В дошкольном возрасте актуальной становится социально-психологическая развивающая деятельность, работа с эмоционально-волевой сферой школьников:
В качестве основной коррекционной программы ФПР выступает при работе с детьми с парциальной несформированностью ВПФ преимущественно регуляторного и вербально-логического компонентов:
В старшем школьном возрасте наиболее значима личностно-ориентированная развивающая работа:
Интериоризация приемов тонизирования аффективной регуляции достигается отработкой приемов поведения в адекватных культуре играх и навыках социального поведения:
Коррекционные занятия не могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов, что определяется включением методов третьего уровня:
Креативные методы актуализируют и закрепляют любые телесные навыки, предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции:
На этапе адаптации в начальном звене целесообразно проводить развивающую работу когнитивного содержания, а также занятий, способствующих развитию произвольной регуляции эмоциональной и поведенческой сферы:
Непроизвольные навыки могут формироваться в ходе упражнений и заданий, требующих от школьников сосредоточения внимания, контроля за поведением:
Основанием для выделения уровней является представление об определенных этапах в развитии мыслительных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности:
Основное содержание коррекционной работы - создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка:
При переходе из начального в среднее звено сохраняет свое значение когнитивное развитие, однако ведущей становится работа по формированию новой социальной и личностной позиции школьников в отношении обучения, отношений со сверстниками и взрослыми:
Принцип замещающего онтогенеза задает эталон развития на данном возрастном этапе, устанавливает механизмы причинных связей сегодняшнего и завтрашнего дня:
Психологическая коррекция базовых составляющих психического процесса предполагает одновременное развитие тонической основы аффективной регуляции и отработку способов аффективного приспособления к окружающему:
Регуляторные навыки могут формироваться в ходе упражнений и заданий, требующих от школьников сосредоточения внимания, контроля за поведением:
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном и смысловом:
Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно когнитивным методам:
Социально-личностное становление ребенка является естественным продолжением формирования в раннем возрасте и дальнейшим "наращиванием" базальной структуры аффективных регуляций, базовых аффективных составляющих психической деятельности:
Социально-личностное становление ребенка является естественным продолжением формирования в раннем возрасте и дальнейшим "наращиванием" базальной структуры аффективных регуляций, базовых аффективных составляющих психической деятельности:
Существуют три направления коррекционной работы: методы двигательной коррекции, перцептивной и собственно когнитивные методы: