В конце 19 - начале 20 веков происходил процесс интеграции научного знания, появления дисциплин на стыке наук, проникновения естественно-научных методов исследования в гуманитарные науки:
В появляющихся в России конца 19 - начала 20 вв. дошкольных учреждениях воспитателями проводились игры, занятия, беседы, ручной труд, что требовало разработки содержания и методики работы с детьми:
Высокий интерес в России конца 19 - начала 20 вв. к проблемам педагогики был обусловлен только внутренними факторами:
Значительное число первых экспериментальных исследований в русской науке было посвящено изучению физического развития ребенка и отличию детского организма от взрослого человека:
Значительную роль в становлении научной дошкольной педагогики сыграл крупный отечественный ученый - анатом, биолог, педагог и общественный деятель П. Ф. Лесгафт (1837-1909):
Метод "естественного эксперимента" (1910) был разработан И. А. Сикорским:
Наиболее ярким педагогическим направлением, призванным реализовывать идеи "нового воспитания", в конце 19 - начале 20 вв. выступила экспериментальная педагогика:
Одно из первых мест в использовании новых методов в педагогике и педагогической психологии принадлежит отечественному ученому И. А. Сикорскому:
Первая в России лаборатория по экспериментальной педагогической психологии (1901) была организована А. П. Нечаевым:
Подробное описание методики экспериментально-психологического исследования дошкольника принадлежит А. П. Болтунову (1883-1942):
Появление экспериментальных методов исследования и эволюционные идеи в педагогике не могли открыть больших возможностей для изучения детей начиная с самого раннего возраста:
Предтечей и идейным вдохновителем экспериментальной педагогики считается А. П. Нечаев:
Существенной особенностью возникшего направления были методы исследования - способы получения нового знания, определявшие главное отличие научного подхода от метафизического:
Существенным плюсом метода естественного эксперимента являлась его педагогическая направленность - метод предполагал изучение ребенка в естественных или специально организованных педагогических условиях:
Термин "педагогическая антропология" принадлежит В. М. Бехтереву:
Эксперименталисты отмечали особую важность в работе с детьми создания непосредственной обстановки проведения исследования:
Яркой особенностью развития объективной педагогики конца 19 - начала 20 вв. явилось тесное взаимодействие отечественных и зарубежных ученых: