуждение, при котором «сталкиваются» точки зрения различных сторон, каждая из которых отстаивает свою точку зрения
___________— совокупность приёмов использования языковых средств
__________— повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении)
_______— общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения
В лингвистической литературе существует две степени освоения литературного языка
В создании современного русского литературного языка ведущую роль сыграл Александр Сергеевич ______________
Деловое общение в зависимости от различных признаков делится на:
Деловой ____________— это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов
Закрепление нормы языка в словарях, грамматиках, учебных пособиях:
Книжные стили
Михаилом Васильевичем _______________ был написан первый учебник риторики на русском языке
Начало научным разработкам вопросов стиля и стилистики в России дал:
Общая риторика изучает принципы построения целесообразной _____________
Определите жанры научного стиля
Определите жанры публицистического стиля
Основная задача культуры речи – это охрана литературного __________, его норм
Понятия различают «устный» и «разговорный», «письменный» и «___________»
Речевой _____________ — распространённая речевая формула, стереотипно воспроизводимая в речи и текстах
Риторическое ____________— приём передачи кульминации чувств
Соблюдение соответствующих этикетных норм речевого поведения при требуемой официальной обстановке:
Стили _________— исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения
Установите соответствия
Установите соответствия
Установите соответствия
Установите соответствия
Установите соответствия
Установите соответствия
Установите соответствия
Установите соответствия
Установите соответствия
Установленный порядок речевого взаимодействия в процессе общения – это __________ этикет
Фразеологизмам, как и лексическим единицам свойственна
Частная ____________ изучает конкретные виды речи
Часть нарушений артикуляционного аппарата является нарушением______________
Языковые единицы