В центре инвариантного ядра педагогического процесса деятели свободного воспитания помещали рядом с ребенком педагога:
Внешней гармонии присущ временный и случайный характер:
Внешняя гармония должна быть предметом педагогической деятельности:
Воспитание рассматривалось как формирование определенного типа личности:
Высший этический идеал совмещает в себе принцип гармонии и принцип нравственной свободы:
Метод освобождения творческих сил ребенка основан на том, чтобы дать им возможность упражнять свою способность к открытиям:
Мудрость, по К. Н. Вентцелю, заключается в способности видеть целостность всех целей:
Нравственность может рассматриваться и как условие творчества:
Основываясь на антропологическом знании природных сил ребенка, К. Н. Вентцель отказался признавать обязательность программ:
Педагог должен помочь ребенку только в том, в чем ребенок сам себе помочь пока не в силах:
Педагог определяет систему целей:
Понятие гармонии является для К. Н. Вентцеля более емким по содержанию, чем понятие "свобода":
Свободная личность - личность, в которой подсознательное овладело сознанием:
Творческая жизнь рассматривается как жизнь, созидающая себя в творчестве и духовных ценностях жизни:
Теоретики свободного воспитания недооценивали свободы как системного явления педагогического процесса: