В концепции М. М. Бахтина "хронотоп" выступает как модус существования культурного смысла:
Жизнь как экзистенциальное и социокультурное событие человеческого существования стала проблемой философии в последней трети XIX - первой трети ХХ века:
Календарное время течет равномерно, ритмично и непрерывно:
Культура - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, процесс их созидания и воспроизводства:
М. М. Бахтин использовал понятие "хронотоп" в литературоведении и эстетике:
О. Шпенглер рассматривал всемирную историю как единый закономерный поступательный процесс:
Перцептуальное отражение времени происходит с помощью наших знаний и представлений:
Понятие "жизненный мир" позволило Э. Гуссерлю рассматривать науку как социальный феномен:
Понятие осевого времени было введено в науку Фернаном Броделем:
Представители философии жизни ввели понятие "жизнь" в социокультурный и социально-гуманитарный контексты:
Проблему отчуждения Г. Зиммель выразил в формуле "приспособление к жизни":
Различают синхронное и диахронное социальное время:
С точки зрения Ф. Броделя, историк обращается к повторяющемуся в явлениях, которое относится к конкретному времени:
Согласно А. Бергсону мир творит жизненный поток - некое начало, имеющее космическое измерение:
Согласно О. Шпенглеру цивилизация - первая фаза культуры:
Социальное пространство возникает вместе с обществом:
Становление единого экономического пространства сталкивается с большими трудностями в силу действия закона неравномерного экономического развития:
Субъектом исторического и культурного процесса у В. Дильтея является индивидуум, личность:
Ф. Ницше принимает в качестве основы и сущности всего существующего бытие: