______ есть важнейший способ формирования и существования знаний человека о мире
______ играют особую роль в создании языковой картины мира. Они - «зеркало жизни нации»
______ подчеркивал донаучный характер языковой картины мира, называя ее наивной картиной
______ формирует тип отношения человека к миру (природе, животным, самому себе как элементу мира)
_______ является средоточием образности в диалектной речи, он объединяет различные элементы народной духовной культуры: мифы, верования, народную философию, народную педагогику, эстетические взгляды и представления, художественные вкусы, мораль и идеалы и т.д.
________ - весь комплекс отношений, включенных в коммуникативный акт, т.е. вербальную и невербальную информацию, пара-лингвистические факторы, а также место и время речевого акта, обстановку, в которой этот факт происходит и т.д. (по А.Е.Супруну, (1996))
________ - это «мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека» (В.Гумбольдт)
________ - это менее гибкая, но более динамичная и менее ориентированная на собеседника коммуникация
________ - это система представлений о том, как должны вести себя мужчина и женщина
________ ввел еще один принцип функциональной относительности языков, согласно которому между языками существует различие в характере их коммуникативных функций.
________ рассматривается неогумбольдтианцами не как результат длительного исторического развития, а как изначально данное свойство языков
________ тип коммуникации более ориентирован на собеседника
_________ - индивидуальное имя, связанное или с широко известным текстом или с прецедентной ситуацией
_________ - суть универсальные представления, принадлежащие глубинам человеческой психики вообще и как целое лежащие вне категориальных рамок естественного языка, т.е. это содержательные величины трансцендентного
_________ - уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку
_________ есть одновременно и продукт культуры, и ее важная составная часть, и условие существования культуры (К.Леви-Строс)
_________ у разных людей могут быть различными, например, у представителей разных эпох, разных социальных, возрастных групп, разных областей научного знания и т.д.
__________ - это социокультурная категория, не предполагающая традиционного рассмотрения половых ролей
__________ личность - это языковая личность в парадигме реального общения, в деятельности
__________ отражает обобщенный тип личности
__________ представляют собой систему, в которой можно выделить универсальные, индивидуальные, доминантные и дополнительные смыслы
__________ содержания воспитания языковой личности, - система ценностей, или жизненных смыслов.
__________ создал модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи»
__________ феномены - феномены, которые известны любому среднему представителю того или иного социума и входящие в коллективное пространство
__________, т.е. то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке
___________ - законченный и самодостаточный продукт речемыслительной деятельности; (поли)предикативная единица; сложный знак, сумма значений компонентов которого не равна его смыслу, ПТ хорошо знаком любому среднему члену национально-лингво-культурного сообщества
___________ - это особые глубинные содержательные единицы языка
___________ - это система представлений о том, как должны вести себя мужчина и женщина.
___________ культура - как бы несостоявшаяся элитарная культура
___________ личность - это многослойная и многокомпонентная парадигма речевых личностей
___________ писал, что философия срослась с языком и только в языке имеет свое бытие
___________ – некая «эталонная», «идеальная» ситуация, связанная с набором определенных коннотаций, дифференциальные признаки которой входят в когнитивную базу
____________ существует в пространстве культуры, отраженной в языке, в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом и др.)
____________ феномены - феномены, которые известны любому современному человеку и входят в универсальное когнитивное пространство
_____________ - это законченный и самодостаточный продукт речемыслительной деятельности; (поли)предикативная единица; сложный знак, сумма значений компонентов которого не равна его смыслу, хорошо знаком любому среднему члену национально-лингво-культурного сообщества
_____________ представляет собой репродуцируемый продукт речемыслительной деятельности. Это законченная и самодостаточная единица, которая может быть, а может и не быть предикативной
_______________ подчеркивал донаучный характер языковой картины мира, называя ее наивной картиной
«Язык - составная часть культуры и ее орудие, это действительность нашего духа, лик культуры; он выражает в обнаженном виде специфические черты национальной ментальности. Язык есть механизм, открывший перед человеком область сознания» - говорил
Анализируя языковую картину мира, создаваемую ________, можно назвать следующие ее признаки - пейоративность, антропоцентричность
Анализируя языковую картину мира, создаваемую фразеологизмами, можно назвать следующие ее признаки – пейоративность и
Безэквивалентная лексика
В основе этой гипотезы лежит убеждение, что люди видят мир по-разному - сквозь призму своего родного языка
В русской лингвистике первые шаги в области языковой личности сделал ______, который выработал два пути изучения языковой личности - личность автора и личность персонажа
В.А.Маслова предлагает оперировать лишь двумя составляющими языковой личности - _________ и коммуникативной
В.А.Маслова предлагает оперировать лишь двумя составляющими языковой личности - собственно языковой и
В.Гумбольдт считает, что национальный характер культуры находит отражение в ________ посредством особого видения мира
В.Гумбольдт, А.А.Потебня понимали язык как
Ввел понятие языковой личности в широкий научный обиход ____________, который считает, что языковая личность - это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью»
Вербальные иллюзии играют большую роль в создании
Второй уровень языковой личности -___________, на котором происходит актуализация и идентификация релевантных знаний и представлений, присущих социуму (языковой личности) и создающих коллективное и (или) индивидуальное когнитивное пространство
Выбор _______ или символов в наивной картине мира, как правило, мотивирован
Гипотеза лингвистической относительности оценивается современными учеными
Гумбольдтовская идея _________ получила развитие в современном неогумбольдтианстве
Диалект (греч. dialektos - разговор, говор) – разновидность языка, который является средством общения в коллективе, объединенном на _________ или социальной основе
Для _______________ характерна особая массовость: массовые празднества, фестивали, зрелищные мероприятия
Для каждой культуры можно разработать параметры, которые будут своеобразными ее координатами. Такие параметры будут считаться
Для современной науки интерес представляет уже не просто человек, а ________, т.е. конкретный человек, носитель сознания, языка, обладающий сложным внутренним миром и определенным отношением к судьбе, миру вещей и себе подобным
Для того чтобы признать то или иное слово _________, ключевым словом культуры, нужно, чтобы оно было общеупотребительным, частотным, было в составе фразеологизмов, пословиц, поговорок и т.д.
И язык и культура являются
Известный американский психолог ________ видит человека как бытие внутренней природы, которая почти независима от внешнего мира и которая есть исходная предпосылка всякой психологии, а жизнь в согласии с внутренней природой рассматривается как причина психического здоровья
Интерес к языковой картине мира обнаруживается еще в работах _________, который писал, что «различные языки являются для нации органами их оригинального мышления и восприятия»
К социумно-прецедентным относят феномены, которые известны
К универсально-прецедентным феноменам относят такие, которые
Каждый _________ отражает определенный способ восприятия и организации («концептуализации») мира
Каждый язык по-своему членит мир, т.е. имеет свой способ его
Как заметил ________, язык есть одновременно и продукт культуры, и ее важная составная часть, и условие существования культуры
Как писал _________, язык - это «мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека»
Картина мира, которая складывается как ответ на, главным образом, практические потребности человека, - это _________ картина мира
Конкретный человек, носитель сознания, языка, обладающий сложным внутренним миром и определенным отношением к судьбе, миру вещей и себе подобным
Конкретный человек, носитель сознания, языка, обладающий сложным внутренним миром и определенным отношением к судьбе, миру вещей и себе подобным, - это
Концептуальные _______ у разных людей могут быть различными
Концепты, в концентрированном виде выражающие особенности соответствующей культуры, - это ___________ концепты
Концепты, культурная специфика которых выражена в меньшей степени и требует поиска скрытых культурно значимых ассоциаций, - это ___________ концепты
Концепты, не имеющие культурной специфики, - кто _____________ концепты
Концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом коррелирует с тремя сторонами процесса общения - коммуникативной, интерактивной и
Концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом коррелирует с тремя типами
Концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом коррелирует тремя типами коммуникативных потребностей - контактоустанавливающей, информационной и
Лакуны - это
Наиболее распространенный жанр коммуникации у мужчин - ___________, а у женщин - частная беседа
Наиболее распространенный жанр коммуникации у мужчин - беседа-информация, а у женщин - это
Наивная картина мира отличается значительной
Носителем литературного языка и элитарной культуры является
Одной из первых работ, касающихся ________ лингвистики, была работа О.Есперсена «The Language»
Одной из первых работ, касающихся гендерной лингвистики, была работа О.Есперсена «__________»
Отношения между языком и ________ могут рассматриваться как отношения части и целого
Отношения между языком и культурой могут рассматриваться как отношения части и
Отражают специфику существующей системы ценностей и задают образцы социального поведения и восприятия мира
Первое обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого
Первое обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого
Первый уровень языковой личности - ___________ (семантико-строевой, инвариантный), отражающий степень владения обыденным языком
По ________, коммуникативная личность - конкретный участник конкретного коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации
По В.В.Красных, _______ - личность, одним из видов деятельности которой является речевая деятельность
По В.В.Красных, ________ - это личность, реализующая себя в коммуникации, выбирающая и осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения, репертуар средств
По В.В.Красных, _________ - конкретный участник конкретного коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации
По В.В.Красных, собственно языковая личность - личность, проявляющая себя в __________, обладающая совокупностью знаний и представлений
По мнению ______, картина мира, закодированная средствами языковой семантики, со временем может оказываться в той или иной степени пережиточной, реликтовой, лишь традиционно воспроизводящей былые оппозиции в силу естественной недоступности иного языкового инструментария; с помощью последнего создаются новые смыслы, для которых старые служат своего рода строительным материалом
Понятие ________ (в том числе и языковой) строится на изучении представлений человека о мире.
Прагматический уровень языковой личности включает в себя
Представители _________ справедливо утверждают, что наша концептуальная система, отображенная в виде языковой картины мира, зависит от физического и культурного опыта и непосредственно связана с ним
Пространство, время, судьба, право, богатство, труд, совесть, смерть и т.д. - это
Само понятие языковой личности в русской лингвистике начал разрабатывать ________, он создал модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи»
Согласно концепции _______, поскольку каждый носитель языка одновременно является и носителем культуры, то языковые знаки приобретают способность выполнять функцию знаков культуры и тем самым служат средством представления основных установок культуры
Согласно концепции __________, поскольку каждый носитель языка одновременно является и носителем культуры, то языковые знаки приобретают способность выполнять функцию знаков культуры и тем самым служат средством представления основных установок культуры
Теория языковых _______ была выдвинута Дж.Лакоффом
Термин, предложенный Ю.С.Сорокиным; это нижний пласт языка, частично состоящий из нелитературного просторечия, частично из диалектов и жаргонов, - это
То, что структура языка может быть приравнена к структуре действительности или взята как более или менее деформированное ее отражение, отмечал(а)
У каждой культуры свои ________, например, для немцев внимание, порядок, точность
У каждой культуры свои ключевые слова, например, для немцев ______, порядок, точность
У каждой культуры свои ключевые слова, например, для немцев внимание, ______, точность
Уровневая модель языковой личности отражает
Феномены, известные любому среднему представителю того или иного национально-лингво-культурного сообщества и входящие в национальную когнитивную базу, - это
Цель лингвокультурологии - показать, как узнать больше о человеке, исходя из его
Цель лингвокультурологии - показать, как узнать больше о человеке, исходя из его
Ю.Н.Караулов разработал уровневую модель языковой личности с опорой на
Язык может быть воспринят как компонент культуры и как
Язык тесно связан с мифологией, религией, _______ и другими формами познания мира
Языковая личность, по мнению Ю.Н.Караулова, имеет ______ структурных уровня